Тьюторское сопровождение ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
СДВГ характеризуется нарушением со стороны внимания, двигательной расторможенностью (гиперактивностью) и импульсивностью поведения. Кроме того, для большинства детей с этим синдромом характерны недостатки координации движения, несформированность мелкой моторики рук (что выражается в двигательной неловкости, неуклюжести).
Дети чрезвычайно подвижны: все время бегают, крутятся, пытаются куда-то забраться. Их избыточная моторная активность бывает бесцельной, несоответствующей требованиям конкретной обстановки. Такому ребенку необходимо тьюторское сопровождение.
Тьютору важно давать четкие, конкретные инструкции, соблюдать четкий ритм, структуру, организацию.
Сопровождение тьютором данной категории детей и организация их обучения имеет свои особенности:
-форма организации занятий должна быть индивидуальной или в небольшой группе;
-необходимо ограничивать до минимума факторы, которые могут отвлекать ребенка;
-учебный процесс нужно строить по четкому распланированному, стереотипному распорядку;
-не нужно давать ребенку многоступенчатых инструкций;
-на определенный отрезок времени предлагать только одно задание;
-большие задания лучше разбивать на несколько блоков с обсуждением промежуточных результатов работы;
-использовать разнообразный наглядный материал; игровые приемы, сюрпризные моменты;
-часто менять вид деятельности, позу;
-предусматривать возможность для двигательной «разрядки» в ходе занятий: релаксионные упражнения, пальчиковую гимнастику.
Тьютор должен постоянно тренировать совместную координацию рук и глаз. Следить за правильным расположением и осанкой, уметь удалять отвлекающие факторы, соблюдать перерывы на занятиях и сенсорную активность.
Тьютор может сдерживать активность ребенка и направить в «мирное русло» -(давая различные поручения), поручить ему собрать тетради или раздать книги для всего класса, вытирать доску, проводить физкультминутку на уроке.
Тьютору необходимо постоянное разъяснение правил поведения, их четкое проговаривание, поощрение (похвала) правильных действий. В комфортном месте тьютор может поговорить с ребенком, обсудить ситуацию, помочь успокоиться, прежде чем снова вернуться в класс.
В целях успокоения можно использовать различные приспособления для релаксации (игрушки «антистресс», «мячики», «мешочки с крупой» и т.п.).
Тьютор может использовать совместное письмо. Первое время тьютор сам стирает неправильно написанное, чтобы не тратить на это силы ребенка.
Ручка и карандаш могут быть со специальной накладкой, обмотаны мягкой тканью, поролоном, чтобы ребенку было легче держать их. Если письменные принадлежности падают, поднимать их первоначально тоже лучше тьютору. Можно использовать технику «мокрое письмо». Ребенок пишет на доске не мелом, а мокрой губкой. Нужно решить пример, пока он не высохнет. При этом писать ребенку легче, чем мелом.
Жесты- пальчиковая гимнастика помогает развивать моторику руки.
Вибрационный массаж будит внимание, тонизирует тело и улучшает концентрацию.
Воздействие тяжестью на сенсорную систему- это жилеты и пояса с утяжелителями, а также утяжеленная подушка на колени, приводит к уменьшению реакции на внешние раздражители и высвобождает силы для фокусирования внимания.
Тьютору необходимо использовать позитивное, уравновешенное и последовательное отношение к ребенку с СДВГ.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.