Парная работа как способ формирования УУД у обучающихся на уроке.

  • Научно-исследовательская работа
  • docx
  • 24.10.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования нацеливает на приоритетное направление по формированию общеучебных умений и навыков. Задача школы сегодня – воспитать ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни [1]. В школе развитие личности происходит в процессе учебной деятельности. К концу обучения в начальной школе учителя должны сформировать у младшего школьника основные компоненты этой ведущей деятельности: учебно-познавательные мотивы, учебные действия, контроль и самоконтроль, оценку и самооценку [12]. Для решения учебной задачи очень важна активная позиция ученика. Это возможно при особой организации обучающихся в учебном процессе, а именно при использовании парной работы, где ребенок вооружается навыками самостоятельной деятельности, становится в позицию исследователя, становится равноправным участником обучения. Работа в паре «ученик - ученик» особенно важна в сфере самоконтроля и самооценки. Парную работу можно рассматривать как начальную стадию формирования деловых межличностных отношений. Данная форма успешно применяется и во внеклассной работе, и на занятиях внеурочной деятельности. На протяжении всего начального обучения остаются дети, которые так и не переходят с дошкольных на учебные формы сотрудничества. Значит, надо найти такую форму организации учебного сотрудничества, которая бы позволила это сделать. Одной из таких форм, основанной на учебном сотрудничестве младших школьников, является парная форма работы школьников, потому что дети работают без пошагового учительского руководства и контроля, ученики разбиваются на пары для самостоятельного изучения нового материала, для обсуждения вариантов решения задачи, различных точек зрения на одно и то же явление. Обучение, основанное на парных формах организации урока, разрешает к концу начальной школы сформировать детей как учебное сообщество, доброкачественное и склонное ставить учебную задачу, искать пути ее решения и полученные результаты использовать для решения большого круга частных задач [6]. Особое внимание в модернизированной школе к парным формам работы обучающихся связано с тем, что учение рассматривается как процесс перевода всего, что накоплено в деятельности людей в сознание ученика через парное взаимодействие. При определенной организации взаимодействия между детьми можно добиться высокого уровня овладения учебным материалом, а отсюда и более высокого развития ребенка. Концепцией парной работы является концепция сотрудничества - как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. В концепции сотрудничества и учитель, и ученик являются субъектами учебного процесса. Причем для младших школьников функция субъектов учебной деятельности пока ещё сложна, но вполне доступна роль парного субъекта, где ученики в паре совместно, в сотрудничестве друг с другом решает учебную задачу, при этом реализуются принципы соучастия, сопереживания, сотворчества, соуправления. Практика обучения при внедрении парного способа работы в учебный процесс показывает, что именно организационная форма обучения «ученик - ученик» предоставляет значительные резервы для формирования учебной самостоятельности, способствующей повышению эффективности обучения [10]. Исследования Р.Я. Гузмана, В.В. Рубцова, Г.А. Цукерман и др. показали, что при определенной организации взаимодействия между детьми можно добиться высокого уровня овладения учебным материалом, а отсюда и более высокого развития ребенка . Актуальность исследования определяется необходимостью выявления и использования оптимальных форм организации парной работы, которые способствовали бы формированию универсальных учебных действий у младших школьников. Проблема исследования заключается в том, что парную форму организации деятельности в процессе обучения младших школьников мало применяют, а она очень важна для формирования развитой личности и других качеств ребёнка. Парная работа как способ формирования УУД у обучающихся на уроке. Объект: формирование УУД у обучающихся в процессе обучения. Предмет: парная работа как способ формирования УУД у обучающихся на уроке. Цель: определить роль парной работы как способа формирования УУД у обучающихся на уроке. Задачи: 1. Рассмотрение понятия “УУД” и способов их формирования на уроках. 2. Изучение особенностей парной работы как формы обучения. 3. Выявление роли парной работы как способа формирования УУД у обучающихся. Цель и задачи определили структуру курсовой работы. Она состоит из введения, одной главы, заключения и списка литературы. Во введении обосновывается актуальность темы курсовой работы, определяются объект, предмет, цель, задачи исследования. В первой главе рассмотрено понятие “УУД”, их классификация и способы их формирования на уроках, рассматривается процесс изучения особенностей парной работы как формы обучения, выявление роли парной работы как способа формирования УУД у обучающихся. В заключении представлены общие выводы по курсовой работе. Список литературы содержит 20 источников. Практическая значимость работы огромна, ведь парная работа как способ формирования УУД у обучающихся должна широко использоваться учителями для формирования высокого развития детей.
Иконка файла материала Парная работа как способ формирования УУД у обучающихся на уроке..docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение......................................................................................................................2

Глава 1. Теоретические основы использования парной работы как способа формирования УУД на уроках.

