Патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в системе образования России, так как способствует формированию у молодежи высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Быть патриотом - это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.
патриотическое воспитание в школе.docx
Патриотическое воспитание в школе
Трусова Мария Пвавловна
МКОУ Новонадеждинская СОШ
trusova58@mail.ru
Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине,
его человеческое достоинство – силой его патриотизма.
Н.Г.Чернышевский
Патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в системе
образования России, так как способствует формированию у молодежи высокого
патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших
конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни
общества, но и во всех сферах его деятельности. Важнейшей составной частью
воспитательного процесса в современной российской школе является формирование
патриотического сознания и гражданского достоинства, которые имеют огромное значение в
социальногражданском и духовном развитии личности ученика.
Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление
служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного
становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так,
например, К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей
воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так
нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу
человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными,
семейными и родовыми наклонностями».
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное
чувство возникает еще в детстве, и формируется в ребенке постепенно, входе воспитания
любви к своим ближним, к родным местам, родной стране.
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу– задача
первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту
любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому, к своему городу.
Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к
его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству...
Школьный возраст важнейший период развития человека, когда закладываются
предпосылки гражданских качеств, формируется мировоззрение, ответственность и
способность к свободному выбору деятельности, воспитывается уважение к традициям своей
семьи, малой родины, страны .
Становление ребенка как патриота своей Родины в огромной степени зависит от того, как
с ним общаются в раннем детстве, что ему рассказывают, показывают, поют. Колыбельная
песня матери – это для ребенка окошко в природу, в окружающий мир, в жизнь. С ее помощью
он прикасается к культуре своего народа, слышит звучание родного языка, сопереживает
родным, близким людям. Именно здесь формируется в одних случаях строитель и защитник
Родины, в других – примитивный потребитель общественных благ.
Важным средством патриотического воспитания является пример родителей. Пример –
наглядный образ действий родителей, который служит образцом подражания. Чем старше становятся дети, тем внимательнее, придирчивее, принципиальнее относятся они к
родителям. Фундаментом авторитета родителей становится их добросовестный труд на благо
семьи и во имя Родины, высокие моральные качества гражданина Отечества, человеческие
качества отца и матери – первых воспитателей своих детей. Следует подчеркнуть, что
воспитание детей – это не только зов природы, не только родительский, но и гражданский
долг.
Большую роль в воспитании у подрастающего поколения чувства гражданственности и
патриотизма принадлежит школе. Одним из важных направлений работы школы является
патриотическое воспитание, основная задача которого воспитание чувства гордости за свою
Родину и свой народ, и уважение к его великим свершениям и достойным страницам
прошлого, развитие чувства сопричастности к судьбам Отечества. Формирование этих
качеств происходит как на уроке, так и на правильно организованной внеклассной
деятельности. В нашей школе накоплен определенный положительный опыт по гражданско –
патриотическому воспитанию обучающихся. Гражданско – патриотическое воспитание
немыслимо без поддержания и укрепления школьных традиций. За последние годы
определился круг мероприятий, который стал «визитной карточкой» школы:
«День Матери», линейки, посвященные памятным датам истории; проведение
спортивномассовых мероприятий: «А нука, парни!»; «Веселые старты»; «Папа, мама и я –
спортивная семья!»; смотр строя и песни; Каждый год в предверии Дня Победы с 3 по 8 мая в
стенах нашей школы проходит Вахта Памяти. Дети принимают участие в краеведческой
конференции.
Без внимания школьников никогда не остается памятник павшим воинам села. Каждый
учебный год проходит возложение цветов к памятному месту, весной и осенью учащиеся
проводят уборку территории памятника. Проводится митинг и концерт в честь Дня Победы.
Наши учителя и ученики ежегодно принимают участие в праздничном концерте в День
Победы с приглашением ветеранов. 9 Мая учащиеся школы стали участниками акции
"Бессмертный полк", отдав дань уважения своим прадедам, воевавшим в годы Великой
Отечественной войны и отдавшим свои жизни в борьбе с фашизмом.
В рамках поисковокраеведческого направления в школе создан музей, в котором часть
экспозиций посвящена ветеранам – нашим землякам. Собраны материалы о военных годах
Защитников Родины, хранятся памятные вещи. Посещая музей, школьники наглядно
убеждаются в том, что в годы Великой Отечественной войны наши земляки совершали
массовые героические подвиги во имя Родины, во имя своего народа. Они были настоящими
патриотами, на которых молодое поколение может равняться, брать с них пример честного
служения своему Отечеству.
