Памятки-подсказки по русскому языку. 1-4 класс. Часть 1.
Оценка 4.7

Памятки-подсказки по русскому языку. 1-4 класс. Часть 1.

Оценка 4.7
Памятки
doc
русский язык
1 кл—4 кл
19.02.2018
Памятки-подсказки по русскому языку. 1-4 класс. Часть 1.
Памятки-подсказки по русскому языку для учащихся начальной школы и их родителей. В памятках дается краткое напоминание правила, выделение орфограмм. Памятки предназначены для учащихся 1-4 классов для выполнения самостоятельной работы над ошибками по русскому языку. Памятки апробированы на личном опыте. Очень удобны и полезны учащимся
Памятки подсказки по русскому языку для обучающихся 1-4 классов (I часть).doc
«Памятки – подсказки» по русскому языку  для обучающихся 1­4 классов (I часть) (                                                                         подготовила Присяч Марина Викторовна,                                                                                                    учитель начальных классов Не путай звуки и буквы! Звонкие б в г д ж з л м н р й Глухие п ф к т ш с х ц ч парные согласные непарные согласные Всегда твёрдые согласные звуки: [ж] [ш] [ц] Всегда мягкие согласные звуки: [ч’] [щ’] [й’] Гласных звуков шесть: [а] [о] [у] [и] [ы] [э] Гласных букв десять: а, я, о, ё, у, ю, ы, и, э, е. Буквы е, ё, ю, я в начале слова, после гласных букв, после ъ, ь обозначают два звука: [й’э], [й’о], [й’у], [й’а]. Буква и после гласных букв или после ъ, ь тоже обозначает два звука: [й’и] – соловьи - [салав’й’и]. Фонетический разбор слова (звуко-буквенный разбор) Фонетика – раздел науки о языке, изучающий звуки речи, то есть те звуки, из которых состоят слова. Выполнить фонетический разбор – значит определить, из каких звуков состоит слово. Порядок фонетического разбора:  Сколько в слове слогов?  На какой слог падает ударение?  Гласные звуки: ударные и безударные; какими буквами обозначены.  Согласные звуки: звонкие и глухие, твердые и мягкие; какими буквами обозначены.  Количество звуков и букв в слове. Паль то – 2 слога, [пал´то] п – [п] – согласный, твердый, парный, глухой а – [а] – гласный, безударный л – [л´] – согласный, мягкий, непарный, звонкий ь – не обозначает звука т – [т] – согласный, твердый, парный, глухой о –[о] – гласный, ударный 6 букв, 5 звуков Я ма – 2 слога, [й´ама] я – [й´] – согласный, мягкий, непарный, звонкий [а] – гласный, ударный м – [м] – согласный, твердый, непарный, звонкий а – [а] – гласный, безударный 3 буквы, 4 звука Состав слова Морфемика – раздел науки о языке, изучающий строение слова. Выполнить морфемный разбор – значит найти «строительные кирпичики», из которых состоит это слово. Приставка, корень, суффикс, окончание – морфемы.  Приставка – часть слова, которая находится перед корнем и  Окончание – изменяемая часть слова, которая образует формы слова и служит для связи слов в предложении: снегом, снега, о снеге. Порядок морфемного разбора:  Найди окончание (измени слово по числам, падежам или лицам; найди изменяемое окончание).  Найди корень (подбери два – три однокоренных слова, выдели общую часть).  Выдели приставку (сравни однокоренные слова с разными приставками или без приставки; другой вариант: подбор слов с другим корнем, но с этими же приставками).  Выдели суффикс (подбери одно-два однокоренных слова с разными суффиксами или без суффикса; другой вариант: подбор слов с другим корнем, но с этими же суффиксами).  Корень – общая часть родственных слов: снег, снежок,  Суффикс – часть слова, которая находится после корня и образует новые слова: за рас цветут от снеговик. образует новые слова: ок цвет очек ик Приставка, корень, суффикс – основа слова. п о д с н е ж н и к и Правописание безударных гласных в корне Безударные гласные в корне нужно проверять. Чтобы проверить безударный гласный в корне, необходимо изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы проверяемый гласный звук оказался под ударением. Можно ли подобрать проверочное слово, в котором безударный гласный звук станет ударным ? Да Нет Пиши так, как слышишь Посмотри в словарь. под ударением. Запомни это слово. сады сад огурец садик собака Правописание парных звонких и глухих согласных Если при произношении корень заканчивается на парный по звонкости – глухости согласный звук, например [ п, ф, к, т, ш, с] , - это «опасное» место (орфограмма). Обязательно проверь перед записью. Чтобы проверить, подбери родственное слово или измени слово так, чтобы после согласного оказался гласный звук или согласные звуки [л, м, н, р, й’ ]. са[т] – сады сад ко[т] – коты кот Изменять слово лучше всего так: Один – много ро[к] - рога рог Есть – нет есть лу[к] – нет лука лук есть лу[к] – нет луга