Материалы могут использоваться как непосредственно на уроке, в том числе и в виде ксерокопированного раздаточного материала, так и для самостоятельной домашней работы учеников. Предлагается широкий спектр для выбора всевозможного материала. Опыт показывает, что многие правила и рекомендации представляют для учащихся и учителей немалую практическую ценность. А особенно касается тех учеников, которые продолжают свое образование в высшей школе и различных видах профессиональной деятельности. Их адаптация к новым условиям учебного процесса проходит несравнимо в более благоприятных условиях и усовершенствует учебную деятельность, систематизирует, выводит на более высокую
Памятка по формированию умения делать выводы.
1. Систематическое разъяснение содержания и характера выводов,
имеющихся в учебниках.
2. Чёткость и обоснованность выводов самого учителя.
3. Объяснение учащимся, как следует делать индуктивные и дедуктивные
выводы.
4. Неуклонное требование к учащимся. Завершать выводами изложение
фактов, их анализ, сравнение, самостоятельно делать выводы при
выполнении заданий.
Памятка по обучению сравнению (линии усложнения в сравнении)
1. Оно становится более разнообразным по содержанию.
2. Сопоставление наглядных источников все чаще уступает место
сопоставлению на основе словесного изложения.
3. Вычленяется большее число признаков и связей, усложняется их
формулировка.
4. Осуществляется переход от одного к нескольким выводам, они
становятся все более значительным по объему и понятийно нагрузке.
Памятка по формированию (развитию) умения доказывать
Доказательство состоит из аргумента (довода), рассуждения, вывода.
1. Проанализируйте задание, проясните, что требуется доказать.
2. Определите вывод, который будете доказывать.
3. Определите источники, какими будете пользоваться для аргументации
своих выводов.
4. Выделите существенные факты, подтверждающие ваш вывод, и
систематизируйте их.
5. Логично выстройте свои доказательства, свяжите их с выводом.
6. Выясните, все ли аргументы исчерпаны.
Компоненты формирования умений умственного труда.1. Объяснение учителем цели, сущности и способов выполнения
мыслительных операций, приемов.
2. Показ этих приемов.
3. Серии развивающих заданий, оправивших себя на практике.
Обучение доказательств.
1. Выводы – то, что требуется доказать.
2. Доводы, – подобранные из разных источников факты и суждения
(мысли), подтверждающие это положение.
3. Рассуждения, связывающие доводы с той мыслью, которую вам нужно
доказать.