Папка по самообразованию «Формирование речевой культуры как средство развития школьника»
Оценка 4.9

Папка по самообразованию «Формирование речевой культуры как средство развития школьника»

Оценка 4.9
Библиография +5
docx
русская литература +1
СCУЗ, ВУЗ
16.02.2021
Папка по самообразованию «Формирование речевой культуры как средство развития школьника»
Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности. Понятие «самообразование» согласно педагогическому словарю: «Самообразование - это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала».
Папка по самообразованию.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Гудермесская средняя школа №3»

 

 

 

 

Папка по самообразованию

«Формирование речевой культуры как средство развития школьника»

 

https://yt3.ggpht.com/a/AATXAJw_Whvap4e_pR7KlPrx8fbEX1JsLk5XgtWD6Yzt=s900-c-k-c0xffffffff-no-rj-mo

 

 

Выполнила: учитель русского языка и литературы

Алиева Танзила Асвадиевна

 

Тема самообразования: «Формирование речевой культуры как средство развития школьника»

Цель работы: определить основные направления развития компетенций обучающихся при изучении русского языка и литературы. 

Сроки реализации: 2020 – 2024 г.

Задачи:

·       повысить качество проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;

·       совершенствовать виды и формы диагностики контроля;

·       творчески применять профессионально-педагогические знания в решении конкретных учебных и воспитательных задач с учетом возрастных, индивидуальных, социально-психологических особенностей учащихся;

·       устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися, преподавателями, администрацией учебного заведения;

·       учитывать и оценивать результаты   работы  с целью определения новых задач.

 Актуальность выбранной темы.

 В современном обществе формирование речевой компетенции вызывает большой интерес, так как существует большая проблема, связанная с явным недостатком языкового воспитания, низкой языковой компетенцией большей части населения. Конечно же, с ранних лет человек должен учиться владеть основными навыками: самостоятельно мыслить, искать наиболее правильные пути преодоления трудностей; владеть богатым словарным запасом, быть коммуникабельным, самостоятельно работать над собственным развитием. В связи с этим требования к русскому языку и литературе в школе включают формирование не только лингвистической, но и речевой компетенции школьников, связанной с культурой устной и письменной речи, правилами и способами использования языка в разных речевых ситуациях.

        Попробуем  определить основные причины, из-за которых у школьников возникают проблемы с овладением коммуникабельных навыков:

      - Коммуникативный аспект культуры речи остаётся не полностью разработанным. Современные учебники до сих пор не могут в достаточном объёме обеспечить формирование навыков речевого общения в различных жизненных ситуациях.

    - Современная жизнь отучает детей думать и оценивать окружающую действительность самостоятельно. Речь детей часто бедна из-за того, что у них нет потребности говорить более выразительно и красиво. Речь – это, прежде всего, общение, т.е. понимание людьми друг друга, диалог. Но современная методика в основном развивает монологическую речь, а умение слушать и слышать собеседника не формируется.

Таким образом, главная цель педагогической деятельности - формирование языковой и речевой компетенций учащихся на основе коммуникативно-деятельностного подхода к процессу обучения, позволяющих на практическом уровне овладеть русским языком. Педагог должен обучать родному языку в тесной связи с нравственным воспитанием, прививать любовь к своей стране, к своим близким через языковую среду. Умение грамотно выстроить свою речь на высоком уровне возможно, если есть понимание и знание того, как с помощью разнообразных лексических и грамматических средств языка отражается окружающий нас мир, выражаются наши мысли и чувства. Как нужно пользоваться этими средствами, чтобы быть понятным окружающими, и как правильно понять смысл обращённой к тебе речи.

«Все знания о мире, и школьные предметы в том числе, постигаются через язык, посредством языка. Язык – не только гимнастика ума и главное средство общения, но и основной инструмент формирования национального самосознания»

Что же такое речевая компетенция?

Речевая компетенция входит в состав коммуникативной компетенции. И означает

Речевая компетенция – свободное практическое владение речью, умение говорить правильно, бегло и динамично как в диалоге, так и в виде монолога, хорошо понимать слышимую и читаемую речь, включая умение производить и понимать речь в любом стиле, т.е. способность использовать накопленный языковой материал в речи с целью общения.

