Паспорт проекта
«Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно- ролевой игре
«Спасатели «МЧС»
Введение
В наш век «компьютеров» математика проникает почти во все области деятельности человека, что положительно сказывается на темпе роста научно-технического прогресса. Знания по математике, так или иначе, необходимы огромному числу людей разных профессий.
Ребенок с раннего детства встречается с математикой. Математические знания играют большую роль в умственном развитии дошкольников и направлены прежде всего на развитие познавательных и творческих способностей детей: умение анализировать, обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи.
Новый стандарт дошкольного образования ориентирован на построение обучения через детскую игру.
В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий».
Многие психологи и педагоги (П.Я. Гальперин, А.Н. Леушина, Т.В. Тарунтаева и др.) считают, что формирование у дошкольников математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем математических представлений, т. е. приобрести элементарную, прочную основу ориентировки в общих, математических понятиях.
В сюжетно-ролевой игре с математическим содержанием знания детей не только уточняются и расширяются, но и в силу их неоднократного, практически-действенного воспроизведения преобразовываются, качественно изменяются, приобретают сознательный и обобщенный характер. Поэтому сюжетная игра характеризуется как форма практического познания окружающей действительности, как способ перехода от незнания к знанию. Отражая в играх деятельность взрослых, в которой ребенок практически еще не может участвовать, он действительно воспроизводит наиболее для него интересные, запечатлевающиеся трудовые процессы взрослых.
Особенность сюжетно-ролевых игр с математическим содержанием состоит в том, что, принимая роль взрослого, ребенок действует согласно правилам, диктуемым данной ролью: воспроизводит профессиональные действия взрослых, учитывая количество, с которым необходимо оперировать, длительность и время совершаемых действий и т. п. В таких играх решаются следующие задачи:
Ø формирование и закрепление количественных, геометрических, временных, пространственных представлений и представлений о величине предметов;
Ø расширение представлений об окружающей действительности;
Ø формирование умения ориентироваться на предложенную ситуацию (игровой образ, математическое содержание игры, временные рамки и т. п.);
Ø обучение умению планировать и регулировать свою деятельность во времени в зависимости от действий партнера по игре;
Ø развитие личностных качеств, эмоциональной сферы.
В сюжетно-ролевой игре с математическим количественная сторона действительности становится ее содержанием. Дошкольники в сюжете и содержании игр, а также в игровых действиях отражают знакомую им область действительности: быт семьи, детского сада, события общественной жизни, различные виды труда взрослых. В таких играх иногда создаются ситуации, в которых, выполняя взятую на себя роль, ребенок может производить разнообразные счетные и измерительные действия. Например, в игре «Магазин» он пересчитывает предметы, записывает свои подсчеты, измеряет ткань, ленты, веревочки и др.; в игре «Транспорт» устанавливает маршруты и рейсы поездов, самолетов, автобусов и т. д.
Таким образом, играя в профессии, дети постигают смысл труда и воспроизводят трудовую деятельность взрослых, а также одновременно учатся точному выполнению правил и математических действий в бытовой обстановке.
Проблема
Жизнь современных мальчишек и девчонок заполнена телевидением, компьютерными играми, кружками, секциями. На игру у ребенка остается крайне мало времени и дома, и в детском саду. Между тем дети хотят играть, считая игру самым любимым видом деятельности.
Актуальность
Ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности, но именно игра делает процесс познания интересным и занимательным, а значит и успешным.
Тип проекта
Ø Информационно - игровой
Ø Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель, родители
Ø По времени проведения: краткосрочный (2 недели)
Ø Вид проекта: групповой
Цель: Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно- ролевой игре.
Задачи:
Образовательные:
Ø формировать представление детей о профессии спасатель, о трудовых действиях людей этой профессии;
Ø формировать умение применять усвоенные ранее знания, в том числе по ФЭМП, в игровых ситуациях, при решении игровых задач;
Ø формировать умение творчески развивать сюжет игры;
Ø Формировать интерес к практической деятельности в области математики.
