Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри экосистем, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации детского объединения «Юный натуралист», так как биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности. Изучение родной природы – процесс увлекательный для совместной деятельности, открывающий большие возможности для реализации творческих проектов, экскурсий, выполнения исследовательских работ и поисковых заданий. Учащиеся получают умения и навыки индивидуальной, коллективной, творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности. Дополнительная общеобразовательная программа предусматривает использование межпредметных связей с историей, литературой, рисованием, музыкой. Осуществляется и обратная связь, когда материал, собранный детским объединением, используется на уроках и во внеклассной деятельности.
Информационноаналитическая справка.
Критерий № 1. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации
программ дополнительного образования.
Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их
задуматься о тонких взаимоотношениях внутри экосистем, научить
высказывать свои мысли и отстаивать их это основа организации
детского объединения «Юный натуралист», так как биологическое
образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как
величайшей ценности. Изучение родной природы – процесс увлекательный
для совместной деятельности, открывающий большие возможности для
реализации творческих проектов, экскурсий, выполнения исследовательских
работ и поисковых заданий. Учащиеся получают умения и навыки
индивидуальной, коллективной, творческой и трудовой деятельности,
самоуправления,
Дополнительная
общеобразовательная программа предусматривает использование
межпредметных связей с историей, литературой, рисованием, музыкой.
Осуществляется и обратная связь, когда материал, собранный детским
объединением, используется на уроках и во внеклассной деятельности.
активности.
социальной
1.1. Качество дополнительных образовательных программ, разработанных
педагогом.
За три года деятельности детского объединения «Юный натуралист»
были реализованы три дополнительные общеобразовательные программы.
20142015
учебный год
Дополнительная
программа
«Юный натуралист». Копия документа в Приложении №1
общеобразовательная
20152016
учебный год
Дополнительная
программа
«Тайны зелёного леса». Копия документа в Приложении №2
общеобразовательная
20162017
учебный год
Дополнительная
«Заповедная школа». Копия документа в Приложении №3
общеобразовательная
программа
1Программы полностью соответствуют современным требованиям,
формы работы ориентированы на применение технологий деятельностного
типа.
Основанием для составления программ являются «Санитарно
эпидемиологические
требования к учреждениям дополнительного
образования. СанПин 2.4.4.125103», утвержденный 01.04.2003 года.
Количество учащихся в группе согласно нормативным документам СанПин.
Условия набора учащихся: свободный набор, по заявлению родителей
(законных представителей). Учитываются индивидуальные особенности
учащихся: хорошее здоровье, любовь к природе и активному отдыху,
желание заниматься краеведческой и исследовательской работой.
Расписание занятий составляется в соответствии с требованиями Устава
Учреждения, 1 раз в неделю, 2 часа с перерывом в 10 минут между
занятиями. Количество часов в неделю – 2 часа; количество недель в
учебном году – 36; всего часов в год – 72 часа. Формы проведения занятий:
индивидуальные (исследовательская работа, тесты), групповые и по
подгруппам (викторины, конкурсы), коллективные (экскурсии, походы).
1.2.Эффективность реализации образовательного процесса
Дополнительные общеобразовательные программы призвана развивать
личность ребенка путем активизации познавательных способностей
учащихся и реализации их устойчивого интереса к биологической науке.
Актуальность и практическая значимость данных программы в том, что,
работа по изучению природы привлекает внимание к проблемам района,
края, помогает воспитанию поколения патриотов родной земли.
Основная цель: познакомить учащихся с многообразием мира живой
природы, заставить задуматься об огромной роли человека в сохранении
экологического равновесия и его ответственности за происходящее на
планете и собственное здоровье.
В ходе проведения занятий решаются задачи:
образовательные (расширение кругозора,
что является
необходимым для любого культурного человека; способствуют
популяризации биологических и экологических знаний; происходит
знакомство с видовым составом флоры и фауны окрестностей; с редкими
и исчезающими растениями и животными местности; с правилами
поведения в природе);
развивающие (развитие навыков при уходе за комнатными
растениями, а так же навыки работы с микроскопом; развитие навыков
2общение и коммуникации; развитие творческих способностей ребенка;
формирование экологической культуры и чувства ответственности за
состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей;
формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и
исследовательской деятельности,
самостоятельной познавательной
деятельности, проведения опытов; формирование потребности в здоровом
образе жизни);
воспитывать ответственное отношение к порученному делу).
Воспитательные (воспитывать интерес к миру живых существ;
ПРОТОКОЛ
результативности итоговой аттестации учащихся
детского объединения «Юный натуралист» за 2014 – 2015
учебный год
Паршукова Надежда Алексеевна
12-14 лет
26 апреля 2015 года
Ф.И.О.
педагога
Группа №
Возраст
детей
Дата
проведения
Форма проведения
Форма оценивания
результатов
№
Ф.И.О.
учащихся
Год
обуче-
ния
тестирование, работа с
микролабораторией
10- бальная система (например:
теория – 10 баллов, практика – 10
баллов)
Содержание
аттестации
Итоговая
аттестация
Примечани
е
Теория Практика
31. Тестирование
на знание мира
живой природы.
2. Работа с
микролаборатори
ей (умение
работать с
микролаборатори
ей,
микропрепаратам
и).
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Болгова
Анастасия
Алексеевна
Жукова
Виктория
Дмитриевна
Кучева
Алина
Владимировна
Погуляева
Екатерина
Александровна
Потапова
Анастасия
Павловна
Потапова
Елизавета
Михайловна
Шебырева
Татьяна
Сергеевна
Калинина
Мария
Романовна
Паршукова
Майя
Рафаэловна
Чувьюрова
Наталья
Эдуардовна
1
Напалкова
Ксения
Андреевна
10
9
9
9
8
10
9
7
7
9
9
10
10
9
10
10
10
10
9
9
10
10
Закончила
обучение
Закончила
обучение
Закончила
обучение
Закончила
обучение
Закончила
обучение
Закончила
обучение
Закончила
обучение
Закончила
обучение
Закончила
обучение
Закончила
обучение
Закончила
обучение
43-4 балла – низкий уровень освоения программного
материала;
5-8 баллов – достаточный уровень освоения программного
материала;
9-10 баллов – высокий уровень освоения программного
материала.
Средний балл итоговой аттестации – 9,2
Формула вычисления среднего балла:
1) Средний балл за теорию (Ср.б.т.) = кол-во
баллов=8,7
кол-во
детей
2) Средний балл за практику (Ср.б.п.) = кол-во
баллов=9,7
кол-во
детей
3) Средний балл итоговой аттестации = Ср.б.т. +
Ср.б.п=
2
По результатам итоговой аттестации: 11 учащихся завершили
программу.
9,2
ПРОТОКОЛ
результативности итоговой аттестации учащихся
детского объединения «Юный натуралист» за 2015 – 2016
учебный год
5Паршукова Надежда Алексеевна
12-14 лет
08 мая 2016 года
Ф.И.О.
педагога
Группа №
Возраст
детей
Дата
проведения
Форма проведения
Форма оценивания
результатов
№
Ф.И.
учащихся
Год
обуче-
ния
Губер
Виталина
Жукова
Виктория
Калинина
Мария
Карманова
Полина
Некрышев
а Виктория
Парахневи
ч Мария
Паршукова
Валерия
1
2
2
1
2
1
2
тестирование, работа с гербарным
материалом
10- бальная система (например:
теория – 10 баллов, практика – 10
баллов)
Содержание
аттестации
Итоговая
аттестация
Примечани
е
1. Тестирование по
теме: «Тайны
зеленного леса».
Теория Практика
9
9
10
10
2. Работа с гербарным
материалом
9
9
10
9
9
9
10
9
10
9
Закончила
обучение
Закончила
обучение
Закончила
обучение
Закончила
обучение
Закончила
обучение
Закончила
обучение
Закончила
обучение
6Паршукова
Майя
Погуляева
Екатерина
Потапова
Елизавета
Сулима
Аида
Сысоева
Кристина
Шебырева
Татьяна
Игнатов
Кирилл
2
2
2
1
1
2
1
10
9
10
10
9
10
10
10
10
10
10
10
10
10
Закончила
обучение
Закончила
обучение
Закончила
обучение
Закончила
обучение
Закончила
обучение
Закончила
обучение
Закончила
обучение
3-4 балла – низкий уровень освоения программного
материала;
5-8 баллов – достаточный уровень освоения программного
материала;
9-10 баллов – высокий уровень освоения программного
материала.