Можно выделить следующие задачи педагога:

1. Научить работать с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации, анализировать её, делать обобщения и выводы);

2. Формировать умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами;

3. Вырабатывать навыки создания новых текстов, повышать творческий потенциал учащихся, словесно-логического мышления.

Что такое компетентность, компетентностный подход?

Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Выходит, что компетенция для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения.

Коммуникация – акт общения, связь между двумя и больше индивидами, основанная на взаимопонимании, сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц.

Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию. Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных.

Коммуникативная компетенция – это не только способность понимания чужих и порождение своих собственных высказываний, речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям общения, она включает в себя знания основных речеведческих понятий: стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте, умение анализировать текст. В связи с этим коммуникативный подход требует новых методов, форм и средств обучения, особой организации учебного материала в разделах «Развитие речи» и «Культура речи» на уроках русского языка. Кроме того, коммуникативный подход предполагает изучение языковых единиц с учетом их функций и взаимодействия в речи, усвоение особенностей функционирования грамматических форм и структур в различных типах и стилях речи, т. е. изучение фактов языка в единстве их формы, значения и функции.

Владение языком означает умение действовать, соблюдая нормы русского литературного языка и правила культуры речи. Каждый культурный человек должен быть знаком с разноаспектными словарями и справочниками по русскому языку и уметь ими пользоваться во всех сомнительных случаях.

К сожалению, наши ученики имеют серьёзные недостатки в  развитии коммуникативной компетентности. Каковы причины?

  • снижение уровня читательской культуры;
  • снижение уровня индивидуального словарного запаса;
  • низкий уровень  сформированности индивидуально-личностных оснований для коммуникативной компетентности.

Языковая компетенция.

Языковая компетенция – способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства, в конечном счёте – владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности. Эти задачи традиционно решаются в школе путём введения новых пластов лексики, пополнения фразеологического запаса, обогащения грамматического строя речи учащихся: усваиваются морфологические нормы согласования, управления, построения предложений разных видов, речь школьников обогащается синонимическими конструкциями

Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме, аудировании. "Обучать общению, общаясь” – без этих условий нет урока.

Коммуникативная компетентность означает готовность ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации: получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей. 

Коммуникативный потенциал – это характеристика возможностей человека, которые и определяют качество его общения. Он включает наряду с компетентностью в общении ещё две составляющие:  коммуникативные свойства личности, которые характеризуют развитие потребности в общении, отношение к способу общения и  коммуникативные способности – способность владеть инициативой в общении, способность проявить активность, эмоционально откликаться на состояние партнёров общения, сформулировать и реализовать собственную индивидуальную программу общения, способность к самостимуляции и к взаимной стимуляции в общении. 

Формирование коммуникативной компетенции – процесс длительный и достаточно сложный. Главная роль отводится урокам русского языка. Особую сложность в преподавании русского языка представляет соотнесение предметного курса и реального речевого опыта школьника, процесс приобретения знаний о языке и процесс овладения языком. 

Что может сделать учитель русского языка и литературы, чтобы обеспечить коммуникативную компетенцию учеников? Прежде всего, создать оптимальные условия для продвижения каждого ученика в образовательном пространстве. Для этого и необходимо знать учебные возможности школьников каждого возраста. 

На уроках развития речи особое внимание уделяется коммуникативным компетенциям на основе работы с текстом. 

Работать над "развитием речи вообще” нельзя, важно в каждом классе сосредоточиться, что должны знать и уметь дети в определенных разновидностях устной и письменной речи. Однако в понятие коммуникативной компетенции входит не только овладение необходимым набором речеведческих и языковых знаний, но и формирование умений в области практического использования языка в процессе речевой деятельности. Это соотносится и с реализацией воспитательных задач по формированию социально активной личности, ориентирующейся в современном мире. Коммуникативная компетенция здесь становится частью культурной компетенции, ведёт к повышению общей гуманитарной культуры личности, формированию у неё высоких творческих, мировоззренческих и поведенческих качеств, необходимых для включения её в разнообразные виды деятельности. 
Главным принципом формирования коммуникативной компетенции является личностная адресованность образования. Поэтому тема "Развитие речи” реализуется в первую очередь в возможности ввести учащихся в содержание данной темы различными путями в зависимости от личностно-психологических и физиологических особенностей учащихся. 