Развивающие:
Ø развивать мыслительные операции, познавательные процессы;
Ø развивать творческие способности, фантазию;
Ø развивать связную речь, обогащать словарный запас детей
Ø формировать способность достигать цели общими усилиями
Воспитательные:
Ø воспитывать уважение к профессии спасатель;
Ø воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Значимость полученных результатов
В ходе проекта дошкольники познакомятся с профессией спасателя и больше узнают о героических буднях людей этой профессии. Ребята научатся применять усвоенные ранее знания по ФЭМП в игровых ситуациях, при решении игровых задач.
Ожидаемые результаты:
Ø Дети будут иметь представление о профессии спасатель, о трудовых действиях людей этой профессии;
Ø У детей повысится интерес к самому процессу познания математики;
Ø Повысится уровень развития математических способностей детей
Ø Будут стремиться к достижению поставленной цели;
Ø Будут обладать умением переносить усвоенный опыт и знания в жизненные ситуации.
Интеграция образовательных областей
Ø Познавательное развитие
Ø Речевое развитие
Ø Социально – коммуникативное развитие
Этапы реализации проекта:
I. Подготовительный
Ø Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
Ø Совместно с детьми подобрать необходимую информацию, используя различные источники.
Ø Создать предметно-развивающую среду с математическим содержанием.
Ø Разработать картотеку сюжетно – ролевых игр с математическим содержанием.
Ø Привлечение родителей к сотрудничеству
II. Организационно – практический
Работа с родителями |
Ø Организация целенаправленной просветительской и консультативной деятельности по вопросам формирования у детей познавательного интереса Ø Заинтересовать родителей темой проекта, как содержанием творческого и интеллектуального развития воспитанников Ø Сбор фото, информации, презентаций, видеофильмов Ø Информация по теме в родительском уголке |
Работа с детьми |
Ø Беседы: «Математика в нашей жизни», «Интересные факты из истории математики» Ø Просмотр презентации «Профессия «Спасатель» Ø Просмотр роликов и телепередач, беседы о действии службы спасения в экстремальных ситуациях (пожар, землетрясение, наводнение, взрыв и др.) Ø Дидактические игры Ø Подбор, чтение и обсуждение литературных произведений по теме: Виктор Драгунский «Денискины рассказы» - «Пожар во флигеле, или подвиг во льдах …», Лев Толстой «Пожарные собаки», С.Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», С.Я. Маршак «Пожар», Михаил Пришвин «Остров спасения», Николай Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы», Виталий Бианки «Приключения муравьишки», Борис Житков «Пожар», «Дым», «Борода», «Наводнение», «На льдине» Ø Рассматривание иллюстраций, фотографий, альбомов, энциклопедий Ø Создание и решение с детьми проблемных ситуаций: «Как бы ты поступил?», «что делать, если…» Ø Знакомство детей с правилами поведения и эвакуации при пожаре, о мерах предупреждения пожара. Ø Виртуальная экскурсия в пожарную часть. Ø Рисование «Спасатель всегда придет первым» Ø Аппликация «Огнетушитель» |
III. Заключительный
Ø Презентация проекта «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно- ролевой игре «Спасатели «МЧС»
Ø Картотека сюжетно – ролевых игр с математическим содержанием.
Ø Выставка детских работ
Ø Сюжетно- ролевая игра «Спасатели «МЧС»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
2. Короткова Н.А. Сюжетная игра старших дошкольников (5-7 лет). Ребенок в детском саду. 2006, №5
3. Меджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детсада. Под ред. Т.А. Марковой. - М., 1982.
4. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Под ред. М.А.Васильевой. - М., 1986.
5. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. Издательство «Просвещение», 1987 г.
6. Солнцева О.В. Дошкольник в мире сюжетно-ролевых игр. Сопровождение сюжетных игр детей. Издательство «Речь», 2010 г
7. http://www.maam.ru/
8. http://nsportal.ru/detskiy-sad
9. http://www.bibliofond.ru/
10. https://youtu.be/RMJVSCb-sSU
11. https://youtu.be/A8ggIJ_lssw
12. «Планирование совместной деятельности и организация НОД на основе игровых технологий (введение ФГОС ДО) – Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре». Методический сборник: /Сост. Авторский коллектив: Павлова А.В., Смирнова С.В., Безирова Л.Ю., Рогова Л.Я., Соколова И.А., Шишкина Е.С., – Рыбинск: муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 106, 2015
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.