«Патриотическое воспитание на уроках математики как фактор формирования и развития личности детей с ОВЗ»
Оценка 5

«Патриотическое воспитание на уроках математики как фактор формирования и развития личности детей с ОВЗ»

Оценка 5
Педсоветы
pptx
математика +1
7 кл
22.12.2019
«Патриотическое воспитание на уроках математики как фактор формирования и развития личности детей с ОВЗ»
Патриотическое воспитание.pptx

«Патриотическое воспитание на уроках математики как фактор формирования и развития личности детей с ОВЗ»

«Патриотическое воспитание на уроках математики как фактор формирования и развития личности детей с ОВЗ»

«Патриотическое воспитание на уроках математики
как фактор формирования и развития личности детей с ОВЗ»




учитель дефектолог 1 квалификационной категории Мубаракшина Елена Семеновна

город Нижнекамск
Республика Татарстан
2019 год

ГБОУ «Нижнекамская школа № 18 для детей с ОВЗ»

«Патриотическое воспитание на уроках математики как фактор формирования и развития личности детей с ОВЗ»

«Патриотическое воспитание на уроках математики как фактор формирования и развития личности детей с ОВЗ»

Как воздух, математика нужна,
Одной отваги офицеру  мало.
Расчеты! Залп! и цель поражена
Могучими ударами металла.
И воину припомнилось на миг,
Как школьником мечтал в часы учения
О подвиге, о шквалах огневых,
О яростном порыве наступления
Но строг учитель был, и каждый раз
Он обрывал мальчишку резковато:
"Мечтать довольно! повтори рассказ
О свойствах круга и углов квадрата!»
И воином любовь сбережена
К учителю, далекому, седому.
Как воздух математика нужна,
Сегодня офицеру молодому!

М. Борзаковский

«Патриотическое воспитание на уроках математики как фактор формирования и развития личности детей с ОВЗ»

«Патриотическое воспитание на уроках математики как фактор формирования и развития личности детей с ОВЗ»


Современное понимание патриотизма характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом это объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания и многообразием форм проявления. Кроме того, проблема патриотизма рассматривается разными исследователями в различных исторических, социально-экономических и политических условиях, в зависимости от личной гражданской позиции, отношения к своему Отечеству, от использования различных сфер знаний.
Патриотизм (от греч. Соотечественник, патриот, Родина, Отечество) – это любовь к Родине, Отечеству, к своему народу, к лучшим национальным традициям. Главной целью воспитания патриотизма у детей с ОВЗ должно стать формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств личности, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.
Многие нравственные качества человека закладываются в школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть родной город хорошеющим и расцветающим. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и лучших его людях, тем более действенными окажутся они в формировании интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков. А главное, – они помогут учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту большого патриотизма – патриотизма как чувства долга перед народом, перед Родиной

«Патриотическое воспитание на уроках математики как фактор формирования и развития личности детей с ОВЗ»

«Патриотическое воспитание на уроках математики как фактор формирования и развития личности детей с ОВЗ»

. Надо сказать прямо, что непосредственно, своим собственным материалом и содержанием математика в силу этой причины вообще не может служить орудием пропаганды чего-либо столь конкретного, как красота и величие родной страны. Хочется отметить, что на уроках математики ученик вовсе не все время сосредоточивается на ее абстрактной сущности; абстрактные схемы математики непрестанно, почти на каждом уроке оснащаются, дополняются и иллюстрируются весьма различным конкретным содержанием, сюда входит содержательный материал "текстовых" задач, исторические сведения, различного рода приложения и т. п. При этом во многих случаях выбор конкретного оснащения в весьма широких пределах может быть варьирован, и таким образом в значительной степени ставится на усмотрение преподающего. Значительное место в курсе математики 7-9 классов коррекционной школы занимают текстовые задачи. Они составляют 40% материала учебников по математике, и на их решение тратится значительная часть учебного времени. Это не случайно, так как обучение решению текстовых задач направлено, главным образом, на интеллектуальное развитие школьников, формирование культуры и самостоятельности их мышления, а также на развитие их познавательных процессов.
Задача использования уроков математики для воспитания и укрепления в учащихся прочного чувства гордости за свою Родину и любви к ней имеет в себе специфическую трудность, очевидная причина которой заложена в абстрактном характере математической науки.

