Папка - передвижка
«Развитие речи детей 3-4 лет»
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребёнка в дальнейшем и его успешного обучения в школе. Данная информация будет полезна для родителей детей младшего дошкольного возраста. Приведенные игровые приемы и методы просты и эффективны, помогут родителям развить и улучшить речевые навыки детей.
Папка пер по разв речи.docx
Папка передвижка
«Развитие речи детей 34 лет»
Четвертый год жизни является переходным из раннего детства к дошкольному. Этот
период характеризуется стремлением ребёнка к самостоятельности, развитием наглядно
действенного мышления, активным развитием речи.
Работа по развитию речи детей находится в тесной связи с обогащением представлений об
окружающем. Чем шире круг знаний ребёнка об окружающих предметах и явлениях, тем
богаче его речь. Расширение словаря происходит на фоне непосредственных действий с
предметами. В этом возрасте обогащается словарь названиями растений, предметов
питания, одежды, мебели, животных, игрушек.
Расширяя словарь,
следует одновременно формировать умение высказывать
элементарные суждения. Чтобы ребёнок мог выразить свою мысль в связной форме, его
надо научить наблюдать, выделять главное, понимать связь и причинноследственные
отношения. Здесь существенную роль играют вопросы взрослых, которые будут
подводить ребёнка к высказыванию «Как ты думаешь?», «Зачем?», «Почему?»…
Развивая связную речь, следует учить детей:
• Понимать разнообразные вопросы и отвечать на них;
• Задавать вопросы;
• Активно включаться в разговор;
• Объяснять содержание картины, ситуации;
• Рассказывать о предметах, игрушках, событиях.
Узнавание действий на картине – важный элемент
развития фразовой речи. Вот стоит девочка, плачет, в
небо устремлён воздушный шар. Спросите: «Как ты
думаешь, почему девочка плачет, что с ней случилось?».
Пусть ребёнок подумает и даже пофантазирует,
придумает окончание истории.
Ребёнок этого возраста уже может составить рассказ по памяти о том, что он видел.
Значит, в повседневном общении нужно побуждать его к воспоминаниям и рассказам о
какихто интересных событиях. Для ребёнка 34 лет речь является средством общения не только со взрослыми, но и со
сверстниками. Поэтому следует поддерживать стремление ребёнка активно вступать в
общение, откликаться на вопросы и предложения взрослого, высказываться, выражать
свои желания, чувства, мысли. Поощряйте интересы ребёнка к делам сверстников,
желание общаться с ними.
В этом возрасте происходит становление нравственных качеств, поэтому учите ребёнка
понимать эмоциональное состояние и настроение других: друзей, родственников,
сказочных героев.
После просмотра мультфильма или чтения книги обязательно обсудите содержание: кто
поступил хорошо, кто – плохо, почему так нельзя делать. Упражняйте ребёнка в
ситуациях, в которых нужно пожалеть, утешить, помочь (например, кукла заболела, зайка
грустный).
Грамматический строй речи заключается в:
• развитии умения согласовывать слова в предложении;
• употреблении ласкательноуменьшительных слов;
• употреблении прилагательных, глаголов.
Предлагаемые задания:
• «Один – много»: матрёшкаматрёшки, машинамашины.
• «Назови детёныша»: кошкакотёнок, уткаутёнок, медведьмедвежонок, собакащенок…
• «Добавь слово»: дом домик, стол столик, ложка ложечка, стул стульчик.
Звуковая культура речи. Обследование речи специалистомлогопедом начинается с 5ти
лет, так как считается, что до 5ти лет происходит становление речи. Но не следует ждать
до этого возраста, пока у ребёнка закрепится неправильное произношение звуков,
родителям нужно уже сейчас:
развивать речевой аппарат (подвижность языка,
губ при помощи простых упражнений, например:
«Язычок спрятался, показался», «Язычок красит
стены в своём домике», «Язычок выглядывает, нет
ли дождика»);
•
поощрять
звукоподражание,
звуковое
сопровождение игровых действий в играх: «Лошадка», «Паровоз», «Как гудит машина?»,
«Как рычит медведь?»…
• упражнять в правильном произношении гласных и согласных звуков (не допускать
сюсюканье). Можно повторять с детьми чистоговорки, например: «Баю, баю, баю –
куколку качаю», «Люли, люли, люли – куколки уснули», «Шапка, да шубка – вот и весь
Мишутка».
• развивать фонематический слух, напримерв играх:
«Угадай, что звучит?»
Ребёнку предлагается послушать звук (шум дождя, шелест листьев, звук мнущейся
бумаги, звук переливающейся воды и т.д.) и отгадать, что звучит. На первых этапах
ребёнку можно давать картинкиподсказки. Сначала ребёнок рассматривает несколько
картинок (дождь, машина, поющие птицы), затем слушает звук и выбирает
соответствующую картинку.
«Кто тебя позвал?»
Для игры понадобится дветри игрушки, например, медвежонок и мышка. Взрослый
изображает их «голоса»: у медвежонка низкий голос, а у мышонка – высокий. Ребёнок
закрывает глаза, в это время взрослый зовёт ребёнка по имени, изображая голос одного из
животных, ребёнок должен отгадать, кто его позвал.
• Развивать речевое дыхание: исполнение длинных песенок (предлагать длительно (23
сек) на одном дыхании произносить звук на выдохе: «аааа», «ууу»).
Покажите ребёнку куклу, прочитайте стишок:
«Успокой куклу»
Плачет куколка с утра,
Успокоиться пора.
Покачайте куклу, спойте ей колыбельную: «Ааа».
«Ушко болит»
Для игры нужна картинка девочки с перевязанным ухом.
Покажите ребёнку картинку, объясните, почему у девочки
повязка.
Это Оля. У неё болит ухо. Оля плачет: «Ооо».
Как Оля плачет? Предложите ребёнку взять куклу на руки и покачать
её, спеть песенку: «Ооо».
• Развивать речь и мелкую моторику в пальчиковых играх. Секрет волшебной
взаимосвязи мелкой моторики и развития речи состоит в том, что при выполнении мелких
движений пальцами рук происходит давление на кончики работающих пальцев и в кору
головного мозга устремляются сигналы, которые активизируют пока незрелые клетки
коры головного мозга, отвечающие за формирование речи ребенка. Вот почему при
выполнении разнообразных действий пальцами рук и происходит развитие речи, а значит,
и мышления.
«Наш малыш»
Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать, начиная с большого
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик наш малыш.
«Здравствуй»
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю —
Всех я вас приветствую!
Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая
друг друга кончиками.
И помните, что дети во всём подражают взрослым. Очень хорошо, когда ребёнок слышит
правильную речь, произведения художественной литературы, устное народное творчество.
Папка - передвижка «Развитие речи детей 3-4 лет»
Папка - передвижка «Развитие речи детей 3-4 лет»
Папка - передвижка «Развитие речи детей 3-4 лет»
Папка - передвижка «Развитие речи детей 3-4 лет»
Папка - передвижка «Развитие речи детей 3-4 лет»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.