Пути реализации коммуникативной компетенции учащихся состоят в том, что формы, методы и приемы работы направлены на то, чтобы содержание учебного материала было источником для самостоятельного поиска решения проблемы.

Речетворчество

Данная методика основана на «обучении умения писать сочинения выполнять домашние задания, на воспитании уверенности в себе при написании сочинений. 

Здесь необходимо создать комфортные условия для речетворчества,  особую творческую атмосферу, творческую активность, то есть состояние, при котором у учащихся «развязывается язык», когда каждый ребенок, максимально полно реализует свои потенциальные способности.

На уроке решаются следующие речетворческие задачи:

–  учить видеть, слышать и чувствовать текст;

–  пополнять речевую память учащегося новыми способами создания художественного образа;

–  развивать образное мышление, создавая условия для творчества.

Важной составляющей речетворческой деятельности являются тренинги, при проведении которых используются различные приёмы:

Прием свободных ассоциаций:

а) «Что было бы, если бы…» (ученик задает себе такой вопрос и пытается на него ответить);

б) «Брошенный камень» (слово и связанные с ним ассоциации)

в) «Фантастический банан»

г) «Сочини сказку»

Так же на уроках для развития речи я использую синквейн. Как всем известно, «Синквейн» - от французского «пять строк».

Правила написания синквейна:

1 строка – существительное

2 строка – два прилагательных

3 строка – три глагола

4 строка – фраза из четырёх слов

5 строка – синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову.

Эффективность и значимость «синквейна»

- это его простота, его могут составлять все;

- при составлении синквейна каждый ребёнок может реализовать свои творческие способности, интеллектуальные возможности;

- это игровой приём;

- используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Так же речетворчество предполагает сочинение сказок и загадок, стихов, что нравится детям. Данный прием я использую и на уроках литературного чтения (сочинить сказку, четверостишие), и на уроке окружающего мира (сочинение загадок), и на уроке музыки (сочинение коротких песенок, закличек) и на др.уроках.

Метод проектов

Этот метод способствует не только развитию у школьников творческого мышления, самостоятельности, умения работать в коллективе, но и развитию речи, т.е. формирует у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:

  • умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);
  • умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
  • умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано его доказывать);
  • умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Примеры тем проектов в начальной школе

Для этого можно пользоваться рабочими тетрадями курса «Учусь создавать проект»

А так же применяю другие методы, способствующие развитию речи:

  • анализ содержания учебного текста и планирование высказывания;
  • сообщение признаков изучаемых понятий, упражнения на их закрепление;
  • различные виды пересказа, изложений, сочинений

Кроме того, на каждом уроке для развития речи я использую виды работ по развитию речи:

Словарная и орфографическая подготовка.

Словарная работа – на каждом уроке, которая обогащает словарь учащихся, развивает их речь. (Тщательно анализируются новые слова: рассматриваем их значение, состав, произношение, написание).

Обогащение словаря младших школьников является одним из направлений в развитии речи. Обогащению словарного запаса способствует изучение темы

«Пословицы и поговорки». Самое главное здесь научить понимать образность пословиц и поговорок, научить применять их в речи. Можно дать задание составить небольшой текст к данной пословице или поговорке. При изучении данной темы провожу такие игры: «Подскажи словечко», «Закончи пословицу», «Отгадай пословицу по данному слову», «Составь пословицу из рассыпанных слов».

Работа со скороговорками

Для развития речи младших школьников веду работу со скороговорками. Для снятия напряжения во время урока можно провести такую минутку:

Задание: - проговорить в разном темпе, с разной интонацией скороговорку «Белые бараны били в барабаны». Проговариваем с чувством радости, грусти, удивления.

Фонетическая зарядка. 

На каждом уроке литературного чтения провожу фонетическую зарядку: отрабатываем произношение звуков и интонацию.

Еженедельное «Свободное сочинительство».

