Цели:
• Дать представления о маске.
• Дать элементарное представление об истории возникновении масок.
• Знакомить детей с материалами из которых могут быть изготовлены маски.
• Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, учить делать выводы.
• Воспитывать интерес к маскам, развивать любознательность.
• Активизировать совместную деятельность родителей и детей.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
• принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
• принцип опоры на интересы ребенка;
• принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
• принцип наглядности;
• принцип последовательности;
• принцип сотрудничества и взаимоуважения
Паспорт минимузея:
«Волшебный мир маски».
Авторы:Воспитатели:
Тарасова Виктория Владимировна.
Бондаренко Мария Сергеевна
Содержание
1. Сведения об авторском коллективе
2. Паспортные данные минимузея
3. Положение
4. Приказ
5. Аспекты музейной деятельности.
6. План работы по созданию минимузея «Волшебный мир маски».
Характеристика минимузея
1. Тематический план занятий в минимузее
2. Перспектива развития минимузея
3. Список литературы
4.Приложение.СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
Центр развития ребенка детский сад №10 пгт. Лучегорск Пожарского муниципального района
Приморского края.
Тарасова Виктория Владимировна.
Должность: воспитатель
Пед.стаж: 24 год
Категория: высшая
Бондаренко Мария Сергеевна
Должность: воспитатель
Пед.стаж: лет
Категория: первая
ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ
Наименование минимузея
Профиль музея: познавательный.
Цели:
:минимузей «Волшебный мир маски».
Дать представления о маске.
Дать элементарное представление об истории возникновении масок.
Знакомить детей с материалами из которых могут быть изготовлены маски.
Развивать умение устанавливать причинноследственные связи, учить делать выводы.
Воспитывать интерес к маскам, развивать любознательность.
Активизировать совместную деятельность родителей и детей.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
принцип опоры на интересы ребенка;
принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли
взрослого;
принцип наглядности;
принцип последовательности;
принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Совет минимузея: 2 человек.
Характеристика помещения: методический кабинет 20 кв. м.
Интеграция образовательных областей:
«Физическое развитие», «Речевое развитие»,«Познавательноречевое развитие»,
«Социальноличностное развитие», «Художественноэстетическое развитие».
Вид: информационный.
Участники: воспитатели, дети, родители
Площадь, занятая под экспозицию: 1кв. м.
Руководители минимузея:
Тарасова Виктория Владимировна, Бондаренко Мария Сергеевна
воспитатели средней группы.
Структура управления минимузеем
Руководители минимузея планируют, координируют, контролируют работу в минимузее.
АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Минимузей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного
развития детей, развития художественных, изобразительных, игровых навыков.
Формы деятельности:
поисковая;
научная;
экспозиционная; познавательная.
Примечание. Наша задача – приобщить детей к соблюдению русских традиций с помощью народных и
семейных праздников. Дать представление о истории создания масок и их использование.
Воспитывать интерес к маскам, развивать любознательность.
Оформление минимузея: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей.
Коллекции минимузея располагаются на полках стенки в методического кабина.
ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИМУЗЕЯ
Название этапа
N
Содержание
работы
Сроки
реализации
Ожидаемый
результат
1. Подготовительны
Беседа с детьми.
й этап.
Октябрь
2018
1.Определение темы и
названия музея.
2. Выбор места для
размещения.
3. Выбор инициативной
группы.
2. Практический
этап.
3. Подведение
итогов
1. Сбор
экспонатов.
2.Оформление
выставки.
3.Индивидуальная
работа с детьми.
4. Проведение
экскурсий.
Заседание
инициативной
группы.
Ноябрь2018
Создания минимузея
«Маски не только для
сказки».
Декабрь2018 Детский фотоколлаж
минимузея
«Волшебный мир
маски».минимузея
ХАРАКТЕРИСТИКА МИНИМУЗЕЯДата
поступления
Постоянное/
временное
хранение
25.10.18.
постоянное
30. 10.18.
постоянное
10.11.18.
постоянное
25.12.18.
постоянное
№ Название экспоната
1
2
3
4
Картинки разнообразных
масок.
Тематические
наборы масок
Тематические
наборы масок
Фотоколлаж: «Маски,
маски, маскарад,
каждый ребенок в
новый год волшебству
рад».
5
Карнавальные ободки
19.12.18.
постоянное
Ф.И.О.
представившего
экспонат
Липина Марго,
Краснянская Рита.
Морозенко Стас,
Карпунин Кирилл.
Морозенко Стас,
Морозенко Т. Н.
Петренкова Еся,
Петренкова Е. В.
Глушок Юлиана,
Бабкина Лера,
Сапрыкина Полина.