Средний балл итоговой аттестации – 9,55
Формула вычисления среднего балла:
1) Средний балл за теорию (Ср.б.т.) = кол-во
баллов=9,5
кол-во
детей
2) Средний балл за практику (Ср.б.п.) = кол-во
баллов=9,6
7кол-во
детей
3) Средний балл итоговой аттестации = Ср.б.т. +
Ср.б.п=9,55
2
По результатам итоговой аттестации: 14 учащихся завершили
программу.
ПРОТОКОЛ
результативности итоговой аттестации учащихся детского
объединения
«Юный натуралист» по дополнительной
общеобразовательной программе «Заповедная школа» за
2016 – 2017 учебный год.
Ф.И.О.
педагога
Группа №
Возраст
детей
Дата
проведения
Форма
проведения
Форма
оценивания
результатов
Паршукова Надежда Алексеевна
9-13 лет
07 мая 2017 года
тестирование, практическая работа
«Определение возраста сосны по мутовкам»,
«Определение возраста дерева по годичным
кольцам»
10- бальная система (например: теория – 10
баллов, практика – 10 баллов)
№
Ф.И.
Содержание
аттестации
Итоговая
аттестация
Примечание
8учащихся
Паршукова
Валерия
Некрышев
а Виктория
Калинина
Мария
Паршукова
Майя
Игнатов
Кирилл
Паршукова
Екатерина
Паршукова
Софья
Уляшева
Юлиана
Николаев
Максим
Игнатов
Никита
Год
обучени
я
3
3
3
3
2
1
1
1
1
1
1. Тестирование по
дополнительной
общеобразовательно
й программе
«Заповедная школа»
2. Практическая
работа «Определение
возраста сосны по
мутовкам.
Определение
возраста дерева по
годичным кольцам»
Теория Практика
9
9
9
10
10
10
10
10
9
9
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
Закончила
обучение
Закончила
обучение
Закончила
обучение
Закончила
обучение
Закончила
обучение
Закончила
обучение
Закончила
обучение
Закончила
обучение
Закончила
обучение
Закончила
обучение
3-4 балла – низкий уровень освоения программного материала;
5-8 баллов – достаточный уровень освоения программного материала;
9-10 баллов – высокий уровень освоения программного материала.
Средний балл итоговой аттестации – 9,55
Формула вычисления среднего балла:
1) Средний балл за теорию (Ср.б.т.) = кол-во
баллов=9,5
9кол-во
детей
2) Средний балл за практику (Ср.б.п.) = кол-во
баллов=10,0
кол-во
детей
3) Средний балл итоговой аттестации = Ср.б.т. +
Ср.б.п=9,75
2
По результатам итоговой аттестации: 10 учащихся завершили
программу.
С целью эффективности образовательного процесса, в течение
каждого учебного года, согласно дополнительным общеобразовательным
программам проводились текущие и итоговые виды контроля.
Темы текущего контроля
№
1
2
3
4
5
6 Итоговая аттестация
«Край, в котором мы живем»
«Природа под микроскопом»
«Природа под охраной»;
«Здоровье человека и окружающая среда»
«Я – исследователь»
Результат
7,1
7,5
8,5
8,7
9,1
9,2
10Вывод: Наблюдается положительная динамика показателей эффективности
образовательного процесса.
Результативность текущего контроля учащихся в протоколах.
(см Приложение 9,10,11,12,13 Копии протоколов результативности
текущего контроля по следующим темам: «Край, в котором мы живем»;
«Природа под микроскопом»; «Природа под охраной»; «Здоровье человека и
окружающая среда»; «Я – исследователь»).
В конце учебного года была проведена итоговая аттестация учащихся
детского объединения «Юный натуралист».
11Форма проведения – тестирование и работа с микролабораторией
(теория и практика).
10 – бальная система форма оценивания результатов.
По результатам итоговой аттестации средний бал за теорию
составил 8,7; за практику – 9,7.
Средний бал итоговой аттестации составил 9,2 балла, что говорит о
высоком уровне освоения программного материала.
Все учащиеся успешно завершили обучение по дополнительной
общеобразовательной программе.
(см Приложение 8 Копия протокола результативности итоговой
аттестации учащихся детского объединения «Юный натуралист» за 2014
– 2015 учебный год).
1.3. Сохранность контингента обучающихся.
В течение каждого учебного года контингент обучающихся имел в
основном стабильный, высокий уровень.
«Справка – подтверждение стабильной сохранности
контингента обучающихся», см Приложение 4
Копии журнала учета работы педагога дополнительного
образования, см Приложение 5
Критерий № 2.
Выявление и развитие способностей обучающихся к
интеллектуальной, творческой деятельности, а также их участие в олимпиадах,
конкурсах, фестивалях, соревнованиях (за 3последовательных года).
2.1. Участие обучающихся в конкурсах, конференциях и др.
122.2. Наличие обучающихся, занявших призовые места и ставших лауреатами
конкурсных мероприятий разного уровня (конкурсы, гранты, фестивали,
конференции, марафоны, смотры, отчетные концерты, праздники, утренники,
выставки, ярмарки, соревнования и т.д.).
2.3. Наличие обучающихся, получающих именные стипендии различного
уровня.
Критерий № 3. Обеспечение высокого качества освоения обучающимися
образовательных программ.
3.1. Продуктивное использование современных образовательных технологий в
образовательном процессе.
Сегодня внеурочная деятельность определяется как составная часть
учебновоспитательного процесса и одна из форм организации свободного
времени учащихся, цель которой создание условий для проявления и
развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора,
достижения духовнонравственных ценностей и культурных традиций.
Вместе с базовым образованием внеурочная деятельность даёт общее
развитие личности, расширяет, углубляет и дополняет базовые знания,
выявляет и развивает потенциальные возможности ребёнка, причём это
происходит в комфортной для него обстановке.
Построить работу внеурочной деятельности с учетом потребностей
и способностей каждого ученика возможно только лишь с применением
новых образовательных технологий.
Использование нетрадиционных
технологий обучения, способствуют развитие у школьников логического
мышления, творческой активности, речевых способностей, умения
самостоятельно работать и интеллекта в целом. Именно это побудило
меня к изучению современных педагогических технологий и использованию их
13во
внеурочной
деятельности.
Современные технологии способствуют повышению качества
обучения в том случае, если они влияют не только на внешнюю, но и
внутреннюю мотивацию. С постоянными изменениями и преобразованиями
в политике образования, возникает потребность в изучении и применении
современных образовательных технологий и методик. Стараюсь активно
работать над внедрением информационно
коммуникативных,
проблемного обучения,
здоровьесберегающих технологий, технологии
игровых, модульных, проектно исследовательских
Введение данных технологий позволяет установить тесное
сотрудничество с учениками, повышает мотивацию к учению, развивает
практически все учебные универсальные действия.
технологий.
Технология
Обоснование выбора
технологии
1.
Информационно
коммуникативные
технологии.
Использование в процессе
обучения
компьютерных
технологий способствует:
эффективному
усвоению
материала;
помогает
сделать процесс обучения
более разнообразным и
увлекательным, личностно
развивающим;
позволяет
принципиально расширить
возможности
в выборе и
реализации
и
средств
обучения;
методов
предоставляет
большие
возможности ученику для
реализации
творческих
способностей.
Преимущество
компьютерных технологий
позволяет
использовать
материал на различных
этапах
занятия
многократно, приостановить
момент,
в
нужный
детализировано
изучить
объекты и их части,
воспринимать материал на
слуховом и эмоциональном
уровне.
Методическая и практическая
результативность применения
технологии
Вызывают, большой эмоциональный
подъем и повышают уровень усвоения
материала, стимулируют
инициативу и творческое мышление.
Помогает выполнять сразу
несколько функций:
информационную служит
источником информации;
коммуникативную является
средством общения;
развивающую
мыслительную деятельность;
развивает
образовательную источник
знаний;
контролирующую самоконтроль
знаний.
142.Здоровьесбере
гающие
технологии.
Обеспечивают школьнику
возможность сохранения
здоровья, формирует у него
необходимые знания, умения
и навыки по здоровому образу
жизни, учит использовать
полученные знания в
повседневной жизни.
3.Технологии
проблемного
обучения.
Организуется относительно
самостоятельная поисковая
деятельность учеников, в
ходе которой они усваивают
новые знания, умения и
развивают общие
способности, а также
исследовательскую
активность, формируют
творческие навыки.
4. Игровые
технологии.
