Педагогическая мастерская "Что значит быть интеллигентным человеком?"
Оценка 5
Разработки уроков
doc
воспитательная работа
Взрослым
03.03.2018
Педагогическая мастерская разработана для студентов социального отделения как форма внеклассного занятия. Мастерская нацелена на формирование у студентов представления об интеллигентности как высшем проявлении воспитанности человека и профессиональной составляющей. В ходе мастерской происходит формирование ценностного отношения студентов к нравственной категории "интеллигентность", создаются условия для осмысления личностных качествюПедагогическая мастерская "Что значит быть интеллигентным человеком?" разработана для студентов социального отделения колледжа. Цель мастерской - формирование у студентов представления об интеллигентности как высшем проявлении воспитанности человека и обязательной профессиональной составляющей.
Педагогическая мастерская Что значит быть интеллигентным человеком.doc
«СЫКТЫВКАРСКИЙ ГУМАНИТАРНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. И.А. КУРАТОВА»
Государственное профессиональное образовательное учреждение
Педагогическая мастерская
«Что значит быть интеллигентным человеком?»
Преподаватель педагогики Пружинская В.Б.
Цель: Формирование у студентов представления
об интеллигентности как высшем проявлении воспитанности
человека, его красоты и профессиональной составляющей.
Задача:
нравственной категории «интеллигентность.
1. Формирование ценностного отношения студентов к
2. Создание условий для формирования собственной личности.
3. Развитие совокупности качеств личности, отражающих
своеобразный нравственный портрет будущего специалиста.
4. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Посадка по кругу. Приветствие. Напоминание участникам правил
мастерской.
1. Рассматривание фотографий Д.С. Лихачева.
Я сейчас покажу вам фотографии человека, но не назову его имени. Рассмотрите их и
попробуйте охарактеризовать человека, запечатленного на них с помощью эпитетов,
прилагательных, сравнений.
Расскажите в микрогруппе о своих впечатлениях.
2. Знакомство с биографией Д.С.Лихачева
Перед вами российский ученыйлитературовед, историк культуры, текстолог, публицист,
общественный деятель – Дмитрий Сергеевич Лихачев. Он родился 28 ноября 1960 года в
Петербурге, в семье инженера… Этот человек прожил долгую, сложную и удивительную жизнь.
Познакомьтесь с биографией Д.С.Лихачева. ( Участники мастерской с карандашом в руках
знакомятся с биографией Д.С.Лихачева, делают рабочие пометки)
Что вы можете сказать о биографии этого человека? Что вас удивило?
3. Работа с понятиями «интеллигентность», «интеллигент»
Лихачев Д.С. считается одним из самых интересных и талантливых людей России минувшего
века. Он оказал большое влияние на интеллигенцию нашей страны, во многом возродил понятие
русского интеллигента.
Составьте свой ассоциативный ряд слов и фамилий, возникающих у вас в связи с
понятием «интеллигент». Как оно связано с вашей будущей профессией и жизненным
опытом?
Определите свою цель участия в работе с помощью окончания одного предложения: «Я
хочу понять...».
Можно ли утверждать, что интеллигентность – умственная развитость, подготовленность к
пониманию теоретических вопросов, к усвоению научных познаний, что интеллигентный – умственный, духовный, с высоко развитым интеллектом?
А что такое интеллигентность? Какого человека мы называем интеллигентным?
Интеллигентность – умственная развитость, подготовленность к пониманию теоретических
вопросов, к усвоению научных познаний; культурность.
Интеллигентный – образованный, культурный. (Словарь иностранных слов. М. Юнвест.
1995.)
Интеллигентный – умственный, духовный, с высоко развитым интеллектом. (Ожегов С.И.
Словарь русского языка. М: Русский язык. 1986..)
Справка: именно в России в 1866 году писателем П.Д. Боборыкиным был «рожден» термин
«интеллигенция»?
intellig(ence) ум, умственные способности, смышленость, проницательность, прозорливость,
разумное существо.
intellig(ent) умный, разумный, осведомительный.
По исходному значению слова, интеллигент – человек умственного труда. Но такое значение
понятия, с одной стороны, расширяет его, автоматически включая в объем этого понятия всех,
чья профессия связана преимущественно с умственным трудом. С другой стороны, по такому
принципу нельзя назвать интеллигентом человека, чья профессия – преимущественно
физический или малоквалифицированный труд, что тоже неверно.
Но смысл понятия интеллигентности в его современном толковании гораздо глубже.
Современная научнотехническая революция меняет характер труда, требования к работнику
производства. В конечном счете, абсолютное большинство работников должны стать
высококвалифицированными профессионалами, не чуждыми умственного труда. Но означает ли
это, что все станут интеллигентами и уровень интеллигентности в обществе повысится
грандиозно? Я думаю, что так ставить вопрос неверно.