Разделы минимузея, особенности использования
«Бумажные маски»«Пластмассовые маски»
«Резиновые маски»
Экспонаты данных коллекций находятся свободном доступе у детей
и используются ими для сюжетноролевых игр, для театральной
деятельности. Кроме того, маски из разных материалов могут
использоваться для классификаций, а значит, быть основанием для
создания новых коллекций масок. Маски могут быть использованы в
процессе непосредственно образовательной деятельности, конкретнов образовательных областях «Физическое развитие», «Речевое
развитие», «Познавательноречевое развитие», «Социально
личностное развитие», «Художественноэстетическое развитие».
«Сами своими руками» экспонаты данной коллекции выполнены детьми, родителями,
воспитателями. Экспонаты могут быть применены в процессе организации непосредственно
образовательной деятельности в образовательных областях «Физическое развитие», «Речевое
развитие»,«Познавательноречевое развитие», «Социальноличностное развитие», «Художественно
эстетическое развитие».
«Галерея» оформлена в виде небольших полотен в рамках, где расположены детские рисунки,
аппликации. Фотографии после некоторого времени переносятся с полотна в фотоальбом.
Экспонаты галереи могут быть использованы в процессе непосредственно образовательной
деятельности в образовательных областях «Художественное творчество», «Речевое развитие».
«Библиотека»
Здесь собраны загадки, стихи и авторские произведения о народных праздниках и о их традициях,
которые могут быть использованы как в непосредственно образовательной деятельности, так и в
самостоятельной игровой деятельности детей.
«Игротека»
Игры и атрибуты для игр расположены на низкой полке. Дети могут использовать их самостоятельно в
процессе самостоятельной игровой деятельности или вместе с педагогом в процессе непосредственно
образовательной деятельности.
Тематический план занятий в минимузее
ОКТЯБРЬ
1. Беседа на тему: «Путешествие по музеям».
2. Беседа на тему: «От коллекции к минимузею»
3. Выставка экспонатов: фото, рекламные буклеты, сувениры и т.д., связанные с музеями.
4. Беседа на тему: «Правила поведения в нашем музее».
5. Драматизация авторской сказки Г. Юдина «Как кот варил компот» (средняя группа).
НОЯБРЬ
1. Экскурсия на тему: «Такие разные маски».
2. Рисование карандашами на тему: «Маска».
3. Загадки о животных, птицах – отыскать маску о ком идет речь.
4. Чтение, драматизация сказки «Как звери к зиме готовились» (средняя группа).
5. Рисование – роспись на лице «Отважный котёнок».
ДЕКАБРЬ
1. Драматизация венгерской сказки «Два жадных медвежонка» (средняя группа).
2. Дидактическая игра «Разрезные картинки».
3. Конструирование «Новогодняя маска Деда Мороза».
4. Выставка совместных работ детей и родителей (домашнее задание)
Тема: «Приглашаем вас на маскарад».
ЯНВАРЬ
1. Беседа на тему: «Знакомство с материалами, используемыми в изготов
лени масок».
2. Беседа на тему: «Знакомство с «волшебным порошком» (гипсом) и его
свойствами, способом получения форм при отливании.
3. Ручной труд. Отливание гипсовых форм (подготовительная гр.)4. Ручной труд. Грунтовка гипсовых форм (подготовительная гр.)
5. Рисование. Роспись маски, отлитой из гипса на тему: «Маски
народов мира» (подготовительная гр.)
ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИМУЗЕЯ
– Подбор коллекций детских мультфильмов, детских художественных фильмов, научно
познавательных фильмов о масках.
– Проведение экскурсий для других групп детского сада
– Семейные праздники «Новый год», «День рождения» и т.п..
На базе минимузея или с использованием его коллекций можно проводить занятия по разным видам
деятельности.
Художественная литература.
Продолжать приучать детей внимательно слушать сказки, рассказы, стихотворения. Помогать
детям, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание
произведения, сопереживать его героям. Зачитывать по просьбе ребенка понравившийся отрывок из
сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к произведению.
Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении. Продолжать работу по
формированию интереса к книге. Предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знакомых
произведений. Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно
узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. Познакомить с книжками,
оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачевым, Е. Чарушиным
Список литературы:
1.Н. Е. Веракса Комплексно тематическое планирование по программе: «От рождения до школы»;
комплексные занятия по программе «От рождения до школы»; перспективное планирование
воспитательно–образовательного процесса по программе: «От рождения до школы».
2. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Г. С. Швайко.Приложение.
Карнавалы и маскарады. История.
Почти на любом новогоднем празднике можно увидеть ребят, одетых в карнавальные костюмы. Это снежинки,
принцы, мушкетеры, гусары, индейцы, инопланетяне, роботы и многие другие персонажи. Как правило, еще на
этапе подготовки к новогоднему балу объявляют конкурс на лучший костюм. Парад и награждение самых
оригинальных карнавальных костюмов — устоявшаяся традиция праздничных вечеров.
