Проблема «особого ребенка» - это всегда проблема и детей и родителей.
Психофизические особенности детей могут отразиться на развитии привязанности между родителями и ребенком.
Для большинства родителей физические и психические особенности тяжелые заболевания их ребенка – серьезное испытание в их жизни.
Уход за беспомощным ребенком опустошает физически и эмоционально. Родителей подстерегают частые стрессы. Возникают конфликты и проблемы во взаимоотношениях супругов.
Этика взаимоотношений с такими родителями, требуют от специалистов особой тактичности, внимательности. Очень важно наладить отношения с родителями, ведь им тоже необходима психологическая помощь и поддержка. Все участники процесса должны способствовать тому, чтобы родители давали выход накопившемся чувствам горя и озлобления, но только в том случае, если родители склонны выражать свои чувства.
Семьи с больными детьми часто испытывают чувство беспомощности и одиночества. В изматывающей и безнадежной ситуации всегда желательно помочь родителям научиться решать сиюминутные проблемы: если родители научатся справляться с ситуацией и жить сегодняшним днем, то у них появится надежда и ощущение компетентности.
ЭТИЧНО |
НЕ ЭТИЧНО |
В разговоре с родителями называть ребенка |
В разговоре с родителями употреблять слова «этот ваш ребенок» |
Обращаться к родителям по имени отчеству или по имени, предварительно попросив разрешение |
Обращаться «мамочка» |
Обсуждать проблемы ребенка только с родителями |
Обсуждать проблемы ребенка в присутствии других людей |
Использовать выражения: ментальные проблемы, недостаточный уровень интеллектуального развития |
Употреблять термин «умственно отсталый» |
Если требуется сравнение с детьми без проблемы в развитии, использовать термины: «дети с типичным развитием», «при типичном развитии». |
Употреблять слова: «мы занимаемся только здоровыми, нормальными детьми» |
Использовать выражения: «нетипичное развитее», «особый ребенок», «ребенок с особенностями в развитии» |
Использовать выражение «больные ненормальные дети» |
Если ребенок не сразу демонстрируют какой-то навык, а родители утверждают, что дома он это выполняет, можно указать, что «он пока не может, пока не получается, но мы будем стараться» |
Говорить: «Нет, этот ребенок не может этого делать. Он никогда этого не сделает. Вы же видите, он не выполняет инструкцию» |
Если ребенок по какой-то причине не может заниматься в контактной группе, рекомендуется сказать, что «эта группа не подходит ему» |
Говорить: «он не подходит этой группе» или «группа не сможет принять его, дети будут его сторониться или стесняться» |
Если групповые занятия на данном этапе не возможны, следует отметить, что «навыки, которые необходимо сформировать первыми, проще и эффективнее формировать на индивидуальных занятиях» |
Говорить: «о групповых занятиях не может быть и речи, он не потянет. Будет мешать другим детям» |
После каждого занятия обязательно подводить итог и отметить результат «сегодня мы учились» |
Указывать на недостатки |
Если не удается сформировать у ребенка специальные образовательные навыки, важно донести до родителей позитивную информацию: «Я подумаю, посоветуюсь с другими педагогами, и мы подберем оптимальные методы, приемы и формы работы с (указать имя ребенка)» |
Говорить: «он не научится это делать. Вы же знаете, какие проблемы (заболевания) у вашего ребенка. Сколько бы мы не пытались это освоить, ничего не получается» |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.