«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ» КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ МУЗЫКИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Куксина Александра Владимировна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 17», учитель музыки,
Масштабные изменения за последние годы в жизни общества привели к формированию новой системы ценностей человека, где обладание знаниями является необходимым, но далеко не достаточным результатом образования. С целью формирования «новой» личности был разработан ФГОС второго поколения для НОО и ООО, выдвигающий перед образовательной системой новые цели и требования.
В связи с реализацией стандарта, каждый педагогический коллектив создаёт условия и определяет свой путь развития в решении поставленных задач. На плечи учителя ложится очень большой груз ответственности и мастерства по обучению, развитию и увлечению детей учебным процессом в рамках различных школьных предметов.
Я, учитель музыки, стремлюсь средствами музыкального искусства раскрыть перед детьми разные грани жизни человека. Ежедневно планируя каждый свой урок, ставлю перед собой цель - сделать занятие познавательно интересным, развивающим, эмоционально позитивным, активным и запоминающимся для всех его участников. Для этого я использую целый спектр технологий, среди которых главное место занимает технология «педагогическая мастерская», которая, по моему предположению, позволит мне создать благоприятные условия для реализации программы по предмету «Музыка» в рамках ФГОС на первом и втором уровнях обучения.
Цель моей работы - рассмотреть и апробировать технологию «педагогическая мастерская» как форму организации уроков музыки в общеобразовательной школе в рамках реализации ФГОС на уровнях начального и основного общего образования.
Изучив теоретический материал по теме исследовательской работы, мне удалось познакомиться с истоками технологии, уходящими в 20-е годы XX века во Францию и получившими дальнейшее развитие в девяностые годы в России. В основу разработки технологии были положены идеи педагогов-практиков: основы философского учения Ж.-Ж. Руссо, идеи свободного воспитания Л.Н. Толстого, успехи практической деятельности С.А. Рачинского, исследования Л.С. Выготского, теоретическое наследие А.С. Макаренко [15.3].
Ознакомившись с литературными источниками по изучению технологии, я узнала об основных её особенностях и элементах содержания, открыла для себя новый облик современного педагога – мастера, помощника, тьютера, создающего условия для мотивации детей на учебно-творческий процесс.
«Мастерская», означая в переводе с французского «ателье», подразумевает место создания чего-то нового. Именно здесь, используя свой личный опыт, ребёнок сам приходит к выводам и умозаключениям, делает интеллектуальные, творческие и личностные открытия. Недаром девиз французских мастерских – «Делай по-своему». Педагог должен провести ученика по пути от незнания к знанию, вместе с ним совершая «открытия». Отсюда важнейшими принципами этой технологии являются:
- «Я ищу – значит, я обучаюсь, я ищу – значит, я обучаю»;
- «Я исследую, ты исследуешь, мы исследуем» [20.3].
Литературные источники позволили мне рассмотреть типы мастерских, зависящих от состава и возраста участников, целей и способов деятельности, временной продолжительности процесса [161.3]. Так как технология мастерских считается одной из молодых, то она ещё не сложилась окончательно и подлежит дальнейшей практической отработке и теоретическому осмыслению [290.4].
Личным открытием для меня при изучении технологии оказалось знакомство с алгоритмом построения занятия в форме «педагогическая мастерская». Включая в свой алгоритм построения этапы: «индуция», «самоактуализация», «социоконструкция», «социализыция», «рефлексия» и «разрыв», мастерская призвана обеспечить решение задач интеллектуального и творческого развития учеников, создать условия для самопроявления и самореализации ребенка в процессе индивидуальной, парной и групповой работы, формировать у него системы новых знаний, умений, навыков за счет самостоятельной исследовательской и познавательной деятельности [15.1].
Основополагающим фактором успешности мастерской является наличие индуктора, который «натолкнёт» ребенка на осознание проблемы, поможет ему увидеть вопрос, заставит задуматься, заинтересоваться поисками вариантов ее решения [42.3]. Ребёнок должен ощутить потребность в разрешении вопроса, испытать чувство нетерпения, желание сделать самостоятельно что-то новое, непохожее на виденные им ранее образцы, проявить себя, свою индивидуальность [204.4].
