Памятка для самоанализа урока
Оценка 5

Памятка для самоанализа урока

Оценка 5
Памятки
doc
администрации
Взрослым
26.02.2018
Памятка для самоанализа урока
Страх перед самоанализом – всегда очень плохой признак, говорящий или о низком профессионализме педагога, или о авторитарном стиле внутришкольного управления. На педагогическом совете мы решили вернуться к рассмотрению вопроса о самоанализе урока, как проявление рефлексии в повседневной жизни педагога, о роли завуча в оказании помощи учителю в овладении этим важнейшим профессиональным умением, для этого на методическом совете школы была разработана памятка для самоанализа урока. Заместитель директора с современной ориентацией, т.е. ориентацией на развитие учебно-воспитательного процесса и учителя, только тогда может помочь в этом развитии, когда он хорошо понимает возможности и проблемы педагога, имеет доступ в его творческую лабораторию.
Самоанализ урока.doc
Урок: самоанализ и анализ    “Кто на себя глядит, свой видит лик, Кто видит лик свой, цену себе знает,  Кто знает цену, строг к себе бывает,  Кто строг к себе ­ тот истинно велик!” (Пьер Гренгор ) Сегодня, когда у учителя, с одной стороны, есть возможность, заниматься творческой  деятельностью, быть автором учебных программ, педагогических технологий, а с другой  стороны ­ необходимость представлять результаты своей работы, при прохождении  аттестации, одним из главных его профессиональных умений является умение  осуществлять рефлексию хода и результатов своей обучающей деятельности. Это умение  имеет сферу применения от анализа отдельного учебного занятия – до глубокого  стратегического анализа всей своей деятельности и профессионально ­ значимых качеств.  Не каждый учитель в действительности владеет этим умением, так как в институтах этому  не учат, а от этого зависит и качество обучения. В связи с модернизацией образования на  первое место ставится качество преподавания и обучения учащихся.  Очень часто педагоги готовы провести много открытых уроков с условием, что они не  будут проводить саноанализ. Иногда – это приходится делать под давлением других  (заместителя директора по УВР или председателя МО), тогда наблюдается весьма не  приглядная картина: формальные, пустые фразы, беспомощность тех, кто анализирует, и не ловкость тех, кто при этом присутствует. Страх перед самоанализом – всегда очень плохой признак, говорящий или о низком  профессионализме педагога, или о авторитарном стиле внутришкольного управления. На  педагогическом совете мы решили вернуться к рассмотрению вопроса о самоанализе урока, как проявление рефлексии в повседневной жизни педагога, о роли завуча в оказании  помощи учителю в овладении этим важнейшим профессиональным умением, для этого на  методическом совете школы была разработана памятка для самоанализа урока. Заместитель директора с современной ориентацией, т.е. ориентацией на развитие учебно­ воспитательного процесса и учителя, только тогда может помочь в этом развитии, когда он хорошо понимает возможности и проблемы педагога, имеет доступ в его творческую  лабораторию. Работа завучей по развитию самоанализа предполагает решение ряда взаимосвязанных  задач. Необходимо:  Пропагандировать и разъяснять необходимость самоанализа;  Обязательно включать самоанализ в процедуру посещения и анализа уроков  Фиксировать лучшие образцы самоанализа и передавать их в МО учителей   предметников; Занимать в ходе самоанализа позицию открытого, эмпатического и активного  восприятия, быть готовым к постановке вопросов педагогу на понимание. На какие вопросы важно ответит при самоанализе? Самоанализ будет конструктивным и  качественным, если учитель ответит на вопросы памятки.  Памятка для самоанализа занятия А. Каков был замысел, план проведения занятия и почему? 1. Каковы главные основания выбора именно такого замысла урока? 1.1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе, в системе уроков? 1.2. Как он связан с предыдущими уроками, на что в них опирается? 1.3. Как урок работает на последующие уроки темы, разделы (в том числе других  предметов)? 1.4. Как были учтены при подготовке к уроку программные требования, образовательные  стандарты, стратегии развития данной школы? 1.5. В чем видится специфика этого урока, его особое предназначение? 1.6. Как и почему была выбрана именно предложенная форма занятия (и тип урока)? 2. Какие особенности учащихся класса были учтены при подготовке к уроку (и почему  именно эти особенности)? 3. Какие главные задачи решались на уроке и почему? 4. Чем обосновывается выбор структуры и темпа проведения урока? 5. Чем обосновывается конкретный ход урока? характер взаимодействия учителя и  учащихся? Почему были избраны именно такое содержание, такие методы, средства,  формы обучения? 