Памятки для родителей

  • docx
  • 19.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Памятка для родителей «Развитие читательского интереса у ребёнка»
Иконка файла материала памятки для родителей.docx

Памятка для родителей

 

«Развитие читательского интереса у ребёнка»

 

·                     Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.

·                     Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.

·                     Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.

·                     Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.

·                     Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.

·                     Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.

·                     Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.

·                     Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

·                     Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

·                     Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, собирайте его личную библиотеку.

·                     Воспитывайте бережное отношение к книге.

·                     Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

 

 

 

Памятка для родителей

«Читаем каждый день»

 

ДА:

- Как можно чаще читайте своим детям (на ночь сказку или рассказ вечером).

- Читайте вместе со своим ребёнком 10 минут каждый день

- Разрешайте ребёнку самому выбирать книги для чтения.

- Читайте сами, показывая пример своему ребёнку.

- Поощряйте его желание подержать, полистать, поиграть с книгой.

- Позаботьтесь о том, чтобы у ребёнка дома было много красочных книг.

- Посещайте с ребёнком регулярно книжный магазин или библиотеку.

- Дарите ребёнку книги.

- Поощряйте ребёнка в чтении другим членам семьи, друзьям, знакомым.

- Сделайте чтение приятным времяпрепровождением.

- Всегда хвалите ребёнка, если он/она читает.

НЕТ:

- Не заставляйте читать насильно.

- Не выбирайте книги для ребёнка пока он вас, об этом не попросит.

- Не заставляйте читать слишком трудные книги.

- Не соревнуйтесь с ТВ в выборе времени для чтения.

- Не критикуйте ребёнка, если он старается читать. Поощряйте, поддерживайте, и улучшение наступит быстрее.

- Не прекращайте чтения детям вслух, как только он научился читать сам.

- Никогда не отговаривайте ребёнка от чтения - читать что-то лучше, чем ничего не читать.

Памятка для родителей

«Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным»

 

1. Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Ребёнок это почувствует и утратит интерес к чтению. 

2. Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребёнок должен знать, что книга - это не игрушка, не крыша для кукольного домика, и не повозка, которую можно возить по комнате. Приучайте детей аккуратно обращаться с ней. Рассматривать книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно перевёртывать страницы. После рассматривания уберите книгу на место. 

3. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком. 
Взрослый во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения. 

4. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Ритм, музыка речи чарует ребёнка, они наслаждаются напевностью русского сказа, ритмом стиха. В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить просто молча «слушать себя».

5. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо - в зависимости от содержания текста. Читая детям стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «перебарщивайте». Излишняя драматизация мешает ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины. 

6. Сокращайте текст, если он явно слишком длинный. В таком случае не надо читать всё до конца, ребёнок всё равно перестаёт воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание.

7. Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него - нет. 

8. Читайте ребёнку вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребёнок научится читать: ценность хорошей книги зависит во многом от того, как отнеслись к книге родители и найдут ли для неё должное место в своей семейной библиотеке. 

9. Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка: позвольте ребёнку самому выбирать книги. 

10. С самого раннего детства ребёнку необходимо подбирать свою личную библиотеку. Почаще ходите с ребёнком в книжный магазин, в библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно, советуясь с воспитателем.

11. Читайте вслух или пересказывайте ребёнку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде, чем прочитать ребёнку незнакомую вам книгу, попробуйте прочитать её сами, чтобы направить внимание ребёнка в нужное русло. 

12. Не отрывайте ребёнка от чтения или рассматривания книжки с картинками. Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое.

Памятка для родителей

«Как правильно читать детям книги»

 

1. Перед прослушиванием художественного произведения необходимо убрать из поля зрения все интересные игрушки, занимательные бытовые вещи - все то, что может помешать ребенку слушать рассказ или сказку.

 

2. Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.

 

3. Знакомство с литературным произведением происходит на слух, поэтому взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать текст, делать логические ударения в нужных местах, соблюдать необходимые паузы.

 

4. Показывайте ребенку красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст. В дошкольном возрасте все воспринимается практически буквально, значит, выбирая книгу, обращайте внимание на то, чтобы предлагаемые иллюстрации были как можно более реалистичными.

 

5. Во время прочтения литературного произведения желательно не отвлекаться на посторонние дела. Помните, что шестилетние дети способны активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности около 15 минут. Найдите это время для своего ребенка.

 

6. Обязательно задайте ребенку вопросы по прочитанному.

 

7. Прививайте ребенку с детства любовь к книге, бережное отношение к ней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Памятка для родителей

«Как организовать домашнее чтение»

 

«Книга для детей – это в самом деле хорошая пища – вкусная, питательная, светлая, способствующая их духовному росту»

К.И. Чуковский

Подготовить ребёнка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочитанной сказке или истории (возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними делами и т. д.).

В режиме дня необходимо выделить определённое время, чтобы к этому часу малыш настраивался на восприятие книги.

Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребёнка, и  окружающие относятся к его занятиям «уважительно».

