ПАВЛОВ А.К. КОНЦЕПЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДИДАКТИКИ С ПОЗИЦИЙ МЕТОДИКИ ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ. (ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ).
Оценка 4.7

ПАВЛОВ А.К. КОНЦЕПЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДИДАКТИКИ С ПОЗИЦИЙ МЕТОДИКИ ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ. (ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ).

Оценка 4.7
DOC
администрации
СCУЗ, ВУЗ
20.12.2021
ПАВЛОВ А.К.  КОНЦЕПЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДИДАКТИКИ С ПОЗИЦИЙ МЕТОДИКИ ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.   (ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ).
Данное учебное пособие адресовано студентам высших учебных заведений, аспирантам, докторантам, преподавателям, учителям, педагогам-исследователям.
--(-)~4.DOC

 

 

 

Александр Константинович ПАВЛОВ, директор НИО АНИУ ИДСНИА «МАПИ», доктор педагогических наук, профессор, академик МАН,  член-корреспондент Международной Академии Наук Экологии и Безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ)  

 

 

 

 

КОНЦЕПЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДИДАКТИКИ С ПОЗИЦИЙ МЕТОДИКИ ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

 

 

 

(ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ)

 

 

 

 

 

 

 

 

Республика Карелия,  г. Петрозаводск, 2021

 

     В авторском практико-ориентированном учебно-методическом пособии «Концепция компетентностно-ориентированной дидактики с позиций методики проблемно-модульного обучения» содержится  характеристика проблемно-модульной методики обучения в условиях концепции теории и практики компетентностно-ориентированной дидактики, разработанной               А.К. Павловым.

    Данное учебное пособие адресовано студентам высших учебных заведений, аспирантам, докторантам, преподавателям, учителям, педагогам-исследователям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                                  3                                                                                                      

Актуальность методики проблемно-модульного обучения с позиций концепции компетентностно-ориентированной дидактики                                                                                                                         

Устройство проблемно-модульного курса                                                           6

Устройство проблемно-модульного урока                                                           8                                                                                         

Важность наглядности                                                                                          11

Дидактические принципы подготовки проблемно-модульных уроков

с позиций концепции компетентностно-ориентированной теории

обучения                                                                                                                 12                                                                                       

Контроль                                                                                                                 14

Заключение                                                                                                             15

Литература                                                                                                             16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Введение

Сейчас нет единой, целостной методики создания проблемно-модульных уроков для школьников. В научной литературе, например, в трудах Е. А. Соколкова и М. А. Чошанова  есть рекомендации к созданию уроков. Учителя в большинстве своем используют проблемное обучение основываясь на  собственном опыте, подобное обучение достаточно эффективно.

Ещё одна проблема в создании методики и организации процессов обучения. Настоящая методика должна оказывать содействие и помогать ориентации совместной работы, в результате которой все вместе выработаем единый стандарт для проблемно-модульных уроков. В процессе создания данной методике и ее апробации, неоднократно в зависимости от конкретных возникающих ситуаций будет корректироваться программа методики, совершенствовать методы, формы и содержание.

В данном практикоориентированном учебно-методическом пособии проанализирована актуальность проблемно-модульных уроков, их плюсы для ученика и учителя, содержатся наработки, как планировать курс уроков, обозначены принципы, на которых строятся такие уроки.

Все теоретико-методологическая и практикоориентированная база методики проблемно-модульного обучения изложена подробно в изданиях, указанных в разделе «Литература».

 

 

 

4

Актуальность возникновения методики проблемно-модульного обучения с позиций концепции компетентностно-ориентированной дидактики

   

Познание всегда осуществляет сам человек. Эту работу за него не может выполнить никто. Индивидуальный поиск знаний — суть учебной работы обучающегося, а весь процесс обучения — это не что иное, как эффективно организованная самостоятельная работа.

Педагог в информационном обществе перестает выступать перед обучающимися в качестве источника первичной информации. Он превращается в наставника, который облегчает получение и усвоение большого объема информации, помогает понять, оценить и как правильно применить на практике.

Соответственно процесс управления обучением должен меняться в зависимости от изменения ситуации получению новой IT-информации,  что позволит обучающемуся учиться в индивидуальном темпе, а к учителю обращаться не только за консультацией, а работать в единой паре и в группе.

Принципиальное отличие проблемно-модульного обучения от других обучающих систем в том, что содержание обучения представлено в законченных, самостоятельных комплексах-модулях.

Эта методика одновременно являются банком информации, способом постановки проблемных задач и методическим руководством по отработке контрольных позиций проблемно-модульного курса.