1.1. Понятия “Универсальные учебные действия” и способы их   формирования на уроках…………………………………………..………………...7

1.2. Особенности парной работы как формы обучения……………..….....17

1.3. Роль  парной работы в  формировании УУД у обучающихся на уроках……………………………………………………………………………….19

Заключение...............................................................................................................23

Литература................................................................................................................24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования нацеливает на приоритетное направление по формированию общеучебных умений и навыков.

Задача школы сегодня – воспитать ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни [1].

В школе развитие личности происходит в процессе учебной деятельности. К концу обучения в начальной школе учителя должны сформировать у младшего школьника основные компоненты этой ведущей деятельности: учебно-познавательные мотивы, учебные действия, контроль и самоконтроль, оценку и самооценку [12].

Для решения учебной задачи очень важна активная позиция ученика. Это возможно при особой организации обучающихся  в учебном процессе, а именно при использовании парной работы, где ребенок вооружается навыками самостоятельной деятельности, становится в позицию исследователя, становится равноправным участником обучения.

Работа в паре «ученик - ученик» особенно важна в сфере самоконтроля и самооценки. Парную работу можно рассматривать как начальную стадию формирования деловых межличностных отношений. Данная форма успешно применяется и во внеклассной работе, и на занятиях внеурочной деятельности. 

На протяжении всего начального обучения остаются дети, которые так и не переходят с дошкольных на учебные формы сотрудничества. Значит, надо найти такую форму организации учебного сотрудничества, которая бы позволила это сделать. Одной из таких форм, основанной на учебном сотрудничестве младших школьников, является парная форма работы школьников, потому что дети  работают без пошагового учительского руководства и контроля, ученики разбиваются на пары  для самостоятельного изучения нового материала, для обсуждения вариантов решения задачи, различных точек зрения на одно и то же явление. Обучение, основанное на парных формах организации урока, разрешает к концу начальной школы сформировать детей как учебное сообщество, доброкачественное и склонное ставить учебную задачу, искать пути ее решения и полученные результаты использовать для решения большого круга частных задач [6].

Особое внимание в модернизированной школе к парным формам работы обучающихся связано с тем, что учение рассматривается как процесс перевода всего, что накоплено в деятельности людей в сознание ученика через парное взаимодействие.

При определенной организации взаимодействия между детьми можно добиться высокого уровня овладения учебным материалом, а отсюда и более высокого развития ребенка. Концепцией парной работы является концепция сотрудничества - как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. В концепции сотрудничества и учитель, и ученик являются субъектами учебного процесса. Причем для младших школьников функция субъектов учебной деятельности пока ещё сложна, но вполне доступна роль парного субъекта, где ученики в паре  совместно, в сотрудничестве друг с другом решает учебную задачу, при этом реализуются принципы соучастия, сопереживания, сотворчества, соуправления.

Практика обучения при внедрении парного способа работы в учебный процесс  показывает, что именно организационная форма обучения «ученик - ученик» предоставляет значительные резервы для формирования учебной самостоятельности, способствующей повышению эффективности обучения [10].

Исследования Р.Я. Гузмана, В.В. Рубцова, Г.А. Цукерман и др. показали, что при определенной организации взаимодействия между детьми можно добиться высокого уровня овладения учебным материалом, а отсюда и более высокого развития ребенка .

Актуальность исследования определяется необходимостью выявления и использования оптимальных форм организации парной работы, которые способствовали бы формированию  универсальных учебных действий у младших школьников. Проблема исследования заключается в том, что парную форму  организации деятельности в процессе обучения  младших школьников мало применяют, а она очень важна для формирования развитой личности и других качеств ребёнка.

Парная работа как способ формирования УУД у обучающихся на уроке.