Технология «педагогическая мастерская» - это форма обучения детей и взрослых, создающая условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия.
Рассмотрев все грани технологии, мне стало интересно, как она соотносится с требованиями традиционного урока прошлых лет, и не вступает ли в противовес с современным уроком. Сопоставив требования к уроку прошлого и настоящего времени, я увидела, что, не смотря на то, что принципы построения мастерской отличаются от принципов, принятых в традиционной педагогике, они не противоречат основным положениям дидактики, а преобразуют традиционные постулаты в соответствие с изменяющимся обществом [300.4].
Так, первоначально, опираясь на личные знания, чувства и ощущения, основанные на психологическом бессознательном уровне воздействия, данная форма занятия даёт возможность прочувствовать дальнейшее развитие участников образовательного процесса.
Я поняла, что на сегодняшний день эта технология одна из самых интенсивных и актуальных в рамках реализации ФГОС.
Изучив теоретический материал по теме, меня заинтересовал вопрос, на сколько технология мастерских будет уместна и результативна на уроках музыки и какие показатели успешности обучения детей она может продемонстрировать.
Для этого мною были разработаны и апробированы по четыре занятия в форме мастерских для обучающихся 4-х и 7-х классов.
Общее число респондентов составило 88 обучающихся.
Обработка исходных данных, полученных в ходе проведения исследовательских методик, дала возможность увидеть степень воздействия технологии на учебно-воспитательный процесс обучающихся. По методике М.И. Рожкова были выявлены уровни общей социализации учащихся в коллективе по критериям «социальная адаптация», «социальная активность» и «автономность», а так же, уровни развития нравственных качеств детей.
В результате математических подсчётов было установлено, что по всем данным критериям, отражённых в разных уровнях, наблюдалось повышение высоких и средних показателей при уменьшении количества низких уровней.
Это говорит о том, что такая форма занятия способствовала развитию в детях навыков взаимодействия на основе сотрудничества и уважения мнения других. Условия технологии дали возможность школьникам без страха за оценку и критику проявить способности в формировании и свободном выражении своей точки зрения, что активизировало их деятельность. Естественно, это не могло не сказаться на уровне общей социализации детей, где наблюдается резкое повышение высокого показателя на 12% за счёт уменьшения на 5% среднего и на 7% низкого уровней. Этот факт говорит о влиянии технологии на повышение степени сформированности толерантности, успешной социализации детей даже при столь небольшом количестве занятий.
Рис. 1. Диаграмма социализированности личности обучающихся
Оценка нравственных качеств учеников тоже претерпела изменения на 4% в сторону уменьшения низкого уровня (с 7% до 3%) и повышения высокого (с 40% до 44%). Это значит, что тематические занятия, в данной технологии способствовали более глубокому внутреннему анализу и осознанию каждым участником мастерской личной связи и солидарности с реальными нормами морали нравственной жизни [4.2].
Методика «ранжирование» позволила увидеть степень значимости предмета «музыка» в жизни ребят до момента «проживания» и после серии занятий в форме «педагогическая мастерская». Если первоначально «музыка» как школьный предмет среди 10 позиций занимала 9 ступень, то после проведения мастерских интерес учеников к предмету повысился и стал занимать 7 позицию. При этом, можно отметить уменьшение числа респондентов с 12,5% до 6%, поставивших предмет на 10 ступень. Одновременно можно наблюдать и увеличение числа детей, определивших по значимости для себя «музыку» на четвёртую, пятую и шестую позиции.
Наблюдения за работой детей показали, что наличие проблемных ситуаций и путей их решения делали занятие познавательным и очень интересным. Так считают 67% респондентов, 33% опрошенных видят в мастерских наличие интересных моментов. То, что занятия в данной форме вызвала у ребят наибольший интерес, говорит процентное соотношение между детьми, выбравшими для дальнейшей работы «урок» - это 19% (68 ч.) и мастерскую - это 81% (281 ч.).
