Педагогическая статья на тему: "«Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках информатики»
Оценка 4.8

Педагогическая статья на тему: "«Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках информатики»

Оценка 4.8
docx
30.01.2020
Педагогическая статья на тему: "«Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках информатики»
Активизация познавательной деятельности на уроках информатики.docx

 

Статья

на тему: «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках информатики»

Автор: преподаватель ОГБПОУ «КТВТ» Поликша Т.В.

 

1. Цели и задачи обучения предмету "Информатика " и средства их достижения. 

            Ориентируясь на глобальные цели системы образования, и учитывая специфику преподаваемого мною предмета - "Информатика", а также особенностей образовательного учреждения - техникума, можно определить следующую цель обучения информатики: подготовить выпускников, владеющих современными технологиями, использующих их в своей жизни и профессиональной деятельности, способных адаптироваться в быстро меняющимся мире.
Исходя из этой цели, можно сформулировать следующие задачи: 

  1. Способствовать развитию познавательной активности и творческого потенциала обучающихся, потребность осознавать, что путь к успешной будущей профессиональной деятельности лежит через умение творчески работать с информацией;
  2. Помочь обучающимся освоить такие приёмы работы с информацией, которые позволят расширять и углубить полученные знания самостоятельно, т. е. научить оперативно осуществлять поиск информации, производить её структурирование, находить оптимальный алгоритм обработки;
  3. Формировать у каждого обучающегося ключевые образовательные компетенции, отдавая приоритет информационным компетенциям и компетенциям личностного самосовершенствования;
  4. Способствовать формированию коммуникабельности, умению работать в команде, формированию у обучающихся адекватной самооценки.
  5. Реализовывать идею непрерывного обогащения информационной, коммуникативной культуры обучающегося за счет индивидуальной, творческой, созидательной деятельности в процессе освоения дисциплины  "Информатика".

            Поставленные задачи я реализую на всех ступенях образовательного процесса, выстраивая свою деятельность в рамках образовательных программ, в которых определены цели, задачи, содержание обучения, программное, методическое и техническое обеспечение, принципы использования программ и критерии оценки их эффективности. Реализация этих программ невозможна без активизации познавательной деятельности обучающихся, которая базируется на развитии познавательного интереса. 
            Для поддержания познавательного интереса обучающихся 
на уроке информатики в техникуме я применяю: 

  • разнообразие видов и форм ведения урока, контроля знаний;
  • активное использование форм самостоятельной работы обучающихся, самоконтроля, взаимоконтроля;
  • установление межпредметных связей с предметами специальных дисциплин и производственного обучения по каждой из специальностей обучаемых;
  • использование метода творческих проектов;
  • создание благоприятного психологического климата.

            В своей деятельности ведущую роль я отвожу установлению межпредметных связей информатики с другими, особенно специальными дисциплинами через применение проектной технологии, предполагая что если метод проектов применять как спланированную и постоянную составляющую часть образовательного процесса, то будут созданы условия для: 

  • формирования и развития внутренней мотивации обучающихся к более качественному овладению изучаемым предметом;
  • повышения мыслительной активности обучающихся и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью и профессией;
  • речевого развития обучающихся, совершенствования коммуникативной компетенции в целом;
  • развития индивидуальных особенностей обучающихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании.

2. Система применения метода проектов в техникуме.

            Метод проектов на уроках информатики активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает профессиональные интересы обучающегося. Но каждый урок не может быть свободным, учитывать только интересы обучающегося, так как это лишает процесс обучения систематичности и снижает уровень обучения. Разумно совместить их путем включения профессионально направленных заданий и элементов проектной деятельности в обычный урок. Такая форма работы обеспечивает учёт индивидуальных особенностей обучающихся, открывает большие возможности для активизации познавательной деятельности. 
Оптимальным является проведение уроков повторения или обобщения пройденного материала в форме проектов. Проекты при этом могут быть небольшие (на один урок) и более длительные, часто рассчитанные на расширение образовательной деятельности в виде самообразования в рамках самостоятельной работы дома.

            На уроке информатики обучающимся предлагаются задания, выполнять которые они будут с применением компьютера (в основном в форме проекта).

  1. Обучающиеся подбирают необходимые текстовые и графические материалы (при необходимости обращаясь  к  учителю - предметнику).
  2. На уроках информатики происходит более качественная отработка навыков применения современных информационных технологий на базе заданий с профессиональной направленностью. Таким образом, происходит более глубокое усвоение  материала как по информатике, так и по спецдисциплинам.
  3. Во внеклассной работе также используются результаты творческих работ обучающихся, выполненных на уроке информатики.

