ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Как вести себя с «трудными детьми»
Памятки классным руководителям
Педагог-психолог МОУ «СОШ№7»
г. Саратова
Пелагеина Г.И.
Школа пронизывает ребенка тысячами социальных связей,
которые помогают выработке нравственного характера.
Воспитывать – значит организовывать жизнь.
В правильной жизни правильно растут дети.
Л.С. Выготский
В своей профессиональной деятельности классный руководитель встречается с проблемой «трудных» учащихся. Поведение, которое не укладывается в нормативные требования семьи, школы и общества называют «девиантным». Девиантное поведение включает несколько форм:
1.Делинкветное поведение – направлено на нарушение социально-нравственных норм. Но оно не является уголовно наказуемым (в отличие от криминального поведения).
2.Аддиктивное поведение - характеризуется стремлением подростков к уходу от реальности (тяга к азартным играм, компьютерная зависимость, токсикомания, алкоголизм, наркомания).
3.Пассивное поведение, повышенная тревожность проявляются как скрытые формы неблагополучия ребенка. Часто, такие учащиеся не попадают в поле внимания педагогов, хотя и нуждаются в особом педагогическом подходе.
Условно можно выделить три основные группы так называемых «трудных» детей, имеющих проблемы в эмоциональной сфере:
1. Агрессивные дети. В жизни каждого ребенка бывали случаи, когда он проявлял агрессию, поэтому обращается внимание на степень проявления агрессивной реакции, длительность действия и характер возможных причин, порой неявных, вызвавших аффективное поведение.
2. Эмоционально расторможенные дети. Такие дети на все реагируют слишком бурно: если они выражают восторг, то так экспрессивно, что заводят весь класс; если страдают – их плач и стоны слишком громкие и вызывающие.
3. Слишком застенчивые, тревожные дети. Они стесняются явно выражать эмоции, а свои проблемы переживают тихо, боясь обратить на себя внимание.
Рекомендации по работе с детьми
с эмоциональными нарушениями.
На диагностическом этапе необходимо определить особенности семейного воспитания, отношение окружающих к ребенку, уровень его самооценки, психологический климат в классе. На этом этапе используются такие методы, как наблюдение, беседа с родителями и учащимися, анкетирование.
Обстановка в семье напрямую влияет на эмоциональную сферу детей. Игнорирование учителем индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка может быть причиной негативных психических состояний учащегося, школьных фобий, когда ребенок боится идти в школу, отвечать у доски.
Таким детям требуется доброжелательное и понимающее общение, игры, рисование, подвижные упражнения, музыка, а самое главное – внимание. Их родителям нужно рекомендовать организацию режима дня.
Предлагаемые памятки помогут педагогам эффективно взаимодействовать с различными категориями детей, входящих в
группу «трудных».
Как взаимодействовать с агрессивными детьми?
1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.
2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
3. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.
4. Наказания не должны унижать ребенка.
5. Обучать приемлемым способам выражения гнева.
6. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
7. Развивать способность к эмпатии.
8. Расширять поведенческий репертуар ребенка
19. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.
Как взаимодействовать с упрямым ребенком?
1. Прежде, чем перевоспитывать, убедитесь, что ребенок не левша. При доминировании правого полушария у детей очень часто развито упрямство.
2. Задумайтесь, не упрямы ли вы сами и не делайте ребенка жертвой собственных конфликтов.
3. Не объявляйте войну упрямству, а задумайтесь, что мучает ребенка? Ищите источник стресса. Поймите ребенка и проявите чуткость.
4. Переключите упрямство ребенка на что-то захватывающее и интересное для него. Не требуйте невозможного и не пытайтесь унизить его чувство собственного достоинства. Не забудьте похвалить, если он выполнил ваше задание.
5. Если нет реальных поводов для упрямства, а «дух противоречия» беспричинен, то это может свидетельствовать о заболевании, необходимо обратиться к врачу.
Как взаимодействовать с застенчивыми детьми.
Этим детям свойственны страхи, тревожные опасения, боязнь нового, незнакомого, низкая адаптивность. Появляются навязчивость и чрезмерная мнительность, застенчивость. Важно, как выглядит в глазах других: в неудобных, стыдливых ситуациях испытывают тяжелый стресс, который долго переживают. Склонны к СУИЦИДУ, внушаемы:
1. Не ставить в ситуацию неопределенности, неизвестности.
2. Не включаться в игру его болезней, дать работу, когда здоров.
3. Включать в общественные посильные дела.
4. Хвалить самостоятельность.
5. Стимулировать личную ответственность.
6. Не создавать напряжения во взаимоотношениях, не угрожать.
Отношения ровные, открытые. Ребенок должен понимать ваши эмоции и чувства к нему. Негативизм относить к своему поступку, но не к личности в целом. Ребенок должен расстаться с вами, успокоившись.
7. Если уровень его притязаний завышен, помогите найти адекватный.