 

 

5

Такое содержание позволяют ученикам самостоятельно формировать свои знания и умения, вырабатывать навыки их применения в решении новых познавательных и практических задач, не получая их в готовом виде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

Устройство проблемно-модульного курса

               Во ФГОСах используется системно-деятельностный подход и отражены конкретные навыки / умения, которыми должен овладеть ученик.

               На основе деятельности, которая отражена в ФГОСах, и, например, историко-культурного стандарта, мы формируем проблемно-модульный курс по истории.

https://guidelines.kavelin.academy/ru/001-problem-modular-scheme.png

 

7

               При разработке проблемно-модульного курса учебных программ дисциплины выбираются узловые, актуальные вопросы и темы. Вместе они представляют целостные проблемно-функциональные узлы. Обычно модуль — это раздел программы или параграф учебника.

Этапы разработки:

·         Формирование комплексных дидактических целей программы и курса.

·         Выделение известных научных данных, понятий, закономерностей по изучаемым вопросам.

·         Составление блок-схемы проблемно-модульного курса с учетом иерархии целей.

·         Составление перечня необходимых знаний и умений по каждому модулю, предварительно разбив их на позиции.

·         Анализ содержания каждого модуля и обеспечение готовности обучающихся к изучению учебного материала за счет использования ранее освоенных знаний.

·         Изображение структурно-логической схемы графом или генеалогическим деревом, нумерация элементов модулей и позиций, чтобы дать возможность обучающимся сформировать «траекторию» изучения учебной дисциплины.

·         Представление содержания основных учебных элементов в теоретическом и практическом блоках проблемно-модульного курса.

               Кроме этого определяется базовая подготовленность, которую должен иметь обучающийся в начале работы. Формируется диагностический тест базовой подготовленности.

               Апробация курса происходит путем наблюдения, тестирования, анкетных опросов, устных опросов обучающегося и педагога.

8

Устройство проблемно-модульного урока

Модуль представляет собой логически завершенный блок различных современных учебных материалов и включает в себя цели и учебную задачу, методические рекомендации, ориентировочную основу действий и описание средств контроля (самоконтроля) обучения. Минимальная учебная единица модуля — элемент модуля.

Структура модуля:

·         Проблемная ситуация и краткая обобщенная теория.

·         Объяснение — элементы модуля с детальной теорией и текущим контролем для закрепления информации.

·         Элемент модуля дидактическая цель которого заключается в резюме модуля: описание выводов, графические изображения, схемы.

·         Выходной контроль.

      Модуль содержит учебную литературу, видео и аудио материалы, диаграммы, схемы, тесты, вопросы для самоконтроля.

Проблемная ситуация

Обучение должно ориентироваться на зону ближайшего развития личности, находящуюся между актуальным и потенциальным уровнями. Задания для обучающихся должны быть развивающимися, активизировать развитие личности и дать возможность самостоятельного мышления.

Модули за счёт содержания должны создавать условия для активной познавательной деятельности, заменяя пассивное чтение текста или слушание монотонного голоса педагога.

 

9

Проблемная ситуация — это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемыми к ним требованиями.

Требования к проблеме:

·         Проблема должна быть связана с вопросами управления знаниями.

·         Задачами и практических ситуаций, связанных с педагогическими проблемами, которые должны грамотно использовать и помогать решению основной задачи.

Для постановки проблемных вопросов надо рассматривать противоречия в социально-экономическом и нравственно-политическом развитии современного общества.

Выявление противоречий, их раскрытие и разрешение приближает школьника к ситуации самостоятельного открытия знания, вооружает его средствами «добывания» нового. Это ориентирует его на перспективу развития и применения этого знания.

         Чтобы активизировать учебный процесс, решённые в науке вопросы нужно представлять как проблемные, только ожидающие своего решения.

Изложение проблемности:

Предлагается проблемная ситуация. Затем привлекается информационный и аргументированный материал, в котором ученик находит разрешение проблемного вопроса. Можно показать, как были добыты те или иные знания, объяснить причины, которые повлияли на их развитие.

 

10

Другой приём — сопоставить разные точки зрения по одному вопросу.

Единство теории и практики:

Проблемность необходимо рассматривать как средство применения теоретических знаний в реальной жизни, учитывая, что она гораздо сложнее, противоречивее и изменчивее.

