В жизни по-разному можно жить:
В горести можно и в радости.
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так:
На рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнца достать
И подарить его людям!
Эти слова, как нельзя лучше, относятся к человеку с
большой буквы,
заслуженному учителю Шичкиной Любови
Ивановне. Инициативная, умная, активная и
заразительно оптимистичная, она
любезно согласилась дать нам интервью о своей
педагогической деятельности в роли педагога и наставника.
Здравствуйте, Любовь
Ивановна.
Давайте начнем с главного вопроса: почему Вы выбрали профессию педагога?
- Мне с детских лет хотелось делиться своими знаниями, умениями с
другими, а лучше
учителя это никто не сделает. По окончании средней школы, я поступала в
Кировский педагогический институт на физико - математический факультет, но не
прошла по конкурсу, но жизнь распорядилась так, что я все равно освоила эту
профессию.
- Тогда продолжите, пожалуйста, предложение «Учитель- это…»
- Учитель – творческий человек, но обращается он к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью
красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и
любовью, своим отношением к миру.
- За годы работы Вы, наверное, точно поняли, в чём состоит
главная задача педагога? Какими чертами характера он должен владеть?
- Труд учителя тяжелый и ответственный. Учитель в ответе за
молодое поколение,
каким
оно будет, таково и будущее страны. Педагог, прежде всего, должен любить детей. Без любви к детям нельзя подходить
к школе. Разумеется, он должен быть честным,
справедливым, объективным, добрым, внимательным.
-- Любовь Ивановна, расскажите, пожалуйста, о своей педагогической деятельности. Как давно вы преподаёте? - Окончив МПИ в г.Йошкар - Ола, я приехала в п. Известь, Зубово-Полянского района, Республики Мордовия. И как раз в это время освободилось место учителя математики в школе. Меня пригласил работать директор школы Семочкин Владимир Михайлович.
Это был далекий 1981 год. С тех пор я и работаю учителем математики. В 1989 году я была назначена заместителем директора по учебно - воспитательной работе и занимала эту должность на протяжении 20 лет.
- Любовь Ивановна, Вы для меня являетесь наставником. Помню, как после окончания педагогического училища в 1992 году я пришла работать в Известковскую среднюю школу. У меня педагогического опыта совсем не было. А Вы уже работали в школе учителем математики и завучем и имели большой опыт знаний и умений. Когда стала работать, то вы стали посещать мои уроки и после каждого урока вы давали мне советы, направляли в работе, как лучше учить детей, чтобы был им понятен изученный материал. Вот тогда Вы для меня стали наставником. И хотя это было 30 лет назад, мне посчастливилось на протяжении 20 лет быть вашей ученицей, перенять от вас много знаний, умений, которые я и сейчас использую в своей работе. - Любовь Ивановна, что значит наставничество для Вас? - Моя главная задача, как наставника – помочь начинающему педагогу, стать настоящим учителем, передать накопленный опыт, обрести счастье в профессии, осознать всю важность и ответственность своей деятельности.
-Какими качествами должен обладать наставник? - Существует много качеств, которыми должен обладать педагог-наставник.
Например, способность ясно выражать свои мысли, умение внимательно слушать, задавать вопросы. Наставнику необходимо обладать способностью понимать и реагировать на чувства другого человека. Умение понимать чувства и эмоции другого человека помогут сделать процесс обучения легким и эффективным.
- После закрытия Известковской средней школы, Вы ушли на заслуженный отдых. А нас, педагогов, еще не пенсионного возраста в 2012 году перевели в Вышинскую среднюю школу. Но из-за нехватки педагогов, Вас попросили продолжить работу в данной школе. Мы все были рады, что опять Вы будете нашим наставником. И теперь у Вас есть с чем сравнивать опыт наставничества в Известковской школе и здесь в Вышинской школе.
-Любовь Ивановна, а был ли в вашей жизни человек, которого вы считаете своим главным наставником - учителем? -Да, моим наставником был Семочкин Владимир Михайлович, который преподавал математику в Известковской средней школе. У него уже был большой опыт работы в школе, и этот опыт он передавал мне.
-Какая у Вас любимая фраза как наставника? -Учитель должен быть, прежде всего, человеком.
-Какой совет дали бы молодому учителю? - Помни о том, что ребенку должно быть интересно на уроке. Только когда интересно, ребенок становится внимательным.
-Если бы Вам пришлось заново выбирать профессию, изменили ли бы Вы свое решение или снова выбрали бы профессию учителя?
- Если бы мне пришлось заново выбирать профессию, я бы снова выбрала профессию учителя. Видимо это мое призвание. Очень люблю детей, хочу передать им свои знания, умения.
-Спасибо большое, Любовь Ивановна, за интервью. Надеюсь, Вы и дальше продолжите работать и передавать опыт наставничества молодым педагогам и в частности мне.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.