Дают свободу мысли и
деятельности, вызывают у
детей обостренный интерес к
происходящему на занятиях,
активизируют
познавательную
деятельность школьника,
Применяя разнообразные средства,
приемы и методы активизации
деятельности учащихся, чередуя их,
используя знания о природном
потенциале ученика,
включая в
работу все каналы восприятия
визуальные,
(аудиальные,
кинестетические),
только
сохраняем здоровье наших учеников,
но и способствуем развитию их
интеллектуальных возможностей.
не
Такой подход к обучению
способствует включению каждого
ребенка в процесс познания, делая
обучение комфортным, здоровым и
успешным.
Использование проблемного
подхода в обучении биологии,
позволяет достигать определенных
результатов:
активизирует мыслительную
деятельность,
которой
школьнику очень сложно учиться,
тем более с интересом;
без
у большинства учащихся
формируется
положительная
мотивация к изучению предмета,
познавательный интерес не только к
отдельным темам курса, а в целом к
биологии;
возрастает эффективность
развития интеллектуальных и
творческих способностей учащихся;
коммуникативный режим
проблемного обучения и
самообучения позволяет рационально
организовывать и воспитывать
культуру умственного труда.
Результативность игровых
технологий:
обучающая, воспитательная
оказывает воздействие на личность
обучаемого, развивая его мышление,
расширяя кругозор;
15развивают коммуникативные
навыки, снижают
утомляемость,
способствуют формированию
здорового психологического
климата класса.
Помогают воспроизвести
увиденное, сохранить
полученную информацию,
сравнить, установить связь,
сделать выводы, представить
то, чего нет, создавать и
творить.
Развивает восприятие,
память, мышление,
воображение, творчество.
5. Проектно
исследовательски
е технологии.
ориентационная учит
ориентироваться в конкретной
ситуации и применять знания для
решения нестандартной учебной
задачи;
мотивационно побудительная
мотивирует и стимулирует
познавательную деятельность
учащихся, способствует развитию
познавательного интереса.
Формирует следующие ключевые
компетентности учащихся:
информационная (учащиеся
обращаются к различным
источникам информации;
анализируют, систематизируют и
обобщают материал);
коммуникативная (в ходе работы
учащиеся обращаются за
консультациями к специалистам, при
защите своих работ не только
представляют структурированные
материалы, но и отвечают на
вопросы по затронутой проблеме,
отстаивают собственную точку
зрения на данную проблему);
самоорганизация (при работе над
проектом или исследовательской
работой ученики ставят учебные
цели и задачи, самостоятельно
составляют план работы,
распределяют время на выполнение
того или иного вида деятельности);
самообразование (в процессе
самостоятельной исследовательской
работы учащиеся узнают много
нового, делают выводы и совершают
открытия, важные для их
собственного интеллектуального
роста).
Аналитический комментарий.
161. Использование информационно – коммуникативных технологий.
Невозможно научить ребёнка, если ему не интересно, если он не
увлечён процессом познания. Активная работа ученика на занятиях – залог
успешного обучения. Известно, что познавательная активность учащихся
тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому объекту. В развитии
интереса
нельзя полагаться только на содержание изучаемого
материала, важны и методы, с помощью которых школьники вовлекаются
в процесс познания. Использование новых информационных
технологий в процессе обучения позволяет добиваться качественно более
высокого уровня наглядности на занятиях, значительно расширяет
возможности активизации деятельности школьников, а непрерывная
обратная связь оживляет учебный процесс, способствует повышению его
динамизма, что, в конечном счете, ведёт к формированию положительного
отношения
материалу.
Использование компьютера на занятиях – это средство достижения
учебных целей. Это средство, которое обогащает учебный процесс и
способствует развитию и личности ученика и профессионализма учителя.
изучаемому
учащихся
к
При обучении использование информационно – коммуникативных
технологий
эффективно на занятиях изучения нового материала, при
обработке умений и навыков (обучающее тестирование), при проверке
знаний учащихся.
Широко применяю презентации. Имея коллекцию различных
презентаций, исходя из темы занятия, цели и задач, корректирую
материал презентации (просто показ, демонстрация с предварительным
заданием, демонстрация с комментарием учителя или ученика и т.д.)
Удобно применение компьютерных презентаций ещё тем, что
появляется возможность подбирать наглядный материал в необходимом
объёме. Можно материал корректировать: удалять ненужные слайды,
добавлять новые, заменять иллюстрации на более удачные и т.д.
Презентация дает возможность демонстрировать организмы, их
строение, жизнедеятельность и взаимоотношения с другими организмами.
Использовать это можно на всех этапах занятия, и при объяснении нового
материала, и при закреплении, и для контроля знаний. Причем, на каждом
этапе занятия предоставляется возможность огромного выбора
учащиеся значительно лучше
материала.
воспринимают
материал.
Например, рассматривая на занятиях экологические вопросы, нельзя
не затронуть вопрос о том, что многие животные и растения занесены в
Красную книгу. Одно дело услышать, другое дело посмотреть. И здесь на
помощь мне снова приходит презентация. Очень удобно.
Увидев презентацию,
данный
17Полноэкранные озвученные видеофрагменты с демонстрацией
экспериментов и изучаемых процессов, фотографии, графики и диаграммы,
вот далеко не полный перечень возможностей программ, способных
превратить изучение определенного материала в увлекательную и
познавательнуюигру.
Я считаю, что использование ИКТ является одним из
возможных путей повышения качества знаний на занятиях.
Использование ИКТ это маленькая крупица в подготовке учащихся к
будущей жизни в информационном обществе.
2. Использование здоровьесберегающих технологий.
Многочисленные физиологогигиенические и психофизиологические
исследования убеждают педагогов и руководителей системы образования в
том, что необходимо принимать специальные меры по сохранению и
укреплению здоровья школьников.
В решении этой задачи и могут помочь здоровьесберегающие
технологии, которые позволяют решить не только основную задачу,
стоящую перед ними, но также могут быть использованы как средство
повышения мотивации к учебнопознавательной деятельности учащихся.
Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет
добиться положительных изменений в состоянии здоровья.
На
в
своих
занятиях
претворяю
жизнь
здоровьесберегающие технологии, чтобы получение знаний учащимися
происходило без ущерба для их здоровья, а также воспитываю культуру
здоровья, которая практически воплощается в потребности вести
здоровый образ жизни, заботиться о своем здоровье и для этого использую
на занятиях элементы здоровьясбережения такие как: оптимальная
плотность занятия,
рациональное чередование видов учебной
деятельности, уважительный стиль общения, эмоциональная разрядка,
физкультурная пауза, правильная рабочая поза.
Главный упор, который я делаю на занятиях – это рациональная
организация занятия, использование активных методов и активных форм
обучения. Стараюсь организовать режим обучения так, чтобы он
обеспечил высокую работоспособность на протяжении всего времени
учебных занятий, позволил отодвинуть утомление и избежать
переутомления.
Сохранить высокую работоспособность помогает
правильная регламентация продолжительности и чередования различных
видов деятельности, переключение с одного вида деятельности на другой.
18В начале занятия очень важно детей мотивировать на
положительные эмоции, на успех, настрой на реализацию своего
потенциала.
Одним из важнейших аспектов является психологический комфорт.
Доброжелательная обстановка на занятиях, спокойная беседа, внимание к
каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика
выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок,
поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный
юмор или небольшое историческое отступление вот далеко не весь
арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию
способностей каждого ребенка.
Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и
эмоциональной приподнятости работоспособность школьников заметно
повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному
усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.
Большой простор для формирования эмоционального настроя дает
применение фрагментов видеофильмов, красивая музыка, чтение стихов.
Все это способствует переключению каналов восприятия информации.
На занятиях каждый ребёнок должен чувствовать себя удобно,
спокойно, уютно, то есть комфортно, и создание таких условий – главная
моя задача. Эту задачу реализую через выполнение следующих
гигиенических условий:
температуру и свежесть воздуха: время проветривания кабинета
зависит от температуры воздуха на улице;
рациональность освещения класса и доски;
исключить монотонные звуковые раздражители.
Очевидно, что если мы хотим воспитать школьников творческими,
думающими, ищущими, необходимо научить их творческой деятельности.
Для этого мною применяются творческие задачи, в процессе
самостоятельного решения которых учащиеся и накапливают опыт поиска
способов решения проблемы. При этом оказывается, что часть знаний
усваивается не в ходе пассивного восприятия их в готовом виде (из уст
учителя), а как продукт самостоятельного творческого поиска, решения
проблемы.