Занимаемся «свободным сочинительством» (помимо изложений и сочинений на уроках русского языка)

Применение игровых приемов, заданий для развития речи. «Игра – ради дела».

На каждом уроке применяю игровые моменты (считаю, что игра оказывает положительное влияние на учебную деятельность пассивных детей).

Упражнения по речевому этикету

Неотъемлемая часть работы по развитию речи – это упражнения по речевому этикету (данная работа развивает речь, учит общаться в нужной тональности, формирует такие черты характера, как вежливость, общительность, умение входить в контакт с людьми, воспитывает культуру поведения в школе, на улице, в общественных местах)

Речевой этикет- неотъемлемая часть развития речи учащихся.

Формирование навыков речевого этикета – неотъемлемая часть развития речи. С первого дня пребывания ребёнка в школе я ставлю задачу по обогащению речи такими языковыми средствами, которые необходимы в повседневном общении и служат для выражения приветствия , благодарности и т. д.

С этой целью провожу занимательные упражнения: «Договори фразу» -Ученик вежливый и развитый, говорит ,встречаясь… ( здравствуйте). -Зазеленеет старый пень, когда услышит…(добрый день) . -Растает даже ледяная глыба от слова тёплого…(спасибо). -Когда нас бранят за шалости, говори…(простите , пожалуйста).

Введение формул речевого этикета в речь младших школьников не только обогащает их активный словарь, но и воспитывает внимательное, вдумчивое отношение к речи, умение выбирать языковые средства, уместные в конкретной ситуации. Владение речевым этикетом – условие правильных взаимоотношений со сверстниками.

Детские стихи, загадки, скороговорки, считалки, составление кроссвордов являются прекрасной основой для развития речи, мышления, памяти учащихся.

Для развития речи во внеурочное время я использую комплект пособий курса «Речь» для начальной школы, состоящий из рабочих тетрадей для учащихся рабочие тетради « Школа развития речи» Т.Н. Соколовой. Курс «Речь» предназначен для проведения занятий по речевому развитию учащихся младших классов. Пособия содержат большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти занятия воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку.

Таким образом, подводя итог всему выше изложенному, можно утверждать, что новые подходы, методики технологии способствуют речевому развитию детей, раскрепощению детей, что в свою очередь ведет к всестороннему развитию личности.

Пути реализации языковой и речевой компетенции.

Пути реализации коммуникативной компетенции учащихся состоят: 

1.     Формы и методы.

Формы, методы и приемы работы направлены на то, чтобы содержание учебного материала было источником для самостоятельного поиска решения проблемы. 
В этом плане использование инновационных педагогических технологий играет большую роль. Исследовательский метод, дискуссии мозговой штурм, технология "критического мышления”, интерактивные, групповые формы и методы, коллективный способ обучения. Данные технологии развивают творческую активность, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала. 

Работа в парах, в группах сменного состава позволяет решить и задачи воспитания: желание и умение сотрудничать в группах с одноклассниками. Главное в работе – школьники свободно говорят, спорят, отстаивают свою точку зрения, ищут пути решения проблемы, а не ждут готовых ответов. 
Методы, ориентированные на устную коммуникацию 

  • Все виды пересказа 
  • Все формы учебного диалога 
  • Доклады и сообщения 
  • Ролевые и деловые игры 
  • Учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов 
  • Обсуждение, дискуссия, диспут 
  • Выступления в качестве ведущих на мероприятиях 

Методы, ориентированные на письменную коммуникацию 

  • Сочинения и изложения 
  • Телекоммуникационные тексты, сообщения 
  • Участие в конкурсах сочинений 

Подходы в обучении 

а) Компетентностный подхода в обучении. 

Успешное применение данного подхода в обучении обучении означает, что обучаемые знают язык, демонстрируют коммуникативные умения и способны успешно действовать вне школы, т.е. в реальном мире. 
б) Деятельностный подход.