«Патриотическое воспитание на уроках математики как фактор формирования и развития личности детей с ОВЗ»

«Патриотическое воспитание на уроках математики как фактор формирования и развития личности детей с ОВЗ»


На уроке математики воспитание осуществляется посредством четырех факторов:
- через содержание образования;
- через методы и формы обучения;
- через использование случайно возникших и специально созданных воспитывающих ситуаций;
- через личность самого учителя (прежде всего и в наибольшей степени).
В обучении математике с точки зрения патриотического воспитания огромную роль играет подбор математических задач для уроков с учётом дидактических и методических требований.  Решение задач, включающих исторические сведения, способствует развитию кругозора учащихся и познавательного интереса к предмету. И урок математики становится для них не просто уроком, на котором нужно решать, вычислять и заучивать формулы, а пробуждает чувства сопричастности к  величию своей страны, собственных предков. Решение задач с практическим содержанием дает возможность учащимся задуматься о тяготах военных лет. Составлять такие задачи к уроку не так и сложно. Главное, выбрать тот материал, который оставит яркое впечатление в душе ребенка. Можно составить целый урок, посвященный определенной теме нравственного, патриотического  воспитания, а можно использовать только одно задание, после решения которого сообщить интересную информацию или даже прочитать стихотворение.

«Патриотическое воспитание на уроках математики как фактор формирования и развития личности детей с ОВЗ»

«Патриотическое воспитание на уроках математики как фактор формирования и развития личности детей с ОВЗ»


Современное поколение детей не могут и представить себе все, что пережила наша Родина за годы войны, но мы не вправе забывать об этом, и должны не только в дни юбилейных торжеств, вспоминать о подвиге нашего народа. Например, на уроке  может быть  сделано сообщение исторических данных, показывающих роль учёных-математиков в укреплении оборонной мощи нашей страны (А.Н. Колмогоров во время Великой Отечественной войны способствовал созданию теории артиллерийской стрельбы). Еще одним из направлений воспитательной деятельности учителя может стать использование эпиграфов к уроку. Эпиграфом могут стать строчки стихотворений, высказывания и афоризмы известных людей не только о математике и математиках, но и патриотического содержания.
1.«Человек есть дробь. Числитель это – сравнительно с другими – достоинства человека; знаменатель – это оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя – свои достоинства – не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя – свое мнение о самом себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству»  Л.Н. Толстой.
2."... мы проиграли русским за школьной партой". Дж. Кеннеди.
3.  «Арифметика и геометрия нужны каждому воину».  Платон.
Эпиграф  можно записать на доске и прочитать его в начале урока. Записывать высказывания в тетради учащимся не нужно, но найдутся те, кто обязательно это сделают или хотя бы задумаются над их смыслом.

«Патриотическое воспитание на уроках математики как фактор формирования и развития личности детей с ОВЗ»

«Патриотическое воспитание на уроках математики как фактор формирования и развития личности детей с ОВЗ»

Из опыта работы
Урок математики 7 класс
Тема «Великая Отечественная война в задачах»
Цели урока:
Образовательная: закрепить знания и умения решать текстовые задачи;
коррекционная: создание условий для развития мышления, памяти, интереса к предмету;
Воспитательная: воспитание любви к Родине, чувства патриотизма, уважения к старшим.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: мультимедийное сопровождение

Ход урока
1.Организационный момент
ВОВ продолжалась 1418 страшных, мучительных дней, 27 миллионов погибших, миллионы искалеченных, осиротевших. Все дальше уходит от нас этот памятный день 9 мая 1945 года. Тот, кто помнит прошлое, достоин будущего!
Вычислим, сколько лет прошло со Дня Победы в ВОВ: 2015 - 1945 = 70 лет. В канун Дня Победы, мы сегодня на уроке попробуем с помощью цифр проследить за некоторыми событиями и фактами самой жестокой войны в истории человечества .
.

«Патриотическое воспитание на уроках математики как фактор формирования и развития личности детей с ОВЗ»

«Патриотическое воспитание на уроках математики как фактор формирования и развития личности детей с ОВЗ»

