Подготовила:
учитель-логопед
Беловол Н.М.
дата проведения
03.03.2021 г.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯС ИГРОТРЕНИНГОМ«ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮРЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» |
||
03.03.2021 год
|
||
Цель: повысить профессиональное мастерство и компетентность педагогов – участников мастер-класса по проблеме развития речи детей дошкольного возраста при помощи речевых игр и упражнений в процессе активного педагогического общения. |
||
Задачи:
1. Познакомить педагогов с играми и игровыми упражнениями, эффективными для речевого развития детей.
2. Вовлечь педагогов в совместную игровую деятельность, вызывая интерес к данной проблеме.
3. Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
4. Побуждать педагогов использовать в своей работе новые формы и методы работы. |
||
Теоретическая часть:
|
||
1. |
«Какие игры способствуют развитию речи детей?» - доклад |
Беловол Н.М. |
Практическая часть: игровой тренинг
|
||
1. |
«Игры и упражнения для развития связной речи» |
Беловол Н.М. |
2. |
«Игры для развития фонематического слуха»
|
Беловол Н.М. |
3. |
«Игры для развития внимания, памяти, речи» |
Беловол Н.М. |
Речь – это не только средство общения, самопознания, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации. Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, то есть овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно для окружающих передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст.
Качество связной речи определяет готовность ребёнка к школьному обучению. Только обладая хорошо развитой связной речью, ребенок может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, логично и аргументировано излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества, наконец, непременным условием для написания программных изложений и сочинений является достаточно высокий уровень развития речи ребёнка. Поэтому очень важно именно в дошкольном возрасте развивать связную речь.
В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы связно рассказать о чём-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Для достижения связности речи, необходимо также умело использовать интонацию, подбирать подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить сложные предложения, использовать языковые средства для связи предложений.
По тому, как дети строят свои высказывания можно судить об уровне их речевого развития. Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Дошкольников с недоразвитием связного высказывания отличают: недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога.
Огромную помощь в развитии речи, могут оказать специальные игры и упражнения.
Лингвистические игры во всех их многообразии и игры, основу которых составляют вербальные формы коммуникации: подвижные со словесными приговорами, музыкальные, театрализованные (подражания, пантомимы, драматизации, фантазии, представления, имитации, образные и т.п.), сюжетно-ролевые, настольно-печатные и другие способствуют становлению разнообразных сторон речевой деятельности ребёнка. Именно благодаря им, у ребёнка происходит становление культуры речи и общения, формируется интонационно-динамическая выразительность речи, её темпо-ритмические качества, чёткость произношения каждого слова, правильность ударений в словах, грамотность, ясность и умение верно формулировать свою мысль, чтобы быть понятым другими; развиваются диалогическая и монологическая речь; обогащается словарный запас; формируются предпосылки письменной речи, и, что самое главное, участие в таких играх стимулирует речевую активность ребёнка.
Известно, что усвоение детьми связных форм высказываний — процесс постепенный и достаточно сложный. Успешно он протекает под руководством педагогов, родителей, которые помогают им овладевать этими навыками как на специально организованных занятиях, так и в процессе повседневной жизни. А сейчас, я предлагаю вам перейти от теории к практике и ознакомиться с некоторыми играми и игровыми упражнениями, направленными на активизацию речевого развития детей.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Игровое упражнение «Распространи предложение»
Цель: развитие у детей умения строить данные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.
Детям предлагается продолжить и закончить начатое логопедом предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например, взрослый начинает предложение так: «Дети идут… » Куда? Зачем? Или более усложненный вариант: «Дети идут в школу, чтобы…» – этот вариант помимо обогащения грамматического опыта может служить своеобразным тестом, позволяющим выявить тревожность ребёнка по отношению к различным жизненным ситуациям.
Игра «Пойми меня»
Цель: развитие у детей умения составить короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.
Взрослый показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта коробочка не простая, а волшебная. В ней приготовлены для детей разные подарки. Получить подарок может только тот, кто умеет хранить секреты. Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени). Дальше логопед объясняет детям, что когда он подойдет к кому-то, то этот ребёнок должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на неё, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Это нужно сохранить в секрете. После того, как все дети вытянут себе по одной картинке, логопед спрашивает детей, хочется ли им узнать, кому что досталось? Дети отвечают, что да. Тогда взрослый говорит, что показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать. Но слово-подарок тоже называть нельзя. Потом педагог рассказывает про свой подарок, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что досталось логопеду. После этого дети рассказывают про свои подарки по очереди и, когда подарок угадан, открывают свою картинку. Лучше эту игру проводить сидя на ковре в кругу.
