ГБОУ «Санаторно-лесная школа»
Барт Татьяна Юрьевна
Воспитатель ГПД
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Коллектив сверстников в современной системе образования является важнейшей социальной средой, в которой формируются и воспитываются способности личности детей среднего и старшего школьного возраста. Групповая деятельность школьников - это уникальное и в то же время естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности коллектива, это бесценный жизненный опыт тех, кто только готовится вступить во взрослую жизнь.
В воспитательной работе современные педагоги используют различные методы, приемы, способы, но особо эффективным, воспитательным средством формирования и развития классного коллектива стала технология коллективно-творческого дела (КТД). Термин «Коллективное творческое дело» (КТД) был введен в науку в середине 60-х годов XX века теоретиками отечественной педагогики И.П. Ивановым и Ф.Я. Шапиро.
Технология коллективно-творческой деятельности — это система философии, условий, методов, приемов и организационных форм воспитания, обеспечивающих формирование и творческое развитие коллектива взрослых и детей на принципах гуманизма. Ее цель — раскрепощение личности, формирование гражданского самосознания, развитие его способностей к социальному творчеству, воспитание общественно-активной творческой личности, способной преумножить общественную культуру, сделать вклад в развитие общества.
Основными задачами КТД являются: формирование и развитие коллектива; развитие личности каждого ребенка, его способностей, индивидуальности; развитие творчества как коллективного, так и индивидуального; обучение правилам и формам совместной работы, реализация коммуникационных потребностей детей.
Ценность применения данной технологии состоит в том, что в процессе коллективно-творческого дела (КТД) развиваются все стороны личности детей среднего и старшего школьного возраста: познавательно-мировоззренческая (знания, взгляды, убеждения, идеалы); эмоционально-волевая (чувства, стремления, интересы, потребности); действенная (умения, навыки, привычки, способности, черты характера).
Традиционно в своей работе педагоги используют следующие виды коллективно-творческих дел:
1.Трудовые КТД, цель которых - обогатить знания детей об окружающем мире и людях труда; выработать взгляды на труд; на разные профессии, воспитать стремление заботиться о людях; работать самостоятельно и творчески («трудовой десант», субботники и т.д.);
2. Познавательные КТД, призванные формировать потребности в познании; развивать такие качества личности, как наблюдательность и любознательность, эрудицию и творческое воображение («вечер веселых задач», «турнир-викторина», культпоход и др.);
3. Художественные КТД, цель которых - развивать художественно - эстетические вкусы учащихся; обогащать их внутренний мир (литературные и музыкальные конкурсы, театрализованные миниатюры, и др.).
4. Спортивные КТД, их цель - развивать ловкость, выносливость, находчивость, настойчивость, смелость, мужество, коллективизм и дисциплинированность (спортивные соревнования, эстафеты и др.).
5. Общественно-политические КТД, призванные воспитать гражданское отношение к своей семье, большой и малой родине; расширять и углублять знания об истории и культуре своей страны, учиться видеть и понимать красоту жизни («День знаний», «День Учителя», «День Матери», и др.).
6. Организаторские КТД - выпуск информационных и тематических газет к датам и праздникам, празднование Дней именинника и др.).
Методика организации и проведения КТД включает следующие этапы:
На предварительном этапе работы составляется модель, образ будущего КТД, определяется основная идея КТД, его форма, число участников. Задача педагога на этом этапе - создание мотивации ребенка для участия в КТД. На следующем этапе коллективного планирования КТД на общем собрании или в микрогруппах составляется план работы, решаются вопросы: что и для кого будем делать? кто будет участником? кто и кому будет помогать. Самый сложный и ответственный этап - коллективная подготовка КТД, предполагающий распределение поручений. Создается орган управления (Совет дела), включающий представителей из каждой микрогруппы. Начинается работа по воплощению общего замысла, при активном участии педагога. На этапе проведения КТД реализуется все задуманное. Главное для педагога на этом этапе – создание психологического комфорта в детском коллективе. Этап подведения итогов КТД происходит на общем собрании, где участники микрогрупп высказывают свое мнение: что получилось? что не удалось осуществить и почему? каковы перспективы на будущее? На этом этапе, для учителя, главное отметить все положительные моменты КТД, а также наметить перспективы позитивного развития школьного коллектива и отдельных личностей. На этапе последствия КТД в непосредственно реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы.
Результатом применения технологии коллективно-творческого дела для детей среднего и старшего школьного возраста будет следующее:
1.Ребенок является участником коллективной деятельности. Знания и умение одного является достижением всех;
2. Действия каждого участника КТД находятся в связи с действиями других детей, что повышает личную ответственность при выполнении общего дела;
3. У ребенка появляется желание работать над собой, совершенствуя свои навыки, умения и приобретать новые знания.
Список литературы
1. Аверкиева Г.В. Новый взгляд на функциональное назначение технологии коллективной творческой деятельности// Инновационные технологии в науке и образовании. – 2015. - № 1. – С. 64-66.
2. Мизюра Л. В. Технология коллективно-творческой деятельности // Молодой ученый. -2016. -№4. - С. 793-795.
3. Селевко Г.К. Социально-воспитательные технологии. - М.:НИИ школьных технологий, 2010. - 176 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.