«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ» КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ МУЗЫКИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

  • Исследовательские работы
  • doc
  • 29.12.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представление опыта и результатов работы в технологии "педагогическая мастерская"
Иконка файла материала Тезисы к исследовательской работе по пед.мастерской.doc

«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ» КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ МУЗЫКИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

                                                                        Куксина Александра Владимировна

                   Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                      

                   «Средняя общеобразовательная школа № 17», учитель музыки,                   

                                                                        

Масштабные изменения за последние годы в жизни общества привели к формированию новой системы ценностей человека, где обладание знаниями является необходимым, но далеко не достаточным результатом образования. С целью формирования «новой» личности  был разработан ФГОС второго поколения для НОО и ООО, выдвигающий перед образовательной системой новые цели и требования.

 В связи с реализацией стандарта, каждый педагогический коллектив создаёт условия и определяет свой путь развития в решении поставленных задач.  На плечи учителя ложится очень большой груз ответственности и мастерства по обучению, развитию и увлечению детей учебным процессом в рамках различных школьных предметов.

Я, учитель музыки, стремлюсь средствами музыкального искусства раскрыть перед детьми разные грани жизни человека. Ежедневно планируя каждый свой урок,  ставлю перед собой цель -  сделать занятие познавательно интересным, развивающим, эмоционально позитивным, активным  и запоминающимся для всех его участников. Для этого я использую целый спектр технологий, среди которых главное место занимает технология  «педагогическая мастерская», которая, по моему предположению, позволит мне создать благоприятные условия для реализации программы по предмету «Музыка» в рамках ФГОС на  первом и втором уровнях обучения.

Цель моей работы - рассмотреть и апробировать технологию «педагогическая мастерская» как форму организации уроков музыки в общеобразовательной школе в рамках реализации ФГОС на уровнях начального и основного общего образования.

Изучив теоретический материал по теме исследовательской работы, мне удалось познакомиться с истоками технологии, уходящими в 20-е годы XX века во Францию и получившими дальнейшее развитие в девяностые годы в России. В основу разработки технологии были положены идеи педагогов-практиков: основы философского учения Ж.-Ж. Руссо, идеи свободного воспитания Л.Н. Толстого, успехи практической деятельности С.А. Рачинского, исследования Л.С. Выготского, теоретическое наследие А.С. Макаренко [15.3].

Ознакомившись с литературными источниками по изучению технологии, я узнала об  основных её особенностях и элементах  содержания, открыла для себя  новый облик современного педагога – мастера, помощника, тьютера, создающего условия для мотивации детей на  учебно-творческий процесс.

«Мастерская», означая в переводе с французского «ателье», подразумевает место создания чего-то нового. Именно здесь, используя свой личный опыт, ребёнок сам приходит к выводам и умозаключениям, делает интеллектуальные, творческие и личностные открытия. Недаром девиз французских мастерских – «Делай по-своему». Педагог должен провести ученика по пути от незнания к знанию, вместе с ним совершая «открытия». Отсюда важнейшими принципами этой технологии являются:

- «Я ищу – значит, я обучаюсь, я ищу – значит, я обучаю»;

- «Я исследую, ты исследуешь, мы исследуем» [20.3].

Литературные источники позволили мне рассмотреть типы мастерских, зависящих от состава и возраста участников, целей и способов деятельности, временной продолжительности процесса [161.3]. Так как технология мастерских считается одной из молодых, то она ещё не сложилась окончательно и подлежит дальнейшей практической отработке и теоретическому осмыслению [290.4].

Личным открытием для меня при изучении  технологии оказалось знакомство с алгоритмом  построения занятия в форме «педагогическая мастерская». Включая в свой алгоритм построения этапы: «индуция», «самоактуализация», «социоконструкция», «социализыция», «рефлексия» и  «разрыв», мастерская призвана обеспечить  решение задач интеллектуального и творческого развития учеников, создать условия для самопроявления и самореализации ребенка в процессе индивидуальной, парной и групповой работы, формировать у него системы новых знаний, умений, навыков за счет самостоятельной исследовательской и познавательной деятельности [15.1].  