Творческий характер является неотъемлемой частью  и требованием к любой задаче (заданию). На уроках информатики применение ИКТ позволяет обучающимся заниматься исследовательской работой при решении задач из различных областей (профессиональные, физические, математические, экономические задачи). При этом они должны научиться чётко формулировать задачу, решать ее и оценивать полученный результат. 
Итак, на уроках информатики применяются следующие виды творческих заданий: 

  • творческие задачи (требующие самостоятельной постановки, описания, использования специальных и межпредметных знаний);
  • конкурсы творческих работ (предметная неделя);
  • подготовка рефератов;
  • составление кроссвордов по различным темам (по предметам спецдисциплин);
  • составление тестов для контроля знаний по предмету, а также по заказу преподавателей специальных и общеобразовательных дисциплин;
  • проекты по созданию учащимися готового мультимедийного продукта.

            Работа, организованная в рамках технологии проектного обучения, интересна и мне, и обучающимся. Постепенно они включаются в поисковую деятельность. Обучающиеся приобретают навыки работы с информацией, собирая материал из различных источников, проявляют свою творческую фантазию. 
Проектная деятельность имеет большие преимущества перед традиционной методикой: 

  1. Прежде всего, данная технология позволяет формировать ключевые компетенции обучающихся.
  2. Во-вторых, реализуются принципы личностно-ориентированного обучения, при котором обучающиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами.
  3. В-третьих, она дает возможность обеспечить содержательное единство тем проектов по предмету.
  4. В-четвертых, можно оказать помощь другим преподавателям, мастерам п/о и обучающимся, которые могут воспользоваться готовыми проектами в своей работе.
  5. И, наконец, это положительные результаты в учебно-воспитательном процессе.

            На завершающем этапе проектной деятельности всегда подводятся итоги работы обучающихся, дается качественная оценка проделанной работы по осуществлению проекта, всего узнанного и приобретенного. Она, безусловно, положительная, даже если проект осуществлен не на 100% или при выполнении задания не все получилось. Подводятся итоги и воспитательного характера. Групповая работа, совместное взаимодействие, творчество обучающихся, их самостоятельность - все это, несомненно, положительные результаты, требующие обобщения и оглашения. Презентация работы важна в первую очередь для обучающегося. Один из основоположников метода проектов Джордж Дьюи писал: "Активное, настойчивое и внимательное рассмотрение какого бы то ни было мнения или предполагаемой формы знания, при свете оснований, на которых оно покоится, и анализ дальнейших выводов, к которым оно приводит, и образует

рефлективное мышление».

            Таким образом, общая идея организации проектной деятельности в техникуме следующая: это поиск решения интересной "жизненной", профессиональной задачи, для которого требуются знания, как в области теоретической информатики, так и навыки владения информационными технологиями. Выполнение и оформление таких проектов требует от обучающегося умения работать с различным программным обеспечением, а также предусматривает интеграцию знаний по различным предметам.   
            Среднее  профессиональное образование требует конкретных и скоординированных действий в области применения информационно- коммуникационных технологий. Только в этом случае на рынок труда придут высококвалифицированные специалисты, подготовленные учреждениями СПО с использованием новых компьютерных технологий.

 

Литература:

1. Бондаревский В.Г. Воспитание интереса к знаниям и потребности самообразованию. – М., - 2015.

2. Горбунова, А.И., Методы и приёмы активизации мыслительной деятельности обучающихся.: М.: Просвещение, 2014.-350с.
3. Замов, Л. В., Наглядность и активизация обучающихся в обучении.: Ростов-на-Дону.: Легион, 2013.-210с.

4. Калмыкова, З.И., Зависимость уровня усвоения знаний от активности обучающихся в обучении.: М.: Дрофа, 2014.-220с.

5. Матюшкин, А.М., Проблемные ситуации в мышлении и обучении.: М.: Просвещение, 2013.-150с.

6. Смолина Л.В.. Применение современной методологии продуктивного обучения в школьном курсе информатики и ИКТ // Сб. трудов н-пр.конференции ОГПУ – март 2013г

7. Хуторской А.В.. Методика личностного ориентированного обучения. М., Владосс-пресс, 2014, с.55

8. Хуторской А.В. Ключевые компетентности и образовательные стандарты//Интернет журнал» Эйдес». – 2013. -2 апреля.http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm

9. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — М.: Педагогика, 2014. — 208 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Статья на тему: «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках информатики»

Статья на тему: «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках информатики»

В своей деятельности ведущую роль я отвожу установлению межпредметных связей информатики с другими, особенно специальными дисциплинами через применение проектной технологии, предполагая что если метод проектов…

В своей деятельности ведущую роль я отвожу установлению межпредметных связей информатики с другими, особенно специальными дисциплинами через применение проектной технологии, предполагая что если метод проектов…

Итак, на уроках информатики применяются следующие виды творческих заданий: творческие задачи (требующие самостоятельной постановки, описания, использования специальных и межпредметных знаний); конкурсы творческих работ (предметная неделя);…

Итак, на уроках информатики применяются следующие виды творческих заданий: творческие задачи (требующие самостоятельной постановки, описания, использования специальных и межпредметных знаний); конкурсы творческих работ (предметная неделя);…

СПО с использованием новых компьютерных технологий

СПО с использованием новых компьютерных технологий
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2020