Патриотическое воспитание в ДОУ в соответствии с ФГОС
Оценка 4.9
Культурные мероприятия
docx
воспитательная работа
Детсад
16.01.2018
Современное общество переживает одно из непростых периодов своего развития. Сегодня материальные ценности в молодых семьях часто доминирируют над духовными , поэтому у детей распространены искаженные представления о великодушии, справедливости, милосердии, доброте, патриотизме» это связано, с одной стороны, с « культурным взрывом» последних десятилетий, крушением идеалов, нравственных ориентиров, а с другой – с кризисом семьи, потери традиционного авторитета родителей, педагогов, взрослых вообще»В данной работе файл с докладом по духовно-нравственному воспитанию детей в ДОУ.
доклад по патриотическому.docx
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №83 г. Россоши
« Взаимодействие детского сада и
семьи
в духовнонравственном воспитании
дошкольников»
Выполнила: Сычева Светлана Ивановна
Муниципальное казенное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 83г. Россоши
Россошанского муниципального района
Воронежской области Современное общество переживает одно из непростых периодов своего
развития. Сегодня материальные ценности в молодых семьях часто
доминирируют над духовными , поэтому у детей распространены искаженные
представления о великодушии, справедливости, милосердии, доброте,
патриотизме» это связано, с одной стороны, с « культурным взрывом»
последних десятилетий, крушением идеалов, нравственных ориентиров, а с
другой – с кризисом семьи, потери традиционного авторитета родителей,
педагогов, взрослых вообще»
Духовно – нравственное воспитание детей является одной из важных задач
образовательного учреждения. Большое значение для решения этих задач
имеет семья. Семья является ведущим каналом трансляции культурных
ценностей. Задача духовнонравственного воспитания является главной
задачей семейного воспитания. В российской педагогике воспитание всегда
связывалось с развитием духовнонравственной сферы и ставило перед собой
основную цель воспитать ребенка мыслящим, добродетельным,
милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира
и людей.
В статье 18 Закона РФ «Об образования» говорится: «Родители являются
первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического,
нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем
возрасте».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1155
от 17 сентября 2013года « Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования». В направлении
познавательного развития предполагает развитие представлений о
социокультурных ценностях нашего народа, о малой родине и Отечестве, об
отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме
людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и
будет важнейшим институтом воспитания духовных качеств ребенка.
В дошкольном возрасте происходит формирование культурно – ценностных
ориентации духовнонравственной основы личности ребенка, развитие его
эмоции, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе,
начинается процесс национально культурной самоидентификации, осознания
себя в окружающем мире. Данный период в жизни человека является наиболее
благоприятным для эмоциональнопсихологического воздействия, так как
образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь,
что очень важно в воспитании нравственных качеств.
Приоритетной для формирования основ нравственности является задача
воспитания у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье,
семейными традициями и обычаями. Поэтому задача образовательного
учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей,
родом, родственниками; дать возможность осознавать правила, регулирующие
взаимоотношение в семье; инициировать осознание детьми семейных
ценностей, традиций, обычаев.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции,
заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к
своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном
направлении способствует формированию бережного отношения к семейным
ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить
сохранение заповедей, национальных традиций и обычаев, песен, поговорок,
обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается
семьей и народом.
И в настоящее время формируется сравнительно новое для дошкольной
сферы направление православного дошкольного воспитания. Впервые
разработана Концепция православного дошкольного образования, созданы
авторские программы, сформулированы основные положения методики
духовнонравственного воспитания дошкольников, разработаны пути
педагогического просвещения родителей и педагогов в вопросах развития и
воспитания меленьких детей.
Опыт нашего дошкольного учреждения показал, что сотрудничество с
семьей, требует новых форм, а подчас и обновления содержания
сотрудничества. Детский сад обязан и способен взять на себя психолого
педагогическую поддержку семьи в вопросах духовнонравственного
воспитания дошкольников.
Творческая группа педагогов, для решения стандарта составила план
проекта духовнонравственного воспитания дошкольников, в котором
определены цель работы по данному направлению:
1. Сохранение духовно нравственного здоровья детей (занятия,
беседы, устные поучения).
2. Воспитательнооздоровительное (праздники, игры подвижные и
назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии).
3. Культурнопознавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии,
концерты, просмотр диафильмов).
4. Нравственнотрудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность,
изготовление подарков к праздникам).
Взаимодействие с семьями организуется в нескольких направлениях.
