Памятка "Кое – что о понятиях и их признаках"

  • Памятки
  • doc
  • 23.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Материалы могут использоваться как непосредственно на уроке, в том числе и в виде ксерокопированного раздаточного материала, так и для самостоятельной домашней работы учеников. Предлагается широкий спектр для выбора всевозможного материала. Опыт показывает, что многие правила и рекомендации представляют для учащихся и учителей немалую практическую ценность. А особенно касается тех учеников, которые продолжают свое образование в высшей школе и различных видах профессиональной деятельности. Их адаптация к новым условиям учебного процесса проходит несравнимо в более благоприятных условиях и усовершенствует учебную деятельность, систематизирует, выводит на более высокую
Иконка файла материала учимся.doc
УЧИМСЯ РАССУЖДАТЬ, ДОКАЗЫВАТЬ, СПОРИТЬ. 1. Кое – что о понятиях и их признаках Рассуждение – последовательность связанных по определенным правилам мыслей, процесс рождения новых мыслей или обоснования уже известных. Логика   –   теория   рассуждений   и   их   элементов,   которая   отличает   правильные рассуждения от неправильных на основании только их формы. Понятие – мысль, которая обобщает объекты некоторого множества и выделяет это множество по отличительному для него признаку. Множество – мыслимые вместе объекты. Объект – это предмет, свойство или множество. Предмет – то, что может иметь свойства или вступать в отношения, но само не является свойством или отношением. Признак   –   наличие   или   отсутствие   свойства   или   отношения.   Признак   является отличительным   для   данного   множества,   если   он   присущ   только   объектам   данного множества и не присущ никаким другим объектам. Объём понятия – множество объектов, выделяемых и обобщаемых в понятии. Содержание понятия ­ признак, при помощи которого выделяются и обобщаются предметы интересующего нас множества.  Признак,   достаточный   для   того,   чтобы   выделить   интересующее   нас   множество объектов из всех остальных объектов, называется основным содержанием понятия. Существенный признак – признак, без которого немыслимо данное понятие. Отличительный признак – признак, присущий только объектам, входящим в объём данного понятия. Равнозначными   называют   понятия,   объёмы   которых   состоят   из   одних   и   тех   же элементов.  2. Отношения между понятиями Пересечение – логическая операция, позволяющая выделить множество элементов, которые одновременно входят в А и В    Объединение – логическая операция, позволяющая из исходных множеств образовывать новые. Обобщение – логическая операция, состоящая в переходе от некоторого понятия А к другому понятию В, при этом объём понятия А оказывается частью объёма понятия В. 3. Правила определения понятий 1. Соразмерность.   В   правильном   определении   объёмы   определяемого   и определяющего понятий должны совпадать, т.е. определяемое и определяющее понятия должны быть равнозначными. 2. Запрет круга.   Определение не должно содержать в себе круга. 3. Отсутствие отрицания. 4. Ясность. 4. Доказательства и опровержения Доказательство   –   это   рассуждение,   обосновывающее   истинность   некоторого суждения путём выведения его из других суждений, принимаемых за истинные.  Структура   доказательства   включает   тезис   –   суждение,   истинность   которых доказывается, аргументы, или доводы, ­ суждения, с помощью которых обосновывается тезис. Демонстрация – логическая связь между аргументами и тезисом. Аргументы, используемые при доказательстве: 1. Установленные общие положения:принципы рассматриваемой области науки, правила нравственности, нормы права. ­ философские принципы, ­ ­ ­ 2. Суждения, принимаемые в качестве очевидных: ­ ­ ­ 3. Удостоверенные суждения о фактах: ­ ­ аксиомы научной теории, знания о психологии человека, в юридической практике – презумпция. в науке – данные эксперимента, в   юридических   доказательствах   –   проверенные   показания   свидетелей   или протокол осмотра места преступления. 