Этот метод помогает научить обучающихся искать закономерности, анализировать их, усматривать в явлениях сущность, научиться пользоваться полученными знаниями и навыками в научной и повседневной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

Важность наглядности

Средства наглядности, IT-технологий — важнейший элемент проблемно-модульного обучения. Эта наглядность помогает при объяснительно-иллюстративном методе: демонстрация, констатация, утверждение или отрицание материала. Играет ведущую роль при закреплении и систематизации приобретенных знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

Дидактические принципы подготовки проблемно-модульных уроков

с позиций концепции компетентностно-ориентированной

теории обучения

·         Обучающие программы конструировать так, чтобы помогали каждому обучающему достичь поставленную перед ними дидактическую цель.  

·         Совокупность элементов (позиций), служащих достижению частных целей, должна составлять один модуль.

·         Учебный материал должен постоянно перерабатываться и обновляться, с учетом динамики социально-экономического развития общества и конкретной личности.

·         Цели должны формироваться в терминах метода деятельности (практической, познавательной, интеллектуальной).

·         Для достижения поставленной целей возможно как предметное, так и межпредметное построение содержания модулей в рабочих курсах.

Паритетность:

·         Проблемно-модульная программа должна создавать условия для более оптимального взаимодействия педагога с обучающимся.

·         Преподаватель в рассматриваемой технологии должен делегировать отдельные функции управления программе и рабочему процессу.

Реализация обратной связи:

·         Методическое обеспечение контроля усвоения содержания обучения.

·         Текущий контроль в конце каждого учебного элемента, рубежный — в конце проблемно-модульного курса.

Выделение из содержания обучения обособленных элементов:

13

·         Учебный материал большого размера запоминается с трудом.

·         Учебный материал, компактно расположенный в определенной системе, облегчает восприятие.

·         Выделение в изучаемом материале смысловых опорных пунктов способствует эффективному запоминанию.

·         Укрупнение дидактических единиц позволяет без ущерба на 30% ускорить процесс обучения.

Кроме принципов проблемно-модульной технологии используются общедидактические принципы научности, системности, принцип наглядности, принцип прочности знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

Контроль

Тесты первого уровня используются для проверки качества усвоения на уровне «узнавание». К ним относятся: задания на опознание, различие, классификацию объектов, явлений и понятий. Тесты на опознание содержат одну существенную операцию - выбор из альтернатив «да — нет». В тестах на различие содержатся «помехи», которые создаются наличием ряда вариативных ответов.

Тесты второго уровня используются при проверке качества усвоения деятельности, на основе которой обучающийся способен самостоятельно воспроизводить усвоенные знания, навыки и умения и применять их в типовых ситуациях, не требующих создания новой информации (репродуктивная деятельность). К тестам второго уровня относятся «тесты-постановки», в которых намеренно пропущено слово, фраза, формула или другой существенный элемент текста. Другой разновидностью тестов второго уровня могут выступать конструктивные тесты или типовые задачи.

Тесты третьего уровня конструируют для диагностики усвоения на уровне продуктивного действия: обсуждение известных объектов, изучение и продуцирование новой информации о них, применение учебного материала для решения нетиповых ситуаций и задач в реальной практической деятельности.

Выполняя тест второго уровня, обучающийся применяет известный ему способ деятельности в знакомой обстановке, а при выполнении теста третьего уровня решается вопрос об использовании способа известной обучающемуся деятельности в новой, нестандартной ситуации.

 

15

Заключение

Что еще не сделано в данной методике?

А именно, необходимо:

·         Разработать систему оценивания (зачётные единицы оценки, «кредитная» система, «доверие»).

·         Учесть инклюзивное образование.

·         Определить оптимальное время на проведение занятия.

·         Оформление и культура занятия.

·         Межпредметные связи.

        Методика ориентирована на создание занятий как для школьников 5-11 классов, студентов, курсов по переподготовке преподавательского состава.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

Литература

1.                 Павлов А.К. Компетентностно-ориентированная дидактика (Краткий курс академических лекций): Учебно-методическое пособие /Сетевое издание «Фонд образовательной и научной деятельности XXI века». – 2017. - www.fond21veka.ru - 75 с.

2.                 Павлов А.К. Личностно-ориентированные технологии обучения в условиях перехода на ФГОС общего образования: Учебно-методическое пособие / LAP LAMBERT Academic Publishing. – 2015. – 33 с.

3.                 Павлов А.К. Методологическое обоснование актуальности эффективного применения и использования технологии проблемно-модульного обучения на уроках истории в контексте концепции компетентностно-ориентированной дидактики: Методические рекомендации /Сетевое издание «Фонд образовательной и научной деятельности XXI века». – 2017. - www.fond21veka.ru  - 24 с.

4.                 Павлов А.К. Педагогические технологии в образовательном процессе в условиях внедрения и реализации ФГОС: Учебно-методическое пособие /Сетевое издание «Фонд образовательной и научной деятельности XXI века».– 2017. - www.fond21veka.ru -  15 с.

