Педагогическая мастерская "Учитель и проблемы дисциплины"
Учитель и проблемы
дисциплины
Педагогическая мастерская "Учитель и проблемы дисциплины"
Задача педагога - найти
Заголовок слайда
ключ к пониманию
«трудного» подростка. Тот
ключ, который позволит
выработать систему
адекватных
воспитательных мер,
благодаря которым
ребенок захотел бы
изменить свое поведение.
Педагогическая мастерская "Учитель и проблемы дисциплины"
Педагогическая мастерская "Учитель и проблемы дисциплины"
Психолог и педагог Р.Дрейкурс свел
нарушителей дисциплины к четырем
основным типам:
•поведение, направленное на
привлечение внимания
(раздражения)
•властолюбивое поведение (злость)
•мстительное поведение (обида)
•избегание неудач (жалость)
Педагогическая мастерская "Учитель и проблемы дисциплины"
1 группа.
1 группа
Активная форма
Стучит карандашом,
вертится и
разговаривает,
корчит рожи за
спиной учителя,
использует
шокирующие слова,
передает записочки,
задает вопросы, не
относящиеся к теме.
Результат: «заводит»
и отвлекает весь
класс.
Активная форма
Стучит карандашом, вертится и разговаривает,
корчит рожи за спиной учителя, использует
шокирующие слова, передает записочки, задает
вопросы, не относящиеся к теме.
Результат: «заводит» и отвлекает весь класс.
Пассивная форма
Тихий саботаж. Темп работы «в час по чайной
ложке», елееле.
Пассивная форма
Тихий саботаж. Темп
работы «в час по
чайной ложке», еле-
еле.
Результат: чувство,
что может, но не
хочет, вредничает,
вызывает
опустошение,
фрустрацию («я так
старалась, я столько
для тебя делаю, а
ты…).
Результат: чувство, что может, но не хочет,
вредничает, вызывает опустошение, фрустрацию
(«я так старалась, я столько для тебя делаю, а
ты…).
Педагогическая мастерская "Учитель и проблемы дисциплины"
2 группа
Активная форма
Вспышки негодования, крик,
визг, истерики, разные
провокации с участием
зрителей. Хамство,
обвинения в
несправедливости
требований (вы говорили…,
а сами…). Роль адвоката и
защитника обиженных и
униженных. Иногда
панибратство,
выторговывание себе
особых условий.
Пассивная форма
Тихое непослушание.
Улыбаются и говорят то, что
мы хотим услышать, затем,
делают то, что хотят.
Говорят одно, а делают
другое. Ускользают как ужи.
Пассивное властолюбство
прячется под масками:
- лени;
- плохого внимания;
- забывчивости;
- плохого слуха, зрения и
т.д.
Педагогическая мастерская "Учитель и проблемы дисциплины"
3 группа
Пассивная форма
Единственная форма пассивной
мстительности – отчужденное
избегание, угрюмость, злость.
Вредность. Игнорируются
всякие дружелюбные попытки
контакта.
Активная форма
Прямые физические акты
насилия.
Непрямое физическое насилие –
портят, ломают что-либо
связанное с учителем.
Психологическое насилие –
желают больно задеть чувства,
используют слабые места.
Оскорбления, хамство, ирония,
цинизм в отличие от
властолюбцев происходят не «в
сердцах» или «сгоряча», а
являются способом
манипулирования.
Атаки на ценности учителя
(назло).
Саморазрушение – алкоголь,
Педагогическая мастерская "Учитель и проблемы дисциплины"
4 группа
Активная форма
Вспышки
негодования, ученик
теряет контроль над
собой, когда
давление
ответственности
становится слишком
сильным.
Пассивная форма
Откладывание на
потом.
Недоведение до
конца.
Временная
неспособность.
Ссылка на
официальные
диагнозы.
Педагогическая мастерская "Учитель и проблемы дисциплины"
Найдите в тексте информацию о
Найдите в тексте информацию о
причинах неадекватного
причинах неадекватного
поведения детей.
поведения детей.
Что удивило?
Что удивило?
Что озадачило?
Что озадачило?
Что встревожило?
Что встревожило?
Педагогическая мастерская "Учитель и проблемы дисциплины"
1 группа.
Происхождение и причины поведения, направленного на привлечение
внимания
В семье дети научаются получать больше внимания за плохое, а не за хорошее
поведение. Сердитое внимание лучше, чем никакое. В классе тоже ученики с
плохим поведением получают больше внимания.
Никто не учит ребенка, как получить внимание в приемлемой манере, когда он
нуждается в нём.
Чем меньше внимания дома – тем больше вероятность поведения, направленного
на привлечение внимания в школе.
О чем говорит такое поведение?
