Патриотическое воспитание
Оценка 4.6

Патриотическое воспитание

Оценка 4.6
Занимательные материалы +1
doc
история
6 кл—11 кл
13.02.2017
Патриотическое воспитание
Публикация является частью публикации:
И. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ.doc
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ. Страна, где мы впервые  Вкусили сладость бытия, Поля, холмы родные, Родного неба милый свет, Знакомые потоки, Златые игры первых лет И первых лет уроки, Что вашу прелесть заменит? О родина святая, Какое сердце не дрожит, Тебя благословляя? Жуковский.В.А. Цель:  Развитие   в   личности   высокой   социальной   активности,   гражданской ответственности,   обладающей   становление   личности,   духовности, позитивными   ценностями   и   качествами,   способных   проявить   их   в созидательном процессе в интересах Отечества. Задачи:  Содействие   включению   молодёжи   в   программы   патриотического воспитания, в том числе по подготовке к службе в Вооружённых Силах, проведению работ по увековечению памяти защитников Отечества;  Расширение   сотрудничества   российской   молодёжи   с   организациями ветеранов войны и труда;  Привитие   гражданам   чувства   гордости,   глубокого   уважения   и почитания   символов   государства   ­   Герба,   Флага,   Гимна   Российской Федерации,   другой   российской   символики   и   исторических   святынь Отечества;  Содействие   деятельности   поисковых   отрядов,   археологических   и краеведческой военно­исторических направленности,   патриотических   молодёжных   проектов   и   программ, объединений   клубов, патриотических   клубов,   объединений   казачьей   молодёжи   и   иных молодёжных объединений патриотической направленности;  Укрепление роли молодёжно­студенческих отрядов в патриотическом, нравственном, трудовом воспитании молодёжи;  Реализация программ по сохранению традиционной культуры народов страны (фольклора, этнографии, истории) и традиционных ремёсел в целях развития связей между поколениями.   Актуальность: Патриотическое   воспитание   и   гражданское   становление   российской молодёжи   в   современных   условиях   приобретает   особую   актуальность   и значимость. Наличие чувства любви к своей Родине и его осознанность имеет большое   значение   в   социальном,   духовном,   нравственном   и   физическом развитии   личности   человека.   Патриотизм   является   одной   из   важнейших составляющих общенациональной идеи Российского государства.   В   различных   стратегических   документах,   посвященных   теме   развития Российской Федерации, а также в программных выступлениях руководителей нашей страны, в том числе заявлениях Президента Российской Федерации В.В. Путина,   многократно   определялась   не   только   важность   государственного внимания   к   сфере   патриотического   воспитания   молодёжи,   но   и   наличие государственного заказа на воспитание гражданина с активной жизненной и профессиональной   позицией,   высоконравственного, уважающего права и свободы личности, традиции и культуры разных народов   трудолюбивого, – патриота своей Родины. 1. Патриотизм и патриотическое воспитание в школе. События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная   дифференциация   общества,   девальвация   духовных   ценностей оказали   негативное   влияние   на   общественное   сознание   большинства социальных   и   возрастных   групп   населения   страны,   резко   снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как   важнейших   факторов   формирования   патриотизма.   Стала   все   более заметной   постепенная   утрата   нашим   обществом   традиционно   российского патриотического   сознания.   Объективные   и   субъективные   процессы существенно   обострили   национальный   вопрос.   Патриотизм   кое­где   стал перерождаться   в   национализм.   Во   многом   утрачено   истинное   значение   и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение   равнодушие,   цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и   индивидуализм,   эгоизм, социальным   институтам.   Проявляется   устойчивая   тенденция   падения престижа военной и государственной службы. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из   любви   к   своей   "малой   родине",   патриотические   чувства,   пройдя   через целый   ряд   этапов   на   пути   к   своей   зрелости,   поднимаются   до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему   Отечеству.   Патриотизм   всегда   конкретен,   направлен   на   реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки. Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества,   активной   гражданской   позиции   личности,   готовности   ее   к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление — цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности. В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с   преданностью   к   служению   Отечеству.   Патриотизм   неразрывно   связан   с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму. Патриотизм –   это   любовь   к   Родине,   преданность   своему   Отечеству, стремление   служить   его   интересам   и   готовность,   вплоть   до самопожертвования,   к   его   защите.   На   личностном   уровне   патриотизм выступает   как   важнейшая   устойчивая   характеристика   человека, выражающаяся   в   его   мировоззрении,   нравственных   идеалах,   нормах поведения. Патриотическое   воспитание   школьников   —   это   систематическая   и целенаправленная   деятельность   по   формированию   у   учащихся   высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое   воспитание   направлено   на   формирование   и   развитие личности, обладающей качествами гражданина ­ патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Патриотическое чувство свойственно всем национальностям и народностям. Это чувство, которое мы впитываем с детства "с молоком матери". Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества ­ это вера   в   себя,   вера   в   то,   что   он   знает   и   умеет,   чувство   собственного   Эти   качества   необходимо   формировать   в   процессе достоинства. патриотического   воспитания   посредством   различных   средств   и   способов. Героическая борьба, подвиги лучших сынов Отечества должны стать основой патриотического   воспитания.   