Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания в школе
Оценка 4.8

Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания в школе

Оценка 4.8
Педсоветы +1
docx
воспитательная работа
1 кл—11 кл
10.02.2017
Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания в школе
Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся предусматривает согласование усилий многих социальных субъектов: образовательного учреждения, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта. Планируемые результаты воспитательной деятельности могут быть достигнуты в полной мере, если есть преемственность в работе начальной школы и основной. Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, поставленные на ступени начального общего образования в основной школе расширяются в связи с полученными знаниями и приобретённым опытом обучающихся. Каждому педагогу современной школы важно осознанно стремиться к собственному духовному росту и оказанию помощи обучающимся в духовном взрослении, поэтому необходимо создават в коллективе атмосферу товарищества, доброжелательности, уважительного отношения к личности и индивидуальности каждого учащегося, признать за ним право на собственную точку зрения, развивать диалоговые формы общения.Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания в школе
Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания в школе.docx
Педагогическая организация процесса духовно­нравственного развития и воспитания в школе. Педагогическая   организация   процесса   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   обучающихся предусматривает   согласование   усилий   многих   социальных   субъектов:   образовательного   учреждения,   семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта. Планируемые результаты воспитательной деятельности могут быть достигнуты в полной мере, если есть преемственность   в   работе   начальной   школы   и   основной.   Задачи   духовно­нравственного   развития   и   воспитания обучающихся, поставленные на ступени начального общего образования в основной школе расширяются в связи с полученными знаниями и приобретённым опытом обучающихся. Каждому   педагогу   современной   школы   важно   осознанно   стремиться   к   собственному   духовному   росту   и оказанию помощи обучающимся в духовном взрослении, поэтому необходимо создават в коллективе атмосферу товарищества, доброжелательности, уважительного отношения к личности и индивидуальности каждого учащегося, признать за ним право на собственную точку зрения, развивать диалоговые формы общения. Задачи духовно­нравственного развития и воспитания обучающихся. (сравнительная характеристика начальной и основной школы) Начальная школа  Области Области Основная школа Задачи Задачи духовно­нравственного развития и  воспитания школьников в ОС «Школа 2100» видятся как присвоение школьниками определённой системы ценностей личностные ценности     человека Ценность жизни  означает отношение   к мирозданию,   Земле,   природе, другим людям как носителям бытия, признание человеческой   жизни   как величайшей ценности. Ценность жизни лежит также в основе подлинного экологического сознания.       Ценность   добра  означает направленность   человека   на развитие и сохранение жизни, через и милосердие   как   проявление высшей человеческой способности – любви.  сострадание       Ценность свободы, чести и   достоинства  человеческой личности   является   базовой ценностью   гуманистического   которой общества, современные основаны принципы   правила межличностных отношений.  на и           природы Ценность основывается на общечеловеческой   ценности жизни,   на   осознании   себя частью   природного   мира   – частью   живой   и   неживой природы.   Любовь   к   природе означает,   прежде   всего, бережное отношение к ней как формирование личностной культуры: o формирование способности к  духовному развитию, реализации  творческого потенциала в учебно­ игровой, предметно­продуктивной,  социально ориентированной  деятельности на основе  нравственных установок и  моральных норм, непрерывного  образования, самовоспитания и  универсальной духовно­ нравственной компетенции —  «становиться лучше»; o укрепление   нравственности, основанной   на   свободе   воли   и духовных отечественных традициях, внутренней   установке   личности школьника поступать согласно своей совести;       o продолжение формирования нравственного самосознания личности   (совести)   —   способности формулировать школьника нравственные собственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать   от   себя   выполнения моральных давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; норм,             нравственного o формирование смысла учения; o формирование   основ   морали   — обучающимся определённого осознанной необходимости а к среде обитания и выживания человека, также переживание чувства красоты, гармонии,   ее   совершенства, сохранение и приумножение ее богатства.  