Чернышёва Лариса Константиновна, учитель начальных классов
Bопрос гражданско-патриотического воспитания всегда был и остаётся достаточно актуальным. Привить любовь к своей Родине необходимо как можно раньше. Дети уже в младшем школьном возрасте должны понять, как это важно любить свой народ, гордиться его прошлым и настоящим, чувствовать свою ответственность за то, каким будет будущее. Это, на мой взгляд, очень трудная задача. Поэтому очень важно правильно организовывать занятия по данному направлению. Здесь требуется проявить творческий подход, а также умение использовать на своих мероприятиях особенности культурно-исторических традиций страны, своего региона, города и семьи.
Форм организации внеклассного мероприятия, которые используют учителя нашей прогимназии, достаточно много. Но есть у них единые цели: введение детей в историю русской культуры, содействие принятия ими следующих качеств: любовь к своей родине и к родной природе, к родному дому и семье, милосердие, толерантность, уважение к культуре и к истории страны.
Учащиеся в начальной школе достаточно восприимчивы к усвоению ценностей и нравственных норм. И если этот факт учитывать в полной мере, то можно сформировать не только патриотические и гражданские чувства, но и личность детей.
Любовь к Отчизне и любовь к людям – вот два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма», - говорил Сухомлинский В.А.
Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности. Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга.
В чем реализуется патриотизм сегодня? Как воспитать это великое чувство в наших детях, живущих в 21 веке – веке компьютеров, телевидения, когда разрушены прежние идеалы и не успевают сформироваться новые?
Патриотическое воспитание реализуется нами через комплекс мероприятий:
1. Проведение памятных дней:
День Победы (участие в митинге, возложение цветов к вечному огню);
День защитников Отечества;
День народного единства;
День вывода войск из Афганистана.
2. Участие в акциях:
«Солдатские письма»;
«Герои живут рядом» (изготовление открыток, подарков, встречи с ветеранами);
«Бессмертный полк»;
«Ничто не забыто, никто не забыт» (создание Книги памяти);
«Я помню, я горжусь» (проект Скрылёвой Юлии Анатольевны)
3. Проведение спортивно-массовых мероприятий посвященных Дню Победы, Дню защитника Отечества:
«Вперёд, мальчишки!»;
«Веселые старты»;
«Папа, мама и я – спортивная семья!».
Это имеет немаловажное значение и способствует, духовному и физическому совершенствованию, подготовки к тому, чтобы стать защитником Отечества.
4. Участие в акции «Вахта памяти»:
встречи с ветеранами ВОВ и тружениками тыла (Кутерова Д.Б. организовывала встречи с участницей блокады Ленинграда, воином-авганцем, работником Байконура);
организация помощи ветеранам, вдовам ветеранов, матерям погибших воинов при исполнении служебных обязанностей (волонтёрское движение под руководством Чернопёровой М.Г.);
проведение часов общения, уроков памяти, уроков мужества, читательских конференций.
5. Экскурсии в исторический, краеведческий, художественный музеи, на выставки военной техники, космонавтики, в парк «Победы», к кинологический центр (Венидиктова Д.Н., Сутягина М.А), музей МЧС, пожарную часть.
6. Изучение родного края:
экскурсии в музеи;
туристические поездки; экскурсии по родному краю;
изучение истории родного края, народных обычаев, фольклора, связанных с природой и использованием ее богатств;
чтение произведений о Родине, о природе нашей страны с обсуждением прочитанного материала;
просмотры фильмов по истории и краеведению;
утренники, спектакли, музыкально-литературные композиции;
благоустройство территории школы;
уход за памятниками.
7. Организация конкурсов:
«Доброта спасет мир» Дню пожилого человека;
конкурс чтецов;
тематические викторины;
конкурс патриотической песни;
конкурс сочинений «Слава защитникам Отечества», «Письмо ветерану»;
конкурс рисунков.
8. Портфолио
«Моё имя»;
«Древо Жизни»;
«Мой дом»;
«Семейные реликвии»;
«Моя семья в истории моей страны».
При организации данного вида работы реализуется следующая эффективная воспитательная цепочка:
ü Любовь к родителям, родному дому, к родным и близким людям.
ü Уважение к старшим, пожилым, к людям труда, почитание ветеранов и памяти погибших воинов.
ü Любовь к родной природе, охрана окружающей среды, любовь к своей малой родине, к России.
ü Уважения и симпатия к другим народам, гордости за Российскую армию, желание служить своему Отечеству.
В результате осуществления данных мероприятий ожидается:
ü повышение качества и эффективности патриотической работы с детьми;
ü формирование гражданской грамотности учащихся;
ü внедрение новых форм патриотической работы;
ü возрождение духовных ценностей школьников;
ü улучшение условий для формирования патриотических чувств.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.