Тьюторское сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра РАС).
У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков.
Сопровождение ребенка тьютором может стать основным, если не самым необходимым, компонентом, который приведет к успеху в процессе социализации.
Ребенку с аутизмом необходима постоянная поддержка тьютора, его ободрение, чтобы перейти к более активным и сложным отношениям с миром.
Тьютору необходимо умение чувствовать настроение ребенка, понимать его поведение.
Общение с ребенком должно осуществляться негромким голосом, даже шепотом, особенно если ребенок возбужден. Одежда тьютора должна быть темных тонов и в ней должно быть постоянство- это поможет ребенку привыкнуть к нему. Без помощи тьютора ребенку сложно установить контакты со сверстниками.
В процессе работы и поведения аутичного ребенка выявляются стимулы, на которые необходимо опираться в ходе коррекционной работы.
Тьютор может комментировать происходящее в классе ребенку и использовать для этого карточки с описанием элементов урока. Тьютор регулярно проводит физкультминутки или просто прогуливается по коридору с аутичным ребенком для повышения общего тонуса (встать, потянуться, походить, присесть).
Тьютор на уроке может применять специальные приемы активации нервной системы по адаптивной ФК: воздействие пальцами (легкий нажим) на мышцы спины вдоль позвоночника, поглаживание межреберных мышц, массаж кончиков пальцев, мочек ушей.
А на перемене необходимы активное движение и свежий воздух!
При формировании навыка письма тьютор может использовать письмо с поддержкой- «рука в руке». Дополнительно тренировать руку- сгибание-разгибание пальцев, работа с поролоновым мячиком, мешочком с песком.
Процесс адаптации ребенка с РАС является длительным и не стабильным. Наблюдения показывают, что для ребенка РАС важна продолжительность контактов. Это относится, прежде всего к тьютору, который проводит с ребенком максимально длительное время.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.