Практически на каждом занятии стараюсь проводить
физкультминутки. (Перечень физкульминуток на бумажном носителе и на
диске накопителе в Приложении 96). Для эффективного обучения,
19коррекции зрения использую тренажер для глаз (см диск Приложении 96).
Простейшие упражнения для глаз обязательно нужно включать в
физкультминутку, так как они не только служат профилактикой
нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии,
повышенном внутричерепном давлении.
Конечно, в силу определенных причин, не всегда удается
придерживаться всех принципов здоровьесберегающей технологии, но
использовать элементарные принципы, мы обязаны.
Использование здоровьесберегающей технологии не требует от
учителя специальной подготовки и больших затрат времени. Главное –
результат: снижение утомляемости; повышение продуктивности,
работоспособности.
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно
рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей
педагогики одного из самых актуальных образовательных подходов, и как
совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников
без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой
педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье
учащихся.
Забота о здоровье учеников неотделима от заботы учителя о своем
собственном здоровье. Педагог должен подавать пример своим образом
жизни и своим здоровьем, так как собственный пример лучше всяких слов
познакомит детей с правилами здорового образа жизни.
3. Использование технологий проблемного обучения.
Всегда проходят успешно занятия с применением технологии
проблемного обучения. Но, хочу отметить, что применение проблемного
подхода имеет свои трудности. Требуется большее количество времени,
чем при «традиционном» изложении материала учителем. Ученик должен
обладать определённой системой знаний, поскольку отсутствие их не
позволит ему успешно обсуждать поставленную проблему. Учитель
должен постоянно повышать свою эрудицию, быть оперативным в работе
в целом и на занятии в частности.
При проблемном обучении, у учащихся формируется умение
творчески, нестандартно решать поставленные задачи. При реализации
проблемного подхода большинство обучающихся проявляют больший
интерес к изучению того или иного вопроса, что позволяет вывести их на
уровень проектов.
20Активная мыслительная работа ученика,
познавательная
самостоятельность залог успешного обучения. Основными приемами,
стимулирующими познавательную активность учащихся, можно считать
создание на занятиях проблемных ситуаций. Они являются эффективным
средством развития творческих способностей учащихся и позволяют
решить ряд конкретных дидактических задач: закрепить знания; повысить
интерес; создать стимул к самостоятельному приобретению
дополнительных знаний по теме; научить работать в коллективе.
Проблемные вопросы позволяют применять такие методические приемы,
как поиск способов разрешения противоречия, изложения различных точек
зрения на один и тот же вопрос и с разных позиций, что побуждает
учащихся делать сравнения, обобщения и выводы.
Примеры проблемных задач.
Было время, когда в Австралии не произрастал клевер. Потом туда
Задача №1
завезли семена и посеяли клевер. Он рос и цвел хорошо, но плодов и семян не
давал. Затем в Австралию завезли шмелей, и растение стало плодоносить.
Почему?
Задача №2
Если разложить на опушке леса на досках насекомых нескольких
видов, то птицы поедают, лишь тех из них, которые не имеют
предостерегающей окраски. Объяснить ситуацию.
Задача №3
Говорят, что если с неба упадет иголка, то орел ее увидит, олень
услышит, а медведь почует. Почему так говорят?
Применяю и проблемные ситуации игрового характера.
«Гусеница» слова, обозначающие какиелибо предметы или явления,
написаны слитно с перекрыванием.
Задание: найти названия птиц:
соколибрибисойканарейказаркайральбатросоедроздрофазанандудодубоносо
рокакаду.
Ответ: сокол, колибри, ибис, сойка, канарейка, казарка, кайра, альбатрос,
осоед, дрозд, дрофа, фазан, нанду, удод, дубонос, сорока, какаду.
Примеры создания проблемной ситуации, возникающей с удивлением.
Показываю фотографии – пижму. Сообщаю ученикам, что это
высокие растения, в высоту могут достигать до одного метра. Затем
показываю фотографию с изображением черники и сообщает, что черника
кустарничек высотой до 1540 см, с гладкими остро ребристыми зелеными
21ветвями. Задаётся вопрос ученикам: почему низкорослую чернику относят
к кустарничкам, а пижму к травам?
При создании проблемных ситуаций также следует учитывать
уровень знаний учеников, психологические особенности и интеллектуальные
возможности. В противном случае, учащиеся могут потерять интерес к
решению проблемы, т.к. она окажется им не по силам.
Проблемное занятие имеет следующую структуру:
I. Постановка учебной проблемы
II. Постановка учебной задачи
III. Поиск решения
IV. Выражение решения
V. Реализация продукта
Существуют ещё похожие структуры проблемного занятия,
предложенные методистами и учителямипрактиками, но во всех
структурах присутствует поиск и решение проблемы.
Этап проблемного занятия «Поиск решения» направлен на открытие
учениками нового знания. Эти знания можно получить через гипотезы.
Сначала гипотеза, т.е. предположение, выдвигается, а потом проверяется.
Выдвигаются доводы в пользу или, наоборот, в опровержение гипотезы. На
этом этапе занятия лучше использовать побуждающий диалог.
Можно побуждать учеников к выдвижению гипотезы с помощью
интересных фактов или наводящих вопросов.
Суть технологии проблемного обучения можно выразить словами
П.П. Блонского: «Обучать ребенка значит не давать ему нашей истины,
но развивать его собственную истину до нашей, иными словами, не
навязывать ему нашего мира, созданного нашей мыслью, но, помогать ему,
перерабатывать мыслью непосредственно очевидный чувственный мир».
4. Педагогическая эффективность применения игровых технологий очень
велика.
Использую следующие виды игр:
а) Игры упражнения.
Игровая деятельность может быть организована в коллективных и
групповых формах. Её используют при закреплении материала, проверке
знаний учащихся.
Пример: «Пятый лишний». Учащимся предлагается найти в данном наборе
22названий (растения одного семейства, животные отряда и др.) одно
случайно попавшее в этот список.
б) Играпоиск.
Учащимся предлагается найти в рассказе, к примеру, растения семейства
Розоцветных, названия которых вперемежку с растениями других
семейств, встречаются по ходу рассказа учителя. Для проведения таких
игр не требуется специального оборудования, они занимают мало времени,
но дают хорошие результаты.
в) Игры соревнование.
Сюда можно отнести конкурсы, викторины, имитации телевизионных
конкурсов и т.д.
г) Сюжетно ролевые игры.
Их особенность в том, что учащиеся исполняют роли, а сами игры
наполнены глубоким и интересным содержанием, соответствующим
определенным задачам. Ролевая игра формирует умение учащихся,
развивает умение коллективно решать проблемы, оперативно принимать
обоснованные решения, прогнозировать последствия предпринимаемых
действий, развивает инициативу, умение оперировать понятиями. В
ролевых играх ярко проявляется групповая деятельность. Используя
потенциальную возможность каждого ученика, коллектив делает лучше,
чем один. В группе все учащиеся индивидуальны, но они искренне
заботятся о том, чтобы действовать совместно и помогать друг другу в
работе.
способствующие интенсивному росту личности через установление
позитивных, межличностных отношений.
д) Познавательные игры путешествия.
В предлагаемой игре учащиеся могут совершать «путешествия». В игре
могут сообщаться и новые для учащихся сведения и проверяться уже
имеющиеся знания.
раскрытию творческого потенциала, активизации мыслительной
деятельности ребенка.
Сплочённость, групповое единство качественно новые образования,
Включение в учебный процесс познавательных игр способствует
5. Использование проектно
исследовательских технологий
Исследовательская и проектная деятельность учащихся является
инновационной образовательной технологией и служит средством
комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в
современном социуме.
У учащихся в ходе проектноисследовательской деятельности
формируются коммуникативная,
общекультурная
компетенции, компетенция личностного самосовершенствования столь
23
информационная,необходимые в жизни и в дальнейшем профессиональном становлении. В
проектноисследовательской деятельности учащимся приобретаются
объективные знания в том случае, если она же при этом выражает свою
характеристику объективность. Объективность знаний закрепляется
только тогда, когда они осмысливаются и превращаются в личностные
ценности. Осмысливаются те знания, которые не вступают в
противоречие с имеющимися уже в сознании личности ценностями.
Реализация технологий проектов и исследования на практике ведет к
изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается
в организатора исследовательской деятельности своих учеников.