Ценность   истины  –   это ценность   научного   познания, разума,   понимания   сущности бытия,   мироздания.   Ценность проникновения в суть явлений, понимания   закономерностей, лежащих в основе  природных и социальных явлений.    Ценность красоты, гармонии  лежит   в   основе эстетического воспитания через   приобщение   человека   к разным видам искусства.              Труд Ценность   семьи.   Семья является   первой   и   самой значимой   для   развития ребенка социальной   и образовательной средой. Формирование   эмоционально­ позитивного,   доверительного отношения   к   семье   есть ценность любви, благодарения. Ценность   труда   и творчества. – условие естественное   жизни, человеческой состояние нормального человеческого существования. Включение в непосредственное   бытовое обслуживание   себя,   помощь другим   формирует   основные трудовые   действия,   создает предпосылки позитивного   отношения труду,   вырабатывает привычку трудового взаимодействия. ребенка к           Ценность  свободы и прав социальной человека,   общественные ценности       в обусловленного поведения, принятыми обществе представлениями   о   добре   и   зле, должном   недопустимом, и   у   обучающегося укрепление позитивной нравственной самооценки,   самоуважения   и жизненного оптимизма;     o принятие   обучающимся   базовых ценностей, этнических   национальных национальных   и духовных традиций;   o формирование эстетических   формирование социальной культуры           потребностей, ценностей и чувств; чувства o формирование способности открыто выражать   и   отстаивать   свою нравственно   оправданную   позицию, проявлять к собственным намерениям, мыслям и поступкам; критичность o формирование   способности   к самостоятельным   поступкам   и действиям,   совершаемым   на   основе морального   выбора,   к   принятию ответственности за их результаты; o развитие трудолюбия, способности к трудностей, преодолению   целеустремлённости и настойчивости   в   достижении результата. формирование   основ   российской гражданской идентичности; пробуждение   веры   в   Россию,   свой народ, личной ответственности за Отечество; воспитание   ценностного   отношения к   своему   национальному   языку   и культуре; формирование   патриотизма   и гражданской солидарности; развитие   навыков   организации   и осуществления   сотрудничества   с педагогами, сверстниками, родителями,   старшими   детьми   в решении общих проблем; укрепление   доверия   к   другим людям; развитие   доброжелательности   и эмоциональной отзывчивости, понимания   других   людей   и сопереживания им; становление   гуманистических   и демократических ценностных ориентаций; формирование   осознанного   и уважительного   отношения   к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям; свобода соотнесена солидарности    основывается на понимании цели воспитания как   воспитания   свободы. Достаточно распространенным является представление о том, всегда что относительна,   она   всегда связана, с необходимостью.   Свобода человека,   по   определению, есть   осознанная   (в   той   или иной   степени)   необходимость действовать   в   соответствии   с нормами, правилами, законами общества,   членом   которого всегда   по   всей   социальной сути является человек.    Ценность формирование семейной культуры   формирование   толерантности   и основ   культуры   межэтнического   уважения   к   языку, общения, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России. формирование   отношения   к   семье как основе российского общества; формирование   у   обучающегося уважительного   отношения   к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; формирование   представления   о семейных   ценностях,   гендерных семейных ролях и уважения к ним; знакомство   культурно­историческими этническими российской семьи. с и традициями обучающегося           и гражданственности  есть осознание человеком себя как члена   общества,   народа, представителя   страны   и государства. есть Гражданственность чувство состояние   принадлежности   к   стране рождения,   воспитания,   жизни человека. Понятие «гражданин страны»,   «гражданин   России» означает, человек себя   принимает ответственность   за происходящее в стране, за ее будущее.  что на         Ценность   патриотизма. Патриотизм   как   любовь   к Родине   является   стержнем гражданского воспитания. Любовь   к   Родине   –   это активная гражданская позиция гордости   и,   может   быть, страдания   за   то,   что   не соответствует   представлению человека о Родине. Любовь к Родине означает неравнодушное   отношение   к ее   истории, готовность защищать   Родину   от   любых посягательств, служить ей.      