Данный подход положен в основу формирования коммуникативной компетенции, так как он обеспечивает самостоятельную творческую деятельность каждого ученика. Подход основан на положении П. Я. Гальперина о том, что в самостоятельной творческой деятельности каждого ученика надо идти от внешних практических материальных действий к действиям внутренним, теоретическим, идеальным. Т. е. обучение предполагает на первом этапе совместную учебно-познавательную деятельность под руководством учителя, а затем – самостоятельную. Речь идет о "зоне ближайшего развития”, которую необходимо учитывать при формировании коммуникативной компетенции. 
Условия. 
Для того чтобы формирование коммуникативной компетенции было результативным, более успешным, чтобы создать оптимальные условия для продвижения каждого ученика, необходимо знать учебные возможности обучающихся данного возраста. 

При определении учебных возможностей учащихся учитываются два параметра: 

а) обучаемость и учебная работоспособность. (Одним из критериев определения уровня обученности являются оценки в журналах. Уровень сформированности интеллектуальных умений определяется в процессе познавательной деятельности путем наблюдения. После определения уровней сформированности данных качеств, устанавливается общий уровень обучаемости каждого ученика.

б) уровень учебной работоспособности (определяется путем наблюдения за физической работоспособностью учащихся, сформированностью положительного отношения к учению. После определения уровней сформированности данных качеств, устанавливаются учебные возможности каждого).

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции: 

  • Речь и речевое общение. 

Речь устная и письменная, монологическая (повествование, описание, рассуждение, сочетание видов монолога) и диалогическая.

  • Речевая деятельность. 

Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Понимание информации текста, передача содержания. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний разной коммуникативной направленности.

  • Текст. 

Текст как речевое произведение. Тема, микротема. Виды переработки текста (план, конспект, аннотация). Анализ текста.

  • Функциональные разновидности языка. 

Стили речи, сфера употребления, стилевые жанры.

5. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий является неотъемлемой частью языкового образования в школе. 

Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных. 

Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме, аудировании. "Обучать общению, общаясь” – без этих условий нет урока. 
По моему мнению, именно применение коммуникативной компетенции на уроках русского языка создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве. Без развития коммуникативной компетенции не может быть конкурентоспособной, толерантной личности, потому что, начиная со среднего звена, с простого (языковой анализ текста) и заканчивая в старших классах лингвистическим анализом или интерпретацией текста, анализом сюжета, у учащихся формируются практические навыки. Все виды компетенции, сформированные у учащихся, проявляются при сдаче ЕГЭ.

Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение); создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно); составление плана, тезисов, конспекта; приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности. 

Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»); выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения. 

Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных. 

На уроках русского языка предлагаю учащимся разнообразные виды заданий, позволяющие выражать свои мысли связно и адекватно, строить коммуникативно-целесообразные высказывания в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения. Это означает, что необходимо вырабатывать чувство языка, развивать аналитические и творческие способности учащихся – как на уровне содержания, так и на уровне языковых средств, что очень тесно взаимосвязано.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1.   Базилевская, В. Б. Вопрос и ответ. Теория и грамматический разбор. В. Б. Базилевская - Воро­неж, 2005.

2.   Баранов М.Т. Выбор упражнений для сформирования умений и навыков // Русский язык в школе.2003. № 3.

3.   Бельчиков, Ю. Л. Лексическая стилистика. Ю. Л. Бельчиков - М., 2007.

4.   Болотнова, И.С. Филологический анализ текста. Часть I. Пособие для филологов/ И.С. Болотнова. – Томск, 2018.

5.   Виноградов, В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. В.В. Виноградов. – М., 2003.

6.   Власенков, А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебное пособие / А.И. Власенков, Л. М. Рыбченкова - М., 2017 г.

7.   Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. И. Р. Гальперин - М., 2001.

8.   Гвоздарев, Ю. А. Рассказы о русской фразеологии. Ю. А. Гвоздарев - М., 2008.

9.   Головин, Как говорить правильно. Б. П. Головин - М., 2008.

10.   Голуб, И.Б. Стилистика современного русского языка. И.Б. Голуб - М. 2006

11.   Горшков, А.И. Русская словесность. От слова к словесности. А.И. Горшков – С-Пб., 2020 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Свойства хорошей речи

Таблица 1

 

Свойства хорошей речи

Основные рекомендации

Содержательность

Продумайте тему и основную мысль своего высказывания; раскройте их полно, но не говорите и не пишите лишнего: весь материал подчините теме и основной мысли. Говорите и пишите о том, что вам хорошо известно; соберите недостающий материал.