5. Способы доказательства Прямое доказательство – доказательство, в котором истинность тезиса выводится из истинности аргументов без дополнительных предположений. Косвенное доказательство – доказательство, в котором тезис обосновывается при помощи введения дополнительных суждений, не совместимых с тезисом. Опровержение   –   рассуждение,   устанавливающее   ложность   или   необоснованность тезиса. Опровержение   тезиса   –   рассуждение,   устанавливающее   необоснованность   тезиса путём доказательства ложности аргументов. Опровержение демонстрации – рассуждение, устанавливающее ошибки в выведении тезиса из аргументов. 6. Правила доказательства 1. Тезис должен быть сформулирован ясно и точно. 1. Все   ли   слова   и   выражения   тезиса   понятны?   Если   нет,   надо   попытаться   дать определение неотчётливо мыслимых понятий. 2. Отчётливо ли сформулировано, суждение, выражающее тезис ? Если тезис можно выразить при помощи простого суждения, то лучше всего использовать для этого категорическое суждение, поскольку у него наиболее точно выяснено качество и количество. 3. Считается   ли   тезис   достоверно   истинным   суждением   или   истинным   только вероятно, и если вероятно, то в какой степени? 2. Тезис должен оставаться постоянным на протяжении всего доказательства.  7. Правила по отношению к аргументам 1. Аргументы должны быть истинными суждениями. 2. Аргументы должны быть достаточным основанием для признания истинности тезиса. 3. Аргументы должны представлять собой суждения, истинность которых обосновывается независимо от тезиса. 4. Аргументы не должны противоречить друг другу. Используемые в демонстрации умозаключения должны быть правильными, в них должны соблюдаться условия их применимости. 8. Правило по отношению к демонстрации 9. Памятка полемиста 1. Готовясь к дискуссии, полемике, выделите основные понятия, связанные с предметом спора.   Уточните   значение   терминов,   которые   вы   предполагаете   использовать   в обсуждении. 2. В   процессе   спора   следите   за   тем,   чтобы   полемисты   вкладывали   в   употребляемые понятия одинаковое содержание во избежание двусмысленности высказываний.3. Не забывайте о такой опасной особенности восприятия, как «иллюзия понятности». Контролируйте своё знание и понимание употребляемых терминов. 4. Во   время   спора   обращайте   внимание   на   поведение   своего   оппонента.   Старайтесь правильно соизмерять свои способности и возможности с силами противника. 5. Относитесь   с   уважением   к   взглядам   и   убеждениям   оппонента.   Спорьте   с   позицией оппонента, но не допускайте грубости, оскорблений, резких слов. 6. Сохраняйте спокойный тон, выдержку и самообладание. 7. Приступая к критике позиции оппонента, чётко определите для себя, каким способом опровержения вы будете пользоваться. Помните, что одним из наиболее действенных способов является опровержение ложного тезиса фактами. 8. Старайтесь применять в споре различные полемические приёмы: юмор, иронию, сарказм и др. 9. От ваших вопросов зависит качество ответов оппонента. 10. Схема проведения дискуссии Драматический текст (текст, содержащий противоречие) Выделение предмета спора (постановка вопросов) Первоначальные ответы – выражение мнений Использование чужих мыслей в виде основы. Конструирование гипотез Исследование понятий, проведение различных альтернатив, обобщение Разъяснение Обоснование (испытание) Обращение к критериям. Обращение к примерам. Выражение встречных примеров Оценка выводов 11. Правила хорошего слушания 1. Заинтересованное отношение к собеседнику. 2. Уточняющие вопросы. 3. Парафраз по типу: «Правильно ли я понял, что?…» (со знаком вопроса в конце фразы). 4. Получение ответа на свой вопрос (это может быть: «Да», «Нет, неправильно», «Не совсем так, имею в виду..») Вопрос – это предложение, выражающее недостаток информации о каком – либо  12. Вопрос как форма познания объекте и требующее ответа, объяснения. При постановке вопросов следует соблюдать следующие правила: 1. Вопрос должен быть осмысленным и корректным. 2. Вопрос должен быть сформулирован по возможности кратко и ясно. 3. Если вопрос сложный, то его лучше разбить на несколько простых. 4. В   сложных   разделительных   вопросах   необходимо   указывать   все   возможные альтернативы.