Педагогическая мастерская "Учитель и проблемы дисциплины"
Оценка 4.8

Педагогическая мастерская "Учитель и проблемы дисциплины"

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
администрации
Взрослым
10.06.2017
Педагогическая мастерская "Учитель и проблемы дисциплины"
Публикация является частью публикации:
педагогическая мастерская.docx
Педагогическая мастерская «Учитель и проблемы дисциплины» Автор: Новикова С.В. заместитель директора по учебно­воспитательной работе. Цель:  1 осознание   участниками   собственной   стратегии   поведения   в конфликтных ситуациях и формирование эффективных навыков поведения в конфликте; 2 развитие умения критической оценки собственного поведения с обучающимися; 3 формирование   ценностного   отношения   к   индивидуальности другого человека, толерантности к чужим мнениям, вкусам, интересам. Мотивационный этап.         Каждый   учитель   в   своей   профессиональной   деятельности сталкивается   с  проблемой   «трудных»  школьников.  Поведение   таких   детей вызывает беспокойство и у педагогов и у родителей. Как вы думаете, кого из учащихся можно отнести к категории «трудных»? Варианты ответов:         ­   учащиеся,   пропускающие   учебные   занятия   без   уважительной причины;         ­ учащиеся, оставшиеся на повторный год обучения;         ­ учащиеся, систематически нарушающие дисциплину;         ­   учащиеся,   причастные   к   употреблению   ПАВ   (психоактивные вещества),  правонарушениям, бродяжничеству. «Трудные»   дети,   к   сожалению,   есть   почти   в   каждом   классе   нашей школы. Основной процент «трудных» детей приходится на среднее звено.  Задача педагога  ­ найти ключ к пониманию «трудного» подростка. Тот ключ, который позволит выработать систему адекватных воспитательных мер, благодаря которым ребенок захотел бы изменить свое поведение. Сегодня   мы   с   вами   рассмотрим   основу   педагогического   подхода   к «трудному» ребенку. ­   Коллеги,   я   уверена,   что   в   вашей   педагогической   деятельности встречался ученик с плохим поведением. ­ Представьте себе конкретного ученика – нарушителя дисциплины. ­   Вспомните,   какие   эмоции   вызывает   у   вас   чаще   всего   тот   ученик, которого   вы   взяли   себе   для   примера?   (Или   другие   ученики   с   плохим поведением). ­ Запишите эти чувства на лист бумаги. (Ведущий собрал листы, озвучил чувства) ­   Итак,   чаще   всего,   Вы   раздражаетесь,   злитесь,   обижаетесь   или опускаете руки и чувствуете, что все бесполезно?   При   работе   с   такими   детьми   необходимо   понимать,   что   за   любым проблемным   поведением   школьника   стоят   определенные   мотивы. Соответственно,   воспитательная   работа   в   каждом   случае   будет выстраиваться   индивидуально,   исходя   из   понимания   причин   поведения ребенка.    Психолог   и   педагог   Р.Дрейкурс   свел   нарушителей   дисциплины     к четырем основным типам.   1 2 3 4 Поведение, направленное на привлечение внимания.(раздражения) Властолюбивое поведение. (злость) Мстительное поведение.(обида) Избегание неудач.(жалость) Теоретический этап Присутствующие разделены на 4 группы. У каждой группы на столе карточки­ Группа. Поведение, направленное на привлечение внимания – раздражение.  1 2 3 4 Группа. Властолюбивое поведение – злость.  Группа. Мстительное поведение – обида.  Группа. Избегание неудач – жалость.  1  задание.  ГРУППА № 1  ­   Что   нужно   сделать   обучающемуся,   чтобы   привлечь   ваше внимание  и вызвать раздражение? Заполните таблицу.  Активная форма Пассивная форма ГРУППА № 2   ­   Властолюбцы   это   самые   сильные   манипуляторы,   они   очень изобретательны.  Какие   поступки   могут   совершить   дети,   чтобы   вызывать   с   злость взрослого человека? Заполните таблицу. Активная форма Пассивная форма ГРУППА № 3   ­ Что должен сделать ребёнок, чтобы вызвать у  вас обиду? Заполните таблицу.  Активная форма Пассивная форма  ГРУППА № 4  ­ Учитель, встретившись с поведением, направленным на избегание неудач  чаще   всего  испытывает   свою педагогическую  несостоятельность. Обидно, когда ученик может, способен, но не хочет прилагать усилия. Что делает или не делает ребёнок, который вызывает жалость? Активная форма Пассивная форма ­ Ознакомьте нас с вашим списком.  ­   Сравните   составленный   вами   список   с   предложенным   педагогами­ психологами.  (Приложение 1) 2 Задание. Работа с информацией. ­   Познакомьтесь     с   текстами.  (Приложение   2)  Найдите   в   них информацию,  о  причинах  неадекватного поведения детей. ­ Что удивило?  ­Что озадачило?  ­ Что встревожило? Первый этап работы с «трудным» подростком – выяснение мотивов и причин   такого     поведения.   Выяснить   мотивы   поведения   «трудного» подростка, значит понять его. Мы не всегда способны принять таких детей, т.к. они не соответствуют нашим требованиям, представлениям об ученике. Но мы должны помнить, что плохих детей нет, в каждом ребенке есть что­то хорошее,   надо   просто   это   увидеть.   Очень   важно   не   оставаться   в   плену стереотипов. А умение педагога увидеть в ребенке что­то хорошее, позволит нам принять его таким, какой он есть Таким   образом,   мы   с   вами   выстраиваем   педагогический   подход   к «трудному» ребенку: 1 – понять, т.е. понять причину плохого поведения, 2 – принять, т.е. принять ребенка таким, какой он есть. Как, по­вашему, какой следующий шаг педагога в работе с «трудными» детьми. Верно – оказание помощи «трудному» подростку. Но этот этап будет иметь положительные результаты только при условии успешной реализации первых двух: понять и принять. Практический этап 3 задание.  В   группах   обсудите   и   сформулируйте     меры   педагогического воздействия на нарушителя дисциплины. Работа групп.  ­ Зачитайте список.  ­   Сравните   ваши   идеи   с   теми   мерами   помощи,   которые предлагают специалисты. (Приложение 3) ­  Что оказалось новым? ­ Что работает в жизни?  ­ Что не работает?  ­ Что реально сделать сегодня, что не реально?  Помочь ребенку   мы   сможем   в   том   случае,   если   он   чувствует   и понимает, что мы, педагоги, понимаем его проблемы и принимаем его таким, какой   он   есть.   Только   тогда   ребенок   будет   открыт   для   общения   с   нами, только тогда он пожелает изменить свое негативное поведение. Итак, основа педагогического подхода к «трудному» ребенку – Понять, Принять,   Помочь.   Пусть   эти   слова   будут   для   вас   золотыми   правилами   в работе с трудными детьми. Рефексия ­   Поделитесь   с   какими   мыслями   и   чувства   вы   уходите   с   нашей педагогической мастерской? ­  Как вы считаете, был ли состоявшийся разговор полезным? Литература: 1 Кривцова С.  «Учитель и проблемы дисциплины». Издательство  «Генезис», 2004.  Приложение 1.  1 группа.  Активная форма Пассивная форма Стучит   карандашом,   вертится   и разговаривает,   корчит   рожи   за   спиной учителя,   использует   шокирующие   слова, передает   записочки,   задает   вопросы,   не относящиеся к теме. Результат:   «заводит»   и   отвлекает весь класс. 2 группа.  Тихий саботаж. Темп работы «в час по чайной ложке», еле­еле. Результат: чувство, что может, но не хочет,   вредничает,   вызывает   опустошение, фрустрацию   («я   так   старалась,   я   столько для тебя делаю, а ты…).  Активная форма Пассивная форма   Хамство,   обвинения   Вспышки   негодования,   крик,   визг, истерики,   разные   провокации   с   участием в зрителей. несправедливости (вы говорили…,   а   сами…).   Роль   адвоката   и защитника обиженных и униженных. Иногда панибратство, выторговывание себе особых условий.   требований   Тихое   непослушание.   Улыбаются   и говорят то, что мы хотим услышать, затем, делают   то,   что   хотят.   Говорят   одно,   а делают другое. Ускользают как ужи. Пассивное   властолюбство   прячется под масками:  ­ лени; ­ плохого внимания; ­ забывчивости; ­ плохого слуха, зрения и т.д. 3 группа.  Активная форма Пассивная форма Прямые физические акты насилия. Непрямое   физическое   насилие   – Единственная   форма   пассивной мстительности   –   отчужденное   избегание, злость. угрюмость, Вредность. Игнорируются   всякие   дружелюбные попытки контакта.   портят,   ломают   что­либо   связанное   с учителем.  Психологическое   насилие   –   желают больно   задеть   чувства,   используют   слабые места.   Оскорбления,   хамство,   ирония, цинизм   в   отличие   от   властолюбцев происходят не «в сердцах» или «сгоряча», а являются способом манипулирования.  Атаки на ценности учителя (назло). Саморазрушение алкоголь,   ранние   половые   связи, –     наркотики, преступления. 4 группа. Активная форма Вспышки негодования, ученик теряет контроль   над   собой,   когда   давление ответственности   становится   слишком сильным. Пассивная форма Откладывание на потом. Недоведение до конца. Временная неспособность. Ссылка на официальные диагнозы. Приложение 2. 1 группа. Происхождение   и   причины   поведения,   направленного   на   привлечение внимания В   семье   дети   научаются   получать   больше   внимания   за  плохое,   а  не   за  хорошее поведение.   Сердитое   внимание   лучше,   чем   никакое.   