Памятка
Оценка 4.8

Памятка

Оценка 4.8
docx
09.09.2023
Памятка
памятка классным руководителям.docx

 

 

 

                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

 

         Как вести себя с «трудными детьми»

 

 

 

 

                 Памятки классным руководителям

 

 

 

 

 

 

                                                                                                       

                                                                                   Педагог-психолог МОУ «СОШ№7»

                                                                                   г. Саратова

                                                                                   Пелагеина Г.И.

 

 

 

                                                                          

 

 

 

 

 

                         

                                  Школа пронизывает ребенка тысячами социальных связей,  

                                  которые  помогают выработке нравственного характера.

                                  Воспитывать – значит организовывать жизнь.

                                  В правильной жизни правильно растут дети.

                                                                                   Л.С. Выготский

 

В своей профессиональной деятельности классный руководитель встречается с проблемой «трудных» учащихся. Поведение, которое  не укладывается в нормативные требования семьи, школы и общества  называют «девиантным». Девиантное поведение включает несколько форм:

1.Делинкветное поведение – направлено на нарушение социально-нравственных норм. Но оно не является уголовно наказуемым (в отличие от криминального поведения).

2.Аддиктивное поведение - характеризуется стремлением подростков к уходу от реальности (тяга к азартным играм, компьютерная зависимость, токсикомания, алкоголизм, наркомания).

3.Пассивное поведение, повышенная тревожность проявляются как скрытые формы неблагополучия ребенка. Часто, такие учащиеся не попадают в поле внимания педагогов, хотя и нуждаются в особом педагогическом подходе.

  Условно можно выделить три основные группы так называемых «трудных» детей, имеющих проблемы в эмоциональной сфере:

       1. Агрессивные дети. В жизни каждого ребенка бывали случаи, когда он проявлял агрессию, поэтому обращается внимание на степень проявления агрессивной реакции, длительность действия и характер возможных причин, порой неявных, вызвавших аффективное поведение.

          2. Эмоционально расторможенные дети. Такие дети на все реагируют слишком бурно: если они выражают восторг, то так экспрессивно, что заводят весь класс; если страдают – их плач и стоны слишком громкие и вызывающие.

        3. Слишком застенчивые, тревожные дети. Они стесняются явно выражать эмоции, а свои проблемы переживают тихо, боясь обратить на себя внимание.

 

           

               Рекомендации по работе с детьми

          с  эмоциональными      нарушениями.

      На диагностическом этапе необходимо определить особенности семейного воспитания, отношение окружающих к ребенку, уровень его самооценки, психологический климат в классе. На этом этапе используются такие методы, как наблюдение, беседа с родителями и учащимися, анкетирование.

      Обстановка в семье напрямую влияет на эмоциональную сферу детей. Игнорирование учителем индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка может быть причиной негативных психических состояний учащегося, школьных фобий, когда ребенок боится идти в школу, отвечать у доски.

      Таким детям требуется доброжелательное и понимающее общение, игры, рисование, подвижные упражнения, музыка, а самое главное – внимание. Их родителям нужно рекомендовать организацию режима дня.

Предлагаемые памятки помогут педагогам эффективно взаимодействовать  с различными категориями детей, входящих в

группу «трудных».

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           

 

      

 

         

Как взаимодействовать с агрессивными детьми?

 

1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.

2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.

3. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.

4. Наказания не должны унижать ребенка.

5. Обучать приемлемым способам выражения гнева.

6. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.

7. Развивать способность к эмпатии.

8. Расширять поведенческий репертуар ребенка

19. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.

            

          

   

       Как взаимодействовать с упрямым ребенком?

1.    Прежде, чем перевоспитывать, убедитесь, что ребенок не левша. При доминировании правого полушария у детей очень часто развито упрямство.

2.   Задумайтесь, не упрямы ли вы сами и не делайте ребенка жертвой собственных конфликтов.

3.   Не объявляйте войну упрямству, а задумайтесь, что мучает ребенка? Ищите источник стресса. Поймите ребенка и проявите чуткость.