Роль педагога на разных этапах выполнения проекта, исследования
меняется. На подготовительном этапе она состоит в том, чтобы
инициировать идеи проекта или исследования, создать условия для
появления идеи проекта исследования, а также оказать помощь в
первоначальном планировании. На этапе реализации учитель из носителя
знаний превращается в организатора деятельности по решению проблемы,
добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. На
заключительном этапе возрастает роль контрольнооценочной функции,
так как учителю следует принять участие в подведении итогов работы в
качестве независимого эксперта.
Научить ребёнка определять цель исследования, задачи, выделять
предмет и объект не представляет большого труда, но одно из главных,
базовых умений исследователя – умение выдвигать гипотезы, строить
предположения. В этом процессе обязательно требуются оригинальность
и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные
качества как решительность и смелость. Гипотезы рождаются как в
результате логических рассуждений, так и в итоге интуитивного
мышления.
Гипотезы (или гипотеза) возникают как возможные варианты
решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе
Построение гипотез – основа исследовательского,
исследования.
творческого мышления.
Гипотезы позволяют открывать новые
возможности, находить новые варианты решения проблем и затем,
оценивать их вероятность. Таким образом, гипотезы дают нам
возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с
другой стороны.
труда,
самостоятельной
приучая детей к исследовательской деятельности,
Таким образом, мы формируем у учащихся культуру умственного
к
проектом.
Использование метода проектов и исследования позволяет
24
работе
осознанной
надреализовать деятельностный подход на экскурсиях. Особенность ее
состоит в том, что исследуемые на экскурсии проблемы берутся из
реальной жизни, ученик наблюдает их в природе.
Работая над исследованиями, учащиеся не только пополняют свой
багаж знаний, но и самостоятельно совершают открытия, пусть
незначительные в мировом масштабе, но значимые для их личностного
роста. Проектно исследовательская деятельность интегрирует в себе
элементы игровой,
ценностноориентационной,
преобразовательной, коммуникативной, теоретической и практической
деятельности. Она позволяет учащимся максимально реализовать
имеющиеся творческие возможности. Особенно актуальна проектная
деятельность для детей с пониженной мотивацией.
познавательной,
Но наряду с положительными сторонами проектной деятельности
нельзя не назвать и некоторые её недостатки. Например: увеличение
умственной нагрузки; существование риска неудачного выполнения работы;
повышение эмоциональной нагрузки; нарастание напряжения к сроку сдачи
работы.
Исследовательская тактика ребёнка – это не просто один из
методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни
и учебной деятельности. Данная
деятельность дает возможность
ученикам приобрести не только знания, но и умения, которые пригодятся в
жизни, повышает интерес знаниям, вырабатывает самостоятельность и
самооценку собственного труда.
Отдельные исследовательские работы учащихся публикуются на
образовательных интернетресурсах. Свидетельство о публикации на
сайте Metodkopilka.ru
исследовательская работа по теме: «Экология
квартиры» Болговой Анастасии в Приложении №
Методическая разработка занятия с применением различных
технологий: информационнокоммуникационных;
технология развития
интеллектуальнотворческого мышления;
игровых технологий с
самоанализом представлена в Приложении № Ресурсный материал для
урока – в Приложении №
3.2. Вариативность использования различных видов деятельности обучающихся
(походы, экскурсии, акции, участие в социальных проектах, организация
содержательной деятельности в период каникул и т.п.).
В работе с детским объединением используются различные виды
деятельности: экскурсии и походы; работа с микролабораторией и
микропрепаратами; исследовательские и творческие работы; участие в
25конкурсах и публикация материалов на сайты; уход за комнатными
растениями; виртуальные путешествия в мир природы; встречи с
любимыми питомцами; подготовка и показ экологической сказки;
организация и проведение различных игровых мероприятий (викторины,
«Своя игра», «Устами младенца», «Поле чудес», «Царство ребусов,
кроссвордов, анаграмм» и др.).
Приняли участие в российском фестивале новогодних поздравлений
«Китендо».
Участвовали во Всероссийском сетевом межшкольном проекте
«Карта памяти» (размещение рассказа о памятном месте «Мемориальный
комплекс ветеранам ВОВ в п. Тимшер).
В период школьных каникул были организованы и проведены
воспитательные, физкультурно – оздоровительные мероприятия.
Систематически оформляется и обновляется тематический стенд.
(см Приложение 15 «Деятельность кружка «Юный натуралист»;
справка об использовании различных видов деятельности);
см Приложение 16 «Фоторепортаж юных натуралистов»;
см Приложение 17 «План работы на каникулах»).
Вид деятельности
Тематика
Цель и задачи
Фестиваль
Фестиваль новогодних
поздравлений
(20142015год)
Публикация
оригинальных,
интересных
поздравлений к
новому году
Межпредметный
интеллектуальны
й конкурс
Межпредметный
интеллектуальный
конкурс «Львёнок»
(2015 год)
Всероссийский
урок
Всероссийский
экологический
урок
III Всероссийский урок
«Хранители
воды»
(2016 год)
Всероссийский
экологический урок
«Разделяй с нами» (2016
год)
Результативность
(результаты описываются в
аспекте формирования
действий учащихся)
Сертификат за 2
место и приз 700
рублей на счет
личного кабинета
Копия документа в
Приложении №
Сертификат
организатору
конкурса
Копия документа в
Приложении №
Диплом
Копия документа в
Приложении №
Диплом
Копия документа в
Приложении №
Благодарственное
26«Сохраним планету –
Земля» (2016 год)
Международный
конкурс школьных
и студенческих
проектов
сохранения
природных
экосистем
регионах
Балтийского
Баренцева морей
и
в
Всероссийский
экологический
урок
Всероссийский
экологический урок
«Разделяй с нами» (2017
год)
Всероссийский
урок
IV Всероссийский урок
«Хранители
воды»
(2017 год)
Всероссийский
экологический
диктант
Акция
«Батарейки
собираем –
природу спасаем»
письмо
Копия документа в
Приложении №
Свидетельство
Копия документа в
Приложении №
Диплом
Копия документа в
Приложении №
Благодарность
Копия документа в
Приложении №
Диплом
Копия документа в
Приложении №
Благодарственное
письмо
Копия документа в
Приложении №
Приказ
Копия документа в
Приложении №
Приказ
Копия документа в
Приложении №
273.3. Организация совместной деятельности обучающихся с родителями
(законными представителями);
организация взаимодействия педагога
(образовательной организации) с родителями (законными представителями)
обучающихся.
Год
Организациясовмест
ной деятельности с
Взаимодействиес
родителями
родителями
Резул
ьтат
Форма Содер
жание
деяте
льнос
Форма Содер
жание
деяте
льнос
Резул
ьтат
и
и
3.4. Владение приемами работы с одаренными детьми, детьми с ОВЗ, детьми,
находящимися на учёте КПДН, ОПДН и др.
Категор
ия
детей
Приемы
работы
Обоснование
использования приемов
«Кружок «Юный натуралист» дает возможность школьникам
узнать, познать и раскрыть свои таланты, понять, что он может.
Участники кружка узнали достаточно много интересного, познали природу
во всех красках. Кто то очень красиво рисовал природу, кто то писал
стихи, кто то делал замечательные подделки. Отдельные учащиеся
выполняли исследовательские работы, делали презентации, были
участниками экологической сказки. Работали с микролабораторией, ходили
28на экскурсии, в поход. Участвовали в дистанционных конкурсах,
выкладывали свои работы на сайты. Получали благодарности, грамоты и
дипломы» фрагмент отзыва участников кружка. Полный текст в
Приложении 6.
2.2. Создание благоприятного психологического климата в детском
коллективе.
Отзыв школьного психолога в Приложении 7.
2.5. Наличие контингента обучающихся различных социальных
категорий.
Участниками детского объединения «Юный натуралист» были из
различных социальных категории: малоимущие, неполные, многодетные
семьи.
Из контингента обучающихся были одаренные дети, которые
проявили активность в жизни детского объединения. Выполняли
творческие,
исследовательские работы,
были организаторами и
инициаторами многих дел.
В конце учебного года отмечены
благодарностями.
(см Приложение 141 Благодарность Потаповой Елизавете;
см Приложение 142 Благодарность Жуковой Виктории;
см Приложение 143 Благодарность Погуляевой Екатерины).
Критерий 3. Результативность деятельности педагога.
3.1. Вариативность использования различных видов деятельности
обучающихся.