Игровое упражнение «Если бы...»
Цель: развитие у детей связной речи, воображения, высших форм мышления — синтеза, прогнозирования, экспериментирования.
Логопед предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:
«Если бы я был волшебником, то...»
«Если бы я стал невидимым...»
«Если весна не наступит никогда...»
Игровое упражнение «Закончи сам»
Цель: развитие у детей связной речи, воображения.
Взрослый рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям даётся задание продолжить или придумать концовку.
Игровое упражнение «Составь описание»
Цель: учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия.
— Опиши ягоду или фрукт, который ты больше всего любишь, а мы отгадаем. («Он круглый, красный, сочный, вкусный — это мой любимый… помидор»; «Он тёмно-бордового цвета, а внутри у него много-много сладких и спелых, маленьких зёрнышек — это мой любимый фрукт… гранат»)
Игровое упражнение "Один - много"
Цель: упражняться в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже; подбирать к словам определения и действия.
— Это — шар, а это... (шары). Здесь много… (шаров). Какие шары? (Красные, синие, зеленые.) Как одним словом сказать, что все шары разного цвета? (Разноцветные.)
— Это — мак, а это… (маки). В букете много... (маков). Какие они? (Красные.) Что ещё бывает красным? Как ты понимаешь выражение «красная девица»? Где встречается такое выражение? В каких сказках?
— Отгадай загадку: «Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает». Это… (лук). Какой он? (Жёлтый, сочный, горький, полезный.) В корзине много чего? (лука.)
— Что это? Чего здесь много?
— А если все предметы исчезнут, как мы скажем, чего не стало? (Игл, мишек, мышек, шишек, ложек, ножек, кошек.)
Особое внимание уделяется синтаксической стороне речи — умению строить не только простые распространенные, но и сложные предложения разных типов.
Для этого проводятся упражнения на распространение и дополнение предложений, начатых педагогом «Дети пошли в лес, чтобы...», «Они оказались там, где…».
Игровое упражнение «Скажи точнее»
Цель: развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах.
— Послушай, что я расскажу. Там, где я буду останавливаться, ты будешь мне помогать: подбирать слова и составлять предложения.
Жили-были три брата: ветер, ветерок и ветрище. Ветер говорит: «Я самый главный!» Какой может быть ветер? (Сильный, резкий, порывистый, холодный). Ветрище не согласился с братом: «Нет, это я самый главный, меня и зовут ветрище!». Какой ветрище? (Могучий, злой, суровый, ледяной). Ветерок слушал их и думал: «А какой же я?» (Лёгкий, нежный, приятный, ласковый). Долго спорили братья, но так ничего и не выяснили. Решили они силой помериться. Подул ветер. Что произошло? (Деревья закачались, травка пригнулась к земле). Что делал ветер? (Дул, мчался, гудел, ворчал). Подул ветер-ветрище. Что он делал? (Сильно дул, выл, завывал, стремительно нёсся). Что после этого случилось? (Ветки у деревьев сломались, трава полегла, тучи набежали, птицы и звери спрятались). И вот подул ветерок. Что он делал? (Дул ласково и нежно, шелестел листвой, озорничал, раскачивал веточки). Что произошло в природе? (Листочки зашелестели, птички запели, стало прохладно и приятно).
— Придумай сказку о ветре, ветерке или ветрище. Можно обо всех сразу. Кем они могут быть в сказке? (Братьями, соперниками, друзьями, товарищами). Что могут они делать? (Дружить, мериться силой, спорить, разговаривать).
Игра «Весёлое путешествие на трамвае» (на автобусе)
Цель: Формирование умения вступать в контакт, вести диалог на заданную тему, выполнять активную роль в диалоге.
В игре могут участвовать несколько детей (6 - 8 человек). Посередине игровой комнаты (игрового уголка) расставляют стулья (парами, как в трамвае) или лавочки, между ними делается проход для «кондуктора». «Кондуктор» продаёт билеты, спрашивая, до какой остановки едет каждый пассажир. Дети-пассажиры отвечают ему. Предварительно каждый ребёнок вместе с педагогом должен определить, до какой остановки он едет и с какой целью. По пути дети выходят на разных остановках, где их могут ждать различные игры и упражнения, соответствующие названию остановки («Детская площадка», «Стадион», «Почта», «Парк» и т. п.). На обратном пути «пассажиры» вновь занимают свои места в «трамвае». Педагог («кондуктор», «экскурсовод») организует обмен впечатлениями о том, чем занимались дети «в течение дня» и др.
