ПДД и ОБЖ

  • docx
  • 12.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ПДД и ОБЖ.docx

Урок по ОБЖ Безопасность при пожаре

Цели урока:

а) Знать: об основных причинах и последствиях пожара.
б) Уметь: правильно действовать в случаях пожара.

Оборудование: Плакаты “ Причины пожара “, памятка “ Как вести себя на пожаре”, компьютер.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Мотивационно-целевой блок:

Учитель:

– Здравствуйте, ребята ! Я очень рада приветствовать вас на уроке безопасности. Сегодня мы вместе с Серёжей и нашими гостями, а в гостях у нас дедушка и папа пожарные, отправляемся в далёкое путешествие по планетам. И узнаем на каждой планете какие существуют опасности , которые могут не только испортить нам жизнь ,но даже отнять её у нас. Чтобы такого не случилось, надо обязательно уметь предвидеть эти опасности и знать способы как избежать их или победить в возникшей критической ситуации.
– Сегодня мы поговорим об огне , который не помогает людям , а наоборот приносит горе и беду всем живым на земле. Ежегодно в Казахстане во время пожаров гибнет около 20000 человек. Печальная статистика, если учесть, что эти смерти происходят в большинстве своём от невнимательности, паники и незнания элементарных правил поведения при возгорании . Огонь – явление нужное и полезное, но необходимо уметь держать его в узде. 
Итак одеваем космические костюмы, садимся в ракету и отправляемся на первую планету. (Слайд 3).

– Ну вот кажется мы приближаемся на историческую планету. Интересно, что же мы здесь узнаем.

Учитель:

История возникновения и развития пожарного дела.

В “Судебнике” Ивана-II, введённом в 1498 году, сказано о курцах: “Зажигальщику живота не давать, казнить его смертною казнью”. С 1689 года Пётр Великий приказал тушить пожары силами московских стрельцов, сотских старост и посадских людей. В1803 году Александр-1 подписал указ об организации в Петербурге пожарной охраны. Первая пожарная команда в Киеве была организована в 1841 году, в её состав входили 25 человек.
17 апреля 1918 года был подписан Декрет “О государственных мерах борьбы с огнём”.
Этот день и стал днём образования пожарной охраны.

Учитель:

В пожарном календаре указывается, что в 1904 году были включены две пожарные команды и четыре пожарные дружины (В городах были пожарные команды, а в деревнях – пожарные дружины.) , а в 1912 году упоминаются уже 10 дружин.
В 1863 году в России был основан один из самых первых заводов, завод Г. Листа, выпускающий противопожарное оборудование. Там выпускали паровые и ручные насосы, заливные пожарные трубы, складные лестницы. Это оборудование было по достоинству оценено в пожарных частях, да и владельцы заводов и фабрик, содержавшие на своих предприятиях пожарные команды, старались оснащать их техническими средствами.
От конных повозок с ручными пожарными насосами до мощных современных средств тушения пожаров – таков путь развития пожарной охраны.

Пожарные люди отважные!
Ведь что для них самое важное? 
Сообща работать уметь, 
Чтоб пожар преодолеть.

Учитель:

Сегодня эта специальная служба – одна из самых мобильных. В центре управления силами и средствами сидят служащие пожарной части, принимающие сообщения о пожарах. Центр управления – это сердце пожарной охраны. Они быстро дают сигнал тревоги в пожарную часть, расположенную ближе всего к месту загорания, направляя туда необходимое количество пожарных машин, а также машин “скорой помощи”. В центре управления находится много пультов. За каждым сидит сотрудник, который принимает звонки. Все звонки фиксируются в памяти компьютера и ведётся журнал учёта звонков, выезда пожарных расчётов. На пожар всегда выезжает боевой расчёт, состоящий из нескольких машин.
Команда разделена на группы, у каждой свои задачи: пожаротушение, спасение и эвакуация людей, предотвращение распространения пожара на близлежащие здания.