Определила цели и задачи проекта:
1.
. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить
добро.
2. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения
национальных культурных традиций.
3. Ориентировать семью на духовнонравственное воспитание детей
(ознакомление родителей с основами православной культуры).
4. Сохранение духовнонравственного здоровья детей. Приобщение их к
нравственным и духовным ценностям православной культуры
Просветительное направление предполагает проведение мероприятий
для родителей, раскрывающих вопросы духовнонравственного
развития и воспитания детей. Тематика встреч посвящена духовно –
нравственным основам уклада жизни семья, годовому кругу
праздников в жизни семьи.
Предлагаемый проект включает циклы мероприятий:
«Мир вокруг нас»; «Дерево добра»; «Край, в котором ты живешь»;
«История в архитектурных памятниках»; «О чем поет колокол?»;
«Православная Россия в лицах»; «Православная культура»; «Хозяева и
хозяюшки».
Родители заинтересованно участвуют в составлении генеалогического древа
своей семьи, придумали герб девиз, составляли родословную своей фамилии.
Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать
осмысление очень важных и глубоких постулатов:
корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом
края и страны;
семья – хранительница духовных, национальных ценностей.
Это способствует формированию основ патриотизма уже в дошкольном
возрасте, ребенком познаются поведенческие модели, происходит осознание
целей жизни и закладывается основа успешности цели воспитания – развитие ребенка как личности, в которой концентрируются идеалы народа и
государства.
Молодые родители узнают, что в дошкольный период, важно показать
ребенку нравственные образцы как эталоны при этом взрослый как это
бывает у молодых родителей, не говорит ребенку « ты плохой», а сам являет
норму нравственного поведения. А поскольку в наше время с образцами
труднее, остается проверенный веками прием использование посредственного
сказочного образа или пример из жизни Святых.
Активный интерес у современных родителей вызывают мультимедийные
средства: презентации, фильмы, аудиозаписи. Они активно пользуются
материалами интернета, затрудняясь лишь в поиске сайтов. Поэтому мы
начали в детском саду создание аудио и видеотеки, направленной на
приобщение семей к православным ценностям.
Организация взаимодействия с семьей предполагает обогащение
совместного досуга родителей и детей экскурсиями, поездками, проведение
совместных занятий с детьми, участие родителей в театрализованных
постановках нравственного содержания, проведение семейных праздников
светского и церковного календаря с участием родителей и детей.
Дети всегда ждут с нетерпением праздников, на которые приглашаются
родители. К праздникам организуются и выставки работ педагогов, детей и их
родителей.
Большое значение имеют встречи всех участников образовательного
процесса с настоятелем церкви. На подобных встречах раскрывается
сущность православного воспитания и православной культуры, повышается
духовнонравственный потенциал. Происходит знакомство с традиционным
семейным укладом, традициями воспитания детей. Заключен договор с
епархией о сотрудничестве и будет проводиться факультатив с этого
учебного года.
Не менее значительными являются такие семейные традиции как домашнее
чтение, семейный театр. Имеет возможность реализовать такие социально
педагогические проекты « Семейный круг» и « Читающая семья».
В духовном воспитании ребенка одно из главных задач, является
воспитание привычки к делам милосердия. Воспитание любви строится на
чувстве сострадания, сопереживания, соучастия. Поэтому особо значимыми ,
в нашем дошкольном учреждении, стали благотворительные акции. Общее
дело объединяет. С особой любовью ,дети вместе с родителями изготовляли
белые цветы к акции « Белый цветок» . эта добрая традиция, исполненная
милосердием, является фундаментом для формирования личности человека,
как взрослого, так и ребенка.
В ДОУ для родителей и воспитанников организован уголок православной
культуры, где собран теоретический и практический материал: литература для детей и педагогов;
аудиокассеты и видеоматериалы: « беседы с батюшкой»,
» Святые таинства», « Сказания и былины» и т. д.
демонстрационный и раздаточный материал для проведения занятий;
игры по духовнонравственному воспитанию;
иллюстрации, календари, альбомы « Храмы», « Православные святые»;
памятки и консультации по темам» Правила поведения в храме» ,
» Православные праздники зимой» и др.;
выставки работ детей и родителей;
иконы.