Объект: формирование УУД у обучающихся в процессе обучения.

Предмет: парная работа как способ формирования УУД у обучающихся на уроке.

Цель: определить роль парной работы как способа формирования УУД у обучающихся на уроке.

Задачи:

1.     Рассмотрение понятия “УУД” и способов их формирования на уроках.

2.     Изучение особенностей парной работы как формы обучения.

3.     Выявление роли парной работы как способа формирования УУД у обучающихся.

Цель и задачи определили структуру курсовой работы. Она состоит из введения, одной главы, заключения и списка литературы.

     Во введении обосновывается актуальность темы курсовой работы,  определяются объект, предмет, цель, задачи исследования.

      В первой главе рассмотрено понятие “УУД”, их классификация и способы их формирования на уроках, рассматривается процесс изучения особенностей парной работы как формы обучения, выявление роли парной работы как способа формирования УУД у обучающихся.

В заключении представлены общие выводы по курсовой работе.

Список литературы содержит 20 источников.

Практическая значимость работы огромна, ведь парная работа как способ формирования УУД у обучающихся должна широко использоваться учителями для формирования высокого развития детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы использования парной работы как способа формирования УУД на уроках.

1.1.          Понятие “УУД” и способы их формирования на уроках

 

Универсальные Учебные Действия (УУД) –это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта [3].

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, выделяют четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный 3) познавательный; 4) коммуникативный.

Классификация УУД

Личностные - обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных УУД:

-самоопределение личностное, профессиональное, жизненное;

-смыслообразование, т.е. установление учениками связей между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? - и уметь на него отвечать;

-нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные -  обеспечивают ученикам организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

-целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно;

-планирование- определение последовательности промежуточных целей с учетом;
-конечного результата; составление плана и последовательности действий;

-прогнозирование  -   предвосхищение   результата и   уровня   усвоения   знаний,   его временных характеристик;

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с  целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

-коррекция- внесение необходимых дополнений и корректив в план действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

-оценка — выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что, еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

-саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Познавательные - общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.

Общеучебные:

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
-поиск и выделение необходимой информации;

-применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

-структурирование знаний;

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и    результатов деятельности;

-смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

-извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
-определение основной и второстепенной информации;

-свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

-понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.

-знаково-символические действия  составляют особую группу общеучебных универсальных действий;

-моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

-преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические:

-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
-синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

-выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

-подведение под понятие, выведение следствия;

-установление причинно-следственных связей;

-построение логической цепи рассуждении;

-доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

-постановка и формулирование проблемы;

-самостоятельное создание   алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные -  обеспечивают социальную компетентность. К коммуникативным действиям относятся:

-умение слушать и вступать в  диалог;

-учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками -   определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

-постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; 

-строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

-разрешение конфликтов - выявление, идентификация  проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

-управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

-владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка [4].

Способы формирования УУД на уроках в начальной школе на основе ФГОС.

Многие ученые, философы, педагоги, методисты утверждают, что самую главную роль в обучении и воспитании играет  именно начальная школа. Здесь ребенок учится читать, писать, считать, слушать, слышать, говорить, сопереживать. Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, связывание  их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Научиться учить себя - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. Современные потребности обучающихся останутся нереализованными, если в образовательном процессе ученик не обретет статус субъекта образования. [15].

Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Обучающийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой  цели становится возможным благодаря  формированию системы универсальных учебных действий (УУД). Овладение универсальными учебными действиями дает ученикам возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие ученикам ориентироваться в различных предметных областях познания [18].

Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному  усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках [5].

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными  целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться  в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной  и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками [6].

Учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) со следующими показателями:

-состояние здоровья детей;

- успеваемость по основным предметам;

-уровень развития речи;

-степень владения русским языком;

-умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;

-стремление принимать и решать учебную задачу;

-навыки общения со сверстниками;

- умение контролировать свои действия на уроке [8].

На уроках математики универсальным учебным действием может служить познавательное действие (объединяющее логическое и знаково-символическое действия), определяющее умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения. С этой целью ученикам предлагается ряд заданий, в которых необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомым. В этом случае ученики решают  учебную задачу, задачу на установление логической модели, устанавливающей соотношение данных и неизвестного. А это является важным шагом учеников к успешному усвоению общего способа решения задач.