Ценность   человечества. Патриотизм   не   противоречит осознанию того, что человек – не   только   гражданин   России, но   и   часть   мирового сообщества, для существования   и   прогресса которого   необходимы   мир, сотрудничество народов, уважение   к   многообразию   их культур   Организация духовно­нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям: (сравнительная характеристика начальной и основной школы) Начальная школа/ Направления Добрые чувства, мысли и поступки   (воспитание нравственного чувства, этического  сознания и готовности совершать позитивные поступки) Страна граждан (гражданско­патриотическое   Здоровье тела и духа  (воспитание здорового  воспитание) образа жизни) воспитание) воспитание)     Природа – наш дом (экологическое  Красота спасёт мир (эстетическое  Труд для себя и для других (воспитание  трудолюбия, способности к познанию) Основная школа/ Направления 1.Воспитание гражданственности,  патриотизма, уважения к правам,  свободам и обязанностям человека. 2. Воспитание нравственных чувств  и этического сознания. 3. Воспитание социальной  ответственности и компетентности. 4.Воспитание экологической  культуры, культуры здорового и  безопасного образа жизни. 5.Воспитание трудолюбия,  творческого отношения к учению,  труду, жизни. 6.Воспитание ценностного  отношения к прекрасному,  формирование основ эстетической  культуры (эстетическое воспитание) Взаимосвязь направлений, видов и форм воспитания (начальная школа) Направления  воспитания  Добрые чувства, мысли и поступки    Виды и формы воспитательных мероприятий Изучение материала и выполнение учебных заданий по нравственно­оценочным   линиям   развития   в   разных предметах.  Литературное   чтение  (анализ   и   оценка   поступков героев;   развитие   чувства   прекрасного;   развитие эмоциональной сферы ребёнка и т.д.). Русский язык  – раскрытие воспитательного потенциала русского языка, развитие внимания к слову и чувства ответственности за сказанное и написанное и т.д. Окружающий   мир  («связь   человека   и   мира»,   правила поведения в отношениях «человек –человек» и «человек – природа» и т.д.). Духовно­нравственная   культура   народов   России («добро   и   зло»,   «мораль   и   нравственность»,   «долг   и совесть», «милосердие и справедливость» и т.д.). Риторика   (нравственные   нормы   и   правила   общения   в разных речевых   ситуациях,  культура  диалога,  речевой этикет). Формирование жизненной позиции личности – взаимосвязь слова и дела. Реализация нравственных правил поведения в учебном взаимодействии:  Проблемный диалог (образовательная технология) – это развитие   культуры   общения   в   режимах   мозговых штурмов,   полилогов,   требующих   поступаться   своими интересами   и   амбициями,   слушать   и   понимать собеседника, корректно полемизировать. Продуктивное   чтение   (образовательная   технология)   – интерпретация текста порождает нравственную оценку, важно   и   то,   в   каком   стиле   проходит   обсуждение, насколько откровенно дети делятся своими взглядами, суждениями. Групповая   форма   работы,   требующая   помощи   и поддержки товарища. Знакомство   с   правилами   нравственного   поведения, обучение распознаванию плохих и хороших поступков, черт   характера   в   ходе   различных   добрых   дел (мероприятий):      противоречивые – беседы и классные часы, – просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих ситуации нравственного поведения;  –   экскурсии,   например,   «Добро   и   зло   на   полотнах художников» и др.;   –   ознакомление   (по   желанию   детей   и   с   согласия родителей) с деятельностью традиционных религиозных организаций:   экскурсии   в   места   богослужения, добровольное   участие   в   подготовке   и   проведении религиозных   праздников,   встречи   с   религиозными деятелями –   коллективно­творческие   дела   (театральные постановки,   художественные   выставки   и   т.п.)   с примерной тематикой: «Долг и совесть в жизни людей», «Что   такое   «хорошо»   в   пословицах   моего   народа»   и т.п.;  –   осуществление   вместе   с   родителями   творческих проектов и представление их;  – ролевые игры, моделирующие ситуации нравственного выбора; –   туристические   походы   и   другие   формы   совместно деятельности   (в   т.ч.   вышеперечисленные),   требующие выработки   и   следования   правилам   нравственного поведения, решения моральных дилемм. Посильное участие в оказании помощи другим людям: –   подготовка   праздников,   концертов   для   людей   с ограниченными возможностями; –   строго   добровольный   и   с   согласия   родителей   сбор собственных   небольших   средств   (например,   игрушек) для помощи нуждающимся; – решение практических личных и коллективных задач по   установлению   добрых   отношений   в   детских сообществах, разрешение споров, конфликтов.  Страна граждан Изучение материала и выполнение учебных заданий по нравственно­оценочным   линиям   развития   в   разных предметах. Окружающий   мир,   3–4   кл.   –   «современная   Россия   – люди и государство», «наследие предков в культуре и символах   государства,   славные   и   трудные   страницы прошлого»,   «права   и   обязанности   граждан, демократия», «общечеловеческие  правила поведения в многоликом обществе, права человека и права ребёнка». Литературное чтение  – сказки народов России и мира; произведения о России, её природе, людях, истории. Духовно­нравственная   культура   народов   России   – равенство и добрые отношения народов России. Реализация гражданских правил поведения в учебных взаимодействиях:   – посредством технологии оценивания опыт следования совместно   выработанным   единым   для   всех   правилам, умение   отстаивать   справедливость   оценивания, приходить к компромиссу в конфликтных ситуациях и т.п.; –   групповая   работа   на   разных   предметах   –   опыт оказания   взаимной   помощи   и   поддержки,   разрешения конфликтных ситуаций, общения в разных социальных ролях;  –   специфические   предметные   методики,   требующие коллективного взаимодействия и поддержки товарища. Например, в математике – методика решения текстовых задач,   ориентированная   на   совместную   деятельность, взаимопомощь, «сложение интеллектов». Знакомство   с   правилами,   образцами   гражданского поведения,   обучение   распознаванию   гражданских   и антигражданских, антиобщественных поступков в ходе различных добрых дел (мероприятий):  – беседы и классные часы по примерным темам:   «Что значит   любовь   к   Родине?»,   «Что   связывает   меня   с моими   друзьями,   моими   земляками,   моей   страной?», «Что я могу сделать для своего класса, своих земляков, своих   сограждан?»,   «Кем   из   наших   предков   я горжусь?»,   «Что   делать,   если   я   столкнулся   с несправедливостью?», «Как разные народы могут жить в мире друг с другом» и т.д.; – просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих   образцы   гражданского   и   примеры антигражданского   поведения,   в   том   числе противоречивые ситуации; –   экскурсии   и   путешествия   по   примерной   тематике: «Герои   Великой   Отечественной   войны   Дона», «Патриотизм   в   дни   мира»,   «Культурное   наследие предков в музеях нашего края» и т.д.;   – встречи­беседы с ветеранами войны и труда, людьми, делами которых можно гордиться;  –   ознакомление   с   деятельностью   этнокультурных центров разных народов России; –   коллективно­творческие   дела   (театральные постановки,   художественные   выставки   и   т.п.)   с примерной   тематикой:   «Письмо   ветерану   Великой Отечественной   войны»,   «Моё   Отечество»,   «Детский рисунок против войны» и т.п.;  –   осуществление   вместе   с   родителями   творческих проектов   национальной,   гражданской,   социальной направленности;  – ролевые игры, моделирующие ситуации гражданского выбора,   требующие   выхода   из   национальных, религиозных, общественных конфликтов; Участие в исследовательских экспедициях по изучению и   сохранению   культурных   богатств   родного   края  Здоровье тела и духа    в   работе   поисковых (фольклор, народные ремесла и т.п.).  Забота о памятниках защитникам Отечества.  Участие отрядов,   восстанавливающих   имена   погибших   в   годы   Великой Отечественной войны.  Организация  для жителей своего района, села, города национально­культурных   праздников,   фестивалей, например «Богатство культур народов России».  Участие   в   восстановлении   памятников   культуры   и истории родного края.  Участие   в   детско­взрослых   социальных   проектах:   по подготовке   празднования   государственных   праздников России, «Моя улица – без мусора» и т.п.  Изучение материала и выполнение учебных заданий по знакомству со здоровым образом жизни и опасностями, угрожающими здоровью людей. Физкультура   –   овладение   комплексами   упражнений, разнообразными   навыками   двигательной   активности, спортивных игр, а также понимание их смысла, значения для укрепления здоровья. Окружающий   мир   –   устройство   человеческого организма, опасности для здоровья  в поведении людей, питании, в отношении к природе, способы   сбережения здоровья Риторика   –   влияние   слова   на   физическое   и психологическое   состояние   человека   («словом   может убить, словом может спасти»). Технология – правила техники безопасности. Получение опыта укрепления и сбережения здоровья в процессе учебной работы:   – осмысленное   чередование  умственной   и физической активности в процессе учёбы; – регулярность безопасных физических упражнений, игр на уроках физкультуры, на переменах и т.п.  –   образовательные   технологии,   построенные   на личностно   ориентированных   подходах,   партнёрстве ученика и учителя (проблемный диалог, продуктивное чтение,   технология   оценивания   учебных   успехов   – правила   «самооценка»,   «право   отказа   от   текущей отметки, право пересдачи контрольных работ» и т.