2. Устная работа
Выполнив следующие вычисления, можно узнать некоторых факты и события времен ВОВ.  624 : 6 = 104 ( удостоены звания дважды Героя Советского Союза)  224 : 8 = 28 ( героев Панфиловцев)  423 : 3 = 141( налет на Москву)  163 · 4 = 652 (воздушные тревоги, прозвучавшие во время войны в городе Ленинграде)  28000 · 3 = 84000 ( разрушенных школ)  117 : 9 = 13 (городов Героев)  709 · 2 = 1418 ( дней и ночей длилась ВОВ)
3.Решение задач военной тематики:
Задачи по темам: «Сложение чисел. Умножение и деление чисел. Сравнение чисел».
1. В конце августа 1941 года на вооружение Красной Армии было принято противотанковое ружье. Всего в 1941 году было изготовлено 17765 ружей. К началу 1944 года в войсках их стало в 17 раз больше. Сколько противотанковых ружей было в 1944 году?
2. Скорострельность противотанкового ружья Симонова: 15 выстрелов в минуту. Солдат в бою обстреливал немецкие танки в течение 12 минут. Сколько выстрелов было сделано?

«Патриотическое воспитание на уроках математики как фактор формирования и развития личности детей с ОВЗ»

«Патриотическое воспитание на уроках математики как фактор формирования и развития личности детей с ОВЗ»



3. Максимальная боевая скорострельность (число выстрелов в минуту) зенитного пулемета равна 300. Сколько выстрелов в секунду делает этот пулемет? Сравнить скорострельность зенитного пулемета и автоматической зенитной пушки, скорострельность которой доходит да 1000 выстрелов в минуту
4. Советская артиллерийская промышленность за годы войны изготовила 351 495 минометов, что в 4,5 раза больше, чем в Германии и в 1,5 раза больше, чем в США и странах Британской империи. Сколько минометов было выпущено неприятелем?
5. Расход топлива этой машины при средней скорости 60 км/ч – - 33 л на каждые 100 км. Каков расход топлива за 2 года?
Завод в Нижнем Тагиле в январе 1942 г выпустил 75 танков, а в декабре – 765 танков. Во сколько раз выросла производительность труда?
6. Конструкторы в годы войны создали немало первоклассной техники, среди них – истребитель «ЯК-3» (А.Яковлев). Максимальная скорость «ЯК-3» 720 км/ч., а немецкого истребителя «Мессершмитт Bf.109» на 120 км/ч. меньше скорости «ЯК-3» и на 30км/ч больше скорости другого истребителя Фокке-Вульф FW-190. Найти скорость немецкого истребителя и сравнить их со скоростью «ЯК-3».

«Патриотическое воспитание на уроках математики как фактор формирования и развития личности детей с ОВЗ»

«Патриотическое воспитание на уроках математики как фактор формирования и развития личности детей с ОВЗ»


4. Задачи по темам: «Проценты.Округление чисел».
Вспомним:
Процент – это…
Чтобы перейти от процентов к десятичной дроби, надо … Чтобы найти процент от числа, надо…. Чтобы перейти от десятичной дроби к процентам, надо …
Как найти часть от целого и целого по его части?
Решим задачи:
С мая 1942 года в войсках НКВД подготовлено 27 604 снайпера, из которых 14 989 прошли боевую стажировку в частях действующей армии на передовых позициях. За время боевой стажировки выведено из строя убитыми и ранеными 193 228 фашистских солдат и офицеров. Какой процент снайперов прошли стажировку на передовых позициях? Сколько фашистских солдат и офицеров в среднем приходится на 1 снайпера?
Всего в 1941 г. было изготовлено 17 765 противотанковых ружей. Из них только77 были ПТРС (Симонова), а остальные – ПТРД (Дегтярева). Это объяснялось более сложной конструкцией симоновского образца и большими затратами на его производство. Какой процент ружей были ПТРД? Ответ округлить до сотых.

«Патриотическое воспитание на уроках математики как фактор формирования и развития личности детей с ОВЗ»

«Патриотическое воспитание на уроках математики как фактор формирования и развития личности детей с ОВЗ»



5. Задачи по темам: «Формулы. Задачи на движение.»
Давайте вспомним, какие основные понятия, характеристики движения мы умеем находить? (Скорость, время, расстояние)
Как они обозначаются? В чем измеряются? А можно ли сравнить: 4 км/ч и 6 м/мин? Почему? (чтобы сравнить 2 величины, они должны быть одинаковой размерности)
Решим задачи:
1. Скорость вылета пули из снайперской винтовки 650 м/с. За какое время пуля настигнет врага, находящегося на расстоянии 1300 м ?
2. На каком расстоянии от советского воина находился немецкий танк «Тигр», если пуля, выпущенная из противотанкового ружья со скоростью 1000 м/c, настигла танк через 0,5 с?
3. Пуля вылетает из пулемета «Максим» со скоростью 800 м/с. Прицельная дальность стрельбы 2 400 м. Каково время полета пули?