В   классе   тоже   ученики   с   плохим поведением получают больше внимания. Никто не учит  ребенка, как  получить внимание  в приемлемой  манере, когда  он нуждается в нём. Чем меньше внимания дома – тем больше вероятность поведения, направленного на привлечение внимания в школе. О чем говорит такое поведение?   Ученик   хочет   взаимодействовать   с   учителем,   но   не   знает,   как   общаться   в позитивной   манере,   как   просить   внимание,   когда   оно   ему   необходимо,   поддается настроению. Профилактика Уделять внимание тем, кто сегодня себя хорошо ведет. Учить учеников, открыто просить внимание учителя или класса, когда они в этом особенно нуждаются. 2 группа.  Природа властолюбивого поведения. Детей,   которые   нуждаются   в   утверждении   себя   через   власть,     становится   все больше.  Две причины. 1 Современные   социальные   отношения.   Эмансипация   и   неправильное понимание процесса демократизации привело к тому, что подчинение правилам, ролевым и функциональным   обязанностям   не   представлено   в   детском   опыте   отчетливо   и   ясно. Подростки не умеют подчиняться, а взрослые недооценивают необходимость специального обучения   детей   техникам   ведения   дискуссии,   переговоров,   обсуждения   и   процедур достижения договора. Слабая конфликтологическая культура взрослых. 2 Мода на «сильную личность». (Однако дети путают смыслы, для них сильная личность означает контроль над другими, а не над собой, своим характером и слабостями. Они утверждают себя не в отношениях с самим собой, а в отношениях с окружающими). Ролевые отношения смешиваются с межличностными. Понятия личностного роста и успеха смешиваются с достижениями в деятельности. Желание доминировать, демонстративность без опоры на нравственные принципы. О чем говорит такое поведение? Многие   ученики,   особенно   демонстрирующие   активные   формы   властолюбивого поведения   –   это   интересные,   незаурядные   личности,   обладающие   лидерскими способностями,   честолюбием,   независимым,   критическим   мышлением.   Они   никогда   не станут орудиями в руках других людей. Они хотят сами думать, принимать решения и контролировать свои собственные жизни. Но они неадекватно воспринимают реальность. Интересно   отметить,   что   среди   таких   «трудных»   детей   часто   можно   встретить   детей учителей. Профилактика 1. Избегать прямой конфронтации 2. Позволять ученикам проявлять власть и руководить разрешенными способами. 3.   Учить   процедурам   принятия   решения.   Учить   договариваться,   устанавливать санкции для нарушителей. 3 группа Природа мстительного поведения Много насилия за стенами школы, на ТV, на улице и т.д. Дети редко видят как чувство   гнева   или   обиды   человек   переживает   приемлемым   способом.   Поэтому   их собственные чувства, вскипая от обид, приводят к жестоким выходкам. О чем говорит такое поведение?  Обижая   других,   эти   дети   хотят   защитить   себя   от   обид.   Их   способ   защиты   – агрессия, направленная во вне, на других, а не на себя. Они демонстрируют удивительную способность   к   выживанию,   делают,   что   умеют   для     сохранения   своего   психического здоровья. Душевная боль пассивного ребенка, если она сильна и длится долго, приводит к хронической депрессии и даже суициду. Профилактика Строить отношения со всеми учениками по принципу заботы о них. Учить учеников выражать душевную боль и страдания приемлемым способом. 4 группа Природа поведения, направленного на избегание неудач Отношение   по   типу   красного   карандаша   –   родители     постоянно   указывают     на ошибки и несостоятельность.  Неоправданно высокие ожидания. Перфекционизм (требование от себя совершенства). Ошибка – это трагедия. Упор на соревнования. (Лучше не «играть» вообще). О чем говорит такое поведение?  О желании без особого труда достигать только высоких результатов, пусть в чем­то одном быть непревзойденным, «лучше никак, чем плохо». Они ждут особой помощи, но сами не предпринимают ничего. Они готовы на любые услуги, не относящиеся к учебе по предмету. Или демонстрируют зависимое поведение.  Профилактика. Поддерживать любые попытки ученика сменить установку, что «я не могу» на «я могу». Помогать преодолевать барьеры, изолирующие от класса, втягивать в продуктивные отношения с другими учениками. Приложение 3. 1 группа. Меры экстренного педагогического воздействия.  Стратегия Минимиза внимания ция Разрешаю щее поведение Делайте неожиданности Техники Игнорируйте демонстративное поведение. (Если уверены, что не случится ничего, кроме того, что ученик лишится внимания). Контакт   глазами.   Пристальный   взгляд   без   осуждения,   никаких слов, только внимательный взгляд. Становитесь   рядом.   