Патриотическое интерактивное открытое занятие и мастер-класс: «Зачем на Руси птичек пекли? Русские традиции встречи весны.»
Оценка 5

Патриотическое интерактивное открытое занятие и мастер-класс: «Зачем на Руси птичек пекли? Русские традиции встречи весны.»

Оценка 5
Культурные мероприятия +1
docx
другое
6 кл
21.03.2024
Патриотическое интерактивное открытое занятие и мастер-класс: «Зачем на Руси птичек пекли?  Русские традиции встречи весны.»
Цели: - познакомить с названиями народных праздников, с обрядами и традициями встречи весны; - воспитывать положительный интерес к истории своего народа; - формировать системы ценностей, с которыми воспитанники учатся сопереживать, Задачи:  Познакомить с народными праздниками, посвящёнными встрече весны, показать тесную связь природных явлений и жизни человека в старину;  воспитывать интерес к историческому прошлому своего народа.
занятие 2023.docx

МБУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей»

Каслинского муниципального района

 

 

 

 

 

 

 

 

Патриотическое интерактивное открытое занятие и мастер-класс:

«Зачем на Руси птичек пекли?

Русские традиции встречи весны.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                          Разработчик:

                                                                       воспитатель 3 группы: Шевчук В.Г

 

 

 

 

 

 

 

Касли, 2023

 

 

Цели:

- познакомить с названиями народных праздников, с обрядами и традициями встречи весны;

- воспитывать положительный  интерес к истории своего народа;

- формировать системы ценностей, с которыми воспитанники учатся сопереживать,                                

Задачи:

v Познакомить с народными праздниками, посвящёнными встрече весны, показать тесную связь природных явлений и жизни человека в старину;

v воспитывать интерес к историческому прошлому своего народа.

 

Ход занятия.

 Добрый день  дети! Добрый день  гости!

-Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Возьмите за руку того, кто сидит рядом с вами. Почувствуйте тепло ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками. Пожелайте им доброго здоровья и хорошего настроения. Я вам желаю внимательного и бережного отношения друг к другу. А теперь Поудобнее располагайтесь.

- Сегодня мы с вами будем говорить о традиции встречи весны или зачем на Руси птичек пекли?

Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко,
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!
Еще древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде под моей ногой
И шумен, и душист.
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жавронок поет
Заздравный гимн весне.

        22 марта все православные в нашей стране отмечают праздник –день 40 севастийских мучеников. Этот праздник не переходящий в отличие от пасхи например, то есть каждый год он отмечается в один день 22 марта. На него традиционно пекут такие красивые булочки птички, которые называются жаворонки. Церковные трактовки они символизируют души святых мучеников (можете о них почитать в интернете). А в народе говорят, что жаворонки или булочки жаворонки встречают весну, то есть перелетных птичек, которые как раз в это время примерно и  прилетают. А ещё 21 марта отмечается день весеннего равноденствия, на который тоже часто пекут булочки птички, получается что в любой трактовке эти птички символизируют начало весны. На Руси приход весны всегда отмечался очень широко, можем даже вспомнить масленицу с её большими, широкими гуляниями, потому что весна значила для людей не просто  смену времени года как сейчас, она значила для них нечто большее, у них менялся образ жизни, они начинали заниматься собирательством, они сеяли новый урожай, они отправляли скот на вольный выгул, можно было наконец не колоть дрова, потому что раньше отопления в домах не было и чтобы зимой не мёрзнуть, приходилось много трудиться,  поэтому весна для людей была настоящим праздником, её встречали, её ждали, её закликали. Существовало очень много разных обрядов для призыва весны,  чтобы весна пришла поскорей и была теплой. То есть весна означала для людей приход лета, потепление  и смены образа жизни. Кончалась долгая зима, кончались запасы, которые люди делали летом и осенью на зиму, поэтому её очень любили и ждали, поэтому скорее всего эти булочки жаворонки появились задолго до того как Русь стала православной как и масленица между прочим. Все эти праздники обрядовые, очень древние  и можно даже сказать языческие, но люди настолько с ними сроднились, что просто так выкинуть их из культуры было невозможно. Именно поэтому мы печем булочки и жарим блины с вами до сих пор в 21 веке. Они органично вписались в наш современный мир и мы просто продолжаем традицию и уже не вкладываем в неё какой то определенный смысл. Представляете, сколько веков прошло, как сильно изменился наш мир, наш быт, а древние традиции до сих пор остались.