4.   Переключите упрямство ребенка на что-то захватывающее и интересное для него. Не требуйте невозможного и не пытайтесь унизить его чувство собственного достоинства. Не забудьте похвалить, если он выполнил ваше задание.

5.   Если нет реальных поводов для упрямства, а «дух противоречия» беспричинен, то это может свидетельствовать о заболевании, необходимо обратиться к врачу.

 

 

  

 

 

             Как взаимодействовать с застенчивыми детьми.

Этим детям свойственны страхи, тревожные опасения, боязнь нового, незнакомого, низкая адаптивность. Появляются навязчивость и чрезмерная мнительность, застенчивость. Важно, как выглядит в глазах других: в неудобных, стыдливых ситуациях испытывают тяжелый стресс, который долго переживают. Склонны к СУИЦИДУ, внушаемы:

1. Не ставить в ситуацию неопределенности, неизвестности.

2. Не включаться в игру его болезней, дать работу, когда здоров.

3. Включать в общественные посильные дела.

4. Хвалить самостоятельность.

5. Стимулировать личную ответственность.

6. Не создавать напряжения во взаимоотношениях, не угрожать.

Отношения ровные, открытые. Ребенок должен понимать ваши эмоции и чувства к нему. Негативизм относить к своему поступку, но не к личности в целом. Ребенок должен расстаться с вами, успокоившись.

7. Если уровень его притязаний завышен, помогите найти адекватный.

8. Быть осторожным с передачей стрессовой информации. Не допускать, чтобы ребенок выбегал из (помещения) класса- это опасно. Сразу же последовать за ним. Даже когда он расстроен, не выводить его из класса, чтобы не закрепилась привычка уйти из класса, если расстроен.

9. Иногда можно позволить отвечать с места или письменно.

Как правило, эти дети из семей по типу воспитания высокой моральной ответственности. И для этих детей самое страшное- ошибиться или кого-то подвести.

Задача учителя научить детей спокойно относиться к ошибкам, иметь желание их исправить, находя при этом варианты решения проблемы.

    

         

 

 

  

 

     Как взаимодействовать с замкнутыми (аутичными) детьми.

 

Этих детей характеризует уход в себя, отстраненность от мира и его боязнь. Ребенок испытывает определенные страхи. Склонны к развитию логического мышления. Учатся неплохо, но интересы часто нетипичные (о строении мира, о потустороннем мире). Любят много читать и мечтать. Развита речь, но часто формальна. Негативные черты: эмоциональная холодность, не испытывает большой привязанности к родителям. В работе попробовать опираться на его сильные стороны.

1. Не призывать к совести, не читать морали.

2.Учитывать наличие страхов, методом наблюдения (особенно анализом рисунков) определить тематику страхов.

3. Помощь в развитии речи, внимания, моторики, формирование навыков изобразительной деятельности.

4. Смягчение общего эмоционального дискомфорта, тревоги.

5. Стимуляция психической активности, направленной взаимодействие со сверстниками и взрослыми (помощь в подготовке классных мероприятий).

6. Учитывать интерес к точным наукам - математике, физике.

7. Учитывать парадоксальность и непредсказуемость от мышления до чувств и поступков.

8. Не навязывать поручение, но и не отвергать. Давать ему почувствовать принадлежность к классному коллективу.

 

 

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Как взаимодействовать с тревожными детьми

1. Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.

2. Не сравнивайте ребенка с окружающими.

3. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.

4. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.

5. Чаще обращайтесь к ребенку по имени.

6. Демонстрируете образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.

7. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.

8. Будьте последовательны в воспитании ребенка.

9. Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.

10. Используйте наказание в крайних случаях.

11. Не унижайте ребенка, наказывая его.

                

        Как взаимодействовать с «отверженными» детьми.

1.Покажите, что вы ему доверяете.

2.Хвалите за каждое выполненное дело. Ставьте в ситуацию успеха.