Логичность

Говорите последовательно, не допускайте «скачки мыслей». Составьте план своего высказывания, систематизируйте материал в соответствии с планом.

Богатство

Пользуйтесь разнообразными языковыми средствами, избегайте неоправданного повторения слов, одинаковых по строению конструкций.

Точность

Отбирайте слова и предложения, наиболее точно передающие ваши мысли.

Выразительность

Подбирайте слова и предложения, наиболее ярко передающие ваши мысли, воздействующие на адресата речи.

Уместность

Избирайте необходимый стиль речи, учитывайте, кому адресовано ваше высказывание, как оно будет воспринято, в какой обстановке происходит общение.

Правильность

Соблюдайте орфоэпические, лексические, грамматические, пунктуационные нормы литературного языка.

 

В таблицах «Стили речи» и «Стили речи и языковые средства» кратко изложен весь материал, который усваивается на протяжении курса русского языка. Работа с этими таблицами должна вестись в зависимости от требований программы и возраста учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стили речи

Таблица 2

 

Стили речи

Сфера применения

Цели общения

Основные виды высказываний

Основные стилевые черты

Разговорный

Быт, семейные, дружеские отношения

Обмен информацией, мыслями с ближайшими людьми

Беседы (диалоги), записки, письма близким людям

Непринужденность, эмоциональность, отсутствие строгой логичности, оценочный характер речи

Научный

Наука и техника, учебный процесс

Разъяснение достижений науки и техники, сообщение о них

Выступления, доклады, лекции, диспуты, статьи и книги (на научные темы), учебники

Точность, логичность,    доказательность, отвлеченность, некоторая сухость речи

Официально-деловой

Официальные отношения

Регуляция официальных отношений, указание, предписание

Договоры, законы, деловые бумаги (справки, отчеты, заявления, приказы, протоколы и т.д.)

Официальность, строгая точность, сухость речи

Публицисти-

ческий

Общественная жизнь, политика

Воздействие, информация об обществен-ных делах

Выступления, доклады, лекции, диспуты, статьи, брошюры (на общественные темы)

Призывность, страстность, оценочный характер речи

Художествен-ный

Искусство слова

Воздействие путем словесного художествен-ного  изображения жизни

Рассказы, повести, романы, пьесы, стихотворения и др., отдельные зарисовки

Образность, конкретность, эмоциональность, оценочный характер речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стили речи и языковые средства

Таблица 3

 

Стили речи

Наиболее характерные для каждого стиля языковые средства

Лексические

Грамматические

Разговорный

Разговорные слова и фразеологизмы (электричка, перекусить, страх берет); эмоционально-оценочные слова (умница, болтун).

Простые предложения, разные по цели высказывания; односоставные (определенно-личные, безличные); неполные предложения; восклицательные предложения; обращения. Модальные частицы. Междометия.

Научный

Слова с обобщенным и отвлеченным (абстрактным) значением (осадки, свойство); термины, отглагольные существительные (изучение, анализ).

Сложные предложения с союзной связью, с причастными оборотами; односоставные (неопределенно-личные, безличные); повествовательные предложения; вопросительные – для привлечения внимания; вводные слова, указывающие на порядок мыслей и связь между ними. Производные предлоги (по мере, в связи).

Официально-деловой

Официальные слова и выражения (жилплощадь, городской транспорт); речевые штампы (довожу до вашего сведения); отглагольные существительные (проживание, нарушение).

Повествовательные предложения; предложения с рядами однородных членов, с причастными оборотами; сложные с придаточными условными, присоединительными. Производные предлоги (ввиду, за неимением). Составные союзы.

Публицистический

Общественно-политическая лексика (партия, митинг); высокая лексика (труженик, почин); слова с подчеркнуто положительным (герой, подвижник) или отрицательным значением (происки, злодеяния); с переносным значением.

Побудительные предложения; восклицательные предложения; риторические вопросы; распространенные предложения.

Художественный

Слова с конкретным значением; слова, употребленные в переносном значении; эмоционально-оценочные слова.