Можно предложить ученикам парные задания, где универсальным учебным действием служат коммуникативные действия, которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

С целью формирования регулятивного универсального учебного действия -  действия контроля, проводятся самопроверки и взаимопроверки текста. Ученикам предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, пунктуационные, стилистические, лексические, орфографические). А для решения этой учебной задачи совместно с детьми составляются правила проверки текста, определяющие  алгоритм действия.

Последовательно переходя от одной операции к другой, проговаривая содержание и результат выполняемой  операции, практически все учащиеся без дополнительной помощи успешно справляются с предложенным заданием. Главное здесь - речевое проговаривание учеником выполняемого действия. Такое проговаривание позволяет обеспечить выполнение всех звеньев действия контроля и осознать его содержание.

Словесное проговаривание является средством перехода ученика от выполнения действия с опорой на правило, представленное на карточке в виде текста, к самостоятельному выполнению контроля, сначала медленно, а потом быстро, ориентируясь на внутренний алгоритм способов проверки. Успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности, усвоения знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной. Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей обучающегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин. Если в начальной школе у учеников универсальные учебные действия будут сформированы в полной мере, то есть они научатся контролировать свою учебную деятельность, то им будет несложно учиться  на других этапах [16].

Действия, позволяющие сформировать универсальные учебные действия:

1. Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Обращается внимание на развивающую ценность любого задания. Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.

2. Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают,  для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.

3. Учитель обучает детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения.

4. Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказывают, объясняя, что все учатся на ошибках.

5. Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока.

6. Учитель включает детей в открытие новых знаний.

7. Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией - пересказу, составлению плана, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации. Детей учат  способам эффективного запоминания. В ходе учебной деятельности развивается  память и логические операции мышления детей. Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации.

8. Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом. Учитель использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.

9. Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. Согласно этим критериям учеников учат оценивать и свою работу.

10. Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем. Перед началом решения составляется совместный план действий.

11. Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.

12. Учитель организует формы деятельности, в рамках которой дети могли бы  усвоить нужные знания и ценностный ряд.

13. Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества; педагог показывает, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками. В их совместной деятельности у обучающихся формируются общечеловеческие ценности.

14. Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.

15. Учитель учит детей планировать свою работу и свой досуг [20].

Стихийность развития универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения: в разбросе успеваемости, различии учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы значительной части учащихся, трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, низком уровне общепознавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации, росте случаев девиантного поведения. Поэтому необходимо формировать необходимые универсальные учебные действия уже в начальной школе [2].


1.2.Особенности  парной работы как формы обучения

 

При организации учебного занятия используются все виды учебного общения, различного сочетания фронтальной, групповой, коллективной и индивидуальной форм деятельности. При фронтальной работе реализуется отношение «деятельность учителя — деятельность ученика — деятельность класса», при коллективной форме реализуется отношение «деятельность учителя — деятельность классадеятельность ученика», при групповой форме деятельности — «деятельность учителя — деятельность группы — деятельность ученика», и с помощью индивидуальной формы деятельности реализуется отношение «деятельность учителя — деятельность ученика».

Изменение содержания образования требует применения новых педагогических технологий, в основе которых лежит парное взаимодействие, требующее многократного воспроизведения способов деятельности.

Каждый преподаватель хочет, чтобы в его классе было как можно больше способных учеников [11].

Работу в парах можно вводить уже с первого класса. Главным в этот период становится выработка умения обучающихся договариваться, конструктивно общаться. Для этого знакомим первоклассников с основными правилами общения:

-при разговоре смотри на собеседника;

-говори в паре тихо, чтобы не мешать одноклассникам;

-называй товарища по имени, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять его, дополнять, оценивать;

Необходимо также научить школьников проверять друг друга. Проверять можно ответ, ход решения задачи, правильность и красоту письма, домашнее задание и т.д. Следующий этап — научить тренироваться в парах (таблица сложения, устный счет, выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой). Далее идет обсуждение в парах. Это значит говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их («Передайте друг другу, о чем я вам только что рассказала»; «Скажи напарнику, как ты его понял» и т.п.) Следует научить детей правильно задавать вопросы и точно отвечать на них.