В понятие интеллигентности большинство авторов, размышляющих над ним, вкладывают более
глубокий смысл. Кроме определенного уровня интеллекта, знаний, а, главное, стремления их
пополнить самостоятельно, в это понятие включается нравственный аспект. Мы часто
отождествляем понятия “интеллигентный человек” и “воспитанный человек”. Тут нет, помоему,
грубой ошибки, хотя первое понятие значительно шире второго. Воспитанность, тактичность,
умение общаться с людьми и жить в мире людей – необходимый, но недостаточный показатель
интеллигентности.
Интеллигент и интеллектуал – понятия разные?
Интеллигентом может быть и рабочий, и крестьянин, и продавец. Отличительными чертами
любого интеллигентного человека являются доброжелательность, культура поведения и
терпимость ко всем людям, и уж потом, при более тесном общении выявляется уровень
образованности, умения мыслить, хотя, конечно, желательно иметь этот уровень не очень
низкий.
4. Работа высказываниями Д.С. Лихачева
– Предлагаю вам познакомиться с мыслями Д.С. Лихачева. Прочитайте в течение 10
минут предложенный вам материал и выберите те цитаты, которые в данный момент
времени воспринимаются вами поразному: как личностно значимые, актуальные,
спорные, вдохновляющие, мудрые, красивые, интересные, неожиданные и др.
5. Дискуссия
Поделитесь своими мнениями в микрогруппе. Выскажите свои мнения и комментарий к
высказываниям Д.С.Лихачева всей группе. 6. Работа над статьей Д.С. Лихачева «Об интеллигентности»
– А теперь давайте поразмышляем над понятием «интеллигентность». Попытаемся понять
и обсудить точку зрения Дмитрия Сергеевича Лихачева, изложенную им в статье «Об
интеллигентности».
Работа над статьей «Об интеллигентности»
Каждому предлагается прочитать статью с карандашом и подчеркнуть в ней новые для
себя мысли или акценты и записать на своем листке мысль цитату, которая станет
точкой опоры для своих размышлений.
Выберите актуальный для вас вопрос и предложите свой ответ
(листы с вопросами)
6. Обсуждение статьи
– Согласны ли вы с утверждением, что «Образованность нельзя смешивать с
интеллигентностью»? Почему?
В чем принципиальная разница, по мнению Д.С. Лихачева, между образованностью и
интеллигентностью?
Какие качества определяют интеллигентного человека?
Кого из ваших близких, знакомых вы могли бы назвать интеллигентом и почему?
«Многие думают, что раз приобретенная интеллигентность затем остается на всю жизнь.
Заблуждение! Огонек интеллигентности надо поддерживать.» Как повашему, это можно
делать?
В чем, по мнению Д.С.Лихачева, заключается главная опасность такого явления как
«полуинтеллигентность»?
«Можно притвориться добрым, щедрым, даже глубокомысленным, мудрым, наконец
(особенно если цедить слова, попыхивая трубочкой), но интеллигентным никогда». Как вы
думаете, почему нельзя притвориться интеллигентным?
«Нация, которая не ценит интеллигентности, обречена на гибель». Попробуйте доказать этот
тезис на основании разных аргументов.
7. Полилог «Письмо другу»
– Предлагаю вам выразить свое понимание на поставленную проблему и включиться в
полилог со своими собеседниками.
Прием «Письмо по кругу». Все синхронно, в течение 3 минут продолжают, комментируют
своими размышлениями выбранную мысль Д.С.Лихачева, а затем передают свой листок
соседу справа, одновременно получают другую работу от соседа слева, читают ее и
продолжают своими размышлениями. Работа по кругу завершается, когда текст возвращается
к первому автору. Каждый читает коллективно созданный отклик и записывает заголовок и
резюме последнее предложение.
Участникам мастерской предлагается прослушать несколько содержательных и
оригинальных работ.
8. Рефлексия, Формулировка вопросов …. Ответы на вопросы …
Какими вопросами, обращенными к Д.С. Лихачеву, к самому себе, к студентам,
преподавателям, к своим детям, к министру образования, к президенту, к государству, к
родителям и др. вы хотели бы завершить мастерскую?
Вопросы размещаются на доске, участники получают возможность их прочитать и поразмышлять
над возможными ответами. Каждый имеет возможность выбрать вопрос, на который хотел бы
ответить. Можно ли сформулировать свои «открытия», сделанные в процессе работы?
Какой шаг мастерской был личностно значимым?
Видите ли вы продолжение затронутой сегодня темы?
9 . Предлагаю вам дома написать сочинениерассуждение «Как развивать в себе
интеллигентность?»
Педагогическая мастерская "Что значит быть интеллигентным человеком?"
Педагогическая мастерская "Что значит быть интеллигентным человеком?"
Педагогическая мастерская "Что значит быть интеллигентным человеком?"
Педагогическая мастерская "Что значит быть интеллигентным человеком?"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.