Рассказывая   о   героических   личностях, необходимо подчеркивать их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может затронуть душу ребенка. Овладение   теорией   и   практикой   военно­патриотического   воспитания учащихся,   всесторонняя   подготовка   их   к   военной   службе,   к   выполнению своего   долга   к   достойному   служению   Отечеству   ­   одна   из   задач педагогического   коллектива   учебного   заведения,   военно­патриотической работы в школе. Создание системы военно­патриотической работы в школе предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и   патриотизма   в   процессе   воспитания   и   обучения,   направленные   на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества. Система военно­патриотической работы в школе включает в себя систему, комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания учащихся. Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности. Система военно­патриотической работы в школе. Система   патриотического   воспитания   не   может   оставаться   в   неизменном виде.   Ее   изменение   и   развитие   обусловлено   как   достижениями первоочередных   задач   системы   патриотического   воспитания,   так   и изменениями, происходящими в экономической, политической, социальной и других   сферах   российского   общества,   а   также   новыми   условиями современного   мира,   что   обуславливает   гибкость   в   управлении   системой военно­патриотического воспитания в школе. Управление системой военно­патриотической работы в школе Героические   события   отечественной   истории,   выдающиеся   достижения страны   в   области   политики,   экономики,   науки,   культуры   и   спорта   еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для   разработки   комплекса   мероприятий   по   патриотическому   воспитанию учащихся с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемом патриотизма. Составной   частью   патриотического   воспитания   является   военно­ патриотическое воспитание молодежи в соответствии с Федеральным законом "О   воинской   обязанности   и   военной   службе".   Оно   направленно   на формирование   готовности   к   военной   службе   как   особому   виду воспитание государственной характеризуется   специфической   направленностью,   глубоким   пониманием   Военно­патриотическое     службы. каждым  гражданином  своей  роли  и  места  в служении  Отечеству,  высокой личной   ответственностью   за   выполнение   требований   военной   службы, убежденностью   в   необходимости   формирования   необходимых   качеств   и навыков   для   выполнения   воинского   долга   в   рядах   Вооруженных   Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Патриотическое   воспитание,   являясь   составной   частью   общего воспитательного   процесса,   представляет   собой   систематическую   и целенаправленную   деятельность   учебного   заведения   по   формированию   у учащихся   высокого   патриотического   сознания,   чувства   верности   своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Как один из видов многоплановой, масштабной и постоянно осуществляемой деятельности   патриотическое   воспитание   включает   социальные,   целевые, функциональные,   организационные   и   другие   аспекты,   обладает   высоким уровнем комплексности. Одним   из   важных   направлений   работы   школы   является   патриотическое воспитание, основная задача которого ­ воспитание чувства гордости за свою Родину и свой народ, и уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, развитие чувства сопричастности к судьбам Отечества. Пример программы “Воспитание патриотизма ”   5 класс 6 класс 10 класс 11 класс Сентябрь Экскурсия в музей  авиационной  техники аэродрома  “Кубинка” Классный час  “Мировые имена  аэродрома  “Кубинка” Круглый стол  “Патриоты  Отечества” Интегрирован­ ный урок (ОБЖ,  история) в музее авиационной  техники  аэродрома  “Кубинка” по  теме “Герои  Великой  Отечественной  войны” Октябрь Познавательно­развивающая игра  “Знатоки Великой Отечественной войны” Ноябрь Литературно­музыкальная композиция  “Времён связующая нить”   Конференция “Поисково­ спасательная служба МЧС России”   Интегрирован­ ный урок  (ОБЖ, история) “Патриотизм  участников  Куликовской  битвы” Исторический  журнал “Герои  битвы под  Москвой” Декабрь Урок­мужества  “Битва под  Москвой” Экскурсия в музей  МОУ Васильевской СОШ в честь битвы под Москвой Подготовка и  проведение  лекции “Битва  под Москвой” Вечер,  посвященный  битве под  Москвой Январь Военно­спортивна игра “Зарничка” Круглый стол  “Назначение  Дискуссия  “Воинская Февраль Беседы с  военнослужащими  о службе в рядах  Российской армии Семинар  “Открытка  ветерану” Март Устный журнал  “Националь­ные  герои русского  народа – Минин и  Пожарский” Интегрированный  урок (ОБЖ,  история)  “историческое  значение победы  русского оружия  над немецкими и  шведскими  рыцарями” вооруженных  сил” обязанность  граждан” Военно­ спортивный  конкурс “А ну­ ка, парни!” Круглый стол  “Основы  обороны  государства” Дискуссия  “Служба в  Российской  армии” Круглый стол  “Патриотизм,  верность  воинскому  долгу, честь  солдата –  источник  духовных сил  воина” Апрель Игра “Отважные умные быстрые” Исторический журнал “Навеки  памятью дано” Май Общешкольная линейка “Поклонимся  великим тем годам”; Акция памяти “Цветы на граните” Военно­учебные сборы юношей Семинар  “Военные  учебные  заведения  Российской  Федерации” 2. Патриотизм на государственном уровне. Создание   и   обеспечение   сбалансированной   системы   патриотического воспитания   молодёжи   является   важным   условием   развития   Российской Федерации   как   свободного   и   демократического   государства.   В   рамках данного   направления,   Федеральным   агентством   по   делам   молодёжи проводится   комплекс   мероприятий   направленных   на   формирование   у российской   молодёжи   высокого   патриотического   сознания,   верности Отечеству,   готовности   защищать   свою   Родину.   Основным   оператором Федерального   агентства   по   делам   молодёжи,   в   части   реализации патриотического   воспитания,   является   Федеральное   государственное бюджетное учреждение «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодёжи».  