Лишь только услышат тревогу,
Сняв трубку звонка “ 01”
Пожарный расчет по тревоге
Летит в тот же миг, как один!

Учитель:

В своей работе пожарные используют множество различных машин. Одной из основных является машина для пожаротушения и вспомогательных действий. Все машины красного цвета. Выезжая по вызову, они имеют преимущество проезда и могут ехать на красный сигнал светофора. При этом включаются сирены и мигалки.
Одежда и оснащение современного пожарного могут быть самыми разными. Материал для боевой защитной одежды подбирается в зависимости от того, какие задачи придётся выполнять.
Однако любой материал подвергается специальной обработке, благодаря которой он практически не горит. Кроме защитной одежды у пожарных есть ещё и повседневная форма, очень похожая на военную.

Кто сердцем силен и душой беспокоен,
И в беде ведет себя отважно,
Тот может быть, конечно, удостоен
Такого звания как пожарный.

Учитель:

Да интересно было узнать как же раньше справлялись с огнём.
А теперь мы отправимся дальше и полетим на следующую планету , которая называется

Планета правил .

Говорим – огонь нам друг!
Но врагом он станет вдруг,
Если мы о нём забудем,
Отомстит он сразу людям.
Пожалеете о том 
Вы в сражении с огнём.
Тут он страшен и суров –
И от дома куча дров.

– Что изображено на рисунке? (Огонь) (Слайд 4).
– Огонь в природе и в быту это хорошо или плохо?
– Назовите, что хорошего даёт человеку огонь?
– Действительно, огонь позволяет нам согреться , от него в темноте светло , на огне можно приготовить пищу.
– А чем плох, чем страшен огонь?
– Действительно, огнём можно обжечься, огонь может вызвать пожар.
– Если пожар случится в твоём доме, что вы должны делать?

Пожар в квартире:  (Слайд 5–6).

Вызовите пожарную охрану по телефону 01.

Выведите на улицу детей и престарелых.

Если очаг возгорания невелик, попробуй его потушить cамостоятельно (из водопровода, стиральным порошком, плотной тканью).

Запрещается тушить водой включённые электроприборы.

Сообщи о пожаре соседям, позови их на помощь .

Если не можешь справиться с огнём немедленно покинь квартиру. Отключи по возможности электричество, газ, закрой окна.

При выходе из квартиры защитите глаза и органы дыхания от дыма респиратором, ватно-марлевой повязкой, смоченными водой куском ткани или полотенцем. Двигайтесь пригнувшись или ползком. (внизу меньше дыма )

Если покинуть квартиру невозможно, постарайся пробраться на балкон, плотно закрой за собой дверь и зови на помощь.

Ни в коем случае не прыгай с балкона, оставайся на месте – пожарные обязательно тебя спасут и кричите: ,, ПОЖАР!”.

Если на тебе загорелась одежда, падай на пол и катайся, что-бы сбить пламя, либо накинь на себя очень плотную ткань.

Храните документы и деньги в месте, известном всем членам семьи, на случай внезапной эвакуации при пожаре.

Пожар в подвале: (Слайд 7).

Звоните в пожарную охрану.

Ни в коем случае не пытайтесь сами проникнуть в подвал, это может закончиться для вас трагично.

Если из-за пожара в подвале появился дым откройте окна (но не дверь на лестничную площадку ) и покиньте дом, оповестив соседей.

Выбирайтесь либо низко пригнувшись либо ползком дыша через мокрую ткань или полотенце.

Заблудившись, выходите в сторону тяги дыма.

Не найдя выхода, лягте в проходе, где температура не очень высока и постарайтесь чем-нибудь накрыться.

Горит телевизор: (Слайд 8).

Обесточьте телевизор.

Сообщите в пожарную охрану.

Во избежание отравления продуктами горения немедленно удалите из помещения людей, в первую очередь детей.

