Павлова, Л. Н. Парадигма профессионального образа педагога: эволюция взглядов / Л.Н. Павлова // Alma mater Вестник высшей школы. – 2013, № 10. – С. 36-39.
ПАРАДИГМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗА ПЕДАГОГА:
ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ
PARADIGM OF TEACHER PROFESSIONAL IMAGE:
THE EVOLUTION OF VIEWS
Л. Н.Павлова кандидат педагогических наук
E-mail: pavlovalnppi@mail.ru
L.N.Pavlova
Cand. Sci. (Educ.)
Assoc. Prof.
Department of Pedagogy and Psychology of Professional Education
GOU VPO "Chelyabinsk State Pedagogical University"
E-mail: pavlovalnppi@mail.ru
Рассмотрена проблема профессионального образа педагога. В статье объясняется точка зрения автора на эволюцию профессионального образа педагога. В качестве модельной задачи используется парадигма. Данный подход позволил обосновать изменения содержания профессиональной педагогической деятельности как результат смены ориентиров общества.
Эпистемологическая позиция исследователя как типа научной рациональности позволяет обеспечить объективность рассмотрения предмета изучения через причинно-следственные связи.
The problem of teacher's professional image. The article's point of view on the evolution of the professional image of the teacher. As a model problem, a paradigm. This approach allowed us to justify changes in the content of professional pedagogical activity as a result of reorientation of society. Epistemological position of the researcher as a type of scientific rationality allows for objective consideration of the subject matter through a cause-and-effect relationships.
Ключевые слова: профессиональный образ педагога, парадигма, эволюционная эпистемология.
Key words: the professional image of the teacher, paradigm, evolutionary epistemology.
В данной статье нами рассмотрен профессиональный образ педагога с позиции эволюционной эпистемологии с целью определения точки понимания педагогического управления в ракурсе компетентностного подхода, что является проблемой нашего исследования.
Выбор темы исследования определен естественным образом потребностями развития педагогической теории и практики в условиях процессов обновления образования. В частности – область профессиональной компетентности с позиции педагогического управления ученическим коллективом. Одной из задач рассмотрения педагогического управления является анализ эволюции профессионального образа педагога через призму парадигмы образования.
К. Бейли термин «парадигма» представляет как некоторый перспективный фрейм (а perspective frame of reference)», который является продуктом «совокупности концептов и допущений» [9, с.24]. Л.В.Львов рассматривает категорию «парадигма» в качестве методологического статуса по отношению к образованию [3].Смену парадигм Т. Кун видит в качестве научной революции [2]. Мы определяем парадигму как модель образования в истории развития науки. Это позволит определить сущностное знание образования в каждый обозначенный период развития и выявить необходимое для обеспечения эволюционной профессиональной педагогической деятельности. Данная позиция станет отправной точкой для рассмотрения образа педагога. Профессиональный образ педагога позволяет конкретизировать отношение к образованию как к системе, находится за пределами любой педагогической технологии, является фактором эффективности образования.
Таким образом, мы будем рассматривать образ педагога в соответствии с моделью образования в условиях исторического развития общества для дальнейшего определения содержания педагогического управления ученическим коллективом на современном этапе.
Нами использованы принципы подхода к анализу парадигмы, используемые в работе Ю.В.Карякина. Под педагогической парадигмой образования он понимает «совокупность понятий, ценностей, представлений и практик, разделяемая сообществом и формирующая видение образования как формирования культуры и развития интеллекта сменяющего поколения в условиях передачи социального опыта от старших, представленного посредством категорий «знания», «умения», «навыки», «компетенции» и других атрибутов деятельности, освоенной предшествующими поколениями» [1, с. 43]. Автор называет современную парадигму образования системной, которая представляется «как культивирование индивидуальностей в условиях предметнообразовательных сред, создаваемых на основе опыта предшествующих поколений и ориентированных на самостоятельные познавательные движения учащихся, курируемые преподавателями и опирающиеся на процесс познания как на основу естественного развития» [1, с.43].