Социально­экономические изменения внутри нашей страны, а также сложная геополитическая   обстановка   в   мире   требуют   отлаженной   работы   всей системы патриотического воспитания молодёжи. В связи с этим значительно возросла   роль   органов   исполнительной   власти   отвечающих   за   реализацию государственной молодёжной политики в деле нравственно­патриотического становления  подрастающего   поколения,  подготовки   его   к  самостоятельной жизни.     Планы на 2015 год: В   рамках   реализации   патриотического   воспитания   молодёжи   в   2015   году планируется   проведение   различных   мероприятий   Всероссийского   и межрегиональных уровня, в числе которых можно выделить следующее: Формирование и сопровождение деятельности Всероссийского волонтёрского корпуса 70­летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. В рамках   деятельности   Волонтёрского   корпуса   планируется   создать   85 региональных штабов, привлечь для участия в мероприятиях 70­летия Победы 80000 волонтёров, в т.ч. 2000 человек для участия в основных мероприятиях в Москве и 1000 человек в Севастополе, привести в порядок 10000 памятных мест   связанных   с   темой   Великой   Отечественной   войны,   создать интерактивную карту памятных мест Великой Отечественной войны в сети Интернет и многое другое; Организация   и   проведение   на   базе   ФДЦ   «Смена»   профильной   смены   для патриотически­ориентированной молодёжи «Патриотические проекты: новый формат»; Организация и проведение на базе ВДЦ «Орлёнок» профильной смены для патриотически­ориентированной   молодёжи   «Школа   просвещённого патриотизма»; Организация   и   проведение   в   рамках   Международного   образовательного форума   «Таврида»   профильной   смены   по   направлению   патриотическое воспитание; Организация   и   проведение   торжественного   приёма   героев   нашего   времени «Гордость России»; Организация и проведение форума молодёжи готовой действовать «Тысяча городов»; Организация и проведение Молодёжного конвента «Герои нашего времени»; и многое другое.  Результаты 2014: В рамках реализации патриотического воспитания молодёжи в 2014 году были проведены   десятки   различных   мероприятий   Всероссийского   уровня,   сотни межрегиональных   и   региональных   событий,   участниками   которых   стали представители   всех   субъектов   Российской   Федерации.   Среди   основных мероприятий, можно выделить следующее: «Дороги Победы» – проект, проходящий под эгидой Министерства культуры Российской   Федерации,  позволяет   десяткам   тысячам   школьников   посетить музеи боевой славы; VII Фестиваль «Юные таланты Отчизны» – в мероприятии приняли участие 15 тысяч учащихся суворовских училищ, кадетских корпусов и школ, казачьих корпусов и классов из 50 регионов Российской Федерации; Всероссийский  конкурс   патриотической   песни  «Я  люблю   тебя,  Россия!» – серия   конкурсных   мероприятий   в   субъектах   Российской   Федерации   с большим финалом в Москве; Поэтический конкурс «Городские рифмы» – свои произведения на конкурс прислали более 300 молодых поэтов из всех уголков России; Молодёжный   конвент   «Герои   нашего   времени»   –   на   одной   из   ведущих   в   современном площадок   Москвы,   патриотические   организации, востребованном   формате,   продемонстрировали   молодёжи   России   десятки возможностей для самореализации во благо Родины; В 2014 году, совместно с Государственным центральным музеем современной истории   России   и   РИА   «Новости»,   создана   общественно­дискуссионная площадка. На  площадке,  с  участием  экспертного  сообщества,  при  участии экспертного   сообщества,   молодёжь   обсуждала   темы   касающиеся   сферы патриотического воспитания; В течение года, в Краснодарском крае на базе ФДЦ «Смена» были проведены 3 профильных смены для молодых людей в возрасте от 14 до 18 лет. Одной из задач проведения тематических смен («Смена Чемпионов», «70 лет Победы», «Технология добра») стало развитие у подрастающего поколения навыков и компетенций патриотического волонтёрства в год 70­летия Победы в Великой отечественной войне 1941 – 1945 годов; В   рамках   федерального   проекта   «Великая   забытая   война»,   региональные штабы   которого   действуют   в   37   субъектах   Российской   Федерации,   было проведено  почти  400 мероприятий, в которых  приняли  участие 74  тысячи человек; В   федеральном   проекте   «Моя   гордость   –   Россия»,   призванном   раскрыть творческий   потенциал   молодёжи,   приняло   участие   более   600   человек   из различных регионов страны; Итогом   федерального   проекта   «Наша   Общая   Победа»,   в   рамках   которого молодежь   записывала   видеоролики­интервью   с   ветеранами,   формируя   тем самым   архив­видеотеку   Великой   Отечественной   войны,   стали   20000 видеозаписей; В рамках проведения Всероссийского форума «Селигер – 2014» проведена тематическая   смена   «Русская   правда».   По   результатам   работы   смены, сформирована   команда   единомышленников,   нацеленная   на   реализацию проектов по созданию позитивного образа России; При поддержке ФГБУ «Роспатриотцентр» был организован и проведен пятый заезд Всероссийского форума «Селигер – 2014» «Территория смыслов». В работе   площадок   заезда   приняло   участие   около   1000   человек   из   всех субъектов Российской Федерации; Летом 2014 года, на территории Республики Крым был организован историко­ патриотический  международный  слёт «Таврида», собравший 1500 молодых человек более чем из 100 стран мира; В 2014 году, Федеральное агентство по делам молодёжи совместно с ФГБУ «Роспатриотцентр»   приступили   к   формированию   Всероссийского волонтёрского   корпуса   70­летия   Победы   в   Великой   Отечественной   войне 1941–1945 годов. 3. Патриотизм и патриотическое воспитание.   Патриотизм ­ это любовь к Родине, преданность своему Отечеству стремление служить  его интересам  и готовность, вплоть   до  самопожертвования, к  его защите. На   личностном   уровне   патриотизм   выступает   как   важнейшая,   устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. На   макроуровне   патриотизм   представляет   собой   значимую   часть общественного   сознания,   проявляющуюся   в   коллективных   настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из   любви   к   своей   "малой   Родине",   патриотические   чувства,   пройдя   через целый   ряд   этапов   на   пути   к   своей   зрелости,   поднимаются   до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему   Отечеству.   