Если после отключения телевизор продолжает гореть, залейте его водой через отверстия задней стенки, находясь при этом сбоку от аппарата, или накройте его плотной тканью. Если горение продолжается выбросьте телевизор в окно, не забыв при этом посмотреть вниз.

Если телевизор взорвался и пожар усилился, покиньте помещение закрыв двери и окна.

Учитель: 
– Что необходимо сделать , если вы видите , что начинается пожар ?
– А как вы думаете , почему пожарный номер такой простой ?

,,01” – простой номер его всякий запомнит . (Слайд 9).
,,01” – короткий номер , при пожаре дорога каждая минута.
,,01” – удобный номер , его легко набрать даже в темноте .

Ученик:

Пусть каждый знает гражданин –
Пожарный номер – ,, 01”.
Ты о пожаре услыхал,
Скорей об этом дай сигнал –
Смело трубку в руки взять,
,,01” сумей набрать
И назвать ещё потом
Город, улицу и дом,
И квартиру, где живёте,
И с каким она замком,
И ещё сказать: ,, Даю
Вам фамилию свою,
Также номер телефона,
У которого стою“.

Безопасность при лесных пожарах. (Слайд 12).

Определите направление ветра и распространения огня, бегите из леса навстречу ветру по возможности параллельно фронту пожара.

Если вы в зоне пожара окунитесь в ближайший водоём или хотя бы смочите одежду, дышите через мокрый платок.

Если огонь небольшой можно засыпать землёй или залить водой.

Потушив пожар, не уходите, не убедившись, что огонь не разгорится.

Недопустимо. (Слайд 13).

Пользоваться открытым огнём (бросать горящие спички, окурки).

Оставлять на освещенных солнцем местах бутылки или осколки стекла, которые могут стать зажигательными линзами.

Выжигать траву.

Разводить траву.

– А теперь мы отправляемся на свою родную планету, в свой родной класс.
– Давайте, ребята, скажем добрые слова нашим гостям – пожарникам..

Учитель:

– А теперь поиграем в игру ,, Это я , это я , это все мои друзья “
Кто, почуяв запах гари, сообщает о пожаре ?
Кто из вас, почуяв дым, говорит:,, Пожар ! Горим ! “
Кто из вас шалит с огнём утром, вечером и днём ?
Кто, почуяв газ в квартире, позвонит по ,,04”?
Кто костры не поджигает и другим не разрешает ?
Кто от маленькой сестрички прячет, дети, дома спички ?
Признавайтесь-ка мне в том, кто из вас шалит с огнём ?

Правила пожарные без запинки знайте!
Правила пожарные строго соблюдайте!

III. Итог урока:– Ребята, всегда помните, что легче пожар предупредить, чем потушить, что маленькая спичка может обернуться большой бедой.
– Чтобы избежать пожара, необходимо хорошо знать и строго соблюдать правила пожарной безопасности. Но, если пожар всё-таки произошёл, надо чётко знать, как себя вести.
– Постарайтесь, чтоб огонь был вашим другом и никогда не стал врагом .
– Берегите от огня свою жизнь, жизнь других людей, дом, в котором вы живёте, школу, в которой вы учитесь!
– Вот и солнышко отправилось домой .

 

Урок ОБЖ по теме "Пожары в жилище"


Цель урока: создание условий для овладения правилами безопасного поведения.

Задачи:

После изучения темы учащиеся должны:

а) знать:

об основных причинах и последствиях пожара;

об основных мерах пожарной безопасности в быту;

о правилах поведения при пожарах в доме и способах эвакуации из горящего помещения;

б) уметь:

правильно действовать в случае пожара в доме;

эвакуироваться из горящего здания;

в) иметь представление:

об основных поражающих факторах пожара, воздействующих на людей;

об огнестойкости строительных конструкций.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Изложение программного материала.

Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжим разговор об одной из самых распространенных опасных ситуаций, которая может случиться в жилище – о возгорании и пожарах. А сделаем мы это вместе с героями стихотворения “Кошкин дом”.

Помните?!

Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся Кошкин дом!
Загорелся Кошкин дом,
Идет дым столбом!

Пожар в доме – это большая беда.

А давайте назовем причины, по которым мог возникнуть пожар в доме кошки. Назовите наиболее частые причины пожаров.

- детские шалости с огнем;

- короткое замыкание в электросети;

- оставленные включенными без наблюдения утюг и другие электроприборы;

- неосторожное обращение с открытым огнем, свечами, бенгальским огнем возле новогодней елки, на балконе;

- чистка одежды бензином, использование бензина для разжигания печки (на даче);

- курение в постели, в сарае, на сеновале;

- брошенная в траву, в урну непотушенная спичка или сигарета;

- оставленные без контроля горящая свеча, газовая горелка;

- отсутствие контроля в зоне сварочных работ в течение пяти часов после их завершения;

- перегрев телевизора, его запыленность и размещение в нише мебельной стенки;

- хранение на балконе или в теплых помещениях пороха, лаков, красок, других легковоспламеняющихся жидкостей; попадание на балкон непотушенных окурков и спичек с верхних этажей;

- сушка предметов одежды, разогревание красок и лаков над газовой плитой;

- близкое размещение бумажных абажуров, газет, синтетических и других горючих материалов к лампам, печкам, электрокаминам;

- неосторожность в обращении с фейерверками, хлопушками, петардами; большое число мощных электроприборов, включенных в одну розетку, использование тройников.

По известной легенде, огонь людям подарил Прометей, похитив его с Олимпа. В наказание Зевс велел приковать его к горам Кавказа. Каждый день прилетал к Прометею большой орел и клевал ему печень. Так продолжалось тысячелетия. Столь дорогая плата требует внимательного и бережного отношения к огню. В древние времена зажечь огонь было тяжело, и люди постоянно поддерживали его в костре или очаге. В наши дни, чтобы зажечь огонь, достаточно чиркнуть спичкой, а вот чтобы потушить полыхающий пожар требуются нечеловеческие усилия, огромные средства и силы.

Кто виноват?

Чаще всего в пожаре виноваты сами пострадавшие, ведь для возникновения пожара необходимо всего два основных условия – источник и топливо, плюс что-то третье, относящееся к категории “не судьба”. Источником огня в квартире может быть искра, спичка, перегрев вследствие электрического, химического или иного нагрева, и даже разряд атмосферного электричества. С топливом в квартире тоже проблем нет. Газ, пыль, захламленные кладовки и антресоли, горючая бытовая химия и предметы интерьера, включая бытовую технику.

Ну, давайте дальше вспоминать стихотворение

Загорелся Кошкин дом,
Идет дым столбом.

Ребята, а вы знаете, что ядовитый дым – это опасный спутник огня, основной поражающий фактор пожара.

Чем же он опасен для организма человека? (схема)

А какие еще поражающие факторы пожара вы знаете?

СХЕМА

Основные поражающие факторы пожара и их воздействие на организм человека

Кошка выскочила 
Глаза выпучила

Ребята, случае возникновения пожара в жилище какие должны быть действия человека?

Что необходимо делать?

1. Вызови пожарную охрану по телефону 01.

Если телефона нет, зови на помощь.

2. Покинь горящее помещение, проверив, не остались ли в квартире те, кто не может выбраться сам (маленькие дети, больные, старики)

3. Встречай пожарных.

4. Если огонь небольшой, то можно попробовать справиться с ним самостоятельно.

А как же поступила кошка? Помните?

Кошка выскочила
Глаза выпучила
Бежит курочка с ведром
Заливать Кошкин дом, 
А лошадка с фонарем,
А собачка – с помелом
Серый заюшка – с листом
Раз! Раз! И огонь погас.

А вы какие знаете средства тушения пожаров?

На доске предметы. Распределите их в две группы по способу тушения.

Объясните свой выбор (электроприборы нельзя тушить водой).

А чего нельзя делать при пожаре?

