Материалы могут использоваться как непосредственно на уроке, в том числе и в виде ксерокопированного раздаточного материала, так и для самостоятельной домашней работы учеников. Предлагается широкий спектр для выбора всевозможного материала. Опыт показывает, что многие правила и рекомендации представляют для учащихся и учителей немалую практическую ценность. А особенно касается тех учеников, которые продолжают свое образование в высшей школе и различных видах профессиональной деятельности. Их адаптация к новым условиям учебного процесса проходит несравнимо в более благоприятных условиях и усовершенствует учебную деятельность, систематизирует, выводит на более высокую
Усложнение работы по развитию мышления.
1. Объем изучаемого содержания.
2. Большей или меньшей его сложностью.
3. Характер источника, из которого учащиеся черпают знания.
4. Количество этих источников.
5. Сложностью сущности, которую нужно установить при изучении
явления.
6. Количеством смысловых единиц, в которых раскрывается сущность при
ответе.
7. Общим составом мыслительной деятельности, которую осуществляет
учащийся.
8. Объем и сложностью логических операций.
9. Степенью участия учителя в преодолении возникших трудностей.
Умения самостоятельно.
1. Увидеть проблему.
2. Сформулировать её.
3. Определить пути решения.
4. Решить.
5. Проверить правильность решения.
Частично поисковый метод.
1. Наблюдение и изучение фактов и явлений.
2. Выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию
(постановка проблемы).
3. Выдвижение гипотез.
4. Построение плана исследования.
5. Осуществление плана.
6. Формулирование решения, объяснения.
7. Проверка решения.8. Практические выводы о применении полученных знаний.
Памятка для учащихся, решающих познавательные задачи.
1. Внимательно прочтите условие задачи и запомните вопросы к ней.
2. Начните обдумывать данные в тексте условия и определите, что они
дают для ответа на вопрос.
3. Если в условии не хватает, каких – либо данных, вспомните, что вы
знаете по теме задачи, и подумайте, что из этих знаний может помочь
решению.
4. Свое решение обязательно докажите. Если из этих условия задачи –
следует несколько выводов, каждый из них надо доказать. Проверьте,
готовы ли вы ясно и убедительно изложить доказательство.
5. Проверьте, является ли ваше решение ответом по существу вопроса
задачи. Полон ли ваш ответ. Нет ли лишнего, не относящегося к вопросу
задачи.
6. Еще раз проверьте, нет ли в условии задачи данных, противоречащих
вашему решению. Все ли данные вы учли.
7. Проверьте, все ли вы возможные выводы по существу вопросы задачи
вы сделали и доказали.
8. Подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи, не
помогают ли одни данные понять значение других данных того же
условия.