«Патриотическое воспитание на уроках математики как фактор формирования и развития личности детей с ОВЗ»

«Патриотическое воспитание на уроках математики как фактор формирования и развития личности детей с ОВЗ»


6. Итоги урока:
Итак, сегодня мы с вами решали задачи военной тематики, по темам:
Сложение чисел. Умножение и деление чисел. Сравнение чисел;
Проценты. Округление чисел;
Формулы. Задачи на движение.
Вы смогли вспомнить, и проверить свои знания по данным темам, а еще мы вспомнили наш великий праздник – День Победы в Великой отечественной Войне 1941 – 1945 г. Такой праздник нельзя забывать!

Домашнее задание:
Решить задачи:
1) С двух аэропортов, расстояние между которыми 1220 км, вылетели два самолета. Скорость одного из них 186 км/ч. Найдите скорость другого, если они встретились через 4 часа? (Ответ: 119 км/ч)
2) Два поезда вышли навстречу друг другу одновременно из двух городов, расстояние между которыми 495 км. Через 3 ч они встретились. Какова скорость каждого поезда, если известно, что скорость одного из них на 5 км/ч больше скорости другого? (Ответ: 80 и 85 км/ч)

«Патриотическое воспитание на уроках математики как фактор формирования и развития личности детей с ОВЗ»

«Патриотическое воспитание на уроках математики как фактор формирования и развития личности детей с ОВЗ»



За девять лет обучения в школе ученик приобретает множество разнообразных знаний и умений, но одной из главных задач остается задача воспитания Человека, Личности, а учитель математики может и должен помочь формированию душ учащихся.
Решение задач на военную тематику способствует воспитанию чувства гордости за свою Родину, за труд ученых, инженеров и рабочих, создавших боевую технику.
На своих уроках я стараюсь настроить ребят не только на героический лад, но и даже обычные тренировочные задания связать с рассказом о тех великих испытаниях, которые прошел наш народ, защищая свою Родину.
Задача. Выполняя устный счет, по соответствующим буквам получается выражение “Хлеб – всему голова”. Рассказываю учащимся, что хлеб – главное богатство нашей Родины. И пышный каравай, и буханка душистого ржаного хлеба, и сдобная булочка – итог работы сотен тысяч людей. В ломте хлеба – нелегкий труд тружеников села. Нельзя не назвать и конструкторов, машиностроителей, которые создают технику для села. Это бессонные ночи железнодорожников, мукомолов, хлебопеков. Да разве перечислишь всех, чьими руками собрано это чудо – хлеб?
Хлеб – мерило всех ценностей, источник жизни, труда, благополучия и радости. Хлебом-солью встречают гостей. Мы должны ценить хлеб, бережно относиться к нему.

«Патриотическое воспитание на уроках математики как фактор формирования и развития личности детей с ОВЗ»

«Патриотическое воспитание на уроках математики как фактор формирования и развития личности детей с ОВЗ»



1.Подсчитайте, сколько граммов весит 1/8 часть буханки хлеба массой в 1 кг? (125 г).
2.Какую часть буханки составляет одна треть от восьмушки? (1/24 часть буханки).
3.Сколько граммов приходится на 1/24 часть буханки? (Примерно 41,66г).
4. Что больше: 1/24 или 1/16? Представьте, что этими дробями выражаются доли хлебного пайка. В каком пайке больше хлеба? На сколько граммов? (В 1/16 части буханки хлеба больше, чем в 1/24 части примерно на 21 г).
Одна такая “восьмушка” была дневным рационом ленинградцев в самые тяжелые дни блокады этого города. Блокада длилась 900 дней, но самым трудным периодом оказалась зима 1941-1942 гг., когда основные городские припасы были уничтожены немецкими самолетами, а увезти ослабевших детей и стариков, раненых и больных было невозможно, так как все пути из города были отрезаны врагом. Только зимой 1942 г. стал лед на Ладожском озере, и по нему была проложена в город дорога, названная дорогой жизни.
          Настоящую цену хлеба понимаешь тогда, когда его мало, не хватает. Вы изучаете много произведений, где говорится, как голодали люди во время засухи, во время войны. Хлеб войны. Каким он был

«Патриотическое воспитание на уроках математики как фактор формирования и развития личности детей с ОВЗ»

«Патриотическое воспитание на уроках математики как фактор формирования и развития личности детей с ОВЗ»

