УДК 376
П. М. Зекиева, [1] доцент, к. филол. н.;
Л. И. Баймурадова, студентка
ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет им. А. А. Кадырова»
г. Грозный Чеченская республика
СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
РАБОТЫ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Аннотация. В статье рассматриваются современные инновационные психолого-педагогические технологии для сопровождения детей с особыми образовательными потребностями. Определяются цели, для которых могут служить те или иные технологии и педагогические системы.
Ключевые слова: дети с особыми образовательными потребностями, психолого-педагогическое сопровождение, онлайн технологии, инновационные технологии, образовательная среда.
P. M. Zekieva,
L. I. Baimuradova
Chechen State Pedagogical University, Grozny
MODERN INNOVATIVE TECHNOLOGIES FOR THE WORK OF
CHILDREN WITH DISABILITIES
Annotation. The article deals with modern innovative psychological and pedagogical technologies for accompanying children with special educational needs. The goals for which certain technologies and pedagogical systems can serve are determined.
Keywords: children with special educational needs, psychological and pedagogical support, online technologies, innovative technologies, educational environment.
Современному образованию необходимо успешно реагировать на все новые и новые вызовы постоянно меняющегося мира. В образовательном процессе лиц с особыми образовательными потребностями интенсивно развивающиеся информационно-коммуникационные технологии и электронные средства обучения могут сыграть важнейшую роль. Возможности инновационных технологий в образовании включают в себя создание и реализацию индивидуальных образовательных траекторий для каждого обучающегося, с учетом особенностей его здоровья и его образовательных потребностей. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека.
В технологи психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями обычно включают технологии определения детей в ту или иную группу риска с учетом того или иного вида дезадаптации; технологии построения индивидуального образовательного маршрута с учетом особенностей ребенка; технологии сопровождения участников образовательного процесса (родителей, педагогов) и т. д [1].
Так, для психолого-педагогической поддержки семьи могут использоваться методы психологической консультации и семейной терапии [3]. Педагог-психолог, владеющий технологиями работы с конфликтными ситуациями может оказывать помощь как ребенку, так и членам его семьи, по выработке адекватных стратегий на возможное негативное отношение со стороны социума [3].
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с особыми образовательными потребностями в рамках педагогического процесса, как правило, происходит в условиях инклюзивной образовательной системы [1]. Важнейшей задачей психолого-педагогического сопровождения в школе ребенка с особыми образовательными потребностями в первую очередь, в условиях инклюзивного обучения, является вовлечение в процесс психологической помощи всех участников образовательной деятельности. От того, насколько успешно организовано межличностное взаимодействие в классе или дошкольной группе зависит успешность инклюзии. Поэтому психолого-педагогическое сопровождение необходимо не только детям с особыми образовательными потребностями, но и остальным участникам. Из современных психолого-педагогических технологий, успешно решающих эти задачи можно выделить «Сказкотерапию», как метод психологической коррекции [6]. В качестве практических приемов этого метода можно назвать чтение, обсуждение, рисование и инсценировку сказки [6].
В дошкольной образовательной системе одной из наиболее популярных педагогических практик, применяющейся в условиях инклюзивного образования детей является система М. Монтессори [2]. Кроме того, из активно применяющихся инновационных форм непосредственно психолого-педагогической образовательной деятельности необходимо выделить тренинговые занятия, как групповые, так и индивидуальные, в процессе которых формируются навыки общения и психологической устойчивости [7]. Кроме того, могут использоваться сюжетно-ролевые игры и психологические игры [7].
В работе педагога-психолога использование цифровых образовательных ресурсов, инновационных техник и интернет ресурсов позволит индивидуализировать и дифференцировать работу с детьми с особыми образовательными потребностями, развить навыки самостоятельной работы.
Внедрение информационных технологий в комплекс мер психолого-педагогического сопровождения решает целый ряд задач педагогапсихолога: повышает концентрацию внимания, мышление и память [5]. Кроме того, применение информационных технологий позволяет учащимся адекватно интегрироваться в информационное общество. Для учащихся с особыми образовательными потребностями использование в педагогической практике инновационных и онлайн технологий способствует расширению, в первую очередь, таких компетенций, как поиск новой релевантной информации для процесса обучения, а также пониманию основ интернет безопасности [5].
Образовательный процесс, в который включены информационные технологии, позволяет сделать учебный материал более интересным и красочным, что значительно повышает мотивацию учащихся при обучении [4].
Можно выделить основные преимущества информационных технологий в психолого-педагогическом сопровождении детей с особыми образовательными потребностями: это более эффективная подача учебного и развивающего материала, повышение за счет этой подачи познавательной активности учащихся, а также возможность детей под руководством педагога-психолога познакомиться с виртуальным пространством в безопасной цифровой среде.
Информационные технологии также могут участвовать в реабилитационных и абилитационных мероприятиях для детей с ограниченными возможностями здоровья. При необходимом оснащении информационные технологии могут помочь педагогу-психологу организовать детям с двигательными нарушениям деятельность по исследованию окружающего мира. Дети с нарушениями зрения могут в процессе сопровождения познакомиться с предложенными образовательными аудиотекстами. Дети с нарушениями слуха коммуницировать, как с сопровождающим их педагогом, так и с окружающими людьми.
Современная образовательная среда предоставляет педагогупсихологу огромное разнообразие инновационных и информационных технологий для эффективного сопровождения детей с особыми образовательными потребностями. Применение этих технологий позволяет педагогу-психологу индивидуализировать работу с самим ребенком, с членами его семьи и одноклассниками, выстраивать уникальные маршруты сопровождения таких детей, быстро отвечать на возникающие трудности и вызовы в процессе психолого-педагогического сопровождения. Овладение как можно большим числом инновационных технологий должно являться главной целью при профессиональном становлении педагога-психолога.
Список литературы
1. Алехина С. В. Инклюзивное образование: от политики к практике / С. В. Алехина // Психологическая наука и образование. – 2016. – Том 21. – № 1. – С. 136 – 145. doi: 10. 17759/pse. 2016210112
2. Сорокова М. Г. Система М. Монтессори: теория и практика: учеб.
пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. Г. Сорокова. – 3-е изд. – М. : Издательский центр «Академия», 2006. – 384 с.
3. Ткачева В. В. Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии / В. В. Ткачева. – М. : Психология, 2006. – 320 с.
4. Тринитатская О. Г. Управление развивающей средой в условиях инклюзивного образования: психолого-педагогический ракурс / О. Г. Тринитатская, Н. П. Эпова. – Ростов н/Д: ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2015. – 244 с.
5. Туйбаева Л. И. Информационные технологии как способ реализации дифференцированного подхода в условиях инклюзивного образования / Л. И. Туйбаева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –2015. – Т. 37. – С. 211–215.
6. Хухлаева, О. В. Терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми / О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаев. – М. : Форум, 2013. – 153 с.
7. Хызмет, Н. Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья / Н. Хызмет // Учѐные записки (АГАКИ). – 2017. – №3(13). URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/osobennosti-raboty-s-detmis-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 16. 03.
2022).
Скачано с www.znanio.ru
[1] Зекиева П.М., Баймурадова Л.И., 2022
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.