8. Быть осторожным с передачей стрессовой информации. Не допускать, чтобы ребенок выбегал из (помещения) класса- это опасно. Сразу же последовать за ним. Даже когда он расстроен, не выводить его из класса, чтобы не закрепилась привычка уйти из класса, если расстроен.
9. Иногда можно позволить отвечать с места или письменно.
Как правило, эти дети из семей по типу воспитания высокой моральной ответственности. И для этих детей самое страшное- ошибиться или кого-то подвести.
Задача учителя научить детей спокойно относиться к ошибкам, иметь желание их исправить, находя при этом варианты решения проблемы.
Как взаимодействовать с замкнутыми (аутичными) детьми.
Этих детей характеризует уход в себя, отстраненность от мира и его боязнь. Ребенок испытывает определенные страхи. Склонны к развитию логического мышления. Учатся неплохо, но интересы часто нетипичные (о строении мира, о потустороннем мире). Любят много читать и мечтать. Развита речь, но часто формальна. Негативные черты: эмоциональная холодность, не испытывает большой привязанности к родителям. В работе попробовать опираться на его сильные стороны.
1. Не призывать к совести, не читать морали.
2.Учитывать наличие страхов, методом наблюдения (особенно анализом рисунков) определить тематику страхов.
3. Помощь в развитии речи, внимания, моторики, формирование навыков изобразительной деятельности.
4. Смягчение общего эмоционального дискомфорта, тревоги.
5. Стимуляция психической активности, направленной взаимодействие со сверстниками и взрослыми (помощь в подготовке классных мероприятий).
6. Учитывать интерес к точным наукам - математике, физике.
7. Учитывать парадоксальность и непредсказуемость от мышления до чувств и поступков.
8. Не навязывать поручение, но и не отвергать. Давать ему почувствовать принадлежность к классному коллективу.
Как взаимодействовать с тревожными детьми
1. Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
2. Не сравнивайте ребенка с окружающими.
3. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
4. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
5. Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
6. Демонстрируете образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
7. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
8. Будьте последовательны в воспитании ребенка.
9. Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.
10. Используйте наказание в крайних случаях.
11. Не унижайте ребенка, наказывая его.
Как взаимодействовать с «отверженными» детьми.
1.Покажите, что вы ему доверяете.
2.Хвалите за каждое выполненное дело. Ставьте в ситуацию успеха.
3.Успехи ребенка обсуждайте со всем классом.
4.Давайте «важные поручения» (посильные для данного ребенка), которые оценил бы весь класс.
5.Важно вовремя поощрить ребенка за проявленное старание.
6.Единство требований семьи и школы.
7.Учет индивидуальных особенностей!!!
8.Наказывать за проступок, объяснять причину.
9.Искать положительное в личности ребенка, в воспитании – опора на положительное.
10.Следует четко и доступно предъявлять ребенку систему педагогических требований. «Разумная» требовательность.
11.Отмечать хорошие поступки
12.Проявляйте терпение и выдержку.
13.Доверяйте ему, покажите, что вы его цените и за что вы его цените.
14.Нельзя строить воспитание на запретах: вспомните – запретный плод сладок. Нельзя злоупотреблять нравоучениями.
Гиперактивные дети.
Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности резко выделяются на фоне сверстников своим поведением: чрезмерной активностью, излишней подвижностью, суетливостью, невозможностью надолго сосредоточить внимание на чем-либо.
Специалисты утверждают, что гиперактивность – это лишь одно из проявлений целого комплекса нарушений, отмечаемых у таких детей. Главная же проблема – неразвитость механизмов внимания и тормозящего контроля.
Как взаимодействовать с гиперактивными детьми.
1.Работу с гиперактивным ребенком следует строить индивидуально, при этом основное внимание уделить проблеме отвлекаемости и слабой организации деятельности;
2. По возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с синдромом дефицита внимания и поощрять его за хорошее поведение;
3.Во время уроков ограничивать до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ребенка – в центре класса;
4.Предоставлять ребенку возможность всегда обращаться за помощью к учителю в случае затруднений;
5.Учебные занятия строить по четко распланированному, стереотипному распорядку;
6.Научить гиперактивного ребенка пользоваться специальным дневником или календарем;
7.Задания, предлагаемые на уроке, писать на доске;
8.На определенный отрезок времени давать только одно задание;
9.Дозировать выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы, внося необходимые коррективы;
10.Во время учебного дня предусматривать возможность для двигательной "разрядки": занятия физическим трудом, спортивные упражнения и т.п.
Литература.
1.Змановская Е. В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения: Учебное пособие для студентов ВУЗов. — 2 изд, исправл. — М.: Академия, 2014.
2. Микляева А.В., Румянцева П.В. «Трудный класс» диагностическая и коррекционная работа. - СПб.: Речь, 2007
3. Степанова В.Г. Психология трудных школьников. Учебное пособие для учителей и родителей.- М,: Академия,2018
4. Шилова Т.А. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении. Практическое пособие.- М.,2004
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.