Система работы ДОУ по патриотическому воспитанию в современных условиях».
Патриотическое воспитание дошкольников - актуальная проблема в условиях современной России. Актуальность заключается в том, что в настоящее время наша страна переживает непростой исторический период. Война, антирусская пропаганда Запада. Проблемы обесценивания традиционных норм и ценностей
В содержании ФОП ДО отмечена острая необходимость активации процесса воспитания патриотизма дошкольников, потому что именно в детском возрасте закладываются чувство любви к Родине, система ценностей, жизненные ориентиры. Своевременное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников - основа формирования будущего гражданина своей страны.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения.
немаловажную роль играет влияние семьи и образования.
Мы, педагоги, формируем такие важные для русского человека черты, как любовь к родному краю, Родине, Российской Армии, истории, уважение к людям других национальностей. Мы знакомим детей с символами государства, историческими личностями, развиваем интерес к русским традициям и промыслам.
9 ноября 2022 №809 Президент России Владимир Путин подписал Указ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Приоритетная необходимость воспитания патриотизма у детей и молодёжи определяется программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».
Базовые ценности и воспитательный идеал на национальном уровне регламентируются «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
В нашем ДОУ одним из основных направлений работы является Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Система патриотического воспитания охватывает все уровни воспитательной деятельности и реализуется через такие направления как:
- создание развивающей среды по нравственно-патриотическому воспитанию;
- тематические занятия;
- взаимодействие с родителями;
- взаимодействие с социумом (экскурсии, социальные акции, конкурсы и др.).
-также активно используются мультимедийные презентации, видеоматериалы, онлайн -экскурсии на исторические объекты — все это облегчает процесс изучения истории и культуры своей страны.
Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни начинается в семье. Каждая семья – это свой замкнутый мир и своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции, свой быт.
Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых, высоконравственных детей.
Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.
Проведение досуговых форм, поскольку они способствуют установлению доверительного контакта между всеми участниками педагогического процесса. Суть его в том, что каждая семья, учитывая собственные познавательные интересы и приоритеты, готовит материал по заранее выбранной теме. Совместная деятельность взрослых и детей способствует их сближению, появлению общих интересов. Общение родителей и детей наполняется познавательным эмоционально насыщенным содержанием.(Мастер-классы, праздники совместные, русские народные) обрядовых празднованиях таких как, Масленица, Троица и т.д.).Знакомство детей с символами государства: флагом, гербом, гимном. Это помогает сформировать свою гражданскую идентичность и понимание принадлежности к определенной стране.
Формировать у детей первое представление о государственных праздниках - это наши общегосударственные, общероссийские праздники, создающие единое культурное пространство России, такую работу педагоги начинают в младшем дошкольном возрасте.(День народного единства, 9 мая, 23 февраля, день героев)
Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. Только дав ребёнку эти знания, мы можем создать необходимые условия для преемственности, духовной связи поколений, воспитания в каждом ребёнке патриота и гражданина.
Рассказы об участии в событиях того времени можно считать первым шагом в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.Совместно с родителями участвуем в акции «Бессмертный полк». Затем, на занятиях по развитию речи, обучающиеся показывают фотографии, рассказывают о фронтовиках и тех кто боролся с врагом в тылу. акция «Стена памяти», акция «Блокадная ласточка», «Георгиевская ленточка» Конкурс чтецов. Поздравление ветеранов тыла. Общение с ветеранами, тружениками тыла Великой Отечественной войны позволяют детям лично ощутить связь с прошлым своей страны. Такие мероприятия развивают у них память, уважение к старшим поколениям и любовь к Родине.
Ради защиты традиционных ценностей президент поручил совершенствовать методы воспитания и образования.
Никто не учит маленького человека:
«Будь равнодушным к людям, ломай деревья,
попирай красоту, выше всего ставь свое личное».
Все дело в одной, в очень важной закономерности
нравственно-патриотического воспитания.
Если человека учат добру - учат умело, умно,
настойчиво, требовательно, в результате будет добро.
Учат злу (очень редко, но бывает и так),
в результате будет зло.
Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло,
потому, что и человеком его надо воспитать».
В.А. Сухомлинский
Так на педагогическом совете было принято решение создать отряд Юнармейцев имени К.А.Коновалова, во вторую группу раннего возраста ходит сын Егор. Я разработала положение, программу, подключила спонсоров для приобретения формы юнармейцев,тематический план работы. руководитель отряда Пащенко Е.В. и Репицына О.И. ведут работу согласно плана, корректируют в связи с событийностью. Форма юнармейцев не просто картинка, это гордость и планомерная целенаправленная работа, используются разнообразные средства воспитания, каждое мероприятие имеет определённую цель.
«Маленький юнармеец — патриот». Формирование патриотизма, чувства гордости за свою страну, воспитание любви к «малой родине», знакомство с традициями семьи, детского сада, города, изучение истории страны. Воспитание уважения и почтительного отношения к символам Российской государственности. Реализация мероприятий предполагает участие в данном направлении родителей и старшего поколения «маленьких юнармейцев».
«Маленький юнармеец — эколёнок». Формирование бережного и ответственного отношения к природе как к общему дому. Обучение туристским навыкам, выживанию в природной среде. В ходе реализации мероприятий дети привлекаются к практической работе по сохранению красоты и богатства природы (экологические десанты, раздельный сбор мусора, сбор макулатуры, туристские походы).
«Маленький юнармеец — творец». Сущность направления заключается в поддержке стремления ребенка к творчеству- художественной, технической , музыкальной деятельности.
«Маленький юнармеец — инноватор». Сущность направления: пропаганда устойчивого интереса к самостоятельной исследовательской деятельности, приобщение детей к передовым технологиям, ориентация на профессии будущего, сотворчество, обмен знаниями для достижения общей цели. Дать детям максимум возможностей для самореализации, учить анализировать, поддерживать детскую инициативу, развивать проектное и логическое мышления, аналитическое мышление, инженерные навыки. Получение опыта в моделировании, конструировании, программировании.
«Маленький юнармеец — волонтер». Развитие волонтерского движения, в ходе которого предусматривается проведение добрых дел, акций, воспитание бережного отношения к ближним, помощь ветеранам и семьям погибших при защите Отечества, уход за мемориальными объектами.
Так же реализуются физкультурно-оздоровительные мероприятия, связанные с привитием детям стремления вести здоровый образ жизни. В ходе мероприятий дети осознают значение физических упражнений, познают особенности своего организма, способы профилактики простудных заболеваний, приобщаются к культуре гигиены; специальная физическая подготовка: начальная строевая подготовка, спортивное ориентирование.
Подводя итоги можно сказать, что Патриотизм – это естественное чувство, которое заставляет человека любить свою Родину и быть готовым жертвовать ради неё собственными интересами. Становление личности ребёнка происходит через осознание своей сопричастности семье, детскому саду, селу, народу, своей Родине. Чувство сопричастности и есть основа будущего патриотизма.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.