А теперь я предлагаю Вам посмотреть небольшой ролик  Зачем на Руси птичек пекли?

Вопросы:

1.     Для чего мы соблюдаем и празднуем старинные русские обрядовые праздники?

-для сохранения культуры и традиций русского народа.

2.     Какие  старинные обрядовые праздники вы знаете и которые мы празднуем в наше время?

Сегодня мы с Вами будем печь жаворонков. Жаворонки – это классические русские булочки. В русском народе повсюду существовала вера в то, что 22 марта, в день Сорока мучеников, из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок. Сколько проталинок – столько и жаворонков. Все члены семьи получали такую птичку – румяную, хрустящую, аппетитную, но не съедали сразу, а принимались кликать весну, кто во что горазд. Забирались на крыши, подбрасывали птичек вверх и старались петь-кричать по-громче, чтобы Весна услышала.

Мальчишки ватагой бегали по улице с этими птахами в руках, подбрасывали их вверх, ловили с громкими криками чтобы настоящие птицы поторапливались. Их называли детьми или братьями перелетных птиц, их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях и стогах. При этом пелась закличка: «Жаворонок, жаворонок, вот твой брат!»

В жаворонков запекали разные маленькие вещички, чтобы по ним гадать. Кому кольцо достанется – тот женится или замуж выйдет, кому копейка – тот в этом году хорошо заработает, кому маленькая тряпочка, узелком завязанная, – у того ребенок родится.

Однако кроме хороших примет, нужно было обязательно слепить жаворонков и с грустными предсказаниями, и жаворонков пустых – иначе хорошие не сбывались. Конечно, хозяйки по-своему хитрили и «несчастливых» птиц отдавали детишкам со строгим наказом – не есть, а оставить на шесте в поле.

Печеных птах посылали родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли и к ним.

Посмотрите, на веточках, которые мы поставили в воду, уже вовсю набухли почки и кое - где появились листочки. А пока не появились настоящие листья, здесь выросли листочки с загадками. Предлагаю каждому по очереди срывать бумажный листок и загадывать весеннюю загадку.


1.
С крыши льет, как из ведра,

Но не дождик это.

Уходи, зима, пора!

Ждем весну и лето!

Мне ответит и малыш -

Что же в марте льется с крыш? (Капель)


2.Была белая да седая
Пришла зеленая да молодая(зима , весна)

3.Чёрный, проворный
Кричит: «Крак»,
Червякам враг. (грач)


4.На шесте – дворец,
Во дворце – певец. (скворец)
5.Тает снежок, ожил лужок. 
День прибывает. Когда это бывает? 
(Весна)


6.Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
(Подснежник)
7.В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка.
(Ручеек)


8.Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник,
Смастерили мы ...
(Скворечник)


9.Здесь на ветке чей-то дом
Ни дверей в нем, ни окон,
Но птенцам там жить тепло.
Дом такой зовут ...
(Гнездо)

 

10.Наконец река проснулась,
С боку на бок повернулась –
Затрещал, ломаясь, лёд –
Значит, скоро...
(Ледоход.)

 

  Мы угощаем вас такими ароматными булочками-жаворонками.

Вам понравились наши посиделки? Молодцы, спасибо вам. На этом наше занятие закончено.


 

МБУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей»

МБУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей»

Цели: - познакомить с названиями народных праздников, с обрядами и традициями встречи весны; - воспитывать положительный интерес к истории своего народа; - формировать системы ценностей,…

Цели: - познакомить с названиями народных праздников, с обрядами и традициями встречи весны; - воспитывать положительный интерес к истории своего народа; - формировать системы ценностей,…

Еще древа обнажены, Но в роще ветхий лист,

Еще древа обнажены, Но в роще ветхий лист,

Представляете, сколько веков прошло, как сильно изменился наш мир, наш быт, а древние традиции до сих пор остались

Представляете, сколько веков прошло, как сильно изменился наш мир, наш быт, а древние традиции до сих пор остались

Посмотрите, на веточках, которые мы поставили в воду, уже вовсю набухли почки и кое - где появились листочки

Посмотрите, на веточках, которые мы поставили в воду, уже вовсю набухли почки и кое - где появились листочки

Наконец река проснулась, С боку на бок повернулась –

Наконец река проснулась, С боку на бок повернулась –
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.03.2024