Месяц февраль традиционно богат памятными датами. Одна из незабываемых страниц
истории России Афганская война 19791989 годов. “Опалённые Афганом” так называлась
линейка, прошедшая 16 февраля. Традиционным стало проведение ежегодно в феврале
месячника военнопатриотического воспитания, посвященного Дню защитников Отечества,
который призван формировать эмоциональноволевые качества гражданина патриота
России, повышать уровень физической подготовки подростков, воспитывать стремление к
сохранению и преумножению военного, исторического и культурного наследия. Месячник
проводится насыщенно, разнообразно. Он включает в себя тематические общешкольные
линейки, посвященные дням воинской славы «Блокада Ленинграда», «Сталинградская битва»,
«Афганистан живая память», виртуальная экскурсия: «Здравствуй, Воронеж!», круглый
стол "Что значит защищать Родину", проведение акции «Обелиск».
17 февраля один из памятных дней нашей школы. В этот день, исполняя свой
воинский долг, погиб выпускник нашей школы – Тарас Владимирович Темченко. В память о
выпускнике школы Тарасе Темченко, погибшем в Чечне, в школе проходит традиционная,
торжественная линейка. Торжественные линейки, посвящённые дню памяти, проводятся ежегодно. По традиции школьники идут на кладбище и возлагают гирлянду на могилу Тараса
– как символ вечной памяти.
22 февраля в школе проводим военноспортивную игру «Зарница». Игра стала
традиционной для нашей школы. Каждый год ребята с удовольствием принимают активное
участие в планировании, организации и подготовке игры. Игра «Зарница» включает в себя
преодоление многих станций.
17 марта в нашей школе прошли традиционные турниры по баскетболу, волейболу и
минифутболу, посвященные памяти ученика нашей школы Тараса Темченко, погибшего в
Чечне.
В рамках месячника проводятся мероприятия спортивнопатриотического направления,
способствующие развитию силы, ловкости, выносливости, воспитанию воли к достижению
победы, самоутверждения, состязательности, необходимости ведения здорового образа
жизни, готовности к защите Родины. В нашей школе ежегодно проводятся спортивные
соревнования по минифутболу, баскетболу, настольному теннису, смотр патриотических
песен, «А, нука ,парни!». В классах проходят классные часы на тему «Подвиги героев
земляков», уроки мужества «Вспомним всех поименно». Проводим выставки рисунков и
плакатов, посвященные этим славным датам.
18 апреля в школе проходит традиционная ежегодная тожественная линейка памяти
Константина Гнездилова, погибшего а Афганистане.
Учащиеся школы принимают активное участие в районных соревнованиях по различным
видам спорта, «Лыжне России».
Кроме общешкольных мероприятий, классными руководителями проводится работа по
данному направлению в соответствии с возрастом учащихся. Для этого используются самые
разнообразные формы проведения мероприятий с каждым классом: конкурсная программа,
утренник, познавательная игра, литературная играбеседа, устный журнал, что способствует
развитию личностных качеств каждого ученика индивидуально.
Работа по военнопатриотическому воспитанию затрагивает каждого ученика нашей
школы, напоминает детям о смысле слов «РОДИНА», «ОТЕЧЕСТВО», «ЗАЩИТНИК». Ведь
задача школы не только дать детям знания, но и воспитать в них глубокое убеждение, что
они, являясь гражданами своей страны, должны уметь защищать Отечество, любить Родину,
стать подлинными ее патриотами.
Будем надеяться, что светлые и славные традиции школы еще долгие годы будут
способствовать укреплению гражданскопатриотических качеств учащихся и являться
предметом гордости и уважения как учителей, так и учеников. Главное, чтобы в сердце
каждого поселилось чувство ответственности, гордости за свое Отечество, единственную,
уникальную для каждого человека Родину, данную ему судьбой, завещанную ему предками.
Литература
1.Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П.
Овчинникова – СПб: КАРО, 2004.
2. Пашкевич И.А . Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты
уроков, разработки занятий – Москва: Учитель, 2008
Интернетресурсы: http://vertikal.langsch4.edusite.ru/p7aa1.html Приложение
.
«Афганистан живая память»
Линейка памяти Тараса Темченко
Патриотическое воспитание в школе
Патриотическое воспитание в школе
Патриотическое воспитание в школе
Патриотическое воспитание в школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.