Патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений в системе образования
Оценка 5

Патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений в системе образования

Оценка 5
Педсоветы
docx
администрации +1
Взрослым
03.04.2017
Патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений в системе образования
Цель патриотического воспитания — развитие у учащихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у школьников профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности. В работе отражены основные направления в системе патриотического воспитания, об организации работы в школе по «Программе патриотического воспитания учащихся». Показаны основные направления военно – патриотического воспитания в школе, основные критерии оценки эффективности работы по данной программе.
Фаваризова.docx
Фаваризова А.Г. Патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений в системе образования Россия,Самарская обл.,ж­д.ст.Шентала ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» ж­д.ст.Шентала Патриотическое   воспитание   является   одним   из   приоритетных   направлений   в   системе образования   России,   так   как   способствует   формированию   у   молодежи   высокого патриотического   сознания,   готовности   к   выполнению   гражданского   долга,   важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Цель   патриотического   воспитания —   развитие   у   учащихся   гражданственности, патриотизма   как   важнейших   духовно­нравственных   и   социальных   ценностей, формирование у школьников профессионально значимых качеств, умений и готовности к их   активному   проявлению   в   различных   сферах   жизни   общества,   верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.     Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. В работе нашей школы одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Важнейшая составляющая процесса   воспитания   –   формирование   и   развитие   патриотических   чувств.   Без   наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по­настоящему гармоничной личности.      Понимая всю сложность вопроса патриотического воспитания, я считаю, что школа должна   принять   на   себя   основную   нагрузку   по   патриотическому   воспитанию подрастающего   поколения,   ведь   именно   здесь   наше   будущее,   будущее   нашей   Родины. Патриотическое сознание наших граждан остается важнейшей ценностью, одной из основ духовно – нравственного единства общества. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. От того, как будет поставлена работа по патриотическому воспитанию во всех школах нашей   страны,   и   зависит   во   многом   выполнение   этой   сложной   проблемы   современной жизни.         Вся   работа,   проводимая   по   военно­патриотическому   воспитанию,   дает   свои положительные   результаты.   Наши   обучающиеся   с   огромным   желанием   и   интересом участвуют   в   уроках   мужества,   Днях   воинской   славы,   в   «Зарнице»,   встречаются   с ветеранами войны и воинами запаса, участвуют в военно­спортивных состязаниях и других мероприятиях по военно­патриотическому воспитанию. Основные направления в системе патриотического воспитания.                      Комплекс программных мероприятий предусматривает охват патриотическим воспитанием всех возрастных групп обучающихся. Система патриотического воспитания обучающихся   школы   предусматривает   формирование   и   развитие   социально   значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в школе, массовую   патриотическую   работу,   совместную   деятельность   с   другими   культурными учреждениями.   В   нашей   школе   разработана   и   функционирует     «Программа патриотического воспитания учащихся». Программа рассчитана на период с 2016 по 2018 гг. Задачи патриотического воспитания: ­формирование   у   подрастающего   поколения   чувства   верности   Родине,   готовности   к служению Отечеству и его вооруженной защите, ­ изучение истории и культуры Отечества и родного края, ­ сохранение и развитие чувства гордости за свою страну и край, ­ воспитание личности гражданина­патриота Родины, способного встать на защиту Родины, ­  физическое   развитие   учащихся,  формирование   у   них  потребности   в   здоровом   образе жизни, ­ развитие чувства ответственности за свое здоровье, ­ методическое обеспечение функционирования системы патриотического воспитания, ­координация   и   консолидация   деятельности   школы,   семьи,   общественности   в патриотическом воспитании детей,  ­ способствовать подготовке юношей к службе в Вооруженных Силах России. Принципы организации военно­патриотического воспитания: Принцип деятельностного подхода предполагает не просто воспитание педагогом, а организацию   жизни   детей.   Чем   богаче   школьная   деятельность,   тем   больше   способов взаимодействия с людьми, тем свободнее человек, тем успешнее процесс его социализации. Принцип   гуманистического   воспитания   предполагает,   что   дети,   как   и   педагоги, субъект  воспитательной   системы.  Важнейшее  условие   эффективности  такой   системы  – объединение детей и взрослых в единый коллектив. Принцип   личностно­ориентированного   воспитания   предполагает   формирование общечеловеческих   ценностей, законопослушности, уважения к человеку, готовности к защите Отечества.   