Без   контакта   глазами   и   без   слов.   Дети понимают, что делают что­то не то, если учитель стоит так близко. Вставляйте   имя   ученика   в   текст   объяснения   урока.   Таким образом, приглашаем ученика присоединиться к работе класса. Посылайте секретный знак. Например, приложить палец к губам или др. знак, понятный детям. Используйте Я­высказывание (см. внизу таблицы). Стройте   урок   на   основе   вопиющего   поведения.   (Например, «подсчитываем плевки», исследуем   сленг, площадь пола под партой и т.д.) Доводите   до   предела   демонстративную   выходку.   (Не   можешь сидеть – постой, болтаешь – подготовь к следующему уроку речь т.д.) Весь класс присоединяется к выходке. «Нам предлагают вместо решения примеров отбивать ритм на парте, присоединимся и делаем это в течение трех минут». Надоедает.  «Разрешенная   квота».   «Если   ты   не   можешь   обойтись   без   того, чтобы не … давай договоримся…, но постепенно научись обходиться без этого». Выключите свет. Это старый испытанный способ. И помолчите. Издайте музыкальный звук. Хоть на расческе. Ку­ку. Говорите тихим голосом. Ученики уже привыкли к крику и почти не реагируют на него. Тихий голос успокаивает. Измените голос. Заставьте учеников, таким образом, обратить на вас внимание. Говорите   со   стеной   или   с   портретом.   «Уважаемый   Александр Сергеевич, не хотите ли посмотреть, что происходит в этом классе…» Временно прекратите вести урок. «Дайте мне знать, когда будете готовы продолжить урок» Кто меня слышит, хлопните в ладоши один раз. Задавайте прямые вопросы. («Роман, какое задание я только что Попросите об одолжении. Измените деятельность. Физкультминутка. Благодарите учеников. Пишите имена примерных учеников на доске. Жетоны, которые «отовариваются» на «Ярмарке». Отвлекит е ученика дала?) Обращайт внимание на     е класса примеры хорошего поведения Пересажи вайте учеников Меняйте учеников местами. «Стул размышлений». Хорошо бы такой стул сделать непохожим на другие, перекрасить, например, в ярко­красный цвет. Это место, где нарушитель может подумать о том, как он будет вести себя после того, как вернется на место. Остальной класс должен понимать, что нельзя отвлекать   сидящего   на   стуле   размышлений.   Пять   минут   вполне достаточно.   Если   ученик   не   идет,   значит,   его   цель   не   привлечение внимания, а власть.  Я­высказывание   –   очень   эффективный   прием   для   снижения   или   профилактики конфликта. Оно состоит из 4 частей.  Пример: ­ содержит объективное описание плохого поведения, которое имеет место здесь и сейчас: «Катя, когда ты шепчешься с Леной во время объяснения…» – называет чувство учителя в этот момент: «…я чувствую сильное раздражение…»  – описывает эффект от плохого поведения: «…потому что я теряю мысль…»  – содержит просьбу: «…пожалуйста, перестань». 2   группа.   6   правил   экстренного   вмешательства   в   ситуации   конфронтации (избегание и снижение уровня напряженности).  Научитесь   акцентировать   внимание   на   поступках   (поведении),   а   не   на   личности ученика. Займитесь своими негативными эмоциями. Контролируйте отрицательные эмоции, учитесь «сливать злость». Не  усиливайте напряжение ситуации. Обсудите проступок позже. Позвольте ученику «сохранить лицо». Демонстрируйте модели неагрессивного поведения. Проступок ведет к санкциям. Санкции – это не наказания. Три отличия санкций от наказаний Последствия должны быть тесно связаны с нарушением дисциплины. Чем теснее связь и чем яснее она видна, тем ценнее этот опыт для ученика. (Ученик качается на стуле –  ему  предлагают  постоять,  т.е.  лишают  привилегии   пользоваться  стулом   –  здесь  есть логика.   Если   ему   предлагают   за   этот   проступок   остаться   после   урока   прибираться   в классе, то логики нет).  Санкции соразмерны проступку. (Наплевал семечки под своей партой – убери под своей партой, а не мыть весь класс). Соразмерная санкция будет уроком, но не унизит гордости и чести ученика. Мы хотим воспитать нормальную уважающую себя человека, а не врага на всю жизнь. Санкции созидательны. Они не закрывают ученику путь к хорошему поведению в будущем. Поэтому: ­ говорить о плохом поведении, а не о плохом ученике; ­ не сравнивать с другими; ­ не обвинять; ­ не стыдить и не позорить; ­ избегать чтения морали и лекций о поведении. Формулирование санкции должно быть неэмоциональным, в вежливых терминах и основываться на фактах. Санкция воспринимается как наказание, если она порождает обиду, ожесточение, оборону, провоцирует ненависть, антагонизм, делает идею сотрудничества и партнерства невозможной. 