п.), – обучение   в   психологически   комфортной,   не агрессивной, не стрессовой среде.  –   встречи­беседы   с   интересными   людьми,   ведущими активный   образ   жизни   (путешественники,   любители активного   отдыха),   сумевшими   сохранить   хорошее здоровье   в   сложной   ситуации   (преклонный   возраст, травма   и   т.п.),   с   представителями   профессий, предъявляющих   высокие   требования   к   здоровью,   со спортсменами–любителями и профессионалами.  Знакомство   с   правилами   здорового   образа   жизни, укрепления   здоровья физического, психического и здоровья общества, семьи в ходе различных добрых дел (мероприятий):  –   спортивные   праздники,   подвижные   игры   (в   т.ч.   с родителями);  –  занятия в спортивных секциях;  –   туристические   походы   (развитие   выносливости, интерес к физической активности);   взаимосвязи   здоровья, которые       порождают – классные часы, беседы, коллективно­творческие дела по   примерным   темам:   «Вредные   и   полезные   для здоровья   привычки»,   «Человек   есть   то,   что   он   ест», «Убийцы   людей   –   табак,   алкоголь,   наркотики», «Болезни, увлечения компьютерными   играми,   телевидением»,   «Можно   ли словом помочь человеку (убедить в чем­то, отказаться от вредных привычек т.п.)?» и т.п.; –   экскурсии,   видеопутешествия   по   знакомству   с людьми, их образом жизни, укрепляющим или губящим здоровье;   Опыт ограждения своего здоровья и здоровья близких людей от вредных факторов окружающей среды: – соблюдение правил личной гигиены, чистоты тела и одежды,   корректная   помощь   в   этом   младшим, нуждающимся в помощи; –   составление   и   следование   здоровьесберегающему режиму дня – учёбы, труда и отдыха; –   организация   коллективных   действий   (семейных праздников,   дружеских   игр)   на   свежем   воздухе,   на природе;  –   отказ   от   вредящих   здоровью   продуктов   питания, стремление   следовать   экологически   безопасным правилам   в   питании,   ознакомление   с   ними   своих близких;   –   противодействие   (в   пределах   своих   возможностей) курению в общественных местах, пьянству, наркомании.  Природа – наш дом Изучение материала и выполнение учебных заданий по  изучению правил взаимоотношений человека и природы, экологических правил. Окружающий мир – взаимосвязи живой и неживой  природы, природы и хозяйства человека, экологические  проблемы и пути их решения, правила экологической  этики в отношениях человека и природы. Литературное чтение – опыт бережного отношения к  природе разных народов, отражённый в литературных  произведениях.  Получение опыта бережного отношения к природе в  процессе учебной работы:   – сбережение природных ресурсов в ходе учебного  процесса: выключение ненужного электроосвещения,  экономное расходование воды, упаковочных  материалов, бумаги и т.п.  Знакомство с правилами бережного отношения к  природе в ходе различных добрых дел (мероприятий):  – экскурсии в краеведческие и биологические музеи,  парки, заповедники, видеопутешествия, туристические  походы, знакомящие с богатствами и красотой природы  родного края, страны, мира;   – классные часы, беседы по примерным темам: «Как  помочь природе убрать наш мусор?», «Выезд на пикник  – праздник для человека и беда для природы?»  и т.п.;  – встречи­беседы с учеными, изучающими природу,  воздействие человека на неё; – ролевые игры, моделирующие природоохранные  мероприятия; – проекты по изучению природы родного края, его  богатств и способов их сбережения.  Красота спасёт мир  Опыт практической заботы о сохранении чистоты  природы: – каждодневная сортировка бытового мусора для  облегчения его переработки;  – забота (в т.ч. вместе с родителями) о живых существах – домашних и в дикой природе;  – участие в посильных экологических акциях на  школьном дворе, на улицах, в местах отдыха людей на  природе: посадка растений, очистка территории от  мусора, подкормка птиц и т.п.; – участие в работе экологических организаций, в  отдельных проектах – экологические патрули, работа  лесничеств и т.п.;  – создание текстов (объявления, рекламы, инструкции и  пр.) на тему «Бережное отношение к природе».  Изучение материала и выполнение учебных заданий,  направленных на приобщение к искусству, красоте,  художественным ценностям в жизни народов, России,  всего мира. Изобразительное искусство и Музыка – приобщение к  законам изобразительного и музыкального искусства;  опыт творческой деятельности. Литературное чтение – приобщение к литературе как к   искусству слова, опыт создания письменных творческих  работ. Технология – приобщение к художественному труду;  осознание красоты и гармонии изделий народных  промыслов; опыт творческой деятельности. Риторика – красота слова звучащего (коммуникативные  и этические качества речи: «так говорить некрасиво,  плохо, неприлично, нельзя»), гармония слова и дела,  красота слова и  внутренний мир человека. Театр