В этой связи логично будет говорить о периодизации образования по критерию связи с образом человека определенным на этапах развития общества. Это позволит глобализировать значение вопроса образования в целом и соотнести модели образования с предполагаемыми моделями
профессионального образа педагога, что укажет на возможные эффективные решения. В работе А.В. Павловой «Образ человека и четыре парадигмы образования» основывается деление на парадигмы образования по критерию связи с образом человека [4].С нашей точки зрения, это обосновано задачей по
формированию образа человека в соответствии с потребностью общества и самого человека, связано с соответствующей моделью образования, которую можно соотнести с историческим развитием общества и представлением собственного образа человека. В то же время, это будет объективное основание, т.к. нами рассматривается профессиональный образ педагога, он формируется в представлениях в соответствии необходимого образа человека в определенный период развития науки (таблица №1).
Таблица №1.
№ п\п |
Название парадигмы |
Сущностное знание образования |
Характеристика результата образования |
1. |
Воспитательная парадигма |
Соблюдение правил поведения, предписаний и норм. Существует некий идеальный образ, которому Ученик должен соответствовать. |
Образ человека представляется через его поведение. Не формируется необходимость в освоении разных видов деятельности. |
2 . |
Ценностная парадигма |
Система ценностей в соответствии с культурно- историческим процессом. |
О б р а з ч е л о в е к а представляется через степень включенности его в пространство транслируемых ценностей, не результаты конкретной деятельности человека. |
3 . |
Деятельностная парадигма |
Овладение навыками определенных видов (или одного вида) деятельности; обучение возможно через включение человека в непосредственную деятельность. |
Образ человека связан с его способностью к деятельности. |
4 . |
Трансформационна я парадигма |
Развитие человека как целостного существа.
|
Образ человека - человек является источником и причиной того, что происходит в его жизни. Изменение жизни – желание человека изменить ее. |
В основу Воспитательной парадигмы положена парадигма образования по соблюдению статусных правил поведения и норм. Автор в качестве примера приводит пример идеальных образов поведения в разных вариантах в зависимости от эпохи. Данное образования обеспечивает процесс социализации ребенка. Ценностная парадигма ориентированна на создание у обучающихся определенной системы ценностей. Результатом этой образовательной парадигмы является деятельность по воспроизведению типа культуры. И как результат, в разные эпохи можем наблюдать объединение людей с общими ценностями. Модель образования «Деятельностная парадигма» предполагает включение человека через игровую, обрядовую и ритуальную деятельность. Деятельность здесь рассматривается в широком и в узком смысловом значении термина. В данном случаи образование человека заключается в овладении практических умений и навыков. Особенностью системы образования Трансформационной парадигмы является отсутствие гарантий в результате, так как смыслом человеческой жизни является открытия самого себя. Поэтому в данном случаи важна личная мотивация обучающихся.
Классификация парадигмы образования позволит рассмотреть профессиональный образ педагога на основе сущностной характеристики образовательной парадигмы. В этой связи введем термин «эволюционная эпистемология» в тему нашего рассуждения. К.Поппер утверждал, что ведущие идеи эволюционной эпистемологии основаны на законе природы – приспособлении, т.е. возможностью обладать свойствами, которые бы позволяли выживать [8]. Эпистемологическая позиция исследователя как тип научной рациональности позволяет обеспечить объективность рассмотрения предмета изучения через причинно-следственные связи [6]. Это философское направление рассматривает эволюцию мышления человечества в целом. Это означает, что в основу парадигмы образования положены:
– результат естественного понимания обществом образа человека;
– результат эволюции взглядов на образ человека;
– результат комплексной практики формирования образа человека.
Под комплексной практикой, вслед за К.Поппером, мы понимаем познание в сочетании знаний в различных типах деятельности [8]. Сама практика со временем привела к естественному пониманию обществом в необходимости человека, занятием (профессией) которого было бы формирование образа человека (образование человека). Вслед за этим пониманием, эволюция взглядов на образ человека идет под эгидой научной парадигмы образования с последующей практикой формирования образа человека. Научность и практика являются основанием профессионально-педагогической деятельности.