В нашей культуре новогодних праздников понятия «маскарад» и «карнавал» употребляются как
тождественные, тем не менее история их происхождения и развития различна.
Слово «карнавал» в переводе с вавилонского означает «корабльморе». Очевидно, что это связано с
преданиями о новогодних ритуалах плавания бога Мардука по Евфрату. Истоки европейской карнавальной
традиции восходят к обычаю переодевания в древнеримский праздник Сатурналий. В эти дни рабы временно
обретали свободу, они надевали одежду своих хозяев и вместе с ними пировали, пели и плясали.
Карнавал как вид народного гулянья с уличными шествиями и театрализованными играми живет во многих
странах и сегодня, но предком этих современных праздников принято считать знаменитый карнавал Криоко вРиодеЖанейро. Нынешний карнавал вобрал в себя влияние трех разных культур: европейской, южно
американской и африканской.
Слово «маска» происходит от латинского «личина». В древности маска являлась воплощением родовой силы
племени, и шаманы использовали различные типы масок с разными культовыми целями.
Древние греки превратили маску в неотъемлемую часть античного театра. Актерами в нем могли быть только
мужчины, которым приходилось, искусно меняя маски, играть в одном спектакле несколько ролей. В Древней
Руси масками пользовались скоморохи, а в средневековой Европе — труппы бродячих актеров.
Карнавальные маски изготовляются из самых разных материалов: бумаги, кожи, ткани, папьемаше. Обычно
используется комбинация подручных средств и материалов. Технологию производства новогодних масок
лучше осваивать по специальным выкройкам, которые в избытке можно найти в декабрьских выпусках
журналов прошлых лет или отрывных календарях.
Проще всего сделать полумаску, которая, закрывая половину лица, будет выглядеть как очки. Ее можно
вырезать из картона, бархатной бумаги, ткани, придавая очкам необычные причудливые формы. Полумаска
станет более эффектной и подходящей для праздничного вечера, если украсить ее блестками из мелко
нарезанной мишуры, истолченных осколков елочных игрушек или использовать более современные средства,
например маникюрный лак с блестками или аэрозоль с позолоченной краской.
Инициатором маскарадов как массовых общественных увеселений в России был Петр I — страстный любитель
рядиться. В 1721 году было устроено пышное уличное костюмированное шествие в ознаменование
Ништадтского мира, завершившего победоносную войну России со Швецией. Продолжательницей
карнавальных традиций стала Анна Иоанновна, которая в 1731 году устроила грандиозный маскарад по случаю
первой годовщины своего восшествия на престол, продолжавшийся целый месяц.
Во время правления Екатерины II мода на маскарады разгорелась вновь. В 1763 году в Москве состоялся
грандиозный театрализованный маскарад «Торжествующая Минерва», поставленный по случаю коронации
Екатерины II. Его распорядителем был известный русский актер Ф.Г. Волкоз, стихи и песни для хоров
написали М.М. Херасков и А.П. Сумароков. Маскарадную процессию, продолжавшуюся три дня, составляли 4
тысячи действующих лиц и 12 колесниц.
Позднее маскарады устраивались и без особого политического или общественного события с танцами и
обязательным использованием масок и карнавальных костюмов. В XIX веке маскарадная традиция потеснилась
балами. С 1837 года ежегодно в течение 37 лет проводились рождественские маскарады в Михайловском
манеже.
Традиция устроительства маскарадов по случаю празднования Нового года стала складываться в России во
второй половине XIX века после проведения в Петербурге в 1852 году первой публичной елки с
карнавальными костюмами и масками. Стали популярны новогодние придворные маскарады, которые
проводились
31 декабря в Зимнем дворце. Билеты на эти празднества раздавались бесплатно желающим из среднего и
высшего слоев общества. Вечером многочисленные великолепные комнаты дворца постепенно наполнялись
достаточно пестрой публикой: купцами и лавочниками в сопровождении жен и дочерей в парчовых и шелковых
платьях, офицерами в парадных мундирах, важными сотрудниками иностранных посольств. Придворное
окружение и присутствие самого монарха придавали маскарадному балу особый блеск и торжественность.
Желающим подавали чай, лакомства и закуски.
Особую популярность приобрели новогодние маскарады при Николае I. Высокая фигура императора величаво
выделялась среди гостей, а его треугольная шляпа, украшенная развевающимися перьями, была заметна
издалека.Обычай устраивать новогодние костюмированные праздники возродился только в 1935 году после
государственной поддержки проведения новогодних елок, сначала для детей, а потом и для всех слоев
населения. Окончательно эта традиция сформировалась для новогодних праздников уже в послевоенное время.