Игра «За покупками в магазин»
Цель: Упражнять детей в выборе нужного предмета путём исключения названных педагогом признаков; развивать наблюдательность; учить использовать в речи сложноподчиненные предложения.
Игровой материал:
Наборное полотно с тремя - четырьмя полосками, куда вставляются предметные картинки с изображениями трех - четырех одинаковых игрушек, отличающихся друг от друга некоторыми признаками (величиной, цветом, деталями).
Предметные картинки:
пирамидки разного размера с колпачками разного цвета (3 картинки);
медвежата: один чёрный, два коричневых, у одного бантик на шее, один в полосатых штанишках, один в комбинезоне (3 картинки);
автомобили: грузовик, фургон, самосвал (3 картинки);
неваляшки: одна в зеленом платьице, у второй на платье мелкие пуговицы и бант, у третьей на платье пояс с пряжкой (3 картинки).
Ход игрового упражнения на занятии:
Педагог вешает перед детьми наборное полотно, в которое вставлены картинки с изображениями пирамидок, мишек, автомобилей, неваляшек и говорит: «Представьте себе, что вы пошли в магазин со своей младшей сестрёнкой, чтобы купить для неё игрушку, какую она попросит.
— Миша, твоя сестрёнка попросила купить пирамидку. Она сказала так: «Купи мне пирамидку, но не с синим колпачком и не маленькую». Как ты думаешь, которая из пирамидок понравилась твоей сестрёнке? Почему ты думаешь, что большая с красным колпачком?
— Катя, а твоя маленькая сестрёнка захотела иметь неваляшку. Она сказала: «Мне не надо неваляшку в зелёном платье, не надо с пуговицами, мне надо другую и без бантика».
— А твой брат, Костя, попросил купить автомобиль: «Не самосвал, не фургон и не с синим кузовом».
— Твоему братику, Маша, понравился мишка. Он попросил: «Купи мне мишку, но не черного, не в полосатых штанишках и без бантика».
Далее можно предложить детям для отгадывания еще одного мишку, одну неваляшку. Например: «Мне нужен мишка не в зелёной рубашке, не в штанишках с лямками и не тот, который сидит». Или: «Мне понравилась неваляшка не с чёрными глазами, не в сиреневом платье и не в платье с поясом».
Если ребенок правильно отгадает и объяснит, почему именно эту игрушку он купит для своего брата или для своей сестрёнки, педагог вручает ему картинку.
Игра «Почемучки»
Цель: формирование навыков связных речевых высказываний, развитие умения отвечать полным предложением на поставленный вопрос, учитывая установку воспитателя.
- Я вам сейчас буду задавать вопросы, а вы должны ответить на него полным ответом, начиная со слов «потому что». Итак, начнем.
- Почему улетают птицы?
- Почему зимой нельзя купаться?
- Почему засыхают цветы?
- Почему весной тает снег?
- Почему летом не носят шубы?
- Почему люди берут зонты?
- Почему пришел врач?
- Почему деревья мокрые?
- Почему мяч катится?
- Почему ребята не едят яблоки? И т.д.
Игра «Наседка и цыплята»
Цель: закрепление понятий о количестве.
Оборудование: шапочка курицы из бумаги, маленькие карточки с разным количеством нарисованных цыплят.
Описание игры: два стола составляют вместе. За стол садится наседка (педагог или ребёнок). Около стола садятся и цыплята. У цыплят карточки с разным количеством цыплят.
Каждый ребёнок знает, сколько цыплят на его карточке. Наседка стучит по столу, а цыплята слушают. Если она, например, постучит 3 раза, ребёнок, у которого на карточке три цыплёнка, должен пропищать 3 раза (пи-пи-пи).
Игра «Где постучали?»
Цель: закрепление понятий о количестве.
Оборудование: палочка, стульчики повязки.
Описание игры: все дети сидят в кругу на стульчиках. Один (водящий) выходит в середину круга, ему завязывают глаза. Педагог обходит весь круг за спинами детей и кому-то из них даёт палочку, ребёнок стучит ею о стул и прячет за спину. Все дети кричат: «Пора». Водящий должен искать палочку. Если он её находит, то садится на место того, у кого была палочка, а тот идёт водить, если не находит, продолжает водить.
Игра «Угадай, кто это?»
Цель: развитие слухового внимания.