Использование синтаксических конструкций самых разнообразных видов. Использование глаголов одного времени  в значении другого.

 

Школьная программа по русскому языку предусматривает практическое усвоение учащимися понятия типы речи, которое необходимо для работы над связными высказываниями. Каждый тип речи характеризуется по тем признакам, которые помогут школьникам не только понять его особенности, но и руководствоваться при анализе текстов и создании собственных высказываний. Данная таблица предполагает многократное использование.

 

 

 

 

Типы речи

Таблица 4

 

Название типов речи

На какой вопрос дается ответ в высказывании

О чем говорится в высказывании

Наиболее характерные временные отношения

Как строятся высказывания каждого типа речи (их основные элементы)

Описание

Каков предмет?

О признаках (предмета, человека и т.д.)

Одновремен-

ность

Общее впечатление (общий признак) и отдельные признаки, возможен вывод

Повество-

вание

Что происходит с человеком, предметом?

О событиях и действиях

Последователь-

ность

Развитие событий, действий

Рассужде-

ние

Почему?

О причинах признаков, событий, действий.

Разные временные отношения

Тезис (мысль, которая доказывается), аргументы (доказательства), вывод

 

Осмысление речи как особого вида деятельности поможет учащимся более целеустремленно направлять свои усилия на овладение необходимыми умениями, правильно понимать и употреблять такие важные для учебного процесса словосочетания, как речевые умения, развитие речи, виды речевой деятельности и т.п. Вместе с тем необходимо, чтобы учащиеся осознали, что понятие речь имеет и второе значение – «продукт (результат) речевой деятельности». Именно в этом значении слово речь употребляется, когда мы даем оценку: хорошая или плохая.

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Тема самообразования: «Формирование речевой культуры как средство развития школьника»

Тема самообразования: «Формирование речевой культуры как средство развития школьника»

Коммуникативный аспект культуры речи остаётся не полностью разработанным

Коммуникативный аспект культуры речи остаётся не полностью разработанным

Можно выделить следующие задачи педагога: 1

Можно выделить следующие задачи педагога: 1

В связи с этим коммуникативный подход требует новых методов, форм и средств обучения, особой организации учебного материала в разделах «Развитие речи» и «Культура речи» на…

В связи с этим коммуникативный подход требует новых методов, форм и средств обучения, особой организации учебного материала в разделах «Развитие речи» и «Культура речи» на…

Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения

Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения

На уроках развития речи особое внимание уделяется коммуникативным компетенциям на основе работы с текстом

На уроках развития речи особое внимание уделяется коммуникативным компетенциям на основе работы с текстом

На уроке решаются следующие речетворческие задачи: – учить видеть, слышать и чувствовать текст; – пополнять речевую память учащегося новыми способами создания художественного образа; – развивать…

На уроке решаются следующие речетворческие задачи: – учить видеть, слышать и чувствовать текст; – пополнять речевую память учащегося новыми способами создания художественного образа; – развивать…

Так же речетворчество предполагает сочинение сказок и загадок, стихов, что нравится детям

Так же речетворчество предполагает сочинение сказок и загадок, стихов, что нравится детям

Словарная работа – на каждом уроке, которая обогащает словарь учащихся, развивает их речь

Словарная работа – на каждом уроке, которая обогащает словарь учащихся, развивает их речь

Речевой этикет- неотъемлемая часть развития речи учащихся

Речевой этикет- неотъемлемая часть развития речи учащихся

Эти занятия воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку

Эти занятия воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку

Обсуждение, дискуссия, диспут

Обсуждение, дискуссия, диспут

Одним из критериев определения уровня обученности являются оценки в журналах

Одним из критериев определения уровня обученности являются оценки в журналах

Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных

Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных

Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари,

Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари,

Список используемой литературы 1

Список используемой литературы 1

ПРИЛОЖЕНИЕ Свойства хорошей речи

ПРИЛОЖЕНИЕ Свойства хорошей речи

Стили речи Таблица 2

Стили речи Таблица 2

Стили речи и языковые средства

Стили речи и языковые средства

Данная таблица предполагает многократное использование

Данная таблица предполагает многократное использование
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2021