      Основополагающим фактором успешности мастерской является наличие индуктора, который «натолкнёт» ребенка на осознание проблемы, поможет ему увидеть вопрос, заставит задуматься, заинтересоваться поисками вариантов ее решения [42.3]. Ребёнок должен ощутить потребность в разрешении вопроса, испытать чувство нетерпения, желание сделать самостоятельно что-то новое, непохожее на виденные им ранее образцы, проявить себя, свою индивидуальность [204.4].

Технология «педагогическая мастерская» - это форма обучения детей и взрослых, создающая условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия.

      Рассмотрев все грани технологии, мне стало интересно, как она соотносится с требованиями  традиционного урока прошлых лет, и не вступает ли в противовес с современным уроком. Сопоставив требования к уроку прошлого и настоящего времени, я увидела, что, не смотря на то, что принципы построения мастерской отличаются от принципов, принятых в традиционной педагогике, они не противоречат основным положениям дидактики, а преобразуют  традиционные постулаты в соответствие с изменяющимся обществом [300.4].

Так, первоначально,  опираясь на личные знания, чувства и ощущения, основанные на психологическом бессознательном  уровне воздействия, данная форма занятия даёт возможность  прочувствовать дальнейшее развитие участников образовательного процесса. 

Я поняла, что на сегодняшний день эта технология одна из самых интенсивных и актуальных в рамках реализации ФГОС.

Изучив теоретический материал по теме, меня заинтересовал вопрос, на сколько технология мастерских будет уместна и результативна  на уроках музыки и какие показатели успешности обучения детей она может  продемонстрировать.

          Для этого мною были разработаны  и апробированы по четыре занятия в форме мастерских для обучающихся 4-х и 7-х классов.

Общее число респондентов составило 88 обучающихся.

Обработка исходных данных, полученных в ходе проведения исследовательских методик, дала возможность увидеть степень воздействия технологии на учебно-воспитательный процесс обучающихся. По методике М.И. Рожкова были выявлены уровни общей социализации учащихся  в коллективе по критериям  «социальная адаптация», «социальная активность» и «автономность», а так же,  уровни развития нравственных качеств детей.

В результате математических подсчётов было установлено, что по всем данным критериям, отражённых в разных уровнях, наблюдалось повышение высоких и средних показателей при уменьшении количества низких уровней.

Это говорит о том, что такая форма занятия способствовала развитию в детях навыков взаимодействия  на основе сотрудничества и уважения мнения других. Условия технологии дали возможность школьникам без страха за оценку и критику  проявить способности в формировании и свободном выражении своей точки зрения, что активизировало их деятельность. Естественно, это не могло не сказаться на уровне общей социализации детей, где наблюдается резкое повышение высокого показателя на 12% за счёт уменьшения на 5% среднего и на 7% низкого уровней. Этот факт говорит о влиянии технологии на повышение степени сформированности толерантности, успешной социализации детей даже при столь небольшом количестве занятий.

Рис. 1. Диаграмма социализированности личности обучающихся

 

Оценка нравственных качеств учеников  тоже претерпела изменения на 4% в сторону уменьшения низкого уровня (с 7% до 3%) и повышения высокого (с 40% до 44%). Это значит, что тематические занятия, в данной технологии способствовали более глубокому внутреннему анализу и осознанию каждым участником мастерской личной связи и солидарности  с реальными нормами морали нравственной жизни [4.2].

Методика «ранжирование» позволила увидеть степень значимости предмета «музыка» в жизни ребят до момента «проживания»  и после серии занятий в форме «педагогическая мастерская». Если первоначально «музыка» как школьный предмет среди 10 позиций занимала 9 ступень, то после  проведения мастерских интерес учеников к предмету повысился и стал занимать 7 позицию.  При этом, можно отметить уменьшение числа респондентов с 12,5% до 6%, поставивших предмет на 10 ступень. Одновременно можно наблюдать и увеличение  числа детей, определивших по значимости для себя «музыку» на  четвёртую, пятую и шестую позиции.