3.Успехи ребенка обсуждайте со всем классом.

4.Давайте «важные поручения» (посильные для данного ребенка), которые оценил бы весь класс.

5.Важно вовремя поощрить ребенка за проявленное старание.

6.Единство требований семьи и школы.

7.Учет индивидуальных особенностей!!!

8.Наказывать за проступок, объяснять причину.

9.Искать положительное в личности ребенка, в воспитании – опора на положительное.

10.Следует четко и доступно предъявлять ребенку систему педагогических требований. «Разумная» требовательность.

11.Отмечать хорошие поступки

12.Проявляйте терпение и выдержку.

13.Доверяйте ему, покажите, что вы его цените и за что вы его цените.

14.Нельзя строить воспитание на запретах: вспомните – запретный плод сладок. Нельзя злоупотреблять нравоучениями.

                    

            

                   Гиперактивные дети.

      Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности резко выделяются на фоне сверстников своим поведением: чрезмерной активностью, излишней подвижностью, суетливостью, невозможностью надолго сосредоточить внимание на чем-либо.

      Специалисты утверждают, что гиперактивность – это лишь одно из проявлений целого комплекса нарушений, отмечаемых у таких детей. Главная же проблема – неразвитость механизмов внимания и тормозящего контроля.

              Как взаимодействовать с гиперактивными детьми.

1.Работу с гиперактивным ребенком следует строить индивидуально, при этом основное внимание уделить проблеме отвлекаемости и слабой организации деятельности;

2. По возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с синдромом дефицита внимания и поощрять его за хорошее поведение;

3.Во время уроков ограничивать до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ребенка – в центре класса;

4.Предоставлять ребенку возможность всегда обращаться за помощью к учителю в случае затруднений;

5.Учебные занятия строить по четко распланированному, стереотипному распорядку;

6.Научить гиперактивного ребенка пользоваться специальным дневником или календарем;

7.Задания, предлагаемые на уроке, писать на доске;

8.На определенный отрезок времени давать только одно задание;

9.Дозировать выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы, внося необходимые коррективы;

10.Во время учебного дня предусматривать возможность для двигательной "разрядки": занятия физическим трудом, спортивные упражнения и т.п.

 

 

 

 

                                     Литература.

 

 

1.Змановская Е. В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения: Учебное пособие для студентов ВУЗов. — 2 изд, исправл. — М.: Академия, 2014. 

2. Микляева А.В., Румянцева П.В. «Трудный класс» диагностическая и коррекционная работа. - СПб.: Речь, 2007

3. Степанова В.Г. Психология трудных школьников. Учебное пособие для учителей и родителей.- М,: Академия,2018

4. Шилова Т.А. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении. Практическое пособие.- М.,2004

 


 

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Школа пронизывает ребенка тысячами социальных связей, которые помогают выработке нравственного характера

Школа пронизывает ребенка тысячами социальных связей, которые помогают выработке нравственного характера

Рекомендации по работе с детьми с эмоциональными нарушениями

Рекомендации по работе с детьми с эмоциональными нарушениями

Как взаимодействовать с агрессивными детьми? 1

Как взаимодействовать с агрессивными детьми? 1

Как взаимодействовать с застенчивыми детьми

Как взаимодействовать с застенчивыми детьми

Как взаимодействовать с замкнутыми (аутичными) детьми

Как взаимодействовать с замкнутыми (аутичными) детьми

Как взаимодействовать с тревожными детьми 1

Как взаимодействовать с тревожными детьми 1

Гиперактивные дети. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности резко выделяются на фоне сверстников своим поведением: чрезмерной активностью, излишней подвижностью, суетливостью, невозможностью надолго сосредоточить внимание…

Гиперактивные дети. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности резко выделяются на фоне сверстников своим поведением: чрезмерной активностью, излишней подвижностью, суетливостью, невозможностью надолго сосредоточить внимание…

Литература. 1.Змановская

Литература. 1.Змановская
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.09.2023