Описание игры: дети стоят по кругу. Водящий выходит в середину круга и идёт в любом направлении, пока не натолкнётся на одного из детей, который должен подать голос заранее условленным образом: «ку-ка-ре-ку», «гав-гав» и т.п. Водящий должен угадать, кто из детей кричал. Если угадает, то становится в круг. Тот, кого узнал, будет водящим. Если не угадает, то остается, водит ещё раз, а затем его меняет другой.
Игра «Продавец и покупатель»
Цель: развитие словаря и фразовой речи.
Оборудование: коробки с горохом, пшеном, мукой и пр.
Описание игры: педагог или один ребёнок – продавец. Перед ним две коробки (затем число их можно увеличить до четырёх-пяти) в каждой разный вид крупы. Покупатель входит в магазин, здоровается и просит продать ему крупу. Продавец предлагает найти её. Покупатель должен по слуху определить, в какой коробке нужная ему крупа. Педагог, предварительно познакомив детей с крупой, помещает в коробку, встряхивает и даёт возможность детям прислушаться к издаваемому каждой крупой звуку.
Игра «Улавливай шёпот»
Цель: развитие остроты слуха.
Описание игры:
Вариант 1. Играющие разбиваются на две группы и строятся в одну шеренгу. Ведущий отходит на определённое расстояние, становится напротив и чётким, внятным шёпотом (уловимым только в том случае, если каждый активно вслушивается) отдаёт команды: «Руки вверх, в стороны, кругом» и другие, более сложные. Постепенно отходя всё дальше, ведущий делает свой шёпот менее уловимым и усложняет упражнения.
Вариант 2. Все дети сидят по кругу. Ведущий голосом обычной громкости просит выполнить какое-нибудь движение, а затем едва уловимым шёпотом произносит имя того. Кто должен выполнить. Если ребёнок не расслышал своё имя, ведущий вызывает другого ребёнка.
Игра «Улитка»
Цель: узнать товарища по голосу.
Описание игры: водящий (улитка) становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает:
Улитка, улитка, высунь-ка рога.
Дам тебе я сахару, кусочек пирога. Угадай, кто я?
Тот, чей голос улитка узнала, сам становится улиткой.
Игра «Лягушка»
Цель: узнать товарища по голосу.
Описание игры: дети стоят по кругу, а один с завязанными глазами стоит внутри круга и говорит:
Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки,
Увидала комара, закричала…
Тот, на кого он указал, в этот момент говорит: «Ква-Ква-Ква». По голосу водящий должен определить, кто лягушка.
Игра «Хлопки»
Цель: развитие количественных представлений.
Описание игры: дети сидят по кругу на небольшом расстоянии друг от друга. Педагог условливается с ними, что он будет считать до пяти и, как только он произнесёт число 5, все должны сделать хлопок. При произнесении других чисел хлопать не надо.
Дети вместе с педагогом громко считают по порядку, одновременно сближая ладони, но, не хлопая ими. Педагог 2-3 раза проводит игру правильно. Затем он начинает «ошибаться»: при произнесении числа 3 или какого-нибудь другого (но не 5) он быстро разводит и соединяет руки, как будто хочет сделать хлопок. Дети, которые повторили движения педагога и хлопнули в ладоши, делают шаг из круга и продолжают играть, стоя за кругом.
Игра «Горшочек»
Цель: закрепление представлений «горячий – холодный». Развитие координации движений рук.
Оборудование: мяч.
Описание игры: дети садятся по кругу на полу и перекатывают мяч. Если ребёнок катит другому ребёнку мяч и говорит: «Холодный», второй ребёнок может трогать мяч. Но если ему говорят: «Горячий», то он не должен трогать мяч.
Кто ошибается и дотронется до мяча, получает штрафное очко и должен поймать мяч, стоя на одном или обоих коленях.
Игра «Встречайте гостей!»
Цель: развитие слухового внимания.
Оборудование: колпачок с бубенчиками для Петрушки, шапочки с ушками для зайки и мишки, различные озвученные игрушки или музыкальные инструменты, ширма.
Описание игры: педагог объявляет детям, что к ним сейчас приедут гости: Петрушка, зайка и мишка. Он выделяет троих ребят, которые заходят за ширму и переодеваются там. Педагог предупреждает малышей, что мишка придёт с погремушкой, Петрушка – с барабаном, а зайка – с балалайкой. Малыши должны по звуку отгадать, какой гость идёт. Прежде чем выйти к детям, звери подают звуки за ширмой, каждый на своём инструменте. Дети должны угадать, кто идёт. Когда все гости в сборе, малыши становятся в круг, а гости пляшут. Затем выбираются новые гости, и игра повторяется. При повторении игры можно дать гостям другие инструменты.
