Технологическая карта занятия внеурочной деятельности в 5 классе.
Дата____________
Тема занятия: Методы параллельного плетения на проволоке (Роза).
Цели урока:
Обучающая– ознакомить учащихся с техникой параллельного бисероплетения, обучить технологической последовательности изготовления лепестков и тычинок для розы из бисера,
Воспитывающая- воспитать аккуратность, внимательность и любовь к декоративно – прикладному творчеству и природе.
Развивающая –развить умение пользоваться технологической последовательностью, аккуратность и внимательность
Программа: «Творческая мастерская»
Форма организации деятельности обучающихся: коллективная.
Планируемые результаты:
-учащиеся самостоятельно сформулируют правила техники безопасности при работе на занятии;
-учащиеся выполнят изделие по готовому образцу с опорой на описание выполнения изделия.
Работа направлена на развитие следующих УУД:
Регулятивные УУД:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
- планирование-определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- оценка-выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества уровня усвоения; оценка результатов работы.
Познавательные УУД:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Наглядные пособия: книги по бисероплетению, образцы основных способов плетения, схемы плетения.
Материалы и инструменты: проволока медная разной толщины, бисер нужных цветов, схемы плетения, презентация.
СТРУКТУРА И ХОД ЗАНЯТИЯ
№ |
Этап занятия |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1 |
Организационный момент |
- Здравствуйте ребята. Я хочу начать занятие со стихотворения. Послушайте. «…И цветы умеют говорить, Если в руки мастера попали, Могут вам улыбку подарить, Могут вам напомнить о печали, О любви к отчизне рассказать, Слать привет в космические дали. Могут все без слов они сказать, Если в руки мастера попали…»
Давайте мы тоже с вами сегодня добавим в мир немного красоты. - подготовка рабочего места к работе. - проверка материалов и инструментов, необходимых к работе. |
Учащиеся заходят в кабинет, проходят к своим рабочим местам. Дети садятся за парты. На партах –бисер, проволока, ножницы. |
2 |
Определение темы и целей занятия |
-Чтобы узнать, чем мы будем заниматься на занятии, посмотрите на доску. На доске слайд со словами: -Ледоход -Тепло -Цветение -Почки -Нарцисс -Черемуха -Букет -Каким одним словом можно объединить все предложенные слова? -А как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на занятии? Какова цель нашего занятия? -Посмотрите на образец готового изделия, который лежит перед вами. -Какие материалы мы будем использовать в работе? -А какие инструменты понадобятся? |
Ответы учащихся.
Ответы учащихся Формулирование цели занятия Начаться плести лепестки и тычинки для розы. Учащиеся называют материалы, затем инструменты, необходимые для выполнения изделия. |
3 |
Разминка. Пальчиковая гимнастика |
-Перед началом работы разомнем наши пальцы. |
Учащиеся повторяют упражнение за учителем. |
4 |
Освоение нового материала |
На сегодняшнем уроке я познакомлю вас с одним из разделов программы рукоделия - «Бисероплетение». Научимся выполнять основные техники плетения на проволоке и применять полученные знания для изготовления изделия. Бисероплетение, чем мы сегодня с вами и займемся, относится к декоративно-прикладному искусству. История бисера - уходит в далёкое прошлое. И так давайте с вами познакомимся с историей возникновения бисера. Что же такое бисер? Прежде всего стекло. - Ребята не подскажите как появилось стекло, это вы должны знать из уроков истории. - хорошо, я добавлю. Легенда гласит: Финикийские моряки, везя из Африки груз соды, высадились на ночлег и обложили костер не камнями, а содой. На утро они в золе нашли слитки прозрачные и очень твердые. Это было стекло. Центрами стеклоделия стали Древний Египет и Сирия, оттуда это искусство перешло в Римскую империю, после развала, которой его унаследовала Византия, а затем Венеция. Стеклоделы были там почитаемым классом, но могли очень просто умереть за разглашение секретов своего мастерства. Бисер делали так: выдували толстостенные трубки маленького диаметра из окрашенного стекла, разрезали на кусочки. Для придания округлой формы кусочки помещали в цилиндр с раскаленным песком и быстро крутили. Стекло и бисер Венеции приносили большие доходы. В 19 веке были изобретены машины для изготовления бисера, бисер стал дешевле, но грубее. Вторая половина XVIII и первая половина XIX столетий были "золотым веком" бисера в России. Чего только из бисера не делали: церковные украшения, кошельки чехлы для шкатулок, бисером вышивали платья, украшали головные уборы и даже картины. - Итак, ребята что же такое бисер? Это круглые стеклянные шарики с отверстием по центру разных размеров. Многообразие форм, расцветок и материалов, из которых изготовляют бисер, представляет массу идей для творчества. - бисер бывает: прозрачным, матовым, с окрашенной серединой, радужный. -форма бисера различна – это круглые, овальные и гранёные бусинки, короткие трубочки (рубка), длинные трубочки (стеклярус). - бисер квалифицируется по размерам, которые нумеруются, самые крупные - №10 и самый мелкий - №3, но для работы мы берём №8. - и ещё один материал необходимый при работе бисероплетения: это проволока. Самая распространенная, а также самая податливая в работе – медная проволока диаметром от 0,3 до 0,5 мм. Для изготовления основных элементов цветов нужно использовать проволоку 0,3 мм Проволоку диаметром 2-3мм используют для формирования ствола дерева, цветка. Основные способы плетения. Способ параллельного плетения Техника параллельного плетения подходит как для объёмных, так и для плоских деталей. Ещё её называют русским способом бисероплетения. Плетение начинается сверху вниз. В этой технике обычно плетут лепестки и листья. Схемы параллельного плетения можно записать в виде цифр: 1-2-3-4-5-4-3-2-1. Это значит, что в первом ряду лепестка-1 бисеринка, во втором – 2 и т.д.
