Одним из первых педагогов конца XVIII – начала XIX в., оказавшим своими идеями и опытом практической деятельности огромное влияние на все последующее развитие мировой педагогической мысли, был швейцарец И.Г. Песталоцци, родоначальник влиятельного направления в педагогике, известного под названием песталоццианства.
Иоганн Генрих Песталоцци (1746–1827)
родился в Цюрихе в семье врача и рано остался без отца. Учился в высшей школе – Коллегиум Каролинум, где готовились протестантские теологи и проповедники, уйдя с последнего теологического курса. Главной причиной этого, по-видимому, было увлечение И. Г. Песталоцци просветительскими и революционными идеями, пришедшими из Франции, прежде всего идеями Ж.-Ж. Руссо, озабоченностью судьбами простого народа, жившего в нищете и невежестве.
Воспитание
И.Г. Песталоцци считал, что необходимо изменить характер воспитания. Оно должно объединять нравственное, умственное и физическое развитие, а также подготовку к производительному труду через активное участие в нем.
Воспитательно-образовательные учреждения
Первым из них была школа для детей бедняков, которую он открыл в своем маленьком имении Нейгоф (1774–1780), затем в течение одного года он возглавлял приют для детей-сирот в городке Станце (1798–1799), наконец, он руководил воспитательными учреждениями в Бургдорфе (1800–1804) и Ивердоне (1805–1825).
Песталоцци руководил институтом в Бургдорфе, который представлял собой комплекс средних школ – базу для подготовки учителей. Последние два были школами-интернатами, где одновременно готовились и учителя народных школ.
Выступая за новую начальную школу, считал необходимым сосредоточить главное внимание на ребенка как центральной точке всех воспитательных действий; создание теории обучения с опорой на психические основы; обработка методики начального образования.
Песталоцци считал главной целью воспитания – развитие всех природных сил и способностей ребенка, при этом данное развитие должно быть разносторонним и гармоничным. Педагог не должен душить природное развитие ребенка. Главным принципом его педагогики – природосоответствие.
Виды воспитания
В религиозно-нравственном воспитании он отводил роль семье.
Умственное воспитание заключалось в подборе специальных, для каждого уровня, упражнений, которые развивают интеллект индивида.
Считал в процессе обучения важнейшим аспектом – применение наглядных пособий во время объяснения материала.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.