При работе в парах младшие школьники приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя); постоянно готовиться к ответу (для ребенка важно, чтобы его спросили); учиться говорить, отвечать, доказывать. Ученик может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается — общаться с одноклассником, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравится. Ограничение во времени и нежелание отстать от других пар стимулирует первоклассников не отвлекаться и общаться только по теме урока. Есть дети, которые стесняются высказываться при всем классе. В более узком кругу сверстников стеснительные ученики начинают говорить, поскольку знают, их выслушают, не будут смеяться, при необходимости объяснят и помогут. Для парной работы удобны обычные ряды. [7].

Объединение детей в пары.

При изучении нового материала лучше объединять в пары «сильного» и «слабого» учеников, «среднего» и «сильного». При обобщении и закреплении материала лучше, чтобы дети в паре были равносильны: сильный — сильный, средний — средний, слабый — слабый.

Формы организации учебного процесса.

Парная форма учебной работы предполагает, что два человека занимаются друг с другом и ни с кем больше. Работа в парах является наиболее комфортной формой организации учебного процесса, целью которого является формирование деловых межличностных отношений. Работа в парах — это выполнение задания двумя учениками, которые, общаясь и взаимодействуя, выполняют решение задачи, направленной на получение общего итога. Он складывается фактически из двух результатов его участников, поэтому соответствие общего результата поставленной цели зависит от правильности выполненного задания каждым участником.

«Я тебя понял так... Ты это имел в виду?». Я не согласен потому, что... и в связи с тем, что...». «Я предлагаю сделать... Ты согласен с этим?»; «У меня появилась идея, но я не уверен в ее правильности. А ты как считаешь?»; «Как ты относишься к тому, чтобы мы обсудили второй вопрос, а потом вернулись к первому?» [14].


1.3. Роль парной работы как способа формирования УУД у обучающихся

 

Без парной работы вообще нельзя обойтись в развивающем обучении, так как, во-первых, это дополнительное мотивационное средство вовлечь детей в содержание обучения, а во-вторых, это - возможность и необходимость органически сочетать на уроке обучение и воспитание, строить человеческие и деловые взаимоотношения детей. На уроках возможно применение следующих видов работ в паре: разучивание, пересказ, составление плана, объяснение, обмен опытом, сочинение, решение задач, проверка техники чтения, вычислений, письменных работ. В парах сменного состава удобно проверять знание таблицы умножения, компонентов действий, формул, алгоритмов. Как проверить табличные случаи сложения/вычитания, умножения? На территории класса создают несколько «станций» (консультанты), а все остальные дети (не консультанты) «проходят» через них. У каждого ребёнка – свой листочек (дневник), в котором каждый консультант ставит ему оценку [17].

Коммуникативные УУД формируются, когда:

- ученик учится отвечать на вопросы;

- ученик учится задавать вопросы;

- ученик учится вести диалог;

-ученик учится пересказывать сюжет;

-обучающихся учат слушать; перед этим учитель обычно говорит: «Слушаем внимательно».

Технология

Коммуникативные УУД включают в себя сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми и, тем самым, обеспечивают общую социальную компетентность.

         Технология будет работать если:

-определены цели. Для того чтобы ученик вступил в коммуникацию с учителем, учебником, сверстником или родителем, он должен осознать, для чего это нужно, что он хочет получить в итоге?

-побуждением к этому является некоторое затруднение, противоречие между личным состоянием и желаемым;

-выбран партнер по коммуникации.

Формируя пары учителю надо учесть следующее:

-отношения между детьми в паре должны быть положительными или нейтральными. С ребенком, не принимаемым детьми, придется поработать отдельно, продумать, как его подключать к работе;

-состав пар должен меняться;

-наиболее эффективны пары разные, но близкие по уровню общения (высокий и средний, средний и низкий);

-эффективность парной работы прямо зависит от возможности партнеров обмениваться мнениями и обсуждать. Вам придется учить детей регулировать уровень шума;

-распределены функции и роли. По мере использования парных форм учителю станет ясно, какие дети берут на себя роль лидеров в познавательном содержании, какие умеют поддерживать сотрудничество и примирять разногласия, кто умеет четко и логично представить общий результат, кто приносит конфликты и т.д. Все эти аспекты стоит обсудить в конце работы. Тем не менее, целесообразно менять роли/функции членов пары – лидеру полезно побыть исполнителем, конфликтному – примерить роль посредника.