луг непроизносимый согласный зазвучал? Правописание непроизносимых согласных Можно ли подобрать родственное слово, в котором бы Да Нет Пиши как слышится в Непроизносимого согласного проверочном слове. в этом слове нет. Пиши как звёздный - звезда слышится. устный –уста вкусный – вкус, ужасный - ужас Правописание слов с разделительным мягким и твердым знаками Е от на согласную Ъ Ё Ю Я Разделительный твёрдый знак (ъ) пишется после приставок, которые оканчиваются на согласный, перед корнем, который начинается не букву е, ё, ю, я: подъём, съел, объяснять, предъюбилейный. Учимся применять правило. Возьмем слово ехал. В этом слове корень начинается с буквы е. будем подставлять приставки. Подумай, после каких приставок перед корнем писать ъ? 1. Приставка на- оканчивается на гласный звук, значит, ъ писать не надо на + ехал = наехал. 2. Об- - приставка, заканчивающаяся на согласный звук. Корень начинается на букву е , пишем ъ. Об + ехал = объехал. Разделительный мягкий знак пишется перед буквами е, ё, ю, я,и в корне слова или на стыке корня и окончания: вьюга, платье, пьеса, муравьи. Учимся различать разделительные ъ и ь знаки. 1. [л’ис’й’а]. В какой части слова орфограмма? [л’ис’й’а] лиса – лисичка. Орфограмма на стыке корня и окончания, пишем ь - лисья. [падй’эзды] проезды – переезды. Орфограмма после приставки. Которая заканчивается на согласный звук. Корень начинается с буквы е, пишем ъ – подъезды. 2. [падй’эзды]. В какой части слова орфограмма? Приставка и предлог Это пишется служит поставить вопрос или другое слово Приставка - часть слова с корнем слитно для образования новых слов между приставкой и корнем нельзя Предлог - самостоятельное слово с другими словами раздельно для связи слов в предложении между предлогом и словом можно Учимся различать приставки и предлоги. Если ты сомневаешься, что перед тобой – предлог или приставка: 1. Проверь, можно ли вставить перед корнем другое слово, 2. Если можно – это предлог. Предлог пишем отдельно. например большой. Если нельзя – это приставка. Пишем слитно. От?бежать от?дома. 1. От (большой) бежать – вставить слово невозможно, значит это приставка. Пишем слитно: отбежать. 2. От (большого) дома – вставить слово можно, значит это предлог. Пишем раздельно: от дома. Отбежать от дома. Суффиксы и их значения Суффикс -анан-, -янин-, -ан-, -ян-, -ич-, -ичк-, -ец- -ушк-, -юшк-, -к-, -ок-, -ёк-, -чик-, -еньк-, -онок- -ист-, -чик-, -ник-, -ель-, -иц-, -арь-, -ик- -евн-, -евич-, -ич-, -ичн-, -овн-, -ович- -оват-, -еват- Значение суффикса Житель какой-либо страны, города, края Уменьшительно- ласкательное Примеры Москвич, волжанин, африканец Заюшка, домик, мышонок, травушка Футболист, переводчик, дворник, строитель Обозначение людей по профессии или роду занятий Обозначают отчества людей Алексеевна, Алексеевич, Владимирович, Ивановна Горьковатый, сыроватый, сладковатый, синеватый Обозначает значение «не очень» Части речи в русском языке самостоятельные служебные междометия имена существительные союз имена прилагательные предлог глаголы наречия местоимения числительные Части речи Вопросы Что обозначают Имя существительное Имя прилагательное Кто? Что? Какой? Какая? Какое? Предмет Признак предмета Глагол Наречие Числительное Местоимение Союзы Предлоги Междометие Какие? Что делать? Что сделать? Что делает? Что сделала?... Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? Сколько? Который? Какой? Какая? Какие? Кто? Что? Какой? А, но, да, и От, до, из, в, на, про, с, о (об, обо), под, над, … Действие предмета Признак действия Количество предметов или порядок при счёте Указывают на предмет, не называя его Связывают слова и предложения Служат для связи слов в предложении Выражает различные чувства Морфология – раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи. Выполнить морфологический разбор – значит указать признаки слова как части речи. Имя существительное 1. Обозначает ПРЕДМЕТ. Отвечает на вопросы КТО? (одушевленное сущ.) ЧТО? (неодушевленное сущ.) 2. Бывает МУЖСКОГО ЖЕНСКОГО РОДА СРЕДНЕГО 3. Изменяется по ЧИСЛАМ и ПАДЕЖАМ. 4. В предложении может быть ПОДЛЕЖАЩИМ __________________ ДОПОЛНЕНИЕМ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ ОБСТОЯТЕЛЬСТВОМ _ . _ . _ . _ . _ . _ Порядок разбора имени существительного как части речи (морфологический разбор) . 1. Вопрос. 2. Начальная форма ( Им.п, ед.чило) 3. Часть речи. 4. Постоянные признаки:  собственное или нарицательное;  одушевленное или неодушевленное;  род;  склонение. 5. Непостоянные признаки:  падеж;  Число. 6. Роль в предложении. Образец записи: Белая берёза под моим окном…..(С.Есенин) Берёза – (что?), н.