В ходе работы кружка были использованы различные виды
деятельности: экскурсии и походы; работа с микролабораторией и
микропрепаратами; исследовательские и творческие работы; участие в
конкурсах и публикация материалов на сайты; уход за комнатными
растениями; виртуальные путешествия в мир природы; встречи с
любимыми питомцами; подготовка и показ экологической сказки;
29организация и проведение различных игровых мероприятий (викторины,
«Своя игра», «Устами младенца», «Поле чудес», «Царство ребусов,
кроссвордов, анаграмм» и др.).
Приняли участие в российском фестивале новогодних поздравлений
«Китендо».
Участвовали во Всероссийском сетевом межшкольном проекте
«Карта памяти» (размещение рассказа о памятном месте «Мемориальный
комплекс ветеранам ВОВ в п. Тимшер).
В период школьных каникул были организованы и проведены
воспитательные, физкультурно – оздоровительные мероприятия.
Систематически оформлялся и обновлялся тематический стенд.
(см Приложение 15 «Деятельность кружка «Юный натуралист»;
справка об использовании различных видов деятельности);
см Приложение 16 «Фоторепортаж юных натуралистов»;
см Приложение 17 «План работы на каникулах»).
3.4. Количество призовых мест и лауреатов конкурсных мероприятий.
№ Участие учащихся в олимпиадах,
Результат
конкурсах и др.
1 Участие в международной
дистанционной олимпиаде по биологии
2 Участие в международной
дистанционной олимпиаде по биологии
3 Участие в международной
дистанционной олимпиаде по биологии
Диплом 1
степени,
Погуляевой
Екатерины,
8 класс
Диплом 3
степени,
Потаповой
Елизаветы,
8 класс
Сертификат
участника,
Потаповой
Копии
документа
Приложение
18
Приложение
19
Приложение
20
304 Участие в международном конкурсе
школьных проектов сохранения
природных экосистем в регионах
Балтийского и Баренцева морей.
5 Участие в российском конкурсе
исследовательских и творческих работ
«Твой первый шаг в науке»
6 Участие в Республиканском
дистанционном конкурсе презентаций «5
нельзя», посвященном здоровому образу
жизни.
7 Участие в Республиканском
дистанционном конкурсе презентаций «5
нельзя», посвященном здоровому образу
жизни.
8 Участие в российском фестивале
новогодних поздравлений «Китендо»
9 Участие во Всероссийском сетевом
межшкольном проекте «Карта
памяти» за размещение рассказа о
памятном месте «Мемориальный
комплекс ветеранам ВОВ в п.Тимшер
10 Участие во Всероссийском сетевом
межшкольном проекте «Карта
памяти» за размещение рассказа о
памятном месте «Мемориальный
комплекс ветеранам ВОВ в п.Тимшер
11 Участие во Всероссийском сетевом
межшкольном проекте «Карта
памяти» за размещение рассказа о
памятном месте «Мемориальный
комплекс ветеранам ВОВ в п.Тимшер
Публикации на сайтах работ
Анастасии,
8 класс
Свидетельство
Потаповой
Елизаветы,
8 класс
Диплом 1
степени
Болговой
Анастасии,
4 класс
Сертификат
Погуляевой
Екатерины,
8 класс
Сертификат,
Калининой
Марии, 4 класс
Сертификат,
2 место
Коллектив
кружка
«Юные
натуралисты»
Почетная
грамота,
Потаповой
Елизавете,
8 класс
Почетная
грамота,
Погуляевой
Екатерины,
8 класс
Почетная
грамота,
Жуковой
Виктории,
8 класс
Приложение
21
Приложение
22
Приложение
23
Приложение
24
Приложение
25
Приложение
26
Приложение
27
Приложение
28
Результат
Копии
31учащихся.
1 Публикация в социальной сети
взаимовыручки для учителей infourok.ru
методическую разработку.
Социальная реклама «Сохраним леса от
пожаров».
2 Публикация в социальной сети
взаимовыручки для учителей infourok.ru
методическую разработку.
Социальная реклама «Сохраним леса от
пожаров».
3 Публикация в социальной сети
взаимовыручки для учителей infourok.ru
методическую разработку.
Социальная реклама «Сохраним леса от
пожаров».
4 Публикация в социальной сети
взаимовыручки для учителей infourok.ru
методическую разработку.
Проба пера «Берегите лес от пожара»
5 Публикация в социальной сети
взаимовыручки для учителей infourok.ru
методическую разработку.
Проба пера «Берегите лес от пожара»
6 Публикация на образовательном
интернетресурсе Metodkopilka.ru
методическую разработку.
Исследовательская работа по теме:
«Экология квартиры»
Свидетельство
Потаповой
Анастасии,
8 класс о
публикации на
сайте
infourok.ru
Свидетельство
Потаповой
Елизаветы,
8 класс о
публикации на
сайте
infourok.ru
Свидетельство
Паршуковой
Майи, 4 класс о
публикации на
сайте
infourok.ru
Свидетельство
Жуковой
Виктории,
8 класс о
публикации на
сайте
infourok.ru
Свидетельство
Погуляевой
Екатерины,
8 класс о
публикации на
сайте
infourok.ru
Свидетельство
Болговой
Анастасии,
4 класс о
публикации на
сайте Metod
kopilka.ru
документа
Приложение
29
Приложение
30
Приложение
31
Приложение
32
Приложение
33
Приложение
34
327 Публикация на сайте videouroki.net
видеоуроки в сети интернет
презентация «Здоровый образ жизни «5
нельзя»
8 Публикация на сайте videouroki.net
видеоуроки в сети интернет
презентация «Здоровый образ жизни «5
нельзя»
9 Публикация на сайте videouroki.net
видеоуроки в сети интернет
презентация «Здоровье – это здорово»
10 Публикация на образовательном
интернетресурсе Учительский сайт
методическую разработку
«Сохраним зеленую планету».
11 Публикация на сайте videouroki.net
видеоуроки в сети интернет
презентация «Школьный проект «Карта
памяти «Воинам Великой
Отечественной войны посвящается» (к
70летию Победы)
Приложение
35
Приложение
36
Приложение
37
Приложение
38
Приложение
39
Свидетельство
Погуляевой
Екатерины,
8 класс о
публикации на
сайте
videouroki.net
Свидетельство
Погуляевой
Екатерины,
8 класс о
публикации на
сайте
videouroki.net
Свидетельство
Калининой
Марии, 4 класс
о публикации
на сайте
videouroki.net
Свидетельство
Напалковой
Ксюши о
публикации на
сайте
«Учительский
Сайт»
Свидетельство
о публикации
на сайте
videouroki.net
Коллектив
кружка
«Юные
натуралисты»
3.5. Признание высокого профессионализма педагога администрацией
учреждения.
Администрацией МОУ ДОД «Усть – Куломский районный Дом
детского творчества» отмечен профессионализм педагога.
(см Приложение 40 )
333.6.Наличие материалов, отражающих работу с родителями.
Определенная работа велась с родителями.
Основная цель обеспечить полное взаимопонимание и согласованное
взаимодействие школы и семьи в осуществлении комплексного подхода в
обучении и воспитании учащихся.
Решались следующие задачи: Максимально развивать воспитательную
активность родителей; содействовать созданию в каждой семье условий
для всестороннего развития и воспитания детей; проводить
индивидуальную работу с родителями и семьями.
Был разработан план работы с родителями (см Приложение 41 ).
Отдельные родители были награждены благодарностью (см
Приложение 4244).
3.7. Выполнение социальных заказов различного уровня.
Участники кружка участвовали в мероприятиях, посвященных 70
летию Победы, Всероссийском сетевом межшкольном проекте «Карта
Памяти». Был составлен рассказ и размещен на сайте memorymap.prosv.ru
о памятном месте мемориальном комплексе ветеранам Великой
Отечественной войны в п.Тимшер. За участие и работу были награждены
почетной грамотой, как участники проекта, так и руководитель.
(см Приложение 2628 Копии почетных грамот Жуковой Виктории,
Потаповой Елизаветы, Погуляевой Екатерины, Паршуковой Надежды
Алексеевны)
Критерий № 4. Профессиональное развитие педагога дополнительного
образования в межаттестационный период.
344.1. Освоение программ повышения квалификации или профессиональной
переподготовки.
Дата
№ удостоверения
повышения
квалификаци
и
Апрельмай,
2015 год
/сертификата
1473
Копия документа
в Приложении №
Наименование
образовательной
организации
«Центр
дополнительного
образования
«Профессионал
Р», г.Ростовна
Дону
Форма повышения
квалификации,
наименование
образовательной
программы
Заочная форма с
использованием
дистанционных технологий
по программе повышения
квалификации «Педагог
дополнительного
образования: современные
подходы к
профессиональной
деятельности», в объёме 72
часа.
