Голышева Ирина Владимировна
педагог дополнительного образования
МБДОУ «Детский сад №25 «Ромашка» г. Нефтеюганск
Памятка для родителей
«ТРИЗ в нетрадиционных способах рисования»
Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!
Вам придется вспомнить свое детство и помочь малышам научиться экспериментировать с красками. Существует множество нетрадиционных техник рисования. Познакомимся с некоторыми из них.
Восковые мелки (свеча) + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура
Материалы: восковые мелки (свеча), плотная белая бумага, акварель, кисти
Способ получения изображения: Ребёнок рисует восковыми мелками (свечой) на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками (свечой) остается незакрашенным.
Монотипия предметная
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: Ребёнок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, так же складывая лист после рисования нескольких украшений.
Кляксография с трубочкой
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.
Способ получения изображения: Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложечкой и выливает её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Рисунки из ладошки
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: гуашь или акварель, кисть, простой карандаш, ладошка ребёнка, любая бумага.
Способ получения изображения: Растопырив пальчики, ребёнок прикладывает ладошку к листу бумаги и обводит простым карандашом. Используя различные линии, ребенок дорисовывает необходимый рисунок. Затем раскрашивает изображение красками.
Граттаж (пер. с франц. «скрести, царапать»)
Средства выразительности: линия, цвет, фактура.
Материалы: лист бумаги, свеча, гуашь, жидкое мыло, чёрная тушь, палочки для процарапывания (можно использовать спицу для вязания).
Способ получения изображения:
1. Покрыть весь лист любой цветной гуашью (можно использовать несколько цветов или цветной картон)
2. Всю поверхность листа натереть свечой.
3. Покрыть чёрной тушью, чтобы тушь не сворачивалась на парафине, добавить в неё жидкое мыло (1 капля мыла на столовую ложку туши).
Способ получения изображения:
Покрыть весь лист любой цветной гуашью (можно использовать несколько цветов или цветной картон) Всю поверхность листа натереть свечой.
Рисование мыльными пузырями
Средства выразительности: цветные круги.
Материалы: шампунь, гуашь, лист бумаги, трубочка для коктейля, тонкая кисточка (фломастеры).
Способ получения изображения: Педагог в баночку с гуашью вливает шампунь, добавляет немного воды, все хорошо размешивает – раствор готов. Вставляет трубочку в стаканчик. Ребёнок начинает дуть в трубочку до тех пор, пока не образуется пышная пена. Затем стаканчик с пеной накрывается листом бумаги – получается изображение. Можно приложить лист к стаканчикам с другими цветами гуаши.
Когда изображение подсохнет, педагог предлагает дорисовать недостающие детали.
Отпечатки листьев
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, листья разных деревьев, гуашь, кисти.
Способ получения изображения: Ребёнок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берётся новый лист. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Используемая литература:
1.Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.: КАРО, 2007.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.