- распахивать окна и двери в горящем помещении — кислород способствует горению, а дым его уменьшает;

- близко подходить к огню из-за опасности взрывов, обрушения конструкций зданий. При больших пожарах образуются воздушные потоки, которые могут затянуть человека в огонь;

- поддаваться панике и мешать тем, кто тушит пожар, спасает имущество;

- тушить водой включенные в сеть электробытовые приборы, электрощиты и провода.

На доске рисунок. Расскажите план действия в данной ситуации

1) быстро выключить телевизор;

2) засыпать песком, землей

3) накрыть плотной тканью, покрывалом, курткой, ковриком.

Однако самое лучшее – это не доводить дело до пожара. Для этого нужно не так уж и много – тщательно соблюдать инструкции и правила безопасности, которые прилагаются к любому электроприбору. И не забывайте о признаках возможного загорания электроприборов:

- появление дыма или запаха горелой резины (пластика, дерева);

- сильный нагрев отдельных частей или прибора в целом;

- искрение, вспышки света, треск в приборе или проводе.

При появлении любого из этих признаков лучше сразу отключить прибор и позвать взрослых.

Если вдруг увидишь дым,
Что-то загорается,
Позвони по “01”,
Сразу все уладится!
Выпал на пол уголек, 
Деревянный пол зажег.
Не смотри, не жги, не стой – 
А залей его … (водой)

Ростом спичка-невеличка, 
Не смотрите, что мала.
Эта маленькая спичка
Может сделать много зла.
Крепко помните, друзья,
Что с огнем шалить нельзя!

3. Закрепление знаний.

Пора подводить итоги. Кошке помогли надежные и верные друзья. Кошкин дом спасли.

А мы с вами должны обязательно знать и соблюдать правила пожарной безопасности. И помнить откуда может прийти беда, что может стать причиной пожара.

1. Назовите основные поражающие факторы, воздействующие на людей при пожаре?

2. Перечислите причины пожаров в жилых и общественных зданиях.

3. Какие правила пожарной безопасности необходимо соблюдать в доме?

Задание:

Расставь листы так, чтобы получилась пословица, отражающая суть системы противопожарной безопасности, да и одно из правил ОБЖ:

http://festival.1september.ru/articles/501317/img1.gif

4. Подведение итогов

Оценки.

Памятки.

5. Домашнее задание. Найти и записать в тетради 2 пословицы о пожарах, о противопожарной безопасности.

 

урок по правилам дорожного движения "Ловушки на дорогах


Цели урока:

проверить знания учащихся по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах;

развивать навыки применения ПДД у учащихся;

воспитывать у учащихся культуру поведения на улицах и   дорогах.

На уроке используется презентация (Приложение 1).

Ход урока

Вступительное слово.

Учитель: - Здравствуйте, ребята. Сегодня мы поведём вас в мир дорожного движения. Почему мы, познакомтесь с моим помощником:

Он стоит на перекрёстке
Полосатый, как в матроске
Удивились дети разом:
Для чего ему три глаза?
Красный - стоп всему движенью.
Жёлтый - наше уваженье,
А зелёный загорится,
Можешь дальше в путь пуститься.
Он зовётся с давних пор
Очень просто - ……..(светофор)

Учитель: - Итак, с моим  помощником  вы познакомились, а чтобы наше путешествие было увлекательным и безопасным необходимо хорошо знать и строго соблюдать ПДД. Сегодня мы поговорим о правилах дорожного движения и о «ловушках» на дорогах, т.е.о тех опасностях, которые нас подстерегают на дорогах и что необходимо делать, чтобы не попасть в эти «ловушки».

(звучит музыка  шум транспорта)

- Итак, где мы с вами оказались?

Дети: -  на дороге, слышим звуки транспорта

Учитель: -Давайте вспомним, как появились правила дорожного движения?