ф. (что?) берёза – сущ., нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., Им. п., ед.ч., подлежащее. (Под) окном – (под чем? где?), н.ф. (что?) окно – сущ., нариц., неодуш., ср.р., 2 скл., Т.п., ед.ч., обстоятельство. Имя прилагательное 1. Обозначает ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА. 2. Изменяется по Отвечает на вопросы КАКОЙ? (молодой) КАКОЕ? (отличное) КАКАЯ? (хорошая) КАКИЕ? (здоровые) Р – женский О Д – мужской в ЕДИНСТВЕННОМ ЧИСЛЕ А М – средний 3. Изменяется по ЧИСЛАМ и ПАДЕЖАМ. 4. В предложении – ОПРЕДЕЛЕНИЕ Порядок разбора имени прилагательного как части речи (морфологический разбор) 1. Вопрос. 2. Начальная форма (единственное число, мужского рода, Им.п.). 3. Часть речи. 4. Число. 5. Род (ТОЛЬКО в единственном числе). 6. Падеж. 7. Роль в предложении. Образец записи: Пахнет мёдом, зацветает белая гречиха…. Только звёзды золотые смотрят с небес… (И.Бунин) Белая (гречиха) –(какая?), н.ф. (какой?) белый – прил., ед.ч., ж.р., Им.п., определение. Золотые (звёзды) – (какие?), н.ф. (какой?) золотой – прил., мн.ч., Им.п., определение. Местоимение Предмет Лицо Единственное число Множественно е число (личные местоимения) Признак Количество 1-е 2-е 3-е я ты он (м.р.), она (ж.р.), оно (ср.р.) мы вы они мой твой его, её сколько, столько. Несколько и др. наш ваш их Порядок разбора местоимения как части речи (морфологический разбор) 1. Начальная форма (Им.п.) 2. Часть речи. 3. Лицо. 4. Число. 5. Род ( если это местоимение 3-го лица ед.ч.) 6. Падеж. 7. Роль в предложении. Образец записи: Похвалялись ежи: - У нас шубы хороши! (У) нас – н.ф. мы, мест., личное, 1-е лицо, мн.ч., Р.п., дополнение. Глагол 1. Обозначает ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА. 2. Имеет НЕОПРЕДЕЛЁННУЮ форму (что делать? - Отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО БУДЕТ ДЕДАТЬ? ЧТО СДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛА? и др. что сделать?). Суффиксы глаголов неопределённой формы -ть-, -ти-, -чь. Перед суффиксом -ть- стоят глагольные суффиксы –а-, -я-, -и-, -е-, -у-, -о-. В – настоящее даю, даёт, даёшь Р по лицам Е и числам М – будущее дам, дашь, дадим Е Н А – прошедшее (по родам и числам) дал, дала, дали М 3. Изменяется по 4. Бывают I и II спряжения. 5. В предложении является СКАЗУЕМЫМ ============ Порядок разбора глагола как части речи (морфологический разбор) 1. На какой вопрос отвечает. 2. Часть речи. 3. Неопределённая форма (начальная форма). 4. Изменяемые признаки:  число;  время;  лицо (наст. и будущ. время )  род (прошед.время, ед.ч.) 5. Постоянные признаки:  спряжение; 6. Роль в предложении. Образец записи: Русалка плыла по реке голубой, озаряема полной луной. И старалась она доплеснуть до луны серебристую пену волны…. (М.Лермонтов) Плыла – (что делала?), глаг., н.ф. (что делать?) плыть, прош.в., ед.ч., ж.р., I спр., сказуемое. Синтаксический разбор предложения Синтаксис – раздел грамматики, в котором изучается строение и значение синтаксических единиц. Основными единицами синтаксиса являются словосочетания и предложения. Выполнить синтаксический разбор – значит дать характеристику основных признаков словосочетания, предложения. Порядок разбора предложения: 1. Обозначь части речи. 2. Определи, какое это предложение по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное). 3. Определи, какое это предложение по интонации (восклицательное, невосклицательное). 4. Подчеркни грамматическую основу. 5. Определи, простое это предложение или сложное. 6. Укажи, распространенное оно или нераспространенное (для простого предложения). 7. Укажи однородные члены предложения (если они есть). 8. Выпиши словосочетания. 9. Начерти схему. Список литературы 1. Бондаренко А.А. орфография для малышей// Начальная школа, №5 - 2002. 2. Вахрушева Т., Попова Е. сборник упражнений по русскому языку. Сборник упражнений для начальной школы. -М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. 3. Гранин Г.Г., Бондаренко С.М. Секркты орфографии.-М., 1994. 4. Дружок. Правила по русскому языку для начальных классов. –М.: Стрекоза,2008. 5. Жедек П.С. Звуковой и звуко-буквенный анализ на разных этапах обучения орфографии.// Начальная школа, №8 -1991. 6. Кирюшин В.А. работа со схемами при обучении грамоте.//Начальная школа, №7 – 2000. 7. Клюхина Н.В. Правила по русскому языку.-М.: Вако, 2013. 8. Стронская И.М. Все части речи русского языка в таблицах и схемах.-СПб.: Литера, 2008. 9. Ушакова О.Д. Все виды разбора по русскому языку. 1-4 классы.- СПб.: Литера, 2012. 10. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Все правила орфографии: морфологический разбор, упражнения, тесты, контрольные работы по теме «Имя существительное».- М., 2004.