«Фоксфорд»,
МФТИ
Участник конференции
«Решения в области ИТ в
образовании»
28 марта
2016 года
997412560
Копия документа
в Приложении №
«Я класс»,
г. Москва
Практический курс 2ИКТ
грамотность. Новатор», в
объёме 72 часа.
Июнь, 2016
0190616
год
Копия документа
в Приложении №
КГБУ ДПО
«Алтайский
краевой институт
повышения
квалификации
работников
образования»
«Фоксфорд»,
МФТИ
Заочная форма с
использованием
дистанционных технологий
по теме: «Осуществление
контрольнооценочной
деятельности в
образовательном процессе с
помощью современных
методик и информационных
технологий», в объёме 32
часа.
Участник вебинара
«Результативные
родительские собрания с
помощью коучингового
подхода»
Июль,
август, 2016
год
04796
Копия документа
в Приложении №
05 апреля
2017 года
б/н
Копия документа
в Приложении №
«Коми
республиканский
институт
образования, г.
Открытый онлайнкурс
«Ключевые аспекты
инклюзивного образования в
условиях введения ФГОС
Апрель, 2017
года
47068400
Копия документа
в Приложении №
35Сыктывкар
«Фоксфорд»,
МФТИ
«Коми
республиканский
институт
образования, г.
Сыктывкар
образования обучающихся с
ОВЗ», в объёме 15 часов
Заочная форма с
использованием
дистанционных технологий
по теме:
«Здоровьесберегающие
технологии в общем
образовании в условиях
внедрения ФГОС», в объёме
72 часа.
Открытый онлайнкурс
«Оказание первичной
медикосанитарной
помощи», в объёме 12 часов
Апрель, 2017
1806292
года
Копия документа
в Приложении №
Апрель, 2017
года
740f211
Копия документа
в Приложении №
Непрерывно, систематически повышаю квалификацию в различных
формах.
4.2. Систематическая работа по обобщению собственного педагогического
опыта в любой письменной форме: опубликованная методическая разработка,
научнометодическая статья и т.д., в т.ч. через Интернет, в том числе
разработка олимпиадных (конкурсных) заданий на разном уровне (не менее
трех за межаттестационный период).
Ведется систематическая работа по обобщению собственного
педагогического опыта. Методические разработки, работы учащихся
опубликованы:
на школьном сайте МОУ Тимшерская СОШ timsersoch.ucoz.ru
(участниками детского объединения «Юный натуралист» являются
учащиеся МОУ Тимшерской СОШ);
на сайте управления образования МР «Усть – Куломский» (справка о
публикации в Приложении 169);
36 в личном кабинете педагогического сообщество «Моё образование»
http://moeobrazovanie.ru/edu/lk;
на персональном сайте в социальной сети работников образования
http://nsportal.ru/parshukovanadezhdaalekseevna;
в сети образовательного сайта «Учительский сайт» проекта
«Инфоурок» http://infourok.ru/user/parshukovanadezhdaalekseevna;
в сети образовательного сайта проекта «Мультиурок»
http://multiurok.ru/biolog64/activity/.
Перечень опубликованных работ с копиями сертификатов.
Год
Название
Выходные данные
публикации
2014 Методическая
разработка
«Здоровое
питание».
2014 Методическая
разработка
Тесты
«Сохраним
здоровье»
-презентация.
Публикация в
электронном
журнале
педагогическ
их
материалов
«Эдукон»
www
u
Публикация в
электронном
. edukon
. r
журнале
педагогическ
их
материалов
«Эдукон»
. edukon
. r
www
Уровень
(муниципаль
ный,
региональный
, российский,
международн
ый)
Российск
ий
Российск
ий
Аннотация
Свидетельст
во о
публикации
Копия
в Приложении
176
Свидетельст
во о
публикации
Копия
в Приложении
180
372014 Методическая
разработка -
презентация по
экологии «Не
спешите
выбрасывать
отходы».
2014 Публикация
более 5
авторских
методических
разработок.
u
Публикация в
электронном
Российск
ий
журнале
педагогическ
их
материалов
«Эдукон»
. edukon
. r
www
u
Публикация в
электронном
Российск
ий
журнале
педагогическ
их
материалов
«Эдукон»
. edukon
. r
www
u
2014 Методическая
разработка
«Рефлексия
школьника на
уроках» -
презентация.
Публикация в
социальной
Российск
ий
сети
взаимовыручк
и для
учителей
infourok.ru
2014 Методическая
разработка
Публикация в
социальной
Российск
ий
сети
Свидетельст
во о
публикации
Копия
в Приложении
181
Почетное
свидетельст
во о
публикации.
Копия
в
Приложени
и 183
Свидетельст
во о
публикации
Копия в
Приложени
и 184
Свидетельст
во о
публикации
38Своя игра
«Здоровье – это
здорово».
2014 «Осторожно,
клещи»
взаимовыручк
и для
учителей
infourok.ru
Публикация
на сайте
мультиурок
Российск
ий
Публикация
на сайте
мультиурок
Российск
ий
2014 Дополнительна
я
общеобразовате
льная
программа
«Юный
натуралист»
2014 Презентация
«Сохраним
здоровье»
Публикация
на сайте
Presentaci.ru
Российск
ий
Копия в
Приложени
и 186
Свидетельст
во о
публикации
Копия
в
Приложени
и 187
Свидетельст
во о
публикации
Копия
в
Приложени
и 188
Свидетельст
во о
публикации
Копия
в
Приложени
и 189
2014 Дополнительна
я
Публикация
на сайте
Российск Свидетельст
во о
39infourok.ru
ий
публикации
общеобразовате
льная
программа
«Юный
натуралист»
2014 Презентация по
биологии
«Кедровые
леса»
Публикация
на сайте
infourok.ru
Российск
ий
2014 Презентация по
биологии «Лес –
природное
сообщество»
Публикация
на сайте
infourok.ru
Российск
ий
Публикация
на сайте
infourok.ru
Российск
ий
2014 Презентация
«Удивительный
мир природы в
окрестностях
поселка
Тимшер»
Копия
в
Приложени
и 190
Свидетельст
во о
публикации
Копия
в
Приложени
и 193
Свидетельст
во о
публикации
Копия
в
Приложени
и 194
Свидетельст
во о
публикации
Копия
в
Приложени
и 195
402014 Презентация
«Подснежники»
Публикация
на сайте
infourok.ru
Российск
ий
2015 Технологическа
я карта занятия
дополнительног
о образования и
презентации по
биологии на
тему: «Наш дом
– планета
Земля».
2015 Мастер-класс
«Универсальные
учебные
действия на
основе ФГОС»
Публикация
на сайте
videouroki.net
Российск
ий
Российск
ий
Публикация
на сайте
ww.educontest
.net
2015 Мастер-класс
«Карта
результативнос
ти
профессиональ
Российск
ий
Публикация
на сайте
ww.educontest
.net
Свидетельст
во о
публикации
Копия
в
Приложени
и 196
Свидетельст
во о
публикации
Копия
в
Приложени
и 197
Сертификат,
диплом о
публикации.
Копия
в
Приложени
и 199
Сертификат,
диплом о
публикации.
Копия
41ной
деятельности
педагогическог
о работника.
Самоанализ»
2015 Дополнительна
я
общеобразовате
льная
программа
«Тайны
зелёного леса».
2015 Методическая
разработка.
Экологическая
акция «Зелёная
весна-2015»
Публикация
на сайте
infourok.ru
Российск
ий
Публикация
на сайте
infourok.ru
Российск
ий
2015 Методическая
разработка.
Своя игра
«Это чудо
вода».
Публикация
на сайте
infourok.ru
Российск
ий
в
Приложени
и 200
Свидетельст
во о
публикации
Копия
в
Приложени
и 205
Свидетельст
во о
публикации
Копия
в
Приложени
и 206
Свидетельст
во о
публикации
Копия
в
Приложени
и 208
2015 Образовательна Публикация
Российск Свидетельст
42на сайте
infourok.ru
ий
я игровая
методика -
«Знатоки-
эрудиты воды»
во о
публикации
Копия
в
Приложени
и 209
Есть положительные отзывы и комментария к
опубликованным работам. Пример отзыва о публикации в
Приложении 211
внеурочной деятельности
Определенная работа ведется по самообразованию. Моя
тема самообразования:
«Применение информационных
технологий на уроках и внеурочной деятельности в условиях
перехода на ФГОС». Основная цель - это активизировать
учебно-познавательную деятельность учащихся на уроках
биологии и
при помощи
информационных технологий. Применение информационных
технологий дает возможность в большей степени
использовать универсальные особенности личности ребенка.
