Педагогическая статья на тему: "Использование современных педагогических технологий на уроках информатики"
Оценка 4.8

Педагогическая статья на тему: "Использование современных педагогических технологий на уроках информатики"

Оценка 4.8
docx
30.01.2020
Педагогическая статья на тему: "Использование современных педагогических  технологий на уроках информатики"
Использование современных пед технологий.docx

Использование современных педагогических  технологий на уроках информатики

 

Современное информационное общество предъявляет ко всем типам образовательных учреждений новые требования к подготовке выпускников. Обучающиеся должны иметь необходимые знания, умения и навыки, адаптационные, мыслительные и коммуникативные способности, а также владеть способами работы с информацией: собирать необходимые для решения имеющихся проблем факты:

·       анализировать их, предлагать гипотезы решения проблем,

·       обобщать факты, сопоставлять решения, устанавливать статистические закономерности, аргументировать свои выводы и применять их для решения новых проблем,

·         применять современные средства получения, хранения, преобразования информации и др.

Целью образования является существенное повышение качества образования за счет интенсификации, дифференциации, индивидуализации процесса обучения, воспитания и развития, наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей обучающихся по вопросам новых технологий.

            Информатика участвует в формировании и развитии личности, особенное внимание при изучении предмета уделяется развитию логического и алгоритмического мышления. Содержание обучения информатике не ограничивается только информационными технологиями, а несет в себе значительный мировоззренческий потенциал, присущий этому предмету.

Основной задачей на уроках информатики является сформировать у студента информационную компетентность, которая включает в себя целостное миропонимание и научное мировоззрение, основанное на понимании возможности математического описания единства основных информационных законов в природе и обществе, и преобразование на практике информационных объектов с помощью средств информационных технологий, этические и  правовые нормы поведения людей в информационной среде.

Полученные навыки обучающиеся применяют для создания проектов по различным темам по информатике, а также и по другим предметам (химии, физики, математики, литературы и т.д.) с использованием исследовательской деятельности.

Содержание учебной работы строится на основе Стандарта по «Информатике». Теоретически каждый учитель и ученик должны:

  • знать о существовании общедоступных источников информации и уметь ими пользоваться;
  • уметь понимать и сознательно использовать различные формы и способы представления данных в вербальной, графической и числовой формах;
  • уметь оценивать достоверность и практическую полезность имеющихся данных с различных точек зрения, использовать их для решения конкретных практических задач.

В современной образовательной практике предполагается совместное создание информационных блоков учителем и учеником. При создании проекта изучения темы учитель может использовать компьютер в качестве

  • источника информации, связанной с новейшими научными открытиями и техническими достижениями, в этом случае желательно подключение компьютера к сети Интернет;
  • устройства, с помощью которого можно просмотреть и отобрать для учебных занятий компьютерные демонстрации опытов и явлений, учебные программы для моделирования процессов (это возможно при наличии CD-ROM, программного обеспечения);
  • средства отбора и составления обучающих программ для отработки учебных умений обучающихся и подготовки тестов для диагностического входного, выходного, промежуточного и тематического контроля (самоконтроля) учебных достижений студентов.

Приобретенные навыки обучающиеся применяют во внеклассной, общественной  деятельности техникума. Например, обучающиеся:

  1. создают презентации для проведения мероприятий в техникуме и группе;
  2. создают презентации для портфолио студента и участия в индивидуальных конкурсах (на уровне техникума, города, области);
  3. записывают различные звуковые оформления к праздникам, показам презентаций;
  4. создают видеофильмы о группах;
  5. участвуют в проектной и исследовательской деятельности и т.д.

Такое коммуникационное пространство существует и эффективно используется, оно естественным образом «втягивает» в себя средства ИКТ. Например, мультимедиа-проектор и интерактивная доска делают средства презентационной графики обязательным инструментом при подготовке выступлений учителей и обучающихся.

Студентам интересно выполнять задания учителя-предметника (создавать проекты), используя для этого какие-либо знания программы обработки информации. Примерами таких работ являются презентации по литературе, географии, химии, в которые студенты включают информационный, иллюстративный и проверочный материал. Эти проекты учителя, совместно с автором - студентом, используют на своих уроках в других группах.

Использование мультимедиа позволяет обучающимся научиться переносить исследовательские навыки на реализацию творческих проектов. Обучающиеся применяют полученные знания на практике, вырабатывают такие необходимые в жизни качества, как инициативность, самостоятельность, собранность.

В своей работе я использую различные дидактические средства обучения и контроля учебной деятельности:

  1. фронтальные демонстрации уроков, специально созданные по различным темам;
  2. индивидуальные демонстрации уроков, специально созданные по различным темам;
  3. готовые демонстрации некоторых частей уроков с использованием CD-ROM;
  4. видеоролики по различным темам;
  5. практические работы, в виде раздаточного материала;
  6. практические работы в электронном виде;
  7. тестовые электронные задания для промежуточной проверки знаний по различным темам;
  8. контрольные тестовые электронные задания по различным темам.

 

Проблемное обучение.

Главная задача сегодня - не только обеспечить прочное и осознанное усвоение знаний, умений и навыков, но и развитие способностей учащихся, приобщение их к творческой деятельности.

Проблемная ситуациясостояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения.

Ситуации интеллектуального затруднения чаще всего создаются с помощью проблемного вопроса. Отличительные черты проблемного (продуктивного) вопроса:

1) сложность, выступающая в форме противоречия; 2) ёмкое содержание; 3) увлекательная форма; 4) доступный для ученика уровень сложности.