Памятки-подсказки по русскому языку. 1-4 класс. Часть 1.

Памятки-подсказки по русскому языку. 1-4 класс. Часть 1.

Памятки-подсказки по русскому языку. 1-4 класс. Часть 1.

Памятки-подсказки по русскому языку. 1-4 класс. Часть 1.

Памятки-подсказки по русскому языку. 1-4 класс. Часть 1.

Памятки-подсказки по русскому языку. 1-4 класс. Часть 1.

Памятки-подсказки по русскому языку. 1-4 класс. Часть 1.

Памятки-подсказки по русскому языку. 1-4 класс. Часть 1.

Памятки-подсказки по русскому языку. 1-4 класс. Часть 1.

Памятки-подсказки по русскому языку. 1-4 класс. Часть 1.

Памятки-подсказки по русскому языку. 1-4 класс. Часть 1.

Памятки-подсказки по русскому языку. 1-4 класс. Часть 1.

Памятки-подсказки по русскому языку. 1-4 класс. Часть 1.

Памятки-подсказки по русскому языку. 1-4 класс. Часть 1.

Памятки-подсказки по русскому языку. 1-4 класс. Часть 1.

Памятки-подсказки по русскому языку. 1-4 класс. Часть 1.

Памятки-подсказки по русскому языку. 1-4 класс. Часть 1.

Памятки-подсказки по русскому языку. 1-4 класс. Часть 1.

Памятки-подсказки по русскому языку. 1-4 класс. Часть 1.

Памятки-подсказки по русскому языку. 1-4 класс. Часть 1.

Памятки-подсказки по русскому языку. 1-4 класс. Часть 1.

Памятки-подсказки по русскому языку. 1-4 класс. Часть 1.

Памятки-подсказки по русскому языку. 1-4 класс. Часть 1.

Памятки-подсказки по русскому языку. 1-4 класс. Часть 1.

Памятки-подсказки по русскому языку. 1-4 класс. Часть 1.

Памятки-подсказки по русскому языку. 1-4 класс. Часть 1.

Памятки-подсказки по русскому языку. 1-4 класс. Часть 1.

Памятки-подсказки по русскому языку. 1-4 класс. Часть 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2018