Таким образом, используя парадигмы образования по критерию связи с образом человека, мы можем представить парадигмы профессионального образа педагога на основе эволюционной эпистемологии. Следовательно, парадигма профессионального образа педагога формируется на основе парадигмы образования и является результатом комплексной практики формирования образа человека.
Согласно теории эпистемологии у каждого поколения учеников есть общие черты и на фоне глобализации современного общества становится почти повсеместно аналогичной тенденция динамики изменений когнитивных способностей человека, влекущая за собой изменение принципов построения моделей познания в культурно-историческом контексте. Итак, платформой профессионального образа педагога является парадигма образования, представляющая собой совокупность понимания сути образования в целом, взгляда на современный образ человека и опыта комплексной практики образования человека.
В этой связи, профессиональный образ педагога должен соответствовать парадигме образования соответственно каждой из представленных парадигм. Из чего делаем вывод, что для каждой парадигмы условно можем обозначить профессиональный образ педагога воспитательной парадигмы,
профессиональный образ педагога ценностной парадигма, профессиональный образ педагога деятельностной парадигмы, профессиональный образ педагога трансформационной парадигмы образования.
Основываясь на взглядах В.С.Степина [7], эволюцию профессионального образа педагога можно представить в такой последовательности: воспитывающий образ педагога; образ педагога, демонстрирующий систему культурных ценностей; характеристика образа педагога на основе результата его профессиональной деятельности и представление образа педагога через личностные качества как субъекта образовательного процесса (Таблица №2).
Таблица №2
№ п\п |
Название парадигмы образования |
Характеристика результата образования |
Характеристика образа педагога |
1 |
Воспитательная парадигма |
Образ человека представляется через его поведение |
Воспитывающий образ педагога |
2 |
Ценностная парадигма |
О б р а з ч е л о в е к а представляется через степень включенности его в пространство транслируемых ценностей |
О б р а з п е д а г о г а , демонстрирующий систему культурных ценностей |
3 |
Деятельностная парадигма |
Образ человека связан с его способностью к деятельности |
Образ педагога представляется через результат его профессиональной деятельности |
4 |
Трансформационна я парадигма |
Образ человека - человек является источником и причиной того, что происходит в его жизни |
О б р а з п е д а г о г а , о с н о в а н н ы й н а характеристики его качеств личности |
Исходя из того, что парадигма представляет собой модель постановки проблемы. Парадигму образования можем представить как модель проблемы образа человека, парадигму профессионального образа педагога – как модель проблемы образа педагога. Содержание профессионального образа педагога можно описать посредством аксиологического компонента (ценности и смыслы), онтологического компонента (взаимодействие участников образовательного процесса) и методологического компонента (принципы стиля профессионального мышления) [5,с.107]. Эти компоненты являются результатом эволюции парадигмы образования. В любом случаи, в образе педагога присутствует некая управленческая миссия в образовании человека, соответствующей парадигме. В этой связи, результатом эволюции взглядов на образ педагога является изменения его профессиональных функциональных представлений: от эмпирической функции, педагогического руководства, педагогического менеджмента до педагогического управления. Ссужая проблему образа педагога в пространственном и во временном ракурсе, мы готовы говорить об управленческой компетенции педагога.
Комплексная практика профессионального образа педагога передана в виде концептуальных подходов к образованию в разных исторических эпохах и географических точках, обобщая совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний и закономерностей в формировании образа человека, сменяя ненаучное познание научным, а эмпирический уровень познания теоретическим. Как следствие, формировались когнитивные профессиональные комплексные знания различных типов педагогической деятельности [8], которые привязаны к многообразным историческим и духовным практикам. Естественное понимания обществом профессионального образа педагога через процесс эволюционного осмысления его образа и комплексная практика позволили рассматривать современную профессиональную деятельность педагога как педагогическое управление в ракурсе компетентностного подхода. С этой точки зрения целесообразно исследовать проблему через вопросы формирования и реализации управленческой компетенции педагога.