представлений   о   здоровом   образе   жизни, Дифференциация   воспитания   предполагает   отбор   содержания,   форм   и   методов, учет специфических позиций детей и взрослых в процессе воспитания, учет их этнических, исторических, культурологических условий. Принцип демократизации школьной жизни предполагает предоставление некоторых управленческих функций коллективу учащихся. Принцип   комплексного   подхода   предполагает   согласованность   и   взаимодействие всех участников программы.      Военно­патриотическое воспитание учащихся  реализуется во время учебного процесса (на уроках русского языка, литературы, ОБЖ, истории, обществознания, краеведения) и во внеурочное   время   ­   при   проведении   внеклассных   мероприятий,   занятий   объединений внеурочной   деятельности,   кружков   дополнительного   образования,   социальных   акций,   в традициях, сложившихся в школе. В настоящее время используются самые разнообразные формы военно­ патриотической работы: ­предметные уроки, ­уроки Мужества, ­социально­значимые акции, ­деловые   и   спортивно­военизированные   игры,   необходимые   для   создания   условий   для выражения личностной, патриотической и гражданской позиции обучающихся,  ­конкурсы, викторины, круглые столы. ­встречи   с   интересными   людьми,   ветеранами   Вов,   труда,   курсантами,   сотрудниками военкомата и др.; ­ исследовательские проекты. Методы: ­ метод коллективно­творческого дела, ­ метод социально­значимой деятельности,  ­метод поддержки и успеха, сотворчества и сотрудничества, партнерства, ­ метод развивающего обучения,  метод творческой и учебно­исследовательской, поисковой деятельности, ­различные   методики   изучения   личностивоспитанника,   его   гражданской   мотивации, изучения   среды   и   ее   влияния   на   воспитание   (анкетирование,   ранжирование,   неполные предложения, опросы и т.д.)     Уроки ОБЖ являются особенным звеном в системе военно­патриотического воспитания школьников,   т.к.   программа     предполагает     военную   подготовку.   Уроки   носят   как обучающий, так и воспитывающий, развивающий характер. В школе  создан кабинет ОБЖ, который   эстетично   оформлен,   оборудован   и   оснащен   современными   средствами обучения.Созданный   кабинет   ОБЖ   является   воспитательным   центром   военно­ патриотической работы в нашей школе.  На базе кабинета ОБЖ проводятся: 1. Встречи школьников с военнослужащими, ветеранами.  2. Организуется учеба юнармейцев. 3. Занятия военно­прикладных кружков кадетского класса. 4. Занятия военно – патриотического клуба «Пластун».        В рамках военно­патриотического воспитания  учащихся создан и работает военно­ патриотический клуб, руководит клубом преподаватель  ОБЖ.            Школьный   краеведческий     музей   играет   особую   роль   в   военно­патриотическом воспитании,   позволяет   сохранить   преемственность   между   поколениями.     В     музее проводятся   встречи   с   ветеранами   ВОВ,   уроки   Мужества.   Ежегодно   обновляется   и пополняется информация о героях войны, тружениках тыла. В музее созданы экспозиции «Шенталинцы­Герои Советского Союза», «Выпускники школы – участники войны», «Асхат Зиганшин.   49   дней   в   океане»,   «История   школы»   и   др.   На   базе   музея   проходят патриотические   акции,   краеведческие   конференции.  Одним   из   наиболее   убедительных приемов воспитания гражданских чувств является ознакомление учащихся с бесценными документами – письмами, дневниками, воспоминаниями участников тех или иных событий. Эти   свидетельства   передают   сокровенные   мысли   людей,   их   чувства,   переживания, надежды, они оказывают действенное влияние на современную молодежь. С 1 сентября 2016 г. в школефункционирует  кадетский класс, в которых обучаются 25 кадет. Наши кадеты – активные участники таких значимых мероприятий, как военно – спортивная   игра   «Зарница»,   военно–спортивная   игра   «Спасатель».  Образовательные программы кадетского компонента  содержат следующие разделы: «Строевая подготовка», «Стрелковая   подготовка»,   «Борьба   и   самооборона»,   «Юный   спасатель»,   «Военная история»,  «Основы  физической  подготовки»,   хореография, хоровое  пение. Реализация программ осуществляется за счет часов внеурочной деятельности. Основные направления военно – патриотического воспитания в школе: 1. Воспитание на боевых традициях Вооруженных Сил.  Данное направление включает в себя следующие мероприятия: 1. Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (вахта памяти ­ выставление почетного караула на площади Славы;  уход за могилой Б.Исмагулова, умершего от ран в Шенталинском госпитале, возложение цветов и участие в митинге ко Дню Победы, проведение экскурсий в краеведческий музей,   проведение   уроков   Мужества.   Участие   в   акциях   «Весна   милосердия», «Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка» и др. 2. Проведение   экскурсий,   уроков   Мужества,   встреч   с   ветеранами   Великой Отечественной войны. Поздравление и выступление с концертами перед ветеранами войны и труда. 3. Празднование   памятных   дат,   проведение   выставок,   викторин,   конкурсов, просмотров видеофильмов. 4. Проведение   конкурсов   военно­патриотической   песни,   чтецов   стихотворений,   а также  других  праздничных  мероприятий  (концертов)  посвященных  Дню Победы. Участие в конкурсах патриотической направленности «Символы великой России», «Война глазами детей» и др. 2. Военно­спортивные игры. Одно   из   самых   серьезных   отношений   в   школе   к   организации   спортивных мероприятий.  