6. Какие условия (социально­психологические, гигиенические, учебно­материальные,  эстетические) были созданы для проведения урока и почему? Б. Были ли изменения (отклонения, усовершенствования) по сравнению с первоначальным  планом в ходе урока? какие? почему? К чему они привели? В. Удалось ли:    решить на необходимом (или даже оптимальном) уровне поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения; избежать перегрузки и переутомления учащихся; сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроения, самочувствия?  Какова общая самооценка урока? Г. Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока? Каковы неиспользованные  резервные возможности? Что в этом уроке следовало бы сделать иначе, по­другому? Д. Какие выводы из урока необходимо сделать на будущее? Предложенный вариант содержит пять ключевых вопросов, обозначенных буквами. Они  задают достаточно четкую логику самоанализа, и его алгоритм. До любой внешней оценки урока учитель сам характеризует его по определенным  критериям: качество результатов, отсутствие перегрузок, мотивация и самочувствие  школьников. Большинство учителей школы сходится на том, что анализ урока необходим для  повышения качества обучения. Однако под основным механизмами, помогающими достичь  более высокие результаты в учебе, понимаются контроль и руководство процессом  запоминания знаний Для этого прежде, чем идти на урок, составляется беседа с учителем перед уроком. Примерные вопросы: 1. Как запланирована мотивация мыслительной деятельности учащихся? Каким путем  учитель планирует изложение нового материала: путем описательного или  доказательного объяснения? 2. Какова связь ранее усвоенных знаний, как их углубить и развивать в процессе  изучения нового? Как организуется деятельность учащихся? 3. Где и как будут формироваться умения, специальные знания для данного предмета,  и умения, общие для ряда предметов? Какова связь теоретического материала  урока с письменными, самостоятельными, контрольными, лабораторными работами, экспериментами, опытами? 4. Какие дидактические материалы подготовлены к каждому уроку? Роль и место  наглядных пособий на всех этапах урока. Сам по себе анализ урока как процесс осознания и самопознания формирует у учителя  аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения  проблем, обучения и воспитания. У нас разработано методическое пособие “Иду на урок”, где собраны анализы различных  типов уроков. Во время посещения уроков завуч берет эту папку, где собраны все  материала и перед уроком с учителем определяют тип урока и цель его посещения. И  анализ начинается сначала с самоанализа учителя, а потом анализа завуча.  В приложение предложены несколько анализов уроков. Оценка профессионального мастерства учителя – один из самых актуальных аспектов в  работе администрации. Это позволяет постоянно выявлять профессиональные затруднения, своевременно оказывать учителю помощь, видеть его рост, способствовать успешной  аттестации. А поскольку основной показатель педагогического профессионализма – урок,  то каждому завучу необходимо владеть мастерством его анализа. Об этом немало  написано, но тема эта – из разряда “вечных”: время, жизнь, сами руководители вносят в нее постоянные коррективы. В ходе анализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как бы со стороны,  осознать его как явление в целом , целенаправленно осмыслить совокупность собственных  теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во  взаимодействии с классом и конкретными учениками. Это­рефлексия, позволяющая  оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить  отдельные моменты индивидуального стиля деятельности. При анализе урока, как правило, оцениваются методы, способы активизации школьников,  эффективность освоения материала. Крайне редко урок анализируется с физиологи ­  гигиенических позиций, с точки зрения педагогики здоровья,а делать это надо постоянно,  помня, что сегодня из школы выходят лишь около 11% здоровых детей. В настоящие время многие ученые и практики сходятся на том, что педагоги должны  владеть различными схемами урока и анализировать урок применительно к различным  целям. Урок анализируется с позицией деятельности учителя и учеников, отдельных  дифференцированных групп учеников (учащихся с различной степенью подготовленности,  развитости способностей, социальной адаптации), с педагогических, психологических,  методических, физиолого­гигиенических, культурологических и др. Учитель и завуч,  посещающий урок, должны заранее ознакомлены с целями и схемами предполагаемого  анализа. Самоанализ урока №1 Анализ целей урока. Обоснована постановка   целей урока с учетом особенностей учебного материала, места данного урока в системе уроков по теме. Доведены идеи урока до учащихся. Цели урока достигнуты. Анализ   структуры   и   организации   урока.  Структура   урока   соответствует   его   целям.   Типа   урока (комбинированный),   его   структура,   логическая   последовательность   взаимосвязана   с   этапами   урока. Целесообразно   распределено   время   урока   между   ними.   Форма   обучения   выбрана   –   групповая,   т.к. Оборудование урока. Рациональная организация труда учителя и учащихся. Анализ   содержания   урока.  