На основании вышесказанного, делаем вывод.
1.Важным является то, что парадигмы не привязаны к историческому процессу развития общества, но вместе с тем отражают эволюцию мышления человечества.
2.Смена парадигмы образования означает смену ориентиров общества, и смена ориентиров общества влечет за собой смену парадигмы образования.
3.Вслед за парадигмой образования следует смена парадигмы профессионального образа педагога. Данную позицию можно трактовать как необходимое эволюционное обеспечение профессиональной педагогической деятельности.
Литература
1.Карякин Ю.В. Новая парадигма образования // Вестник Томского
государственного университета. - 2009. - N 329, С. 39-43.
2.Кун Т. Структура научных революций. М., 1975. URL: http://krotov.info/ lib_sec/11_k/kun/tomas_00.html (дата обращения: 15.12.2012)
3.Львов Л.В. Модернизация профессионального образования: аналитическое представление теоретико-методологических возможностей основных парадигм URL: http://www.edit.muh.ru/content/mag/trudy/01_2010/06.pdf (дата обращения: 10.01.2013)
4.Павлова А.В. Образ человека и четыре парадигмы образования // Образование в системе институтов рыночного общества - Казань, 2004.-С.76-80.
5.Павлова Л.Н. Содержание профессионального образа педагога как сфера социальной безопасности // Безопасность социальной сферы в условиях современной поликультурной России: сб. материалов / ред. кол.: В.В.Садырин, Б.У. Хашагульков и др. – Челябинк, Изд-во «Цицерон». – С.106 – 108.
6.Синячкин В.П. Об эпистемологической позиции исследователя при анализе общечеловеческих ценностей в русской культуре // Alma - Mater, 2011, № 1, С.36-40.
7.Степин В.С. Теоретическое познание. Структура. Историческая эволюция. –
М.: Прогресс – Традиция. – 744 с.
8.Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. Карл Поппер и его критики / Сост. Д.Г.Лахути, В.Н.Садовский и В.К.Финн. Перевод с анг. Д. Г.
Лахути. . – М.: Эдиториал УРСС . – 2000.
9.BailyK.D. Methods of Social Research N.Y., London, 1982.
References
1.Karjakin Y.V. New education paradigm / / Philosophy, sociology, politics, 2009, № 1, С.43.
2.Kun T. The Structure of Scientific Revolutions. Moscow, 1975 URL: http:// krotov.info/lib_sec/11_k/kun/tomas_00.html (дата обращения: 15.12.2012)
3.Lvov L.V. Modernization of vocational education: an analytical representation of the theoretical and methodological possibilities basic paradigms URL: http:// www.edit.muh.ru/content/mag/trudy/01_2010/06.pdf (дата обращения: 10.01.2013) 4.Pavlova A.V. The image of man and four educational paradigm. / / Education institutions in the system of a market society - Kazan, 2004.-P.76-80.
5.Pavlova L.N.The content of the professional image of the teacher as the sphere of social security / / social security in today's multicultural Russia: Sat. materials / ed. count.: V.V.Sadyrin, BU Hashagulkov etc. - Chelyabink, Izd "Cicero." - P.106 – 108.
6.Sinyachkin V.P. On the epistemological position of the researcher in the analysis of human values in the Russian Culture / / Alma - Mater, 2011, № 1, p.36-40.
7.Stepin V.S. Theoretical knowledge. Structure. The historical evolution. - Moscow: Progress - Tradition. - 744 p.
8.Evolutionary epistemology and logic of the social sciences. Karl Popper and his critics / Comp. D.G.Lahuti, V.N.Sadovsky and V.K.Finn. Translated from English.
DG Lahuti. . - Moscow: Editorial URSS. - 2000.
9.BailyK.D. Methods of Social Research N.Y., London, 1982.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.