Патриотизм   всегда   конкретен,   направлен   на   реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки. Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества,   активной   гражданской   позиции   личности,   готовности   ее   к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление ­ цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности. В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с   преданностью   к   служению   Отечеству.   Патриотизм   неразрывно   связан   с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму. Патриотизм   ­   это   особая   направленность   самореализации   и   социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет   общественных   и   государственных   начал   над   индивидуальными интересами   и   устремлениями   и   выступающие   как   высший   смысл   жизни   и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества. Патриотизм ­ это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой   приоритет   общественного,   государственного   выступает   не   а   стимулом   индивидуальной   свободы   и   условием ограничением,   Такое   понимание всестороннего   развития   гражданского   общества. патриотизма   является   базовым,   а   Концепция   выступает   в   этой   связи   как направление формирования и реализации данного типа социального поведения граждан. Патриотизм   является   одной   из   наиболее   ярких   черт   российского национального   характера.   Российскому   патриотизму   присущи   свои особенности.   Прежде   всего,   это   высокая   гуманистическая   направленность   соборность   и российской   патриотической   идеи; законопослушание;   общность   как   устойчивая   склонность   и   потребность   веротерпимость; россиян к коллективной жизни; особая любовь к родной природе. Недооценка   патриотизма,   как   важнейшей   составляющей   общественного сознания,   приводит   к   ослаблению   социально­экономических,   духовных   и культурных   основ  развития  общества   и  государства.  Этим   и  определяется приоритетность   патриотического   воспитания   в   общей   системе   воспитания граждан России. Патриотическое   воспитание, воспитательного   процесса,   являясь   составной   частью   общего   представляет   собой   систематическую   и целенаправленную   деятельность   органов   государственной   власти   и общественных   организаций   по   формированию   у   граждан   высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Как один из видов многоплановой, масштабной и постоянно осуществляемой деятельности   патриотическое   воспитание   включает   социальные,   целевые, функциональные,   организационные   и   другие   аспекты,   обладает   высоким уровнем   комплексности,   то   есть   охватывает   своим   воздействием   все поколения,   пронизывает   все   стороны   жизни:   социально­экономическую, политическую,   духовную,   правовую,   педагогическую,   опирается   на образование,   культуру,   историю,   государство,   этносы.   Оно   является неотъемлемой   частью   всей   жизнедеятельности   российского   общества,   его социальных и государственных институтов. Патриотическое   воспитание   предполагает   формирование   у   граждан общественно­значимых   ориентации,   гармоничного   сочетания   личных   и общественных   интересов,   преодоление   чуждых   обществу   процессов   и явлений,   разрушающих   его   устои   и   потенциал   созидания.   Технология патриотического воспитания должна быть направлена на созидание условий для национального возрождения России как великой державы. Составной   частью   патриотического   воспитания   является   военно­ патриотическое   воспитание,   направленное   на   формирование   готовности   к военной   службе   как   особому   виду   государственной   службы.   Военно­ специфической патриотическое характеризуется   воспитание     направленностью, глубоким пониманием каждым гражданином своей роли и места   в   служении   Отечеству,   высокой   личной   ответственностью   за выполнение   требований   военной   службы,   убежденностью   в   необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга   в   рядах   Вооруженных   Сил   Российской   Федерации,   других   войск,   Патриотическое   воспитание воинских   формирований   и   органов. военнослужащих   организуется   и   проводится   в   рамках   единой   системы воинского воспитания военнослужащих. В   условиях   борьбы   с   международным   терроризмом   патриотическое воспитание граждан должно определяться национальными интересами России и обеспечивать активное участие граждан в обеспечении ее безопасности от угроз. внешних внутренних     и   Принципами патриотического воспитания являются:  принцип   системно­организованного   подхода,   который   предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех государственных и общественных   структур   по   патриотическому   воспитанию   граждан Российской Федерации;  принцип   адресного   подхода   в   формировании   патриотизма, предполагающий   использование   особых   форм   и   методов патриотической   работы   с   учетом   каждой   возрастной,   социальной, профессиональной   и   других   групп   населения.   Он   указывает   на разноуровневую   включенность   в   воспитание   гражданина   ­   патриота таких   факторов   как   семья,   ближнее   окружение,   учебное   заведение,   регион этнокультурная   среда,   производственный   коллектив, проживания   с   его   экономическими,   социальными,   культурными   и другими особенностями, общества в целом;  принцип   активности   и   наступательности,   который   предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения граждан и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы России;  принцип   универсальности   основных   направлений   патриотического воспитания, предполагающий целостный и комплексный подход к ним, необходимость   использования   и   такого   фактора   формирования патриотизма   как   социально­ценный   опыт   прошлых   поколений, культивирующий   чувство   гордости   за   своих   предков,   национальные традиции в быту и внутрисемейных отношениях, учебе и подходах к труду, методах творчества;  принцип   учета   региональных   условий   в   пропаганде   патриотических идей и ценностей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского   патриотизма,   но   и   местного   или   регионального, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу, деревне, улице, предприятию, спортивной команде и так далее. Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве. Патриотизм   формируется   в   процессе   воспитания   на   основе   тесного взаимодействия объектов и субъектов воспитания. Основными   группами   граждан,   выступающими   объектами   патриотического воспитания, являются:  семья   как   основная   социальная   ячейка   общества,   в   которой закладываются   основы   нравственного,   духовного,   культурного, физического   и   другого   развития   личности.   В   семье   происходит формирование ее жизненных ориентиров и ценностей, отношений к себе, к другим людям и к Отечеству;  молодые граждане и молодежные общественные объединения;  военнослужащие,   проходящие   военную   службу   по   призыву   и   по контракту,   воинские   коллективы   Вооруженных   Сил   Российской Федерации,   других   войск,   воинских   формирований   и   органов, работники системы правоохранительных органов;  трудовые   коллективы   предприятий, предприниматели;   организаций,   учреждений,  представители   законодательной,   исполнительной   и   судебной   власти, государственные и муниципальные служащие;  творческая   интеллигенция   и   представители   средств   массовой информации;  преподаватели и воспитатели;  представители традиционных для России религиозных конфессий как носители   духовно­нравственных   идеалов   и   традиций   российского народа. Объектная   позиция   названных   социальных   групп   относительна.   Будучи включенными   в   систему   патриотического   воспитания,   они   в   то   же   время выступают и как субъекты патриотического воспитания. Проводниками   цели   патриотического   воспитания   являются   субъекты воспитательной деятельности, в качестве которых выступают государство в лице   федеральных,   региональных   и   местных   органов   власти;   учебные заведения   всех   уровней;   различного   рода   общественные   организации   и религиозные объединения; учреждения культуры; семья; трудовые и воинские коллективы;   средства   массовой   информации   и   другие.   Субъектом патриотического   воспитания   может   быть   и   отдельный   человек   ­   рядовой гражданин   или   представитель   государственной   власти,   проявляющий патриотизм, верность своему гражданскому долгу и ставший побудительным примером и образцом для подражания. В их числе могут быть руководители государства, субъектов Российской Федерации, предприятий, различного рода коллективов и организаций. Субъекты   патриотического   воспитания   специфическими   возможностями   и средствами решают задачи патриотического воспитания определенных групп населения и граждан страны в целом. 4. Система   патриотического   воспитания:   состояние,   проблемы   и направления развития Идея патриотизма, составляющая на протяжении тысячелетней отечественной истории консолидирующее начало российского общества, претерпевшего на рубеже 20­21 веков радикальные изменения, издавна является тем стержнем, вокруг которого формируется сознательно избираемая, активная, деятельная часть   российских   граждан,   проявляющая   готовность   и   способность   к реальным Родины.  Патриотизм является источником духовных и нравственных сил и действиям благо     во     здоровья   общества,   его   жизнестойкости   и   стабильности,   которые особенно мощно и неудержимо   проявляются на переломных этапах развития, во время больших, исторически значимых событий, в годы трудных испытаний. Полноценная   жизнь   в   обществе   и   государстве,   их   восходящее   развитие невозможны,   если   система   воспитания   подрастающего   поколения   лишена духовно­нравственных   основ,   любви   к   своему   Отечеству.   Соответственно, любые   попытки   осуществить   какие­либо   преобразования,   реформы   в социально­экономической,   политической,   культурной,   образовательной   и любой другой сфере без опоры на фундаментальные духовно­нравственные и патриотические   ценности   заведомо   обречены   на   провал.   Отсутствие   в общественном сознании высших социально значимых ценностей, ориентиров, целей, мотивов, принципов и т.д. невозможно заменить никакими денежными вливаниями,   что   и   наблюдалось   в   деятельности   органов   исполнительной власти в течение многих лет. К сожалению, принципиальных изменений в этой практике   не   произошло:   отсутствие   перспектив   развития   российской экономики,   трагические   события   в   Крымске   и   других   городах   Кубани, агрессивные действия молодёжи против представителей органов МВД, многие явления   и   процессы,   вызывающие   тревогу   у   наших   соотечественников, характеризуют   сложность,   противоречивость   и   отсутствие   должной стабильности текущего момента. Вследствие   этого,   в   условиях   продолжающейся   политики   модернизации важнейшей концептуальной проблемой становится теоретическое осмысление феномена   патриотизма,   его   роли   и   значения   в   современном   российском обществе   и,   на   этой   основе,   создание   проектов,   моделей,   программ   и технологий   патриотического   воспитания.   Проблема   патриотического воспитания   граждан,   особенно   молодежи,   в   современных   условиях приобретает   особую   актуальность   и   значимость   на   пути   обретения   нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, преодоления широко   распространенного   равнодушия,   эгоизма,   цинизма,   социальной безответственности  и агрессивности как слагаемых комплекса  ущербности, маргинальности и неполноценности нации. Современное состояние патриотического воспитания в России во многом предопределено   ее   недавним   историческим   прошлым.   