Наблюдения за работой детей показали, что наличие проблемных ситуаций и путей их решения делали  занятие познавательным и очень интересным.  Так считают 67% респондентов, 33% опрошенных видят в мастерских наличие интересных моментов. То, что занятия в данной форме вызвала у ребят наибольший интерес, говорит   процентное соотношение  между детьми, выбравшими для дальнейшей работы «урок» - это 19% (68 ч.) и мастерскую - это 81% (281 ч.).

 

Таблица 1. Результаты тест-опроса.

Тема

Кол-во уч-ся

Интерес к мастерской

Форма занятия

1.Очень интересно

2. Интересные моменты

3. Не интересно

1.Урок

2.Мастерс-кая

1.

«В концертном зале»

47 ч.

25

22

-

15

32

2.

«Масленица»

45 ч.

30

15

-

5

40

3.

«Колокольные звоны России»

47 ч.

34

13

-

11

36

4.

«Музыкальная культура Японии»

47 ч.

36

11

-

8

39

5.

«Авторская песня»

  41 ч.

25

16

-

12

29

6.

«Рок-опера»

41

23

18

-

10

31

7.

«И это всё о…»

40

33

7

-

2

38

8.

«Ленинградская симфония»

41

29

12

-

5

36

Итого:

349

235

114

-

68

281

%

100%

67%

33%

-

19

81

 

В итоге обработки результатов проведённой диагностики можно отметить, что показания по всем методикам и тест-опросу имеют только положительную динамику развития.

Заключение

Изучение теоретической литературы, осуществление практической и исследовательской деятельности позволили мне получить результаты и сформулировать следующие выводы.

«Педагогическая мастерская» первоначально,  опираясь на личные знания, чувства и ощущения, основанные на психологическом бессознательном  уровне воздействия, даёт возможность  прочувствовать дальнейшее развитие участников мастерской.  Наличие в занятии  этапов  самоактуализация и рефлексия, где обучающиеся учатся отстаивать свою позицию, свободно формулировать и высказывать своё мнение и отношение,  дают возможность развитию личностных качеств ребёнка. Считаю, что такой способ познания может способствовать развитию наиболее эмоционально тонкой, отзывчивой и чувственной личности, чего так не хватает современному обществу. Подразумевая коллективные способы взаимодействия, «мастерская» способствует формированию коммуникативных навыков общения  и социальной компетентности обучающихся, на что обращает наше внимание стандарт второго поколения.

Мастерская стимулирует  всплеск активности участников и повышает их интерес к предмету, что особо важно для педагогов эстетического цикла, предметы которых по значимости в учебном процессе отодвинуты на позицию периферии. Не смотря на то, что такое занятие достаточно сложно для учителя в его затратной по времени и объёму  подготовке, оно действительно может иметь хорошие результаты в формировании УУД школьников.

Таким образом,  изучив теоретический материал по теме исследовательской работы, ощутив важность и практический результат воздействия на детей  каждого этапа мастерской, я убедилась, что организация уроков  музыки по данной технологии и есть то условие для формирования именно такой  всесторонне развитой, самостоятельно  и критически мыслящей личности, о которой сказано в основном положении ФГОС.

В процессе практической  и исследовательской деятельности  предполагаемая мною гипотеза была полностью доказана.

Считаю, что данный материал будет весьма полезен для педагогов любых школьных предметов в качестве ознакомления с выдающейся технологией и особо творческим, стремящимся к развитию себя и детей учителям музыки.

Для начинающих работу в данной технологии мною составлен ряд рекомендаций (приложение, рекомендации).

Список литературы:

1.4.Кулюткин Ю.М. Мышление и личность. СПб., 1995.- С.16.

2.5. Новые педагогические технологии в системе образования/ Под ред. д.п.н. проф. Е.С. Полат. М.,- AKADEMIA, 2000. – с. 10.

3.6. Окунев А.А.. Развитие философских педагогических идей Французской группы Нового образования и их реализация в опыте современной школа России /автореферат на соискание учен. Степени канд. Пед. наук. СПБ, 2001.

4.7. Окунев А.А.. Урок? Мастерская? Или…? СПБ.: филиал изд-ва «Просвещение, 2001-304.