Тема самообразования: «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекции речевых нарушений дошкольников»
Забота о здоровье — это важнейший труд. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы… (В.А. Сухомлинский)
Актуальность.
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.
В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий. В связи с этим в настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей.
Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием. Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического здоровья.
Особенности физического развития:
· нарушение дыхания и голосообразования;
· нарушения общей и мелкой моторики;
· расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;
· повышенная утомляемость;
· заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, скорости, ловкости;
· нарушение темпоритмической организации движений.
Особенности психического развития:
· нарушения оптико-пространственного праксиса;
· неустойчивость внимания;
· расстройство памяти (особенно слуховой);
· несформированность мышления;
Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, а использование здоровьесберегающих технологий способствует интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.
Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. Таким образом, терапевтические возможности здоровьесберегающих технологий содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.
Цель: выявление эффективных способов использования здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с целью оптимизации процесса коррекции речи и формирования у детей основ здорового образа жизни.
Задачи:
—изучить и проанализировать педагогическую, психологическую, методическую и специальную литературу по современным здоровьесберегающим технологиям.
-формировать предпосылки к полноценному освоению образовательных программ воспитанниками, путём коррекции речевых нарушений с использованием здоровьесберегающих технологий;
— создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей, на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания – (охрана нервной системы, снятие психического и нервного напряжения; формирование орального праксиса; совершенствование общей, мелкой моторики и зрительно – пространственного гнозиса; повышение резервов дыхательной системы)
— привлечь родителей к решению проблемы по формированию здорового образа жизни;
— выявление, обобщение и распространение педагогического опыта для педагогов ДОУ;
— подготовка публикаций для печати по теме использование здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве ДОУ, семье.
Ожидаемые результаты:
· познавательная и речевая активность;
· правильное речевое дыхание у детей;
· сформированные движения пальцев рук, общая моторика;
· положительная динамика в развитии всех сторон речи воспитанника;
· отсутствие напряжения и скованности у детей;
· улучшение соматического здоровья детей-логопатов;
· использование родителями и педагогами здоровьесберегающих технологий в занятиях с детьми.
План работы по самообразованию
Изучение методической литературы и других источников |
Сентябрь — май |
1. Изучение методической литературы по данной проблеме: — Павлова М. А., Лысогорская М. В. Здоровьесберегающая система ДОУ. Модели программ. Рекомендации. Разработки занятий. — Ильякова Н.Е. Постановочные зонды в коррекции звукопроизношения: пособие для логопедов дошкольных, школьных и медицинских учреждений. —
Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников.
Психогимнастика. — Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.
1. http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2014/05/14/zdorovesberegayushchie-tekhnologii-v-logopedicheskoy-rabote-s 2. http://planetadetstva.net 3. http://dohcolonoc.ru 4. http://www.maam.ru/detskijsad/plan-po-samobrazovaniyu-76460.html 5. http://podsnezhniksad.ucoz.com 6. http://www.logolife.ru/logopedy 7. http://www.books.ru/books/artikulyatsionnaya-gimnastika-s-bioenergoplastikoi-1530463/ 8. http://logoped18.ru/logopedist/konspekt-defektologas-primeneniyem-zdorov-yesberegayushchikh-tekhnologiy.php |
Анализ изученных источников. |
Работа с детьми |
Сентябрь- Май |
1. Проведение мониторинговых исследований. 2. Проведение практических занятий: 3. Организация предметно-пространственно развивающей среды, способствующей укреплению здоровья детей. |
Диагностика Конспекты |
Октябрь- Май |
Разучивание артикуляционных упражнений |
Сказка о Веселом язычке (2020-2021 уч.г.) Картотека упражнений (2021-2022 уч. г.) |
|
Развитие речевого дыхания |
Сказка о Ветерке (2020-2021 уч.г.) Картотека упражнений (2021-2022 уч. г.) |
||
Разучивание пальчиковых игр |
Пальчиковый театр «Как лягушонок друзей искал». (2020-2021 уч.г.) Картотека упражнений (2021-2022 уч. г.) |
||
Кинезиологические упражнения |
Картотека |
||
Зрительная гимнастика |
Изготовление тренажеров |
||
Элементы арттерапии, логоритмики, песочной терапии, су-джок терапии |
Продукты деятельности |
||
Работа с родителями |
Сентябрь 2020 Сентябрь 2021 |
Консультация «Зачем нужна артикуляционная гимнастика?» Консультация «Формирование правильного речевого дыхания» |
Памятки |
Октябрь 2020 Октябрь 2021 |
Консультация «С пальчиками играем – речь развиваем» «Игры и упражнения для развития речевого дыхания» |
Памятка Папка- передвижка |
|
Январь 2021 Январь 2022 |
Буклет «Кинезиологические упражнения» Буклет «Развитие речевого дыхания посредством игровых упражнений» |
Информационный буклет |
|
Май 2021 Май 2022 |
Отчёт о проделанной работе за учебный год. Консультация «Организация речевого режима в летний период». Отчёт о проделанной работе за учебный курс Консультация «Речевая готовность детей к школе» |
Выступления на родительском собрании |
|
Работа с педагогами ДОУ |
Сентябрь- Май |
1. Мастер-классы для педагогов 2. НОД с использованием здоровьесберегающих технологий. 3. Выступление по обмену опытом работы на педсовете ДОУ. |
Мастер-класс НОД Педсовет |
Самореализация |
Сентябрь -май |
Сбор материалов, конспектов по теме самообразования. |
Оформление папки с материалами по теме самообразования. |
Сентябрь |
Составление плана работы |
План работы по самообразованию. |
|
Октябрь 2020 Октябрь 2021 |
Консультация «Здоровьесберегающие технологии в коррекции речевых нарушений» Консультация «Формирование правильного речевого дыхания у детей посредством коррекционных упражнений». |
Выступления на педсовете |
|
Ноябрь 2020 Ноябрь 2021 |
Мастер-класс: «Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми с речевыми нарушениями» Практикум «Изготовление дидактических игр, для развития речевого дыхания». |
Мастер-класс Практикум |
|
Февраль 2021 Февраль 2022 |
Семинар «Использование логоритмики на занятиях по развитию речи со старшими дошкольниками». Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики детей в театрализованной деятельности». |
Семинар |
|
Май 2021 2022 |
Подготовка отчёта о проделанной работе по теме самообразования. |
Отчёт. |
|
В течение года |
Прослушивание вебинаров, прохождение курсов повышения квалификации. |
Сертификаты |
Предполагаемый результат:
· Повышение показателей результатов коррекционной работы.
· Формирование комплекта дидактических материалов.
· Формирование педагогических разработок НОД с использованием здоровьесберегающих технологий.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.