Данная памятка направлена на ознакомление родителей с основными речевыми нарушениями и причинами их возникновения. Подробно описываются основные компоненты речевой системы, которые нарушаются у детей с общим недоразвитие речи. Рассказывается, что должно быть сформировано у детей к 6 - 7 летнему возрасту.
Если 45 летний ребенок хорошо слышит, но говорит мало и
неразборчиво, может оказаться, что у малыша общее недоразвитие речи
(ОНР).
Современный ребенок к 4,55 годам должен овладеть всей системой родного
языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя развернутые
предложения; без труда пересказывать сказки и рассказы. Такой малыш
правильно произносит все звуки, легко произносит многосложные слова.
ОНР может быть выражено в разной степени: от полной невозможности
соединять слова в фразы или от произнесения вместо слов отдельных
звукоподражательных комплексов (муму, биби). В любом случае нарушение
касается всех компонентов языковой системы:
ФОНЕТИКА – нарушено:
восприятие и различение звуков на слух, особенно сходных по артикуляции и
близких по звучанию (сш, зж, пб и т.д.);
слов близких по звучанию, но разных по смыслу (мишкамиска, козакоса и т.
д.); повторение за взрослыми сходных слов (МашаДашакаша).
Искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов (фотография
атаграфия)
ЛЕКСИКА трудности в назывании:
частей предметов и объектов (сиденье, ствол, фундамент, затылок, виски и т.
д.)
глаголов, выражающих утонченность действий. Лакает, лижет, грызет,
откусывает, жует – все выражает глаголом «ест»
приставочных глаголов (подплыл, отплыл, приплыл и т.д.)
антонимов (гладкий шершавый и т. д.)
относительных прилагательных (шерстяной, песчаный, земляничный и т. д.)ГРАММАТИКА – чаще всего распространены ошибки:
в употреблении предлогов (платок лежит кармане и т.д.)
согласовании различных частей речи (подошел к два коня и т.д.)
построении предложений (шел Петя лес грибы собирать и т. д.)
В связной речи отражаются, естественно, все перечисленные особенности:
развернутые смысловые высказывания детей с ОНР отличаются и отсутствием
четкости, последовательностью изложения, отрывочностью;
отсутствие ритма и чувства рифмы мешает заучиванию стихотворений.
Для детей с ОНР характерна недостаточная сформированность процессов,
тесно связанных с речевой деятельностью, а именно:
Нарушены внимание и память;
Нарушена пальцевая и артикуляционная моторика.
Недостаточно сформировано словеснологическое мышление:
Дети трудно восстанавливают порядок расположения даже четырех предметов
после их перестановки, не замечают неточности в рисунках шутках, не всегда
выделяют слова по заданному признаку (хлопнуть в ладошки, если будет
названа одежда и т. д.)
Неточность или слабость подвижных органов артикуляции: языка, губ и т.д.
Установлено, что связь движений пальцев и речи взаимообусловлена: пальцы
малоподвижны – речь нечеткая, неточная. Такие дети с трудом держат
правильно ложку, карандаш, не могут зашнуровать ботинки.
испытывают затруднения при классификации предметов, обобщении явлений и
признаков. Суждения и умозаключения отрывисты, логически не связаны
между собой.
В процессе общения между собой некоторые дети слишком подвижны,
возбудимы, а иные наоборот, вялые, не проявляют ни к чему интереса. Есть
дети агрессивные, либо ранимые, обидчивые.
Причинами ОНР являются: различные неблагоприятные воздействия как во внутриутробном развитии, так
и во время родов (родовая травма, асфиксия), а также первые годы жизни
могут привести ребенка к общему недоразвитию речи.
Среди причин вызывающих повреждения или недоразвития мозга, которые
сказываются на недостаточность речевой деятельности, наиболее частыми
являются:
инфекции или интоксикации матери во время беременности;
токсикозы;
родовые травмы;
асфиксия;
несовместимость крови матери и плода по резусфактору или групповой
принадлежности крови;
заболевания центральной нервной системы (нейроинфекции);
травмы мозга в первые годы жизни ребенка.
Употребление алкоголя и никотина во время беременности также может
привести к нарушениям, одним из которых является ОНР.
Большая роль в возникновении речевых нарушений принадлежит генетическим
факторам, неблагоприятным условиям окружающей среды и воспитания.
Все эти нарушения, если их не исправить в детском возрасте, вызывают
трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой
определенные изменения личности в цепи развития: ребенок – подросток –
взрослый. Ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им
учиться, и в полной мере раскрыть свои природные способности и
интеллектуальные возможности.
Многолетняя практика показывает, что детей с такими нарушениями
речи, при систематической работе с ними, можно вывести из этого состояния
воспитать гармонично развитые личности.
Учительлогопед (Дорожкина О.А.)