Для того чтобы сделать деталь в технике параллельного плетения, на середину проволоки выбранной длины нанизывается 1 бусинка, а затем ещё 2 через которые проходит и один, и другой конец проволоки навстречу друг другу. Затем нанизываем 3 бусинки, в которые проходят оба конца проволоки и т.д. в зависимости от формы деталей. Следите за тем, чтобы ряды ложились плотно и ровно по отношению друг к другу. |
Ответы учащиеся
Предположения учащихся
Предположения учащихся
|
5 |
Динамическая пауза |
-А сейчас мы встанем и немного отдохнем. Вот мы руки развели, Словно удивились. И друг другу до земли В пояс поклонились! Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились. Ниже, ниже, не ленись, Поклонись и улыбнусь. |
Дети повторяют упражнения за учителем |
6 |
Практическая работа |
Основные правила работы с проволокой: - следите, чтобы на проволоке не образовывались узелки и порожки, через которые трудно нанизывать бисер и изделие будет выглядеть неаккуратно. - во время низания начатая работа находится в левой руке, проволоку держат в правой, - старайтесь нанизывать бисеринки так, чтобы они плотно прилегали друг к другу, - нельзя слишком затягивать – изделие станет волнистым, начнёт морщинить. -ребята вы обратили внимание, что у вас на столе лежат карточки – схемы поэтапного выполнения способов плетения. -сейчас я буду показывать, как выполняется техника параллельного плетения, внимательно за мной следите и повторяйте. Роза делается параллельным плетением. Вам нужно сплести два вида лепестков, внешние и внутренние, серединку, листья двух размеров и чашелистики. Цифрами указано число бисеринок в каждом ряду. Внутренние лепестки: схема 1-2-4-6-8-10-12-13 (3 шт.) Внешние лепестки: схема 1-2-4-6-8-10-12-14-15 (4 шт.) Края лепестков закройте проволокой с бисером набрав то количество которое необходимо и пойдите через самую первую бисерину одним и другим концом проволоки. Серединка: наберите на проволоку 50 см. 14 бисерин, пропустите 3 бис. и вернитесь через 11 бис. Снова наберите 14 бис. пропустите 3 бис. и вернитесь через 11 бис. Таких палочек сделайте 5 шт. на одной проволоке, без расстояния между ними. Когда серединка будет готова скрутите концы проволоки. |
Учащиеся формулируют правила техники безопасности.
Учащиеся работают над выполнением изделия. |
6 |
Оценка выполнения |
-Сравните получившееся у вас изделие с образцом. Поднимите руку, у кого изделие соответствует образцу. -Посмотрите на изделия одноклассников, получилось ли у них выполнить изделие в соответствии с образцом? - Как мы сможем применить готовое изделие? |
Оценка учащимися выполнения собственного изделия и выполнения изделий товарищами.
Ответы учащихся |
7 |
Рефлексия |
-А теперь давайте подведем итоги вашей работы на занятии. Для этого по кругу продолжите фразы, которые записаны на доске: Сегодня я узнал… Я научился… Меня удивило… У меня получилось… Было трудно… Я смог …. Я теперь могу…. Меня удивило… Мне захотелось…. Было интересно… -Спасибо за занятие! |
Учащиеся по кругу продолжают по одной фразе. |
Приложение 1.
Схема плетения лепестков и тычинок для розы
Роза делается параллельным плетением. Вам нужно сплести два вида лепестков, внешние и внутренние, серединку, листья двух размеров и чашелистики.
Цифрами указано число бисеринок в каждом ряду.
Внутренние лепестки: схема 1-2-4-6-8-10-12-13 (3 шт.)
Внешние лепестки: схема 1-2-4-6-8-10-12-14-15 (4 шт.)
Края лепестков закройте проволокой с бисером набрав то количество которое необходимо и пойдите через самую первую бисерину одним и другим концом проволоки.
Серединка: наберите на проволоку 50 см. 14 бисерин, пропустите 3 бис. и вернитесь через 11 бис. Снова наберите 14 бис. пропустите 3 бис. и вернитесь через 11 бис. Таких палочек сделайте 5 шт. на одной проволоке, без расстояния между ними. Когда серединка будет готова скрутите концы проволоки.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.