В процессе работы наиболее часто использую проблемные вопросы в форме познавательной (проблемной) задачи.

 

Тестовые технологии.

Тест выявляет общую картину успеваемости и определяет уровень усвоения материала каждым обучающимся. Это позволяет продолжить индивидуальную работу,  как с успевающими, так и с отстающими.

Периодичность и неизбежность тестового контроля дисциплинирует, организует и направляет работу обучающихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности. Тест способствует развитию логического мышления, интуиции, поскольку содержит задания, «работающие» на развитие мыслительных операций – сравнение, обобщение, анализ, поиск альтернатив, и т.д. Кроме того, тестируемый находится перед выбором - найти ответ или угадать его. Многие действуют методом исключения: отбрасывают невозможные варианты и проверяют оставшиеся. Игровой характер тестирования повышает заинтересованность в хорошем результате, способствует повышению интереса к предмету.

 Тест упрощает процедуру проверки, позволяет учащихся заниматься самопроверкой и взаимопроверкой. Он даёт возможность проверить не только знание, но и понимание учебного материала. С его помощью очень удобно дифференцировать материал в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся и построить соответственно коррекционную работу.

Игровые технологии

Игровые технологии относятся к педагогическим технологиям, основанным на активизации и интенсификации деятельности учащихся. Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Использование игровых технологий является одним из способов достижения сознательного и активного участия обучаемых в самом процессе обучения.

Любой ученик, независимо от его талантов и способностей, может самоутвердиться и самореализоваться в игре, повысить свою самооценку, пережив ситуацию успеха.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

  • Развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
  • Коммуникативную: освоение диалектики общения;
  • Самореализации в игре как в полигоне человеческой практики;
  • Игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
  • Диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
  • Функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
  • Межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
  • Социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

 

Технология разноуровнего обучения

Для реализации целей дифференциации обучения можно предложить использовать следующие виды разноуровневых заданий на уроке. (Мастер класс)

Основными целевыми ориентациями разноуровнего обучения является:

- обучение каждого на уровне его возможностей и способностей;

- приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся.

Эти целевые ориентации работают на разрешение основных специфических проблем обучения информатике:

·         Разный уровень знаний;

·         Разный уровень умений работы на компьютере;

·         Разные возможности  доступа к компьютеру для выполнения домашних заданий. 

             Уровневая дифференциация осуществляется не за счёт уменьшения объёма изучаемой информации, а обеспечивается ориентацией обучающихся на различные требования к его усвоению.              Цель технологии разноуровнего обучения: обеспечить усвоение учебного материала каждым студентом в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъективного опыта.

Итогом этой большой работы являются творческие проекты обучающихся различной тематике и уровня сложности. Студенты самостоятельно готовят проекты и выступают с ними на уроках, конференциях, городских мероприятиях. Они с удовольствием занимаются исследовательской деятельностью. Так студенты 1 и 2 курсов выступили с работой на  межмуниципальном конкурсе исследовательских и проектных работ в области регионального краеведения. Цели проекта - воспитание патриотизма, гражданственности на базе историко-документального наследия России (Бондарева Алина, гр. 17ТТ, тема проекта « Сёстры-подвижницы»)

Для дифференцированного обучения составляются:

·         самостоятельные работы по конкретной теме (тесты);

·         работа над неосвоенным материалом сводится к работе с файловыми папками за каждым компьютером;

·         зачет: устно, в виде конспекта, презентации.

 

Электронные образовательные ресурсы

Применять ЭОР можно на любом этапе урока: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении.

Кроме того, сайт http://interneturok.ru/ мною используется активно уже не первый год. Этот сайт также используют и многие студенты при подготовке к урокам, особенно это полезно в случаях, если он отсутствовал в техникуме, например, по причине длительной болезни. На сайте в доступной форме представлены видеоуроки. Использование электронных образовательных ресурсов позволяет более эффективно проводить уроки. К тому же повышается  самообразование студентов.

 

  1.  

Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающие образовательные технологии решают задачи сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения  студентов без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье обучающихся и педагогов.

Основными целями  здоровьесбережения на уроках, в том числе уроках  информатики, являются следующие: создание организационно - педагогических, материально – технических, санитарно – гигиенических и других условий здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния обучающихся;

Применение технологий позволяет сберечь здоровьестудентов, особенно при работе на компьютере – применение гимнастики для глаз, различные физкультминутки.

Используя данную технологию мы  создаем презентации  на темы «Охрана труда на производстве», «ЗОЖ», «Компьютер и здоровье», «Экологические проблемы»,  «Мир вокруг нас», социальные проекты « Жизнь без вредных привычек».

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Использование современных педагогических технологий на уроках информатики

Использование современных педагогических технологий на уроках информатики

CD-ROM, программного обеспечения); средства отбора и составления обучающих программ для отработки учебных умений обучающихся и подготовки тестов для диагностического входного, выходного, промежуточного и тематического контроля…

CD-ROM, программного обеспечения); средства отбора и составления обучающих программ для отработки учебных умений обучающихся и подготовки тестов для диагностического входного, выходного, промежуточного и тематического контроля…

Ситуации интеллектуального затруднения чаще всего создаются с помощью проблемного вопроса

Ситуации интеллектуального затруднения чаще всего создаются с помощью проблемного вопроса

Межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

Межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающие технологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2020