Таблица 1. Результаты тест-опроса.
№ |
Тема |
Кол-во уч-ся |
Интерес к мастерской |
Форма занятия |
|||
1.Очень интересно |
2. Интересные моменты |
3. Не интересно |
1.Урок |
2.Мастерс-кая |
|||
1. |
«В концертном зале» |
47 ч. |
25 |
22 |
- |
15 |
32 |
2. |
«Масленица» |
45 ч. |
30 |
15 |
- |
5 |
40 |
3. |
«Колокольные звоны России» |
47 ч. |
34 |
13 |
- |
11 |
36 |
4. |
«Музыкальная культура Японии» |
47 ч. |
36 |
11 |
- |
8 |
39 |
5. |
«Авторская песня» |
41 ч. |
25 |
16 |
- |
12 |
29 |
6. |
«Рок-опера» |
41 |
23 |
18 |
- |
10 |
31 |
7. |
«И это всё о…» |
40 |
33 |
7 |
- |
2 |
38 |
8. |
«Ленинградская симфония» |
41 |
29 |
12 |
- |
5 |
36 |
Итого: |
349 |
235 |
114 |
- |
68 |
281 |
|
% |
100% |
67% |
33% |
- |
19 |
81 |
В итоге обработки результатов проведённой диагностики можно отметить, что показания по всем методикам и тест-опросу имеют только положительную динамику развития.
Заключение
Изучение теоретической литературы, осуществление практической и исследовательской деятельности позволили мне получить результаты и сформулировать следующие выводы.
«Педагогическая мастерская» первоначально, опираясь на личные знания, чувства и ощущения, основанные на психологическом бессознательном уровне воздействия, даёт возможность прочувствовать дальнейшее развитие участников мастерской. Наличие в занятии этапов самоактуализация и рефлексия, где обучающиеся учатся отстаивать свою позицию, свободно формулировать и высказывать своё мнение и отношение, дают возможность развитию личностных качеств ребёнка. Считаю, что такой способ познания может способствовать развитию наиболее эмоционально тонкой, отзывчивой и чувственной личности, чего так не хватает современному обществу. Подразумевая коллективные способы взаимодействия, «мастерская» способствует формированию коммуникативных навыков общения и социальной компетентности обучающихся, на что обращает наше внимание стандарт второго поколения.
Мастерская стимулирует всплеск активности участников и повышает их интерес к предмету, что особо важно для педагогов эстетического цикла, предметы которых по значимости в учебном процессе отодвинуты на позицию периферии. Не смотря на то, что такое занятие достаточно сложно для учителя в его затратной по времени и объёму подготовке, оно действительно может иметь хорошие результаты в формировании УУД школьников.
Таким образом, изучив теоретический материал по теме исследовательской работы, ощутив важность и практический результат воздействия на детей каждого этапа мастерской, я убедилась, что организация уроков музыки по данной технологии и есть то условие для формирования именно такой всесторонне развитой, самостоятельно и критически мыслящей личности, о которой сказано в основном положении ФГОС.
В процессе практической и исследовательской деятельности предполагаемая мною гипотеза была полностью доказана.
Считаю, что данный материал будет весьма полезен для педагогов любых школьных предметов в качестве ознакомления с выдающейся технологией и особо творческим, стремящимся к развитию себя и детей учителям музыки.
Для начинающих работу в данной технологии мною составлен ряд рекомендаций (приложение, рекомендации).
Список литературы:
1.4.Кулюткин Ю.М. Мышление и личность. СПб., 1995.- С.16.
2.5. Новые педагогические технологии в системе образования/ Под ред. д.п.н. проф. Е.С. Полат. М.,- AKADEMIA, 2000. – с. 10.
3.6. Окунев А.А.. Развитие философских педагогических идей Французской группы Нового образования и их реализация в опыте современной школа России /автореферат на соискание учен. Степени канд. Пед. наук. СПБ, 2001.
4.7. Окунев А.А.. Урок? Мастерская? Или…? СПБ.: филиал изд-ва «Просвещение, 2001-304.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.