Содержание   урока   соответствует   требованиям   государственных   программ. Полнота, достоверность, доступность изложения. Научный уровень излагаемого материала. Генерализация основной идеи урока. Актуализация опорных знаний. Организация   самостоятельной   работы   учащихся.  Характер   тренировочных   упражнений,   виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, учет уровня подготовленности учащихся класса. Инструктаж и помощь учителя. Степень усвоения нового материала (эффективность). Связь нового с ранее изученным. Повторение (организация, формы, приемы, объем). Анализ методики проведения урока. Выбор методов, приемов и средств обучения соответствует содержанию учебного   материала,   поставленным   целям   урока,   учебным   возможностям   данного   класса,   соответствует методическому   аппарату   урока,   каждому   его   этапу   и   задачам   активизации   учащихся.   Уместно использовались дидактический раздаточный материал и технические средства обучения. Анализ работы  и поведение  учащихся  на уроке.  Общая  оценка  работы  класса.   Внимание  и прилежание. Интерес к предмету. Активность класса, работоспособность учащихся на разных этапах урока. Организация самостоятельной учебной работы учащихся. Оценка целесообразности и эффективности примененных форм учебной   работы.   Формирование   общеучебных   и   специальных   умений   и   навыков.   Выполнение   единых требований.  Сочетание коллективной и индивидуальной  работы.  Дисциплинированность класса и приемы поддержания дисциплины. Культура общения учителя с учащимися, соблюдение учителем норм педагогической этики и такта, оценка созданного учителем морально­психологического климата в данном коллективе. Качество знаний, умений и навыков. Умение вычленять ведущие идеи в материале урока, применять знания в различных ситуациях, приобретать с помощью имеющихся новые знания. Степень овладения практическими навыками. Характер проверки знаний учащихся учителем. Виды проверки.  Анализ   домашнего   задания,   полученного   учащимися.  Характер   домашнего   задания   ­   творческий, закрепляющий, развивающий его посильность). Элементы творчества, заслуживающие изучения и внедрения в практику работы учителей школы. Недостатки урока. Аспектный анализ ­ это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом  зрения какой­либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся. Примеры аспектов урока: Самоанализ урока №2 реализация учителем триединой задачи урока;  использование развивающих методов на уроке;  изучение способов активизации познавательной деятельности учащихся;  пути развития познавательного интереса;       формирование общеучебных методов и навыков у школьников;        проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся;  организация проблемного обучения на уроке и т.п.;   готовность учителя и учащихся к уроку (внешняя);  внутренняя, психологическая готовность учащихся к уроку;  организационные действия учителя (при необходимости);  планирование учителем  и сообщение учащимся  образовательных,  воспитательных  и развивающих задач урока;  какие   методы   проблемного   обучения   использовались   учителем   (поисковые,   исследовательские, проблемное изложение);  применение проблемных методов в учении школьников;  соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся;  объем и характер самостоятельных работ учащихся и соотношение репродуктивных и продуктивных самостоятельных работ;  учет учителем уровней актуального развития учащихся и зоны ближайшего их развития;  подходы к повышению у учащихся положительной мотивации учения;  постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, показ их разрешения;  владение учителем способами создания проблемных ситуаций;  соблюдение правил постановки учебной проблемы;  использование учебника, соотношение репродуктивной и частично поисковой работы с ним;  соответствие подбора наглядных пособий требованию проблемного обучения;       формирование специальных и общих учебных умений учащихся;   наличие у учащихся познавательских умений: формулировка проблемы, выдвижение и обоснование гипотезы,   нахождение  путей  доказательства   (опровержения)  гипотезы,   проверка  правильности  ее решения;  умения учащихся осуществлять логические операции;  развитие познавательных способностей учащихся на каждом этапе урока (что это доказывает);  затруднения возникшие у учащихся всего класса, у отдельных школьников, их причины, как они были устранены;  соблюдение требований проблемно ­ развивающего обучения к домашней работе учащихся: какие задания   были   предложены   (на   продолжение   исследования,   начатого   на   уроке,   решение   новой, нетиповой задачи, на актуализацию опорных знаний и умений, на применение знаний и умений в новой ситуации, на самостоятельное теоретическое осмысление);  учет   учителем   индивидуальных   особенностей,   способностей   и   подготовленности   учащихся   и предложение дифференцированных заданий;  что дал урок для развития у учащихся воли, интеллекта, эмоций, познавательных интересов, речи, памяти, самостоятельности мышления.  