3 группа. Меры экстренного педагогического воздействия при властолюбивом и мстительном поведении. Стратегии Ищите «изящный   уход». Это дипломатический маневр, позволяющий всем   участникам конфликта «сохранить лицо» и избежать скандала.   Никто не   победил   и   не проиграл. Разрядка   шуткой или неожиданностью лучше   крика   и угроз.   Используй удаление,   те временную изоляцию ученика. Техники Признайте власть (силу) ученика. Чем больше давления, тем больше   сопротивления.   «Дима,   я   понял,   что   не   могу   сделать   так, чтобы ты начал выполнять домашнее занятие по математике». Здесь мы вступаем в равные отношения как личности, но у нас остается неравенство статусов.  Уберите   зрителей.   Когда   есть   зрители   («зеваки»), конфронтация   усиливается.   Спектакль   обычно   проваливается   без поддержки зрительного зала. Переносите обсуждение вопроса. «Поговорим об этом после звонка», «У меня нет желания обсуждать эту тему сейчас»… Делайте   записи.   Держите   под   рукой   специальную   записную книжку.   Когда   ученик   начинает   допекать,   возьмете   книжку   и запишите   время   и   место   встречи   «Сегодня   в   три   пятнадцать   тебе подходит?» Больше ничего говорить не надо.  Озадачивайте учеников.  Соглашайтесь   с   учеником.   От   неожиданного   согласия, возникает растерянность. Меняйте тему. Например, спросить смотрели ли вчера по ТV «Поле   чудес?».   Главное,   не   переходить   на   морализирование   типа почему ученики должны уважать учителей, а снять напряжение. Иначе переходим к следующим техникам. Удаление,   не   выходя   из   класса.   Если   есть   отгороженный «пятачок вне поля зрения остальных учеников. Удаление   в   другой   класс.   Если   есть   договоренность   с коллегами, ведущими уроки в старших классах. Удаление в специальное помещение. В некоторых школах есть такие   специальные   комнаты   для   изоляции   нарушителей.   О   такой возможности  должно  быть  сообщено  заранее.  Как бы  это  не стало «подарком». Удаление в кабинет школьной администрации. Пусть при этом директор занимается своими делами и не воспитывает ученика.  Удаление с применением силы. Когда ученик не хочет уходить, Устанавли вайте   санкции. Если… то… ему предлагают выбор: удаление с применением силы (команда КТО?) или прекращение выходки. Никаких вторых шансов. Пришло время от слов перейти к действиям. Лишение или отлагательство права заниматься чем­либо. Или, наоборот,   договориться   сделать   что­то.   Например,   опоздавшие исполняют   песню   или   рассказывают   стих   после   урока   или   перед классным часом. Но надо договариваться. Лишение или отлагательство права пользоваться предметами. (Учебниками, спортивным инвентарем, лабораторным оборудованием и т.д.) Лишение доступа в различные помещения школы Прекращение взаимодействия с другими учениками Требование встречи с администрацией школы Требование встречи с родителями Требование встречи с милицией Возмещение учеником убытков Починка, ремонт предметов, вещей Возвращение вещей на место Замена на равноценные 4 группа. Меры экстренного педагогического воздействия. Стратегии Изменить методы объяснения Техники Использовать осязаемый материал   и   компьютерные   программы для формирования навыков.   Учить за раз чему­то одному. Дополнительная   помощь   от учителя. Ввести   дополнительные   методы обучения. Учить   позитивно   рассказывать   о   том, что ты делаешь, и о себе Помощь компетентных взрослых. Ученики – репетиторы. Классные плакаты с «крылатыми «заклинаниями­   Ищите   два   «плюса»   на   каждый   Только   что­то   очень выражениями», девизами». «минус». конкретное. Декларация   «Я   смогу»   перед выполнением   задания.   Предложить сделать   карточку   со   своим   девизом самому. Делать ошибки нормальным и нужным Рассказывайте   о   возможных явлением Формировать веру в успех типичных  ошибках. Показывайте   ценность   ошибки как попытки (отрицательный результат – тоже результат) Минимизируйте   последствия   от сделанных ошибок. Подчеркивайте улучшения.   любые Объявляйте о любых вкладах. Раскрывайте   ученикам   их сильные стороны. Демонстрируйте   веру   в   своих учеников. Признавайте   трудность   ваших заданий. Устанавливайте   ограничения   во времени на задания. Концентрировать внимание учеников на уже достигнутых в прошлом успехах. Анализируйте прошлый успех. Повторяйте   и   закрепляйте Делать процесс обучения ощутимым. Отмечать достижения успехи. Наклейки «Я могу» Альбомы достижений Рассказы   о   вчера,   сегодня   и завтра Аплодисменты Награды и медали Выставки Самопризнание.