Светофорчик: - Я читала, что в давние времена, когда человек перемещался по земле только пешком, правил движения не существовало. Чтобы  двигаться быстрее, перевозить грузы, человек оседлал животных, а потом запряг их в повозки.

Учитель: -  Да и  когда по земле заколесили экипажи и сразу всё осложнилось. Пока не было правил дорожного движения, одни не хотели уступать дорогу другим, другие рады были бы уступить, но не знали, как это безопасно сделать. Царила неразбериха. Сталкивались экипажи, получали травмы пешеходы. Тогда появились первые пострадавшие и первые нарушители порядка на дорогах. И тогда людям пришлось задуматься над тем, как упорядочить движение экипажей и пешеходов.

Светофорчик: - Ещё при царе Иване 3 на Руси повелевалось соблюдать правила езды и хождения по дорогам, а нарушителей строго наказывали.

Учитель: -  Известны указы Петра 1, царицы Анны Иоановны, императрицы Екатерины 2. Именно эти указы стали предшественниками современных правил дорожного движения. Вот так всё начиналось.(стихи ребят о ПДД)

- Скажи Светофорчик, когда мы не пользуемся ПДД?

Светофорчик: – Правилами дорожного движения мы не пользуемся пока, находимся дома, в школе, играем вдали от дороги. Но они сразу становятся необходимыми, как только выходим из дома на улицу и превращаемся в участников дорожного движения. В этом случае все мы можем быть либо пешеходами, либо пассажирами, либо водителями.

Учитель: – Кого мы называем пассажирами? (люди, которые пользуются общественным транспортом)- Кого мы называем водителями?(люди, которые управляют транспортным средством)- Кого мы называем пешеходами? (люди, которые движутся пешком)

- Чаще в роли кого мы с вами бываем, когда идём в школу, из школы, в магазин?

(Давайте споём песню о пешеходах):

Я любимого бульдожку вывела гулять,
Вдруг бульдог увидел кошку и за ней бежать
Он забыл, что в этом месте перехода нет
И теперь ему в больницу,
И теперь ему в больницу,
И теперь ему в больницу я ношу обед.
Припев: Пешеходы, пешеходы
Будьте осторожны
Соблюдайте переходы, где положено
Пешеходы, пешеходы
Будьте бдительны
Берегите и себя и водителей-2 раза

Светофорчик: – А теперь я хотела  бы узнать знаете ли вы виды транспорта. Отгадайте мои загадки. Какой из данных транспортов  является пассажирским?

Спасибо молодцы!

Учитель: – Какие правила поведения пешеходов вы знаете?

Дети: – (ответы детей)

Давайте проверим, правильны ли ваши предположения:

Пешеходы должны идти по тротуарам или пешеходным дорожкам

Если тротуара или пешеходной дорожки нет, можно идти по обочине дороги, не выходя на проезжую часть

Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам

При отсутствии пешеходного перехода переходите дорогу на перекрёстке

Если поблизости нет ни пешеходного перехода, ни перекрёстка, то разрешено переходить дорогу строго поперёк проезжей части в том месте, где она хорошо просматривается в обе стороны

Существуют ещё подземные и надземные переходы

Пешеходные переходы бывают регулируемые и нерегулируемые.

- Как вы думаете, чем они отличаются?

Регулир. (светофор), нерегулир. (знак пеш, перехода, зебра)

Учитель: – Вот мы и вспомнили и повторили правила пешеходов, пора и отдохнуть.

Светофорчик: – (физминутка)Я буду показывать сигналы светофора, а вы повторяете за мной.

Красный-мы стоим красиво
Жёлтый делаем хлопок
А зелёный топ-топ-топ.

Учитель: – А теперь проверим, как вы хорошо запомнили правила пешеходов. Назовите, к какому правилу относится иллюстрация?

- Молодцы!

Посмотрите внимательно на дорожные знаки и скажите, какие из них вы видите чаще всего? (показ дорожных знаков) обсуждение

Но оказывается на дорогах можно попасть в «ловушки», т.е. в опасные ситуации (просмотр и комментарии ситуаций)

Вывод: Чтобы не попасть в ловушки на дорогах необходимо не только знать правила дорожного движения, но и предвидеть опасные ситуации на дорогах.