5.                 Павлов А.К. Педагогические технологии обучения в условиях внедрения и реализации ФГОС: Учебно-методическое пособие /Сетевое издание «Фонд образовательной и научной деятельности XXI века». – 2017. - www.fond21veka.ru - 41 с.

6.                 Павлов А.К. Теории, технологии и практика дидактических систем (Краткий курс лекций): Учебно-методическое пособие /LAP LAMBERT Academic Publishing. – 2013. – 82 c.

7.                 Павлов А.К. Теория и практика компетентностно-ориентированного обучения (Курс академических лекций): Учебно-методическое пособие

 

17

/Сетевое издание «Фонд образовательной и научной деятельности XXI века». – 2017. - www.fond21veka.ru -  240 с.

8.                 Павлов А.К. Формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД): от мысли к действию. Монография  /LAP LAMBERT Academic Publishing. – 2015. – 112 с.

9.                 Павлов А.К. Общая характеристика универсальных учебных действий (УУД). Научная статья  //Сетевое издание «Фонд образовательной и научной деятельности XXI века». – 2017. - www.fond21veka.ru - 12 с.

10.            Павлов А.К. Технология проблемно-модульного обучения с позиций компетентностно-ориентированной дидактики. Научная статья  //Сетевое издание «Фонд образовательной и научной деятельности XXI века». – 2017. - www.fond21veka.ru - 7 с.

11.            Соколков Е.А. Проблемно-модульное обучение: Учебное пособие. – М., 2012. – 390 с.

12.            Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие. – М.: Народное образование, 1996. – 160 с.


 

13.           

Александр Константинович ПАВЛОВ, директор

Александр Константинович ПАВЛОВ, директор

В авторском практико-ориентированном учебно-методическом пособии «Концепция компетентностно-ориентированной дидактики с позиций методики проблемно-модульного обучения» содержится характеристика проблемно-модульной методики обучения в условиях концепции теории и практики компетентностно-ориентированной…

В авторском практико-ориентированном учебно-методическом пособии «Концепция компетентностно-ориентированной дидактики с позиций методики проблемно-модульного обучения» содержится характеристика проблемно-модульной методики обучения в условиях концепции теории и практики компетентностно-ориентированной…

СОДЕРЖАНИЕ Введение 3

СОДЕРЖАНИЕ Введение 3

Введение Сейчас нет единой, целостной методики создания проблемно-модульных уроков для школьников

Введение Сейчас нет единой, целостной методики создания проблемно-модульных уроков для школьников

Актуальность возникновения методики проблемно-модульного обучения с позиций концепции компетентностно-ориентированной дидактики

Актуальность возникновения методики проблемно-модульного обучения с позиций концепции компетентностно-ориентированной дидактики

Такое содержание позволяют ученикам самостоятельно формировать свои знания и умения, вырабатывать навыки их применения в решении новых познавательных и практических задач, не получая их в…

Такое содержание позволяют ученикам самостоятельно формировать свои знания и умения, вырабатывать навыки их применения в решении новых познавательных и практических задач, не получая их в…

Устройство проблемно-модульного курса

Устройство проблемно-модульного курса

При разработке проблемно-модульного курса учебных программ дисциплины выбираются узловые, актуальные вопросы и темы

При разработке проблемно-модульного курса учебных программ дисциплины выбираются узловые, актуальные вопросы и темы

Устройство проблемно-модульного урока

Устройство проблемно-модульного урока

Проблемная ситуация — это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемыми к ним требованиями

Проблемная ситуация — это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемыми к ним требованиями

Другой приём — сопоставить разные точки зрения по одному вопросу

Другой приём — сопоставить разные точки зрения по одному вопросу

Важность наглядности Средства наглядности,

Важность наглядности Средства наглядности,

Дидактические принципы подготовки проблемно-модульных уроков с позиций концепции компетентностно-ориентированной теории обучения ·

Дидактические принципы подготовки проблемно-модульных уроков с позиций концепции компетентностно-ориентированной теории обучения ·

Учебный материал большого размера запоминается с трудом

Учебный материал большого размера запоминается с трудом

Контроль Тесты первого уровня используются для проверки качества усвоения на уровне «узнавание»

Контроль Тесты первого уровня используются для проверки качества усвоения на уровне «узнавание»

Заключение Что еще не сделано в данной методике?

Заключение Что еще не сделано в данной методике?

Литература 1.

Литература 1.

Сетевое издание «Фонд образовательной и научной деятельности

Сетевое издание «Фонд образовательной и научной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.12.2021