Особый статус в патриотическом воспитании школьников имеет месячник оборонно­массовой  работы.  Участие  в военно­спортивной  игре  «Зарница»,  Спартакиаде допризывной   молодежи,   проведение   военно   –   патриотического   месячника,   военно­ спортивные праздники «Боевые рубежи», День Защитника Отечества, «А ну­ка, парни». Традиционной   является   в   школе   военно–спортивная   игра   «Спасатель»,   посвященная С.Власову, ученику школы, погибшему в Чечне. Эта игра проводится ежегодно в конце сентября, обучающиеся соревнуются на этапах: «Разборка и сборка автомата», «Палатка», «Первая   медицинская   помощь»,   «Меткий   стрелок»,   «Переправа»   и  другие.     «Зарница» также   оказывает   положительное   влияние   на   организационное   укрепление   коллектива класса,   способствует   развитию   общественной   активности   детей,   формирует   качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины. 3. Взаимосвязь школы и военнослужащих. Ежегодные встречи с участниками локальных войн, Линейки Памяти, посвященные выводу войск из Афганистана, Уроки Мужества с приглашением членов общественной организации «Боевое   братство».   Встречи   с   сотрудниками   военкомата,   учебные   сборы.   Встречи   с курсантами военных училищ по профориентации. К  реализации военно – патриотического воспитания  привлекаются педагогический коллектив,   учреждения   дополнительного   образования,   общественные   организации, родители учащихся, военкомат, ветеранские организации. Ожидаемые результаты: ­ создание целостной системы военно­патриотического воспитания в школе, позволяющей формировать у учащихся высокую общую культуру, патриотические чувства, ­ активизация интереса к истории Отечества, истории Вооруженных Сил, ­ активизация участия школьников в военно­спортивных соревнованиях, ­ сохранение физического и духовного здоровья учащихся, ­ повышение уровня толерантности, ­ проявление мировоззренческих установок на готовность учащихся к защите    Отечества, ­ создание благоприятных условий для нравственного, интеллектуального и физического формирования личности, ­ приобретение учащимися навыков коллективной деятельности. Через системность, преемственность и последовательность в работе предполагается воспитать в учащихся: ­ чувство гордости за свою Родину, ­ ответственное понимание своего гражданского долга и конституционных обязанностей, ­ самостоятельность в решении проблем личностного и профессионального определения, ­ способность к творчеству, ­ умение самостоятельно добывать новые знания, ­   повышение   интереса   к   историческому   прошлому   своей   страны,   края,   города, Вооруженных Сил, ­ способность адаптироваться и сознательно выбирать здоровый образ жизни, заботиться о своем физическом и психическом здоровье, ­ готовность к защите Родины, ­ способность к коллективному творчеству, ­   трудолюбие,   честность,   уважение   друг   к   другу,   гуманность,   милосердие,   соблюдение правил культуры, инициативность, организованность. Мониторинг результативности военно­патриотического воспитания в школе. Военно­патриотическое   воспитание     ­   дело   сложное,   и   непросто   определить результат   данной   деятельности.   Ведь   нет   такого   мерила,   с   помощью   которого   можно измерить уровень патриотизма и гражданственности у учащихся. Основные критерии оценки эффективности работы по данной программе: ­ количество победителей различных соревнований, конкурсов, викторин, олимпиад, ­ увеличение числа учащихся, активно и сознательно участвующих в мероприятиях военно­ патриотического воспитания, ­ психологический комфорт в школе и классных коллективах, ­ количество проведенных мероприятий военно­патриотического направления. Список литературы. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование ­ 2005 ­ № 4 ­ С. 23. 3. Караковский, В.А. Воспитай гражданина.  – М., 1987. – С. 8­20. 4. Пашкович. И.А. Патриотическое воспитание: система работы. – Волгоград; 2006 г.

Патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений в системе образования

Патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений в системе образования

Патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений в системе образования

Патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений в системе образования

Патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений в системе образования

Патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений в системе образования

Патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений в системе образования

Патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений в системе образования

Патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений в системе образования

Патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений в системе образования

Патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений в системе образования

Патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений в системе образования

Патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений в системе образования

Патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений в системе образования

Патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений в системе образования

Патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений в системе образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2017