Полутора - двухгодовалый ребёнок может быть сосредоточен на книге 1-2 минуты, детям постарше читают не более 15-20 минут, потому что затем их внимание рассеивается. Речь идёт об активном общении с книгой. Пусть малыш повторяет за вами слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации.

Пассивно ребёнок может слушать намного дольше (он то отключается, то слушает вновь). Помните: ребёнок не может быть всё время пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание.

Следует помнить детскую любовь к повторным чтениям. Дети жаждут их, чтобы вновь и большей силой пережить радостное волнение. Повторные чтения тренируют память и развивают речь.

Обстановка ритуала семейного чтения усиливает восприятие (вечер, затемненная комната, настольная лампа). Полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад.

Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать теплую семейную атмосферу и успешную почву для развития личности ребенка.

- Если вы способны уделить детям такое внимание, они знают, что вы их любите.

- Чтение для детей делает из них читателей в будущем.

- Детские книги так хорошо написаны, что будут интересны даже для взрослых.

- Иллюстрации в книгах обогащают детей, способствуют их творческому развитию.

- Книги помогут вашим детям научиться размышлять и фантазировать.

- До тех пор, пока дети учатся читать, они будут считать Вас волшебником, создающим магию из слов.

- Чтение вслух способствует развитию внимания у вашего ребенка.

- Вы создаете удивительные воспоминания о прекрасных семейных вечерах и о теплом обращении с ребенком.

- Книги способны привить детям ценности, которые они пронесут через всю жизнь.

- Рано или поздно вам обязательно скажут спасибо за умного и воспитанного ребенка.

 

 

 

Памятка для родителей

«Семья и книга»

 

Семья формирует основы мировоззрения человек, его образ жизни и ценностные ориентиры.

 

Семья – это особый социальный институт, вводящий ребёнка в мир культуры, в том числе и читательской. Первая встреча человека с книгой происходит в семье.

Семейное чтение изначально вводит ребенка в мир книжной культуры, является наиболее древним, проверенным способом воспитания человека, в том чиcле, и как читателя, который начинает формироваться задолго до того, как выучит алфавит.

 

Семейное чтение готовит человека к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении. Отсутствие потребности в чтении у взрослых — следствие несформированности ее с раннего детства.

 

Семейное чтение способствует раннему и правильному овладению родной речью. Виды и способы обучения человека во многом определяются средой обитания, зависят от общения и главного его средства — степени овладения речью.

·                     Регулярное чтение вслух с раннего детства знакомит ребенка с самим процессом чтения и способствует овладению самостоятельным чтением, определяет качество и предпочтения будущих читателей.

·                     Семейное чтение формирует эмоционально-эстетическое в приятие книги. Слушая, человек испытывает сильное влияние звучащего слова, которое позволяет передать торжество, радость грусть, печаль, шутку, насмешку.

·                     Семейное чтение развивает способности, являющиеся основе для восприятия художественных образов. Такое восприятие невозможно без воображения, наглядных представлений,

·                     умения переживать радости и печали героев художественных произведений.

·                     Чтение вслух важно не только для малышей, но и для более ставших детей, а также для пожилых людей. В процессе семейного: чтения дети учатся внимательно слушать, усваивать и пересказывать прочитанное, а пожилые люди меньше ощущают одиночество и в естественной форме, без нравоучений и нотаций передаю: младшим свой жизненный опыт. Кроме того, взрослые имеют возможность наблюдать за духовным развитием ребенка и управлять им.

·                     Семейное чтение — эффективный способ социализации подрастающего поколения. Такое общение создает почву для обмена мнениями, оно необходимо и взрослым, которые благодаря общению с детьми обогащаются эмоционально.

·                     Семейное чтение может служить для профилактики старения так как, по мнению некоторых специалистов, старение — это результат жизни без книги, без чтения, которое и стимулирует активные занятия умственной деятельностью.

 

 

 

Памятка для родителей

«Вы хотите, чтобы ваш ребенок читал?»

Учтите эти добрые советы, и ваши желания исполнятся.

 

·                     Прививайте детям интерес к чтению с раннего детства.

·                     Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию. Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте личную библиотеку вашего сына или дочери.

·                     Систематически читайте сами - это формирует у ребенка привычку видеть в доме книгу всегда.

·                     Обсуждайте прочитанную книгу в семье, даже если произведение вам не понравилось. Это способствует развитию вашей речи и речи вашего ребенка.

·                     Рекомендуйте ребенку книгу своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

·                     Чтение вслух помогает расширить словарный запас детей, а также развить у них умение слушать и сосредотачивать внимание. Чтение вслух сближает родителей и детей.

·                     Прививайте навыки культурного и бережного обращения с книгой.

·                     Совместное чтение — наиболее простой способ развития навыков чтения у детей. Рассматривание, обсуждение и чтение книг — важнейший момент, с помощью которого родители могут привить детям интерес к чтению.

·                     Рисунки по мотивам любимых книг являются для ребенка одним из способов выражения своих впечатлений от произведений.

·                     Попытайтесь вместе с ребенком сочинить собственное окончание произведения. Достоинством таких историй является более глубокое понимание прочитанной книги.

