Ожгибесова Елена Александровна. учитель истории и обществознания, МБОУ «Осинская СОШ №1 имени Героя РФ В.П.Брюхова»
План-конспект «Парламентский урок»
Класс: 9-11.
Цель: формирование гражданской культуры учащихся.
Тип урока: урок комплексного использования знаний.
Используемые приемы, методы, технологии обучения: информационный, проблемный, дебаты
Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая
Организация деятельности учащихся на уроке: обсуждают проблемы; самостоятельно подбирают аргументы; отвечают на вопросы; доказывают свою точку зрения; дискутируют; рефлексируют.
Прогнозируемый результат (формируемые компетентности):
Структура урока
Дидактическая цель этапа |
Содержание этапа |
Результат работы учащихся на данном этапе |
I. Организационный (2 мин.). Подготовить учащихся к работе на уроке: – обеспечить благоприятную внешнюю обстановку для работы; – психологически настроить учащихся на предстоящее занятие. |
Приветствие учителя и учащихся; организация внимания. |
Учащиеся готовы к началу работы, настроены на плодотворную работу. |
II. Актуализация знаний (4 мин.). Подготовить к восприятию нового материала. |
Учащиеся знакомятся с темой урока, разбирают понятия “гражданин”, “гражданственность”, “гражданское общество”, “правовое государство” анализируют эпиграф к уроку |
Актуализированы опорные знания. |
III. Мотивация (2 мин.). Подготовить учащихся к сознательному усвоению нового материала. |
Учитель ставит перед учащимися задачи; предлагает план работы. |
Учащиеся замотивированы на предстоящую работу. |
IV. Этап усвоения новых знаний (32 мин.). Подвести учащихся к осознанию роли собственной гражданской инициативы. |
– Учитель ставит перед учащимися проблемную ситуацию. Заранее, обучающимся выданы вопросы на дебаты. – Учащиеся: – Группа делится на две части: «утверждающая» и «отрицающая»; – выбирают от команды спикера, – высказывают свои аргументы, выслушивают чужие; – задают друг другу вопросы; – отвечают на вопросы.
Подведение итога всего сказанного учителем |
Выработка собственного мнения; – учащиеся подбирают аргументы в группах; – выступления от команд; – обсуждение вопроса; – дискуссия между спикерами групп и группами. |
V. Подведение итогов урока (5 мин.). Проанализировать работу на уроке. |
Общий вывод учителя, исходя из высказанных учащимися мнений, взглядов; работа с эпиграфом урока. |
Делают выводы по уроку. |
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
II, III. Актуализация знаний (Мотивация) Сегодня по всей стране проходит парламентский урок. Тема нашего урока – “Твоя гражданская позиция”. Цель нашего урока – выяснить, что такое гражданственность, гражданин, гражданское общество, правовое государство;
На уроке попытаемся выработать свое мнение, относительно вопросов, которые предложены для дебатов. Хотелось бы увидеть активных молодых людей, неравнодушных, рассуждающих о тех проблемах, которые прозвучат сегодня на уроке.
Эпиграфом к нашему уроку возьмем слова У.Шекспира: “Быть или не быть – вот в чем вопрос…” |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Как вы понимаете слова Шекспира? |
Отвечают, высказывают свои мнения. |
Экскурс в историю: Гражданское общество в России только формируется (с 90-х годов 20 века) в то время как, например, в США оно уже существует давно. В настоящее время состояние гражданского общества в России значительно отличается от состояния в последние десятилетия ХХ века. Сейчас в стране уровень развития гражданских движений достигает небывалых величин. Создается все больше гражданских объединений в различных сферах жизни: экономические, культурные, спортивные, объединения по возрастам, политические. Однако проблема современных гражданских движений заключается в их качественном развитии, т. е. огромное количество объединений являются не профессиональными в своей сфере и реально не отстаивающими интересы своих участников.
Итак, в течение урока вам будут предложены различные жизненные ситуации, а вам предлагаем определить свою точку зрения на них, аргументировать свой выбор, а преподаватель выступает в роли рефери. |
Словарная работа: гражданственность, гражданин, гражданское общество, правовое государство |
IV. Этап усвоения новых знаний. Темы для дебатов: 1. В современной России молодежи бесполезно идти во власть. 2. Реального ученического самоуправления в школе быть не может. 3. От моего участия в выборах ничего не зависит.
|
Подбирают в группах аргументы
|
V. Подведение итогов урока. Всю жизнь, каждый час, каждый день мы вынуждены делать выбор.
Обратим ещё раз внимание на эпиграф к нашему уроку: Гамлет, в конце концов, выступил против матери, подлецов и мерзавцев. Чем всё закончилось в пьесе? Все погибли. Может ему совсем и не стоило выступать, все бы остались живы и здоровы. Правильного ответа на этот вопрос нет. Каждый из вас каждый день, каждый час должен делать выбор: либо пройти мимо, либо вступиться, либо промолчать, либо сказать, либо уехать, либо остаться. Это ваш выбор: быть или не быть, вот в чём вопрос. |
Общий вывод по высказанным мнениям. Отвечают, у кого поменялось первоначальное мнение. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.