А теперь, Светофорчик подготовил для вас вопросы, у вас на партах лежат листочки с вопросами  (индивидуальная работа после выполнения,  меняются листочками-взаимопроверка) Проверяем с компьютером

Итог. О чём сегодня на уроке мы говорили? Что нужно, чтобы не попасть в опасные ситуации?

Большое спасибо, ребята!

Технические требования предъявляемые велосипедисту

 

Что такое велосипед?

Казалось бы ответ на вопрос "что такое велосипед?" знает даже маленький ребенок, однако нас интересует формулировка понятия велосипед из пункта 1.2. правил дорожного движения:

"Велосипед" - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.

В данном пункте нас интересует фраза "транспортное средство", т.к. именно она подчеркивает, что все пункты правил дорожного движения, относящиеся к транспортным средствам, относятся и к велосипедам.

Второе понятие, которое следует рассмотреть в рамках этой статьи - пешеход:

"Пешеход" - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.

Обратите внимание, водитель велосипеда не является пешеходом. Однако человек, ведущий велосипед, пешеходом является. У владельцев велосипедов есть достаточно интересная возможность становиться пешеходом при необходимости. О ней забывать не стоит.

Правила дорожного движения для велосипедов

Рассмотрим правила дорожного движения для велосипедов. При беглом просмотреправил дорожного движения может показаться, что ПДД для велосипедистов сосредоточены исключительно в 24 разделе правил "24. Дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов, гужевых повозок, а также прогону животных". Однако на деле все обстоит совершенно по-иному.

В правилах дорожного движения существует несколько типов участников дорожного движения, к которым может относится конкретный пункт правил. Чаще всего это механическое транспортное средство, транспортное средство и водитель. Велосипед не является механическим транспортным средством, однако все пункты относящиеся к водителям и к транспортным средствам применимы и к велосипедистам.

Внимание! Пункты правил, относящиеся к пешеходам, не относятся к водителям велосипедов. Они относятся лишь к лицам, ведущим велосипед.

Т.е. большая часть правил дорожного движения распространяется на велосипедистов, включая и специальный 24 раздел. Разбирать и объяснять абсолютно все ПДД для велосипедистов в этой статье я не буду. Интересующийся читатель может сделать это самостоятельно. Я остановлюсь лишь на тех пунктах правил, которые чаще всего нарушаются водителями велосипедов.

Техническое состояние велосипеда

2.3. Водитель транспортного средства обязан:

2.3.1. Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (в дальнейшем - Основные положения).

Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада.

...

Итак, правила дорожного движения запрещают движение велосипеда, у которого есть неисправности рабочей тормозной системы или рулевого управления. Соответственно любители уменьшения веса велосипеда, путем удаления тормозов и т.п. являются нарушителями правил дорожного движения. Наказания для них предусмотрены кодексом об административных правонарушениях и будут рассмотрены в конце этой статьи.

Алкогольное опьянение

Пункт 2.7 правил дорожного движения запрещает управлять велосипедом лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, а также передавать управление лицам, находящимся в состоянии опьянения. Т.е. если пьяный товарищ слезно умоляет Вас дать ему велосипед для поездки к ближайшему киоску, ему нужно в этом настойчиво отказать.

Сигналы поворота

8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

Сигналу левого поворота (разворота) соответствует вытянутая в сторону левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой.

Водитель велосипеда должен подавать сигналы поворота перед началом движения, перестроением, поворотом и остановкой. Поскольку световыми указателями поворота велосипеды не оборудуются, сигналы необходимо подавать рукой. Соответственно, сигналу левого поворота соответствует вытянутая в сторону левая рука, сигналу правого поворота - вытянутая правая рука.