·                     Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет добрым и светлым напоминанием о родном доме, о его традициях, о дорогих и близких людях.

 

 

Памятка для родителей

«Покупая книгу, обратите внимание»

 

1. Выбирая книгу для ребенка первое, на что нужно обратить внимание – это возраст ребенка. В возрасте 4-7 лет ребенку уже можно покупать детские энциклопедии, в которых есть краткие и понятные ответы на многие его вопросы. Великолепный вариант для развития ребенка - книжки-игры или книжки-раскраски. Также для этого возраста подойдут сказки Пушкина, Андерсена, Ершова, Волкова, Бажова, русские народные сказки.

2. Важным критерием выбора книги является и качество иллюстраций, ведь книга с картинками для малыша – это первое знакомство с искусством. От впечатлений, которое произведет эта встреча, зависит дальнейшее отношение малыша к творчеству. Картинки в книге должны соответствовать логике мышления крохи, что поможет развитию его интеллекта и воображения. Художник, создающий такие картинки, должен уметь видеть мир глазами малыша.

3. Чтобы маленький ребенок не испытывал дискомфорта во время просмотра книги, переплет ее должен быть твердым. Идеальным переплетом для детей до 5 лет является твердый, с прошитыми страницами.

4. Обратите внимание на качество бумаги. Она должна быть белой или слегка бежевой, плотной (для малышей – лучше картон). Не покупайте книгу из серой бумаги, которая плохо влияет на зрение ребенка. Воздержитесь и от приобретения изданий, страницы которого выполнены из блестящего глянца – он будет отсвечивать, мешая ребенку знакомиться с содержанием.

5. Оптимальным форматом книги для малыша считается А4 (формат с размерами 210 мм на 297 мм). В случае если книга имеет меньший размер, она должна содержать крупные иллюстрации и небольшое количество текста. С гигантскими книгами ребенок сам может не справиться: не удержит их, да и не охватит взглядом всю страницу.

6. Проверьте, насколько безопасна книга (отсутствуют ли у страниц острые углы, не осыпаются ли мелкие детали – кожа, ткань, мех).

7. Не стоит покупать очень объемных изданий. Такие книги, как правило, очень тяжелы и ребенку самостоятельно с ними не справится. Кроме того, малыш не сможет самостоятельно отыскать в огромной книге нужную сказку, да и подобрать так много сказок, рассчитанных на один и тот же возраст трудно, а значит, непонятно детям какого возраста она адресована.

8. Внимательно изучите шрифт книги. В детской книге буквы должны быть только черного цвета и напечатаны только на белом фоне – цветными допускается делать лишь заголовки. Не покупайте книги с мелким шрифтом, ведь еще не научившись читать, а просто рассматривая текст, детки ищут в нем знакомые буквы. Шрифт должен быть крупным и четким, тогда ребенку будет легче его воспринимать.

9. Ну, и, наверное, самое важное, на что нужно обратить внимание при выборе книги для ребенка – это смысловое содержание книги и язык, которым это содержание преподнесено. Ваш выбор должен совершенствоваться в пользу тех книжек, которые не портят вкус ребенка к слову, а развивают его речь, мышление, расширяют кругозор. Обязательно прочтите книгу сами, прежде чем прочесть ее ребенку, лучше всего прямо в магазине. Ведь детям обычно предлагают только самое лучшее. Думается, что к книгам это относится в первую очередь.

Памятка для родителей

«Маленькие хитрости при прочтении сказки»

 

1.    Повторно читайте отрывки из текста сказки.

Так ребенок полнее воспринимает художественные достоинства произведений, замечает сравнения, эпитеты и другие средства выразительности.

 

2.    Пересказывайте отдельные эпизоды.

Рассказывая сказку, ребёнок вновь и вновь переживает события, в ней происходящие, представляет образы, практически пользуется родным языком в его наиболее совершенных образцах.

 

3.    Рассматривайте иллюстрации и накапливайте у дошкольников представление о том, как рисунки художников помогают понять произведение.

4.     

5.    Драматизируйте сказку

М. М. Алексеева, Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, Е. М. Струнина, Т. Б. Филичева, В. И. Яшина и др. одним из наиболее эффективных методов развития образной речи считают драматизацию. Драматизируя сказку, ребенок пользуется языком сказки. То, что первоначально он только слышал, становится его собственным достоянием. Именно здесь ребёнок проникается «гармонией русского слова».

 

6.    Подбирайте определения к персонажам сказки (событию, явлению, предмету).

Можно использовать игры «Найди подходящие слова», «Придумай смешное слово» (например, пушистохвостая  лиса), «Придумай похожие слова».

 

7.    Разбирайте слова с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях.

Этому способствует правильное ударение (мука - мука), а порой и различный контекст (собачий хвост - собачий характер).

 

8.    Объясняйте этимологию слова.

В сказках присутствует множество слов, происхождение которых лежит на поверхности (закоулочки).

 

9.    Придумывание сказки от фразеологизма.


 

10.