В   советский   период отечественной  истории  естественное  понимание  гражданского, российского патриотизма,   имеющего   глубокие   исторические   кopни,   было   искусственно подменено   «коммунистическим   патриотизмом»   с   долей   русского национализма, что проявилось в борьбе с космополитизмом как идеологией «мировой капиталистической системы» и в использовании таких понятий, как «интернационализм»,   «советский   народ»   нередко   в   конъюнктурных, политических   целях.   Феномен   патриотизма   постулировался   в   понятии «советский патриотизм и социалистический интернационализм», а основным направлением   его   формирования   у   молодежи   было   военно­патриотическое воспитание, сводившееся, главным образом, к подготовке учащейся молодежи к военной службе в условиях «холодной войны». Вместе   с   тем   мощная   государственная   поддержка   советского патриотического   воспитания,   для   чего   под   эгидой   партийного   аппарата использовались   пропаганда,   все   средства   образование,   культура, информационного воздействия, способствовали достаточно высокому уровню патриотизма,   воспитывали   в   естественной   форме   любовь   и   уважение   к Отечеству, осознание подрастающим поколением своего гражданского долга, обязанности   служить   интересам   страны   и   общества,   прививали   чувство коллективизма. С разрушением идеологической оболочки патриотизма на волне переоценки ценностей «перестроечного  периода»  были  утрачены, потеряны многие  его корни. Наиболее опасными негативными процессами стали депатриотизация духовной жизни, размывание ценностно­мотивационного ядpa национального самосознания,   резкое   снижение   чувства   человеческого   единства   и достоинства.   Отечественная   история,   ее   героические   события,   персоналии выдающихся   деятелей,   независимо   от   того,   какой   социальнo­политической ориентации   они   придерживались,   утратили   силу   нравственного   идеала   как основы   воспитания.   В   общественном   сознании   молодежи   и   особенно   в молодежной   субкультyре   получили   широкое   распространение   апатия   и равнодушие,   нигилизм   и   цинизм,   безответственность   и   немотивированная агрессивность,   индивидуализм   и   эгоизм,   утилитарное   и   патерналистское отношение к государству и социальным инститyтам. Система   патриотического   воспитания   в   период   после   распада   СССР претерпела очень значительную трансформацию. Как известно, в 90­е годы преобладали  в основном негативные тенденции, т.е. органы и организации, входящие в систему патриотического воспитания, всё более утрачивали свои функции, переключались на другие направления деятельности в гуманитарной сфере. Лишь в конце 90­х годов были сделаны первые шаги по формированию новой системы   патриотического   воспитания,   ориентированные   на   решение конкретных   задач   в   условиях   происшедших   преобразований.   В   качестве приоритетного   направления   было   определено   военно­патриотическое воспитание, в марте 1998г. утверждена Концепция «Военно­патрио­тическое воспитание   молодёжи»,   разработчиками   и   исполнителями   которой   стали Минобороны   России,   Минобрнауки   России,   Минкультуры   России   и   МВД России.   С   принятием   1­ой   госпрограммы   «Патриотическое   воспитание граждан   РФ   на   2001­2005   годы»   круг   основных   субъектов   значительно расширился:  Комитет   по  делам  молодёжи,  Минспорттуризма, МЧС, ветеранские организации, СМИ и др. Необходимость   формирования   патриотизма   декларируется   во   многих нормативных   документах,   программах,   проектах,   научных   и   популярных публикациях,   посвященных   проблеме   патриотического   воспитания подрастающего   поколения.   Однако   в   российском   обществе   до   сих   пор отсутствует   концептуальное   видение   решения   проблемы   патриотического воспитания и подготовки молодежи к защите Отечества и военной службе и стратегия   осуществления   этой   деятельности   в   рамках   функционирования принципиально   новой   системы, изменившимся условиям.   адаптированной   применительно   к Должных   действенных   мер,   особенно   долговременных,   системных   для повышения эффективности патриотического воспитания (ПВ) до недавнего времени не предпринималось. Вследствие этого оно продолжает находиться в крайне   сложном   положении.   Это   объясняется   наличием целого комплекса следующих основных проблем. На государственном уровне – не всегда проявляется должное внимание и соответствующее отношение к сложной военно­политической обстановке, к военным   угрозам,   вопросам   обеспечения   национальной   и   военной безопасности,   необходимости   укрепления   социально­политической стабильности, военной организации и Вооруженных Сил, повышения уровня и престижа   военной   службы   (в   том   числе   путем   улучшения   ее   условий   и стимулов)  к выполнению важнейшей конституционной обязанности – защиты Отечества. В   информационной   сфере –   господствует   насаждение,   целенаправленное внедрение в общественное сознание, особенно в отношении подрастающего поколения так называемых «норм», «ценностей», «образцов» и стереотипов поведения,   развращающих   духовность,   позитивные   ориентиры,   социально значимые интересы, социальную ответственность, готовность самореализовать себя на благо общества и государства в целях возрождения величия России и укрепления ее могущества. Так называемая «антивоенная» тема по­прежнему занимает   значительное   место   в   деятельности   ведущих   СМИ.   В   настоящее время   прилагаются   немалые   усилия,   чтобы   не   только   подставить   под сомнения   решающую   роль   нашего   народа   и   Вооруженных   Сил   в   Великой Победе   в   Великой   Отечественной   войне,   но   и   низвести   это   величайшее событие в отечественной и мировой истории до второразрядного уровня. В то же время информационное взаимодействие между субъектами ПВ является очень слабым, единое информационное пространство до сих пор отсутствует. В   научной   сфере –   многие   важнейшие   проблемы   ПВ   не   решены,   их разработкой   и   исследованием   занимаются   главным   образом   энтузиасты. Системного   подхода   к   этой   деятельности   нет.   