-ученики умеют действовать и взаимодействовать. Для того, чтобы научить детей общаться и взаимодействовать, предстоит ввести правила или нормы работы в паре. Каждый учитель имеет в своем арсенале такие правила, наработанные предшествующим опытом. Взглянув на них с новой позиции, можно особенно выделить следующие:

-слушай внимательно партнера по общению;

-переспрашивай и уточняй, чтобы быть уверенным, что ты правильно его понял;

-отмечай прежде всего положительное;

-уважай чужие ошибки, вежливо объясни свое мнение;

-старайся работать хорошо;

-при затруднениях проси помощи у партнера и оказывай эту помощь сам, если другой просит об этом;

-результатом работы пары является ваше общее мнение;

-нужно помнить, вместе  можно сделать гораздо больше, чем каждый по отдельности;

-поблагодари партнера за работу [9].

Все эти правила должны вводиться постепенно, выводиться непосредственно из опыта детей, собираться в виде памятки.

Образцом партнерской коммуникации для детей является учитель. Он повседневно транслирует примеры уважения к собеседнику, корректного ведения дискуссии и поддержки партнера, которые и будут усваиваться детьми.

При изучении нового материала лучше объединять в пары ''сильного'' и ''слабого'' учеников, ''среднего'' и ''сильного''. При обобщении и закреплении материала лучше, чтобы дети в паре были равносильны: сильный – сильный, средний – средний, слабый – слабый. При проведении творческих работ можно разрешить детям объединяться в пары по желанию.

Если ребенок не хочет работать ни в одной паре, принуждать нельзя. Пусть сегодня работает один, но в следующий раз ему вновь предложить работать в паре.

Если же ребенка не принимают в пару, нужно научить, как нужно попросить, чтобы приняли.

Для срабатывания пар нужно минимум 2-4 занятий. Поэтому часто учащихся не пересаживают, но и закреплять состав на четверть тоже не стоит.

При оценке работы пары подчеркивают не столько ученические, сколько человеческие качества [19].

 

 

 

 

Заключение

Если в начальной школе у учеников  универсальные учебные действия такие как личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные будут сформированы в полной мере, обучающиеся научатся контролировать свою учебную деятельность и  им будет несложно учиться  на других этапах. Овладение универсальными учебными действиями дает ученикам возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. И доказано , что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие ученикам ориентироваться в различных предметных областях познания.

Содержания образования требует применения новых педагогических технологий, в основе которых лежит парное взаимодействие, требующее многократного воспроизведения способов деятельности. Ведь каждый преподаватель хочет, чтобы в его классе было как можно больше способных учеников и именно таких результатов добиваются учителя, организуя на уроках парную работу с первого класса, где у учеников формируются различные УУД.

При вовлечении детей в парную работу у них формируются различные УУД. Дети, посредством воздействия друг на друга, учатся вести диалоги, задавать вопросы, отвечать на них, ставить общие цели и задачи и др., а это и являются в своём роде УУД.

Необходимо  использовать парную работу, которая способствует формированию  универсальных учебных действий у младших школьников, ведь  она очень важна для формирования развитой личности и других немаловажных качеств ребёнка как самокритичность, ответственность, преодолевание трудностей, взаимопомощь и многие другие.

 


Литература

1.     Федеральный государственный образовательный стандарт НОО [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.garant.ru/products/IPO/prime/doc/56619639/  Дата обращения: 09.07.2017 г.

2.     Андреева А.Д. Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе [Электронный ресурс] / Режим доступа:  http://dmee.ru/docs/200/index-35357.html. Дата обращения: 17.10.2016г.

3.     Боглачёва Н.А. Педагогическая технология «Обучение в сотрудничестве" [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://multiurok.ru/index.php/files/stat-ia-piedaghoghichieskaia-tiekhnologhiia-obuchi.html Дата обращения:28.01.2017г.