Педагогическая мастерская "Учитель и проблемы дисциплины"

Педагогическая мастерская "Учитель и проблемы дисциплины"

Педагогическая мастерская "Учитель и проблемы дисциплины"

Педагогическая мастерская "Учитель и проблемы дисциплины"

Педагогическая мастерская "Учитель и проблемы дисциплины"

Педагогическая мастерская "Учитель и проблемы дисциплины"

Педагогическая мастерская "Учитель и проблемы дисциплины"

Педагогическая мастерская "Учитель и проблемы дисциплины"

Педагогическая мастерская "Учитель и проблемы дисциплины"

Педагогическая мастерская "Учитель и проблемы дисциплины"

Педагогическая мастерская "Учитель и проблемы дисциплины"

Педагогическая мастерская "Учитель и проблемы дисциплины"

Педагогическая мастерская "Учитель и проблемы дисциплины"

Педагогическая мастерская "Учитель и проблемы дисциплины"

Педагогическая мастерская "Учитель и проблемы дисциплины"

Педагогическая мастерская "Учитель и проблемы дисциплины"

Педагогическая мастерская "Учитель и проблемы дисциплины"

Педагогическая мастерская "Учитель и проблемы дисциплины"

Педагогическая мастерская "Учитель и проблемы дисциплины"

Педагогическая мастерская "Учитель и проблемы дисциплины"

Педагогическая мастерская "Учитель и проблемы дисциплины"

Педагогическая мастерская "Учитель и проблемы дисциплины"

Педагогическая мастерская "Учитель и проблемы дисциплины"

Педагогическая мастерская "Учитель и проблемы дисциплины"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.06.2017