общая результативность урока.                 Схема самоанализа урока № 3 Общие сведения: школа, класс, дата проведения урока; тема урока, задачи урока.  Оборудование урока: какие средства обучения использовал учитель;  подготовлены ли наглядные пособия и технические средства4  как подготовлена классная доска к уроку;  Содержание урока: соответствует ли содержание программе, задачам урока;  проведена ли его дидактическая обработка;     формированию каких знаний, умений и навыков он способствует;   с каким материалом учащиеся работали впервые, какие знания, умения и навыки формировались и закреплялись на уроке;  как материал урока способствовал развитию творческих сил и способностей учащихся;  какие общеучебные и специальные умения и навыки развивались;  как осуществлялись межпредметные связи;  соблюдались ли внутрипредметные связи;  способствовало ли содержание урока развитию интереса к учению.  Тип и структура урока: какой тип урока избран, его целесообразность;  место урока в системе уроков по данному разделу;  как осуществлялась связь урока с предыдущими уроками;  каковы этапы урока, их последовательность и логическая связь;  соответствие структуры урока данному типу;  как обеспечивалась целостность и завершенность урока.  Реализация принципов обучения:                                       принцип направленности обучения на комплексное решение задач;  в чем выразились научность обучения, связь с жизнью, с практикой;  как реализовывался принцип доступности обучения;  с какой целью использовался каждый вид наглядности;  как соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений и навыков;  как   достигалась   сознательность,   активность   и   самостоятельность   учащихся,   как   осуществлялось руководство учением школьников;  в какой мере осуществлялось развитие учащихся на уроке;  какой характер познавательной деятельности преобладал (репродуктивный, поисковый, творческий); как реализовывались индивидуализация и дифференциация обучения;  как стимулировалось положительное отношение учащихся к учению.  Методы обучения: Организация учебной работы на уроке: в какой мере применяемые методы соответствовали задачам урока;  какой характер познавательной деятельности они обеспечивали;  какие методы способствовали активизации учения школьников;  как   планировалась   и   проводилась   самостоятельная   работа   и   обеспечивала   ли   она   развитие познавательной самостоятельности учащихся.  какова эффективность использованных методов и приемов обучения.  как осуществлялась постановка учебных задач на каждом этапе;  как сочетались разные формы: индивидуальная, групповая, классная;  осуществлялось ли чередование разных видов деятельности учащихся;  как организовывался контроль за деятельностью учащихся;  правильно ли оценивались знания и умения учащихся;  как учитель осуществлял развитие учащихся (развитие логического мышления, критичность мысли, умений сравнивать, делать выводы);  какие приемы использовал учитель для организации учащихся;  как подводил итоги этапов и всего урока.  Система работы учителя: умение общей организации работы на уроке: распределение времени, логика перехода от одного этапа к другому, управление учебной работой учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины; показ учащимся рациональных способов учебной работы;  определение объема учебного материала на урок;  поведение   учителя   на   уроке:   тон,   такт,   местонахождение,   внешний   вид,   манеры,   речь, эмоциональность, характер общения(демократичный или авторитарный), объективность;  роль учителя в создании нужного психологического микроклимата.  Система работы учащихся: организованность и активность на разных этапах урока;  адекватность эмоционального отклика;  методы и приемы работы, уровень их сформированности;  отношение к учителю, предмету, уроку, домашнему заданию;  уровень усвоения основных знаний и умений;  наличие умений творческого применения знаний, умений и навыков.           Общие результаты урока: выполнение плана урока;  мера реализации общеобразовательной, воспитывающей и развивающей задач урока;  уровни усвоения знаний и способов деятельности учащихся:  1­й ­ усвоение на уровне восприятия, понимания, запоминания; 2­й ­ применение в аналогичной и сходной ситуации; 3­й ­ применение в новой ситуации, т.е. творческое; Общая оценка результатов и эффективности урока;  Рекомендации по улучшению качества урока.

Памятка для самоанализа урока

Памятка для самоанализа урока

Памятка для самоанализа урока

Памятка для самоанализа урока

Памятка для самоанализа урока

Памятка для самоанализа урока

Памятка для самоанализа урока

Памятка для самоанализа урока

Памятка для самоанализа урока

Памятка для самоанализа урока

Памятка для самоанализа урока

Памятка для самоанализа урока

Памятка для самоанализа урока

Памятка для самоанализа урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.