Использование современных педагогических технологий на уроках информатики
Современное информационное общество предъявляет ко всем типам образовательных учреждений новые требования к подготовке выпускников. Обучающиеся должны иметь необходимые знания, умения и навыки, адаптационные, мыслительные и коммуникативные способности, а также владеть способами работы с информацией: собирать необходимые для решения имеющихся проблем факты:
· анализировать их, предлагать гипотезы решения проблем,
· обобщать факты, сопоставлять решения, устанавливать статистические закономерности, аргументировать свои выводы и применять их для решения новых проблем,
· применять современные средства получения, хранения, преобразования информации и др.
Целью образования является существенное повышение качества образования за счет интенсификации, дифференциации, индивидуализации процесса обучения, воспитания и развития, наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей обучающихся по вопросам новых технологий.
Информатика участвует в формировании и развитии личности, особенное внимание при изучении предмета уделяется развитию логического и алгоритмического мышления. Содержание обучения информатике не ограничивается только информационными технологиями, а несет в себе значительный мировоззренческий потенциал, присущий этому предмету.
Основной задачей на уроках информатики является сформировать у студента информационную компетентность, которая включает в себя целостное миропонимание и научное мировоззрение, основанное на понимании возможности математического описания единства основных информационных законов в природе и обществе, и преобразование на практике информационных объектов с помощью средств информационных технологий, этические и правовые нормы поведения людей в информационной среде.
Полученные навыки обучающиеся применяют для создания проектов по различным темам по информатике, а также и по другим предметам (химии, физики, математики, литературы и т.д.) с использованием исследовательской деятельности.
Содержание учебной работы строится на основе Стандарта по «Информатике». Теоретически каждый учитель и ученик должны:
В современной образовательной практике предполагается совместное создание информационных блоков учителем и учеником. При создании проекта изучения темы учитель может использовать компьютер в качестве
Приобретенные навыки обучающиеся применяют во внеклассной, общественной деятельности техникума. Например, обучающиеся:
Такое коммуникационное пространство существует и эффективно используется, оно естественным образом «втягивает» в себя средства ИКТ. Например, мультимедиа-проектор и интерактивная доска делают средства презентационной графики обязательным инструментом при подготовке выступлений учителей и обучающихся.
Студентам интересно выполнять задания учителя-предметника (создавать проекты), используя для этого какие-либо знания программы обработки информации. Примерами таких работ являются презентации по литературе, географии, химии, в которые студенты включают информационный, иллюстративный и проверочный материал. Эти проекты учителя, совместно с автором - студентом, используют на своих уроках в других группах.
Использование мультимедиа позволяет обучающимся научиться переносить исследовательские навыки на реализацию творческих проектов. Обучающиеся применяют полученные знания на практике, вырабатывают такие необходимые в жизни качества, как инициативность, самостоятельность, собранность.
В своей работе я использую различные дидактические средства обучения и контроля учебной деятельности:
Проблемное обучение.
Главная задача сегодня - не только обеспечить прочное и осознанное усвоение знаний, умений и навыков, но и развитие способностей учащихся, приобщение их к творческой деятельности.
Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения.
Ситуации интеллектуального затруднения чаще всего создаются с помощью проблемного вопроса. Отличительные черты проблемного (продуктивного) вопроса:
1) сложность, выступающая в форме противоречия; 2) ёмкое содержание; 3) увлекательная форма; 4) доступный для ученика уровень сложности.
В процессе работы наиболее часто использую проблемные вопросы в форме познавательной (проблемной) задачи.
Тестовые технологии.
Тест выявляет общую картину успеваемости и определяет уровень усвоения материала каждым обучающимся. Это позволяет продолжить индивидуальную работу, как с успевающими, так и с отстающими.