При планировании программы самообразования,
я
руководствовалась тем, что самообразование - это не
контроль достигнутых результатов,
а анализ моей
выявление направлений её развития.
деятельности,
Приложении 212, а также
Утвержденная программа в
опубликована
infourok.ru
(http://infourok.ru/user/parshukova-nadezhda-alekseevna).
на
сайте
43Были выбраны основные направления деятельности
методической работы школы: повышение квалификации
педагогов школы; учебно- методическая работа;
инновационная работа; информационно- методическое
обслуживание учителей; работа по выявлению и обобщению
педагогического опыта; развитие педагогического
творчества; диагностика педагогического профессионализма
и качества образования.
Перед методическим объединением учителей поставлены
задачи:
Совершенствование работы по реализации ФГОС в
Создание образовательной среды в соответствии с
1.
образовании.
2.
компетентностным и системно – деятельностным подходами.
3.
Обеспечение непрерывности образования педагогических
кадров через систему повышения квалификации в условиях
новых образовательных программ ФГОС основного общего
образования.
4.
обучающие семинары.
5.
учителей по овладению новыми образовательными
технологиями.
6.
положительного опыта творчески работающих учителей через
участие в профессиональных конкурсах.
7.
исследовательской, проектной деятельности учащихся.
Создать условия для развития познавательных и
Совершенствование педагогического мастерства
Внедрение опыта учителей через мастер-классы,
Выявление, обобщение и распространение
Активизировать работу по организации
44интеллектуальных способностей учащихся через различные
формы внеклассной работы по предметам.
8.
учащимися.
Разнообразить формы работы с мотивированными
4.2. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
Обобщение и распространение педагогического опыта
№
1. Участие учителя в конкурсах, за
подготовку участников конкурсов
Результат
Копии
документа
Участие во Всероссийском конкурсе
педагогического мастерства «ДваПиЭр»
1.
2. Участие в Республиканском конкурсе
учебных и методических материалов в
помощь организаторам туристко
краеведческой и экскурсионной работы с
обучающимися, воспитанниками.
Диплом
Приложение
51
Приложение
52
Свидетельство
участника
3. За подготовку участников
Республиканского дистанционного
Благодарствен
ное письмо
Приложение
454
5
6
7
8
конкурса презентаций «5 нельзя»,
посвященного здоровому образу жизни.
За подготовку участника в
международном конкурсе школьных
проектов сохранения природных
экосистем в регионах Балтийского и
Баренцева морей.
За подготовку учащихся к участию в
международной дистанционной
олимпиаде по биологии проекта
«Инфоурок»
За подготовку учащихся к участию в
международной дистанционной
олимпиаде по биологии проекта
«Инфоурок», ставших победителями.
За активное участие в работе проекта
для учителей «Инфоурок»
За научное руководство
исследовательской работой в конкурсе
исследовательских и творческих работ
«Твой первый шаг в науке и удостоенной
диплома 1 степени
53
Свидетельство Приложение
54
Свидетельство Приложение
55
Свидетельство Приложение
56
Благодарность Приложение
57
Благодарствен
ное письмо.
Приложение
58
10 За распространение своего
педагогического опыта в рамках
номинации «Дополнительное образование
детей и школьников»
Диплом
Приложение
60
4.3. Трансляция обобщенного личного педагогического опыта в форме
открытых занятий, мастерклассов, семинаров, проведения занятий на курсах
повышения квалификации, в т.ч. через Интернет (проведение вебинаров), (за
межаттестационных период).
Год
Уровень Комментарий
Форма
Тема опыта /
обобщения
опыта
Заочный
дистанцион
201
4
Конкурса
Помощь в
организации и
Междун
ародны
Благодарност
ь.
46ный
конкурс.
й
проведении
конкурса проекта
«Новый урок»
201
4
Заочный
дистанцион
ный конкурс
201
5
201
5
Школьный
организатор
межпредмет
ного
интеллектуа
льного
конкурса
«Львёнок»
Научное
руководство
исследовате
льской
работой
Подготовка
учащихся к
участию
конкурса по
биологии «Новый
урок»
Межпредметный
интеллектуальны
й конкурс
«Львёнок»
Междун
ародны
й
Общеро
ссийски
й
Общеро
ссийски
й
Научное
руководство
исследовательск
ой работой в
конкурсе
исследовательск
их и творческих
работ «Твой
первый шаг в
науке
Копия
документа в
Приложении
243
Свидетельств
о
Копия
документа в
Приложении
244
Сертификат
организатора
Копия
документа в
Приложении
251
Благодарстве
нное письмо.
Копия
документа в
Приложении
255
47Трансляция обобщенного личного педагогического опыта
проводится систематически на школьном, муниципальном,
республиканском, всероссийском и международных уровнях.
Есть поощрения за подготовку победителей, призёров на
республиканском, федеральном и международном уровнях.
Участник заочных конкурсов профессионального мастерства
на федеральном и международном уровнях.
За межаттестационный период, опыт представлен на
муниципальном уровне 4 раза и на республиканском уровне,
тоже 4 раза.
Как призер (лауреат) заочных конкурсов
профессионального мастерства опыт представлен на
федеральном и международном уровнях.
4.4. Участие в профессиональных конкурсах.
Год
Название конкурсного
Уровень
мероприятия
Итоги
участия
Рефлексия
2015 Всероссийский конкурс
педагогического
мастерства
«ДваПиЭр»
Федеральный Диплом
Признательность за
разработку материалов в
области педагогики.
Копия документа в
482017 Конкурс материалов
«Знанио»
Федеральный Денежны
й
выигрыш
Приложении №
Денежный выигрыш в
размере 600 руб., 240 руб.,
300 руб.
Копия документа в
Приложении №
Дополнительный показатель
1. Проектная, исследовательская, научноэкспериментальная, организационно
творческая деятельность педагога дополнительного
методическая,
образования (за межаттестационный период).
Год
Название проекта,
Уровень
исследования,
эксперимента,
конкурсного
мероприятия
Содержание
деятельности
Результат
2017 Проект
Федеральный Публикация и
пользовательской
активности на сайте
«Моё образование»
оценивание
материалов,
участие в
дискуссиях, создание
групп и др.
2016 Участие в проекте
«Источник знаний»
интернет
на
портале
Pro
Школу.ru.
Федеральный На момент
вручения грамоты
имеет показатели:
вопросов241
ответов191
очков8050
Поощрение
промокодом на
два
бесплатных
курса
повышения
квалификации
от онлайн
школы
«Фоксфорд».
Копия
документа в
Приложении
№
Грамота.
Копия
документа в
Приложении
№
49Федеральный На момент
Грамота.
вручения грамоты
имеет показатели:
1 место сегодня;
1 место – за
неделю; 5 место –
за месяц.
Федеральный На момент
вручения грамоты
имеет показатели:
1 место сегодня;
1 место – за
неделю; 2 место –
за месяц
Федеральный На момент
2015 Участие в проекте
«Источник знаний»
на
интернет
портале
Pro
Школу.ru. по теме:
«Животные».
2015 Участие в проекте
«Источник знаний»
на интернет
портале Pro
Школу.ru. по теме:
«Рыбье царство».
2015 Участие в проекте
«Источник знаний»
на интернет
портале Pro
Школу.ru. по теме:
«Человек».
Копия
документа в
Приложении
№
Грамота.
Копия
документа в
Приложении
№
Грамота.
Копия
документа в
Приложении
№
Почетная
грамота
Копия
документа в
Приложении
№
Благодарность
Копия
документа в
Приложении
№
вручения грамоты
имеет показатели:
1 место сегодня;
2 место – за
неделю; 5 место –
за месяц
Размещение
рассказа о
памятном месте
«Мемориальный
комплекс
ветеранам ВОВ в
п.Тимшер.
Активное участие в
работе проекта для
учителей
«Инфоурок»
2015
Сетевой
межшкольный
проект «Карта
памяти».
Федеральный
2014 Проект
для
Федеральный
учителей
«Инфоурок»
Участвовала в различных проектах организационно – методической и
Работа была
творческой деятельности на российском уровне.
систематической и результативной. Есть поощрения и награды.
50