Научный   потенциал   в   прежде   всего   военных   и соответствующих   исследовательских, образовательных   учреждениях   не   реализуется.   Педагогическая   наука практически   игнорирует   патриотический   компонент   в   воспитании,   в образовательной   сфере.   Вследствие   этого   концептуальные   основы   ПВ   односторонностью, характеризуются   декларативностью,   размытостью, отсутствием слабостью практико­ориентиро­ванного компонента содержания, фрагментарностью и др. В правовой сфере – отсутствует правовая  база ПВ, вследствие чего нет и правовой основы деятельности соответствующих государственных органов и организаций, патриотических и военно­патриотических объединений и клубов, организации   и   проведения   важнейших,   в   том   числе   традиционных   форм работы, таких как «Зарница», «Орленок», «Движение Постов №1», поисковое движение, ОСОЛ и др. Особенно много нерешенных проблем на федеральном уровне: ими попросту некому заниматься. В   сфере   программно­реализационной   деятельности.   Многие   из разработанных на основе госпрограммы «Патриотическое воспитание граждан РФ   на   2011­2015   годы»   программ   в   соответствующих   министерствах   и ведомствах,  а  также   субъектах   РФ   характеризуются   слабой   системностью, неопределенностью   в   отношении   главных   приоритетов   и   целей,   низкой эффективностью   механизмов   реализации.   Вследствие   этого   основные исполнители Госпрограммы, разработанных на ее основе программ, планов и проектов реализуют лишь незначительную часть своего потенциала в качестве субъектов   ПВ   даже   в   рамках   задаваемой   деятельности.   Это   относится   не только   к   СМИ,   рекламе,   книгоиздательству,   но   и   к   Минкультуры, Минобрнауки, Минобороны, МВД и другим ведомствам и организациям. Сложным или очень сложным является положение дел с реализацией военно­ патриотического   компонента   программ   патриотического   воспитания   во многих   регионах   (в   некоторых   из   них   он   представлен   слабо   или   вовсе отсутствует):   отсутствие   системного   подхода,   односторонность   и ситуативность многих проводимых мероприятий, их слабая эффективность, низкий процент охвата молодежи и т.д. Многие программы, проекты, планы характеризуются   слабой   проработанностью,   что   предопределяет   низкую эффективность   осуществляемой   в   соответствующих   министерствах, ведомствах, органах, организациях и регионах деятельности по ПВ молодежи, управление,   а   тем   более   контроль   над   которой   в   большинстве   своем отсутствует. Координация   и   управление   деятельностью   по   ПВ.   Системного, постоянного,   эффективного   механизма   координации   и   управления   этой деятельностью   нет,   особенно   на   горизонтальном   уровне   –   между министерствами,   даже ветеранскими;   между   регионами   (субъектами   РФ,   между   объединениями   органами   и   организациями,   ведомствами, (клубами)   патриотической   и   военно­патриотической   направленности   не только на федеральном, но и на региональном, в том числе и на местном (муниципальные   образования)   уровне   (за   небольшим   исключением). Отсутствует единый орган координации и управления ВПВ, который был бы способен   осуществлять   взаимодействие   между   субъектами   по   ПВ   как   по вертикали, так и по горизонтали. Вследствие крайней недостаточности такого взаимодействия   весьма   сложно   говорить   о   системе   ПВ   во   всероссийском масштабе. Учебно­материальное   и   техническое   обеспечение   (УМТО).   УМТО деятельности   основных   субъектов   ПВ,   большинства   объединений   (клубов) патриотической   и   военно­патриотической   направленности   является неудовлетворительным, особенно в дотационных субъектах РФ. Изменений к лучшему,   за   исключением   отдельных   субъектов   РФ,   общественных объединений (за счет административно­финансового ресурса избирательного действия,   спонсорства   и   сверхусилий   отдельных   энтузиастов)   нет. Использование   УМТО   Минобороны,   МВД,   МЧС,   ДОСААФ,   как   правило,   коммерциализировано   и   обусловлено   многочисленными затруднено, ограничениями. В отсутствие системного и целенаправленного обеспечения данная проблема давно стала проблемой самовыживания, особенно для тех, кто непосредственно осуществляет работу по ПВ, то есть на местах. Методическое обеспечение на всех уровнях осуществления ПВ с основными категориями  молодежи,  особенно   с  учащимися  общеобразовательных  школ является   очень   низким.   Данное   направление   патриотического   воспитания давно   прекратило   свое   существование   в   деятельности   абсолютного большинства образовательных учреждений, в том числе военных, реализация потенциала которых сведена к минимуму. В большинстве своем методическое обеспечение   ПВ   является,   как   правило,   уделом   лишь   очень   немногих специалистов. Подготовка   и   повышение   квалификации   кадров.   Отсутствует   система организации   этой   деятельности.   Образовательные   учреждения, осуществляющие   ее,   не   имеют   соответствующих   специалистов   (за   очень редким   исключением).   Вследствие   этого   содержание   и   направленность подготовки   и   повышения   квалификации   кадров   в   области   ПВ   не соответствует, либо лишь частично соответствует их специальности. Финансирование   ВПВ является   не   только   недостаточным,   но   просто мизерным.   Причина   –   в   негативном   отношении   к   этой   деятельности   в соответствующих структурах исполнительной власти, особенно в Минфине. В   которые   являются   дотационными, большинстве   субъектов   РФ, финансирование   ВПВ   является   недопустимо   низким,   а   в   ряде   из   них отсутствует вообще. Внебюджетные источники, спонсорская помощь имеют очень слабое распространение. В   целом   деятельность   соответствующих   структур,   органов,   организаций   и объединений,   участвующих   в   ПВ,   но   не   имеющих   научно­обоснованных, соответствующих   современным   реалиям   концептуальных   подходов, приоритетных   направлений   и   механизмов   их   реализации   характеризуется инертностью,   отсутствием заинтересованности   в   достижении   конечных   результатов   проводимых   неопределенностью,   бессистемностью, мероприятий. Механизм координации и управления деятельности субъектов, участвующих, а также не участвующих (в силу ее игнорирования) по развитию патриотизма и готовности граждан к достойному служению Отечеству на всех уровнях   и   по   основным   направлениям   фактически   не   функционирует,   а используемые и затрачиваемые средства дают все меньший эффект. Реалии постсоветского времени привели к ситуации, когда система общего (полного) образования, ранее обладавшая существенным влиянием на процесс становления   школьника   как   патриота   и   гражданина,   в   значительной   мере утратила   свой   воспитательный   потенциал.   