Периодичность и неизбежность тестового контроля дисциплинирует, организует и направляет работу обучающихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности. Тест способствует развитию логического мышления, интуиции, поскольку содержит задания, «работающие» на развитие мыслительных операций – сравнение, обобщение, анализ, поиск альтернатив, и т.д. Кроме того, тестируемый находится перед выбором - найти ответ или угадать его. Многие действуют методом исключения: отбрасывают невозможные варианты и проверяют оставшиеся. Игровой характер тестирования повышает заинтересованность в хорошем результате, способствует повышению интереса к предмету.
Тест упрощает процедуру проверки, позволяет учащихся заниматься самопроверкой и взаимопроверкой. Он даёт возможность проверить не только знание, но и понимание учебного материала. С его помощью очень удобно дифференцировать материал в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся и построить соответственно коррекционную работу.
Игровые технологии
Игровые технологии относятся к педагогическим технологиям, основанным на активизации и интенсификации деятельности учащихся. Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Использование игровых технологий является одним из способов достижения сознательного и активного участия обучаемых в самом процессе обучения.
Любой ученик, независимо от его талантов и способностей, может самоутвердиться и самореализоваться в игре, повысить свою самооценку, пережив ситуацию успеха.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
Технология разноуровнего обучения
Для реализации целей дифференциации обучения можно предложить использовать следующие виды разноуровневых заданий на уроке. (Мастер класс)
Основными целевыми ориентациями разноуровнего обучения является:
- обучение каждого на уровне его возможностей и способностей;
- приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся.
Эти целевые ориентации работают на разрешение основных специфических проблем обучения информатике:
· Разный уровень знаний;
· Разный уровень умений работы на компьютере;
· Разные возможности доступа к компьютеру для выполнения домашних заданий.
Уровневая дифференциация осуществляется не за счёт уменьшения объёма изучаемой информации, а обеспечивается ориентацией обучающихся на различные требования к его усвоению. Цель технологии разноуровнего обучения: обеспечить усвоение учебного материала каждым студентом в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъективного опыта.
Итогом этой большой работы являются творческие проекты обучающихся различной тематике и уровня сложности. Студенты самостоятельно готовят проекты и выступают с ними на уроках, конференциях, городских мероприятиях. Они с удовольствием занимаются исследовательской деятельностью. Так студенты 1 и 2 курсов выступили с работой на межмуниципальном конкурсе исследовательских и проектных работ в области регионального краеведения. Цели проекта - воспитание патриотизма, гражданственности на базе историко-документального наследия России (Бондарева Алина, гр. 17ТТ, тема проекта « Сёстры-подвижницы»)
Для дифференцированного обучения составляются:
· самостоятельные работы по конкретной теме (тесты);
· работа над неосвоенным материалом сводится к работе с файловыми папками за каждым компьютером;
· зачет: устно, в виде конспекта, презентации.
Электронные образовательные ресурсы
Применять ЭОР можно на любом этапе урока: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении.
Кроме того, сайт http://interneturok.ru/ мною используется активно уже не первый год. Этот сайт также используют и многие студенты при подготовке к урокам, особенно это полезно в случаях, если он отсутствовал в техникуме, например, по причине длительной болезни. На сайте в доступной форме представлены видеоуроки. Использование электронных образовательных ресурсов позволяет более эффективно проводить уроки. К тому же повышается самообразование студентов.
Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие образовательные технологии решают задачи сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения студентов без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье обучающихся и педагогов.
Основными целями здоровьесбережения на уроках, в том числе уроках информатики, являются следующие: создание организационно - педагогических, материально – технических, санитарно – гигиенических и других условий здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния обучающихся;
Применение технологий позволяет сберечь здоровьестудентов, особенно при работе на компьютере – применение гимнастики для глаз, различные физкультминутки.
Используя данную технологию мы создаем презентации на темы «Охрана труда на производстве», «ЗОЖ», «Компьютер и здоровье», «Экологические проблемы», «Мир вокруг нас», социальные проекты « Жизнь без вредных привычек».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.