Ян Амос Коменский (1592-1670)
Основатель научной педагогики, выдающийся чешский мыслитель. Жил в период перехода от Средневековья к Новому Времени, для которого было характерна борьба между феодализмом и капиталистическими элементами, которые зарождались и активно развивались.
Потерял родителей и благодаря местному обществу получил начальное, среднее и высшее образование. С 1614 г. заведовал начальной школой в городе Пршерове. Во время тридцатилетней войны (1618-1648), после поражения чехов в битве около Белой горы (1620), скрывался, а затем поселился в городе Лешно (Польша), где работал ректором гимназии.
Согласно системе Коменского, в школе должны обучаться мальчики и девочки, бедные и богатые. В процессе воспитания человек учится познавать себя и окружающую жизнь (умственное воспитание), владеть собой (нравственное воспитание), верить в Бога (религиозное воспитание).
Возрастная периодизация (каждый период охватывает 6 лет)
Детство (от рождения до 6 лет) – воспитываются дома, под присмотром матери. Необходимо развивать речь, обогащать запас представлений об окружающей жизни, приучать к самообслуживанию, продуманности, аккуратности, уважение к родителям и старикам, правдивости, справедливости, послушности.
Подростки (6-12 лет) – учатся в начальных классах, где учатся читать на родном языке, письмо, арифметика с элементами геометрии, основы природоведения, географии, истории, пения, ручную работу, закон Божий. Такие школы должны быть во всех населенных пунктах и учиться должны и девочки, и мальчики всех слоев общества.
Юношество (12-18 лет) учится в общеобразовательных средних школах (гимназии), где изучают «семь свободных искусств»: физика, география, история, хронология, этика, религия, а также родной, латинский и один из новых языков.
В совей книге «Великая дидактика» разъяснил сущность и задание образования, призванного служить человеку для усовершенствования его ума, речи и рук, чтобы он мог все необходимое разумно созерцать, охарактеризовать словами и осуществлять действие.
В своих трудах Коменский охарактеризовал такие основные принципы обучения; наглядность, сознательность, прочность, последовательность и системность, посильность, эмоциональность.
Классно-урочная система
Начинать обучение ежегодно в один день и время, старательно распределять учебный материал по годам обучения, одновременно учить определенное количество учеников (класс) и переводить их из одного класса в другой. Учебники отдельные для каждого класса. Нравственное воспитание и школьная дисциплина самые важные аспекты. Средство дисциплины авторитет учителя, в крайних случаях телесные наказания.
Учитель должен любить свое дело, быть трудолюбивым, энтузиастом, жизнедеятельным и чутким, любить учеников, относиться к ним по родительски, быть высокообразованным человеком, живой библиотекой и всегда стремится к обогащению своих знаний и опыта, хорошо владеть методикой преподавания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.