Сигналы поворота необходимо подавать заблаговременно до начала поворота. Вернуть руку на руль можно непосредственно перед началом поворота.

Я видел всего одного водителя велосипеда, который на перекрестках подавал сигналы поворота. Со стороны может показаться, что выполнение этого маневра может вызвать затруднения или проблемы, однако на практике это не так.

Где можно ехать на велосипеде?

9.5. Транспортные средства, скорость движения которых не должна превышать 40 км/ч или которые по техническим причинам не могут развивать такую скорость, должны двигаться по крайней правой полосе, кроме случаев объезда, обгона или перестроения перед поворотом налево разворотом или остановкой в разрешенных случаях на левой стороне дороги.

9.9. Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, оговоренных в пунктах 12.1, 24.2 Правил).

24.2. Велосипеды, мопеды, гужевые повозки (сани), верховые и вьючные животные должны двигаться только в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.

Чаще всего велосипеды по техническим причинам не могут развивать скорость 40 км/ч, поэтому двигаться они должны по крайней правой полосе проезжей части в один ряд возможно правее.

Кроме того, велосипеды могут двигаться по обочине. Однако по тротуарам движение велосипедов запрещено. Если Вы хотите двигаться по тротуару, то Вам необходимо слезть с велосипеда и тем самым приравнять себя к пешеходу.

Водители велосипедов должны пропускать пешеходов

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу (понятия регулируемого и нерегулируемого пешеходного перехода аналогичны понятиям регулируемого и нерегулируемого перекрестка, установленным в пункте 13.3. Правил), обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода.

Велосипед, также как и любое другое транспортное средство, должен снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов.

Световые приборы для велосипедов

В темное время суток на велосипеде должны быть включены фары или фонари, а в светлое время суток ближний свет фар или дневные ходовые огни:

19.1. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие световые приборы:

на всех механических транспортных средствах и мопедах - фары дальнего или ближнего света, на велосипедах - фары или фонари, на гужевых повозках - фонари (при их наличии);

19.5. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.

До сих пор мне не доводилось встречать ни одного велосипедиста, который бы использовал ближний свет фар или дневные ходовые огни при движении днем. Соответственно, сотрудники ГИБДД могут наложить штраф на любого водителя велосипеда.

Возраст для управления велосипедом

24.1. Управлять велосипедом, гужевой повозкой (санями), быть погонщиком вьючных, верховых животных или стада при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет, а мопедом - не моложе 16 лет.

Пункт 24.1 разрешает управлять велосипедом лицам не моложе 14 лет при движении по дорогам. Что касается движения по бездорожью, то в нем могут участвовать лица любого возраста. Напомню, что тротуары и обочины относятся к дорогам, поэтому лицам до 14 лет по ним передвигаться нельзя.

Запреты для водителей велосипедов

24.3. Водителям велосипеда и мопеда запрещается:

ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;

перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками;

перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;

двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;

поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;

двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов).

Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.

Из этого перечня нужно отметить следующие пункты:

1. Водителям велосипедов запрещается поворачивать налево и разворачиваться на дорогах, имеющих более одной полосы в данном направлении. Т.е. поворот налево в городе велосипедисту запрещен практически везде.

Можно предложить следующий выход. Водитель велосипеда покидает свое транспортное средство и становится пешеходом. Затем он пересекает перекресток в требуемом направлении. После этого он вновь садится на велосипед и продолжает движение по дороге/обочине.

2. Запрещается буксировка велосипедами и мопедами, а также велосипедов и мопедов. Я неоднократно становился свидетелем нарушения этого пункта правил.

3. При управлении велосипедом не требуется специальный велошлем, однако я бы порекомендовал его приобрести всем веловладельцам. Однажды я был свидетелем того, как в достаточно безобидной ситуации мой товарищ упал с велосипеда и ударился головой (о землю, не об асфальт). Вследствие этого он получил сотрясение мозга и потерял память за последние несколько недель.


 

Скачано с www.znanio.ru