Рекомендации для учителей, работающих с аутичными детьми:
1. Нужен посредник между ребенком и окружающими, который сопровождает его в школьной жизни, находится в контакте с учителями и родителями
2. Учителю необходимо установить предварительный контакт с аутичным ребенком
3. Чтобы избежать нежелательных конфликтов, учитель должен предварительно тактично предупредить и подготовить детей в классе к появлению аутичного ребенка.
4. Среди одноклассников педагогу необходимо найти детей, которые могли бы общаться на переменах с аутичным ребёнком.
5. Чтобы повысить мотивацию ребенка к обучению и вызвать потребность в диалоге, взрослый может на время проведения занятий с его согласия поменяться с ним ролями. Пусть ребенок попытается объяснить «непонятливому» взрослому, как выполнять то или иное задание. В этом случае он почувствует свою значимость.
6. Детям с аутизмом свойственны бесцельные монотонные движения, раскачивания. Отвлечь их от стереотипного ритма можно, используя эмоционально насыщенные ритмические игры и танцевальные движения.
7. Если ребенок не понимает инструкций и правил, которые вы ему предлагаете, ни в коем случае не навязывайте их насильно. Лучше присмотритесь к тому, что и как хочет делать он сам, подыграйте ему, займитесь тем, что ему интересно. Это поможет наладить с ребенком контакт.
8. Учителю следует заранее продумать и написать индивидуальные задания на карточках, которые он будет давать ребенку при малейших признаках усталости или недовольства с его стороны.
9. Для того чтобы помочь ребенку ориентироваться на рабочем месте, желательно сделать разметку на столе или парте: нарисовать контуры тетради или листа, линейки, ручки. Тогда ему легче будет привыкнуть к своей парте и осмыслить, что от него требуется.
10. Если ребенок работает в прописях, можно указывать в них стрелками направление движения руки. Аутичным детям рекомендуется давать графические задания, в которых требуется узнать и дорисовать какую-то деталь предмета, а не нарисовать его полностью.
11. Иногда аутичному ребенку необходима физическая помощь в организации действия: взрослый в буквальном смысле «работает» руками ребенка, пишет или рисует вмести с ним, держа один карандаш.
12. Для улучшения пространственно-временной ориентации аутичного ребенка необходима терпеливая работа педагога. Можно составить план группы класса или всей школы с указанием расположения предметов; оформить распорядок дня, используя символы и рисунки.
13. Педагогу надо установить ряд правил связанных с контролем успеваемости:
- разрешать отвечать материал в любой удобной форме (письменной, устной, возможно на компьютере);
- предоставлять дополнительное время для написания работ;
- разрешать переписывать контрольные работы;
- принимать работу позже установленного срока;
- не сравнивать аутичного ребенка с другими детьми, а регулярно отслеживать динамику его развития;
14. Создать ситуацию успеха на тех предметах, где аутичный ребенок наиболее компетентен, для того, чтобы дети обращались к нему за помощью.
15. У педагога должно быть четкое понимание, сто аутичному ребенку важно научиться взаимодействовать с окружающими, что поможет ему адаптироваться в социуме.
Необходимые условия эффективности учебного процесса аутичного ребенка:
1. Психологическая совместимость учителя и ученика;
2. Разработка индивидуальной учебной программы для каждого ребенка по разным предметам, индивидуальных занятий со специалистами;
3. Постоянное сопровождение ребенка в течение учебного дня;
4. Взаимодействие специалистов с учителями по сопровождению аутичного ребенка;
5. Организация отдельного игрового пространства, где ребенок мог провести пугающую его перемену;
6. Соблюдение правил сопровождения аутичного ребенка во время учебного процесса;
7. Обязательный мониторинг ситуации, позволяющий оперативно вносить изменения в учебный процесс.
Учитель не решает коррекционных задач, главное для него-сделать образовательный процесс максимально эффективным, используя специальные методы, приемы и средства. При этом важно не забывать, что каждый урок в целом проводится для всех учеников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.