Ученик хочет взаимодействовать с учителем, но не знает, как общаться в
позитивной манере, как просить внимание, когда оно ему необходимо,
поддается настроению.
Профилактика
Уделять внимание тем, кто сегодня себя хорошо ведет.
Учить учеников, открыто просить внимание учителя или класса, когда они в
этом особенно нуждаются.
Педагогическая мастерская "Учитель и проблемы дисциплины"
2 группа.
Природа властолюбивого поведения.
Детей, которые нуждаются в утверждении себя через власть, становится все больше.
Две причины.
• Современные социальные отношения. Эмансипация и неправильное понимание процесса демократизации
привело к тому, что подчинение правилам, ролевым и функциональным обязанностям не представлено в
детском опыте отчетливо и ясно. Подростки не умеют подчиняться, а взрослые недооценивают
необходимость специального обучения детей техникам ведения дискуссии, переговоров, обсуждения и
процедур достижения договора. Слабая конфликтологическая культура взрослых.
• Мода на «сильную личность». (Однако дети путают смыслы, для них сильная личность означает контроль над
другими, а не над собой, своим характером и слабостями. Они утверждают себя не в отношениях с самим
собой, а в отношениях с окружающими). Ролевые отношения смешиваются с межличностными. Понятия
личностного роста и успеха смешиваются с достижениями в деятельности. Желание доминировать,
демонстративность без опоры на нравственные принципы.
О чем говорит такое поведение?
Многие ученики, особенно демонстрирующие активные формы властолюбивого поведения – это
интересные, незаурядные личности, обладающие лидерскими способностями, честолюбием, независимым,
критическим мышлением. Они никогда не станут орудиями в руках других людей. Они хотят сами думать,
принимать решения и контролировать свои собственные жизни. Но они неадекватно воспринимают
реальность. Интересно отметить, что среди таких «трудных» детей часто можно встретить детей учителей.
Профилактика
1. Избегать прямой конфронтации
2. Позволять ученикам проявлять власть и руководить разрешенными способами.
3. Учить процедурам принятия решения. Учить договариваться, устанавливать санкции для нарушителей.
•
Педагогическая мастерская "Учитель и проблемы дисциплины"
3 группа
Природа мстительного поведения
Много насилия за стенами школы, на ТV, на улице и т.д. Дети редко
видят как чувство гнева или обиды человек переживает приемлемым
способом. Поэтому их собственные чувства, вскипая от обид, приводят к
жестоким выходкам.
О чем говорит такое поведение?
Обижая других, эти дети хотят защитить себя от обид. Их способ защиты
– агрессия, направленная во вне, на других, а не на себя. Они
демонстрируют удивительную способность к выживанию, делают, что
умеют для сохранения своего психического здоровья. Душевная боль
пассивного ребенка, если она сильна и длится долго, приводит к
хронической депрессии и даже суициду.
Профилактика
Строить отношения со всеми учениками по принципу заботы о них.
Учить учеников выражать душевную боль и страдания приемлемым
способом.
Педагогическая мастерская "Учитель и проблемы дисциплины"
4 группа
Природа поведения, направленного на избегание неудач
Отношение по типу красного карандаша – родители постоянно указывают на ошибки и несостоятельность.
Неоправданно высокие ожидания.
Перфекционизм (требование от себя совершенства). Ошибка – это трагедия.
Упор на соревнования. (Лучше не «играть» вообще).
О чем говорит такое поведение?
О желании без особого труда достигать только высоких результатов, пусть в чемто одном быть непревзойденным, «лучше никак,
чем плохо». Они ждут особой помощи, но сами не предпринимают ничего. Они готовы на любые услуги, не относящиеся к учебе по
предмету. Или демонстрируют зависимое поведение.
Профилактика.
Поддерживать любые попытки ученика сменить установку, что «я не могу» на «я могу».
Помогать преодолевать барьеры, изолирующие от класса, втягивать в продуктивные отношения с другими учениками.
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Педагогическая мастерская "Учитель и проблемы дисциплины"
1 – понять, т.е. понять причину
плохого поведения,
2 – принять, т.е. принять
ребенка таким, какой он есть.
Педагогическая мастерская "Учитель и проблемы дисциплины"
Предложите меры
педагогического воздействия на
нарушителя дисциплины.
Педагогическая мастерская "Учитель и проблемы дисциплины"
Сравните ваши идеи с теми мерами помощи,
которые предлагают специалисты
(Приложение 3)
- Что оказалось новым?
- Что работает в жизни?
- Что не работает?
Педагогическая мастерская "Учитель и проблемы дисциплины"
Основа педагогического
подхода к «трудному»
ребенку –
Понять, Принять, Помочь.
Пусть эти слова будут для вас
золотыми правилами в работе
с детьми «группы риска».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.