4.     Герасимов А.В. Универсальные учебные действия – формирование и развитие на уроке [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2012/10/20/universalnye-uchebnye-deystviya. Дата обращения: 20.10.2012г.

5.     Данилюк Т.В. Педагогические приемы для формирования универсальных учебных действий [Электронный ресурс] / Режим доступа:  http://открытыйурок.рф/статьи/647870/ . Дата обращения: 13.08.2014г.

6.     Дружинина Е.А. Формирование УУД как один из путей повышения качества обучения [Электронный ресурс] / Режим доступа:  http://открытыйурок.рф/статьи/637238/. Дата обращения: 16.07.2013г.

7.     Игнатьева С.А. Эффективность применения программы «Преобразование обучения для XXI века» в работе педагога в адаптационный период учащихся первых классов к школьному обучению [Электронный ресурс] / Режим доступа:https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/7030/. Дата обращения: 29.12.2014г.

8.     Катунина Т. Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий [Электронный ресурс] / Режим доступа:  https://pedsovet.org/publikatsii/bez-rubriki/razvitie-uchaschihsya-v-protsesse-formirovaniya-universalnyh-uchebnyh-deystviy. Дата обращения:
30.09.2014г.

9.     Кондратьева Т.А. Формирование коммуникативных УУУ как средство повышения мотивации и развития творческой личности учащегося школе [Электронный ресурс] / Режим доступа : https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/presentacii/formirovaniiekommunikativnykhuudkaksriedstvopovyshieniiamotivatsiiirazvitiiatvorchieskoilichnostiuchashchieghosia Дата обращения: 29.12.2015г.

10. Коротаева А.Л.  Развитие универсальных учебных действий младших школьников как средство достижения новых образовательных результатов [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2015/02/28/razvitie-universalnykh-uchebnykh-deystviy-mladshikh-shkolnikovДата обращения: 28.02.2015 г.  

11. Лозина А.М. Учимся работать дружно. Работа в группе [Электронный ресурс] / Режим доступа:  http://sokolieds.ru/blog/pravila-raboty-v-pare/. Дата обращения: 03.05.2017г.

12. Мащенко Л.М. Групповая и парная работа, как средство формирования коммуникативных УУД [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://infourok.ru/soobschenie-gruppovaya-i-parnaya-rabota-kak-sredstvo-formirovaniya-kommunikativnih-uud-1201207.html. Дата обращения: 03.11.2015 г.

13. Медведева И.Е. Развитие самостоятельности младших школьников при использовании групповых методов обучения на уроках математики [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/matematika/prochee/razvitiie-samostoiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-pri-ispol-zovanii-ghruppovykh-mietodov-obuchieniia-na-urokakh-matiematikiДата обращения: 18.06.2014г.

14. Новикова О.И. Парная работа на уроках в начальной школе [Электронный ресурс] / Режим доступа : https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00474031_0.html Дата обращения: 29.10.2014г.

15. Пашкова Е.И. Универсальные учебные действия учеников. Виды УУД. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://pedsovet.su/publ/115-1-0-5169. Дата обращения: 25.07.2014г.

16. Усманова Д.Б. Универсальные учебные действия в начальной школе [Электронный ресурс] / Режим доступа:  http://pedrazvitie.ru/raboty_nachalnoe_new/index?n=47917. Дата обращения: 20.01.2015г.

17. Фламебаум О.А. Развитие коммуникативной культуры детей младшего школьного возраста на уроках музыки [Электронный ресурс] / Режим доступаhttp://aplik.ru/ref/17234/. Дата обращения: 13.01.2012г.

18. Цыганкова Н.Ф. Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://multiurok.ru/blog/razvitiie-uchashchikhsia-v-protsiessie-formirovaniia-uud.html. Дата обращения: 11.11.2016г.

19. Щитова Л.А. ФГОС НОО: Деятельностный подход через организацию групповой работы [Электронный ресурс] / Режим доступаhttp://рубрики.учитель-воспитатель.рф/2016/05/10/фгос-ноо-деятельностный-подход-чер/. Дата обращения: 10.05.2016г.

20. Яндыганова Л.Ю. Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе [Электронный ресурс] / Режим доступа:  http://l.120-bal.ru/doc/27825/index.html?page=2. Дата обращения: 02.05.2015г.


 

21. Скачано с www.znanio.ru