 
Хлеб войны.
Не было муки. Она была более легендою, чем былью, с лебедою, смешанною пылью, черная – и все-таки бела. Чем еще ей было нас кормить, матери, спасавшей нас от смерти? Это было творчеством, поверьте, тесто из муки такой творить. Дня не знала. Ночи не спала. А уж сколько свеклы перетерла… Все переборола. Не дала, чтобы смерть схватила нас за горло. Завывает вьюга за стеной, белые сугробы наметая. Вот она сидит передо мной, женщина воистину святая.
Ей бы можно плакать от обид, вспомнив все, что вынесла когда-то, а она о свекле говорит и спроста краснеет виновато.

«Патриотическое воспитание на уроках математики как фактор формирования и развития личности детей с ОВЗ»

«Патриотическое воспитание на уроках математики как фактор формирования и развития личности детей с ОВЗ»


Перед наступлением на Ленинград Гитлер заявил: “Ленинград сам поднимет руки: он неминуемо падет, раньше или позже. Никто оттуда не освободится, никто не прорвется через наши линии. Ленинграду суждено умереть голодной смертью”. Но это пророчество Гитлера не сбылось. В Ленинграде продолжали работать хлебозаводы, пекари продолжали печь хлеб. Из чего же состоял блокадный хлеб? С начала 1941 г. хлеб выпекался из смеси (200-граммовый кусок блокадного хлеба):
Пищевая целлюлоза – 20% Ячменная мука – 4% Жмых -4% Отруби – 4% Овсяная мука – 4% Соевая мука – 4% Солодовая мука – 14% Горох – 15% Картофель – 15% Вода – 16%

«Патриотическое воспитание на уроках математики как фактор формирования и развития личности детей с ОВЗ»

«Патриотическое воспитание на уроках математики как фактор формирования и развития личности детей с ОВЗ»


Затем в 125-граммовый кусок хлеба начали вводить:
Пищевую целлюлозу – 10%
Хлопковый жмых – 10% Обойную пыль – 10% Вытряски из мешков – 2% Кукурузную муку – 3% Ржаную муку – 73%.
Были и другие примеси и добавки, снижавшие питательность хлеба. За все месяцы блокады было выработано при выпечке хлеба около 16 тысяч тонн пищевой целлюлозы. Хлеб с целлюлозой был пышным, а на вкус как полынь.
Конечно, это теперь история. Но напрашивается вопрос: нужно ли вспоминать эти далекие годы? Нужно и необходимо! На просторах России, восставшей из пепла и залечившей тяжкие раны войны, выросло и возмужало поколение людей, которое не знает, что такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом, и которым неведомо сегодня чувство голода. Но мы должны знать и помнить об этом. И для того, чтобы оценить подвиг предшественников, и для того, чтобы дорожить достигнутым. Знание истории, путей преодоления народом трудностей закаляет молодежь нравственно, учит умело хранить хлеб, ценить труд мастеров – пекарей, не бросать хлеб и не пренебрегать им в сытости.
Профессия хлебороба – не ремесло. Это искусство, которому суждены бессмертие и вечность. Говорят, у кого рука в земле, у того совесть чиста: у кого колос, у того и голос.

«Патриотическое воспитание на уроках математики как фактор формирования и развития личности детей с ОВЗ»

«Патриотическое воспитание на уроках математики как фактор формирования и развития личности детей с ОВЗ»

Современное поколение детей не может и представить себе все, что пережила наша Родина за годы войны, но мы не вправе забывать об этом, и должны не только в дни юбилейных торжеств, а ежедневно, на каждом уроке вспоминать о подвиге нашего народа.


Литература:

          1. Большая Советская энциклопедия / Под ред. Б. А. Введенского.
– Т. 32. – М.: Большая Советская энциклопедия, 1995.
           2. Леонтьев А. А. Патриотическое воспитание и национальное образование // Начальная школа (плюс и минус). – 2002. – № 4. – С. 4–6.
3. Гнеденко Б. В. Математика и математическое образование в современном мире/Б. В. Гнеденко.- М: Просвещение. 1985.
4.Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. М.: 1974, т.2, —
с.388-389
5. Кордемский Б. А. Великие жизни в математике/Б.А. Кордемский.
- М: Просвещение. 1995
6. Кожабаев К. Г. О воспитательной направленности обучения математике в школе/К. Г. Кожабаев. - М: Просвещение. 1988.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.12.2019