Создание единой системы духовнонравственного воспитания в
дошкольном учреждении на основе взаимодействия всех участников
образовательного процесса дало положительные результаты. Повысился
духовнонравственный потенциал педагогов и профессиональная
компетентность в вопросах православного воспитания дошкольников, возрос
интерес родителей к духовной жизни ребенка, родители включаются в
деятельность детского сада, направленную на духовнонравственное развитие
детей.
Духовно нравственное воспитание – процесс долговременный,
предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может
найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо
позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но
не уменьшает значимости нашей работы.
Таким образом, организованное взаимодействие дошкольного учреждения и
родителей позволяет заметно поддерживать становление духовно
нравственной личности ребенка, повысить уровень духовно нравственной
культуры семей.
Понятие духовнонравственного воспитания
Ответим, что под духовнонравственным воспитанием мы понимаем
процесс целенаправленного содействия становлению духовно нравственной
сферы ребенка, являющейся основой базовой культуры личности.
Духовная составляющая воспитания в таком случае заключается в
содействии ребенку в освоении системы ценностей и идеалов, а также в
формировании на этой основе определенной личностной мировоззренческой
позиции. Нравственная же составляющая направлена на содействие в развитии
чувств, отношений и поведения, мировоззренческую позицию в социальной
деятельности ребенка: во взаимоотношениях с другими людьми и Божиим
миром.
Известно, что основной духовно нравственного воспитания являются
духовная культура той среды, в которой живет ребенок, в которой
происходит его становление и развитие – в первую очередь, духовная
культура семьи и образовательного учреждения, вынужденного брать на себя
функцию компенсации недоработок и упущений семейного воспитания. Тот
дух, который царит в семье и в детском саду, школе, детском объединении,
дух, которым живут родители и педагоги люди. Составляющие ближайшее
социальное окружение ребенка, оказывается определяющим в формировании
внутреннего мира ребенка.
Программы по духовнонравственному воспитанию дошкольников
Отдел религиозного образования и с привлечением широкого круга ученых,
психологов, социальных педагогов, священнослужителей, а также
практических работников дошкольных учреждений проводит работу по
совершенствованию содержания воспитательной работы с детьми
дошкольного возраста.
В 1993 г. Впервые была разработана « Концеция православного
дошкольного воспитания», которая сыграла свою конструктивную роль в
развитии системы православноориентированных дошкольных учреждений. На
базе этих концептуальных положений разрабатывается содержание
воспитательно образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
За последние годы создан ряд авторских программ и методических
материалов, таких как:
« Духовнонравственное воспитание и патриотическое воспитание
дошкольников»
( автор Г.Г. Алексеева Саратовская епархия);
Авторская разработка Паткиной Г.Г. и иерея Олега Оводкова ( г. Ступино
Московской области). Ряд комплексных парциальных авторских программ ,ориентированных на
отечественные культурные традиции, представлены на Федеральный
экспертный совет Министерства образования РФ.
Программа « Рождение и воспитание здорового ребенка» и « К здоровой
семье через детский сад», разработанные Санктпетербургской медицинской
Академией постдипломного образования, и комплекс программ « Семейный
лад» Семейного клуба родительского опыта « Рождество» ( г. Москва,
руководитель педагогических программ Крячко А.А.)
Информационные источники:
Голицына Н.С. Перспективное планирование в детском саду.
Подготовительная к школе группа. Реализация ФГТ в ДОУ. –М.:
Издательство «Скрипторий 2003», 2011.
Данилина Г.Н. Дошкольнику об истории и культуре РОССИИ
М.: АРКТИ, 2003
Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском
саду /под ред. Т. С. Комаровой, М., 2008.
Кокуева Л.В. Духовнонравственное воспитание дошкольников
на культурных традициях своего народа. М.: АРКТИ, 2005
Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском
саду РОССИИ М.: АРКТИ, 2004
Павлова Н. В. Материалы межрегионального конкурса
«Вифлеемская звезда» Тамбов, 2011.
Половинкин А. И. «Православная духовная культура». М., 2003.
Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. М.,
2007.
Патриотическое воспитание в ДОУ в соответствии с ФГОС
Патриотическое воспитание в ДОУ в соответствии с ФГОС
Патриотическое воспитание в ДОУ в соответствии с ФГОС
Патриотическое воспитание в ДОУ в соответствии с ФГОС
Патриотическое воспитание в ДОУ в соответствии с ФГОС
Патриотическое воспитание в ДОУ в соответствии с ФГОС
Патриотическое воспитание в ДОУ в соответствии с ФГОС
Патриотическое воспитание в ДОУ в соответствии с ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.