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ, РЕЧИ
Развитие внимания и памяти является важной коррекционной задачей. Эти процессы теснейшим образом связаны с речью. Если у ребенка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объеме. Одной из причин возникновения общего недоразвития речи является нарушение внимания. У детей с ОНР внимание нарушено примерно в 90 из 100 случаев. Из этого следует, что развитие внимания и памяти положительно складываются на коррекции речевого недоразвития. И заниматься этим необходимо и во время непрерывной непосредственно образовательной деятельности, и во время игровой деятельности, и во время режимных моментов.
Хочу остановиться на играх и упражнениях, эффективно развивающих внимание и память детей, которые могут использовать педагоги в своей работе.
Игра «Будь внимателен»
Перед началом игры разучите условные сигналы. При слове «зайчики» дети должны попрыгать, при слове «цапли» - стоять на одной ноге, а при слове «лошадки» - остановиться и стучать одной ногой об пол.
Теперь попросите идти детей по кругу. Ведущий с разными интервалами и в различном порядке называет слова-команды, а дети их выполняют.
В дальнейшем можно набор команд расширить.
Игра «Поющие животные»
Играющим предлагается представить себя животным, любящим петь. Дети должны по очереди «спеть» (промяукать, прогавкать, промычать и т. д.) какую-нибудь песню. Например, «В траве сидел кузнечик», «В лесу родилась елочка», а остальные - угадать их.
Игра «Земля, вода, огонь, воздух»
Дети садятся в круг. Ведущий договаривается с ними, что если он скажет слово «земля», все опускают руки вниз, слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, а слово огонь - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах.
Дети повторяют слова за ведущим и выполняют соответствующие движения. Сначала можно говорить медленно, потом быстрее и быстрее.
Выигрывает тот, кто не сбился и выполнил все команды правильно.
Для развития внимания полезно проводить хорошо известные воспитателям упражнения: «Найди отличия», «Найди предмет, не похожий на другие», «Что изменилось?», «Лабиринт», «Исправь ошибки», традиционные игры: «Летает - не летает», «Съедобный - несъедобный».
Память является одной из основных способностей человека и одним из необходимых условий развития интеллекта. Для развития памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи рекомендуется заучивание стихов или сказок, рассказы об увиденном во время прогулок, а так же специальные игры и упражнения.
Игра «Послушай и запомни»
Подберите пять пар связанных друг с другом по смыслу слов, например: туча - дождь, ночь - луна, постель - сон, солнце - день, лампа - свет. Предложите ребенку прослушать их два раза. Затем называйте по одному слову из каждой пары. Задача малыша - вспомнить второе слово.
Усложняя задание, увеличивайте количество пар.
Обязательно меняйтесь ролями
Игра «Посмотри и запомни»
На столе поставьте несколько предметов и игрушек. Покажите их ребенку на 10 секунд. После этого попросите ребенка отвернуться и измените, расположение предметов на столе, добавьте или уберите какой-нибудь предмет. Поверните ребенка и попросите его повторить первоначальную картину на столе.
Игра «Нарисуй узор»
Попросите ребенка посмотреть на нарисованный узор и повторить его на чистом листе бумаги по памяти.
Игра «Что бывает…»
Цель: учить детей называть как можно больше предметов, имеющих определенный признак, расширять словарь детей за счет прилагательных; развитие сообразительности и ловкости.
Для проведения игры нужен мяч.
Игровое правило: Поймать мяч и ответить на вопрос.
Ход:
Для проведения игры нужен мяч. Перебрасывая мяч детям различными способами, взрослый задает вопрос, на который ребенок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч взрослому. Взрослый, в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребенку, ожидая ответа от него.
Воспитатель начинает игру со слов:
Тут, конечно, каждый знает,
Что каким у нас бывает.
1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня...)
2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур...)
3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, столб, дом, шкаф...)
4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье...)
5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь...)
6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко...)
7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли...)
8. Что бывает тяжелым? (Сумка, чемодан, стол, камень…)
9. Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока...)
10. Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок...)
11. Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).
12. Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей...)
13. Что бывает мелким? (Ручей, лужа, тарелка…)
14. Что бывает низким? (Трава, стол, кровать, скамейка…)
Все эти и другие подобные игры помогают педагогу в полном объеме развивать у детей с общим недоразвитием речи внимание и память, а вместе с ними и речь.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.