Во   многом   именно   поэтому   в последние   десятилетия   расширилось   социальное   пространство   таких негативных   процессов,   как   депатриотизация   духовной   и   социальной   жизни учащейся молодежи, размывание ценностно­мотивационного ядра смыслового поля ее самосознания. Причина этого не только в отсутствии общей стратегии и резком ослаблении управления   важнейшими   звеньями   и   механизмами   в   процессе   организации этой   деятельности.   Более   важным   и, пожалуй,   главным   негативным фактором   является   то,   что   на   протяжении   уже   многих   лет   не преодолена   дискредитация   не   только   существовавшей   десятилетиями практики   патриотического   и   военно­патриотического   воспитания,   но   и самой   идеи   формирования   и   развития   личности   гражданина­ патриота. По­прежнему   остается   преданным   забвению   богатейший   опыт, накопленный в этой сфере, почти ничего не делается для развития новаций и создания   современных   технологий.   Остается   за   гранью   научного переосмысления   богатейший   исторический   опыт   зарубежных   стран, накопленный   в  этой  сфере,  а  имеющиеся   в  образовательно­воспитательной практике   модели   необдуманно   переносятся   на   отечественную   почву воспитания. В   целом   можно   констатировать,   что   отношение   соответствующих   органов, организаций, министерств и ведомств к ПВ и их реальный вклад в выполнение задач в этой сфере деятельности за последнее время фактически сошел на нет. Причина этого в том, что, во­первых, в условиях рыночных отношений даже государственные организации стремятся всеми силами уйти от любой деятельности,   которая   является   затратной   и   не   дает   прибыль;   во­вторых, отсутствует должный контроль и особенно спрос за конкретные результаты деятельности по ПВ, за ее эффективность и т.д. Нет ни соответствующего органа, ни самого механизма. В   связи   с   этим все   более   неотложным   является   решение   задачи фундаментального и всеобъемлющего рассмотрения комплекса проблем, накопившихся   в   сфере   патриотического   воспитания, как   важнейшего компонента   воспитания   в   целом.   Это   требует   глубокого   изучения   и всестороннего анализа всех происходящих в российском обществе изменений, тенденций развития, с учетом существующих и нарождающихся проблем и противоречий.   Огромное   значение   приобретает   поиск   и   разработка принципиально   новых   подходов   к   созданию   качественно   иных   основ патриотической   деятельности   с   подрастающим   поколением,   учитывающих систему его ценностей, потребностей и интересов. Процесс   патриотического   воспитания представляет   собой   целостную конструкцию, единство обучения, воспитания и развития и характеризуется многофакторностью, многоплановостью,  многоэтапностью, комплексностью, целенаправленным   использованием   всего   многообразия   организационных форм   педагогической   деятельности.   Важной   особенностью   процесса воспитания   является   этапность,   ступенчатость,   которая   характеризует последовательность   перехода   личности   воспитанника   от   элементарного представления об образе действительности к высшим ценностно­смысловым проявлениям реализации этих образов в действительности. В связи с этим происходит поэтапное формирование высших социально значимых ценностей, идеалов,   правил   поведения,   навыков   патриотически   ориентированного поступка,   действия.   Начинается   воспитательный   процесс   с   побуждения положительного   эмоционального   отношения   к   патриотической   форме   поддержки   соответственного   эмоционального   состояния. поведения, Следующим этапом является выработка умения патриотически направленного действия.   Последующая   ступень   –   усвоение   понятия   и   организация   опыта патриотически ориентированного поведения. В  условиях   целостного   педагогического   процесса,  начинающегося   в  семье, затем в дошкольном образовательном учреждении, связанного с овладением опытом   служения   Отечеству,   происходит   поэтапное   формирование патриотического сознания и деятельности личности. Основные   направления определяются особенностями   переживаемого периода   общественного   развития,   проблемами,   решаемыми   в   процессе осуществления   образовательной   политики,   состоянием   патриотического воспитания,   а   также   его   целями   и   задачами,   и   призваны   обеспечить   их выполнение.   Они представляют   собой систему   взаимосвязанных   мер, реализуемых   непосредственно   в   сфере   патриотического   воспитания различных   категорий   граждан,   особенно   молодежи,  в  определенные   сроки,   располагающими осуществляемых   соответствующими   субъектами, необходимыми возможностями и ресурсами. Вопросы:  1. Что такое патриотизм и патриотическое самосознание? 2. Патриотическое воспитание школьников, что это и на что оно  направлено? 3. Является ли патриотическое воспитание частью общего  воспитательного процесса и почему? 4. На примере мероприятий проводимых на Всероссийском и  межрегиональном уровне, рассказать для чего нужны такие  мероприятия  и каков должен быть результат? 5. Каково современное состояние патриотического воспитания? 6. Назовите основные проблемы патриотического воспитания. согласны ли вы с ними и почему? Как вы видите пути решения этих проблем? 7. В чем сходство и различие понятий «патриот» и «гражданин»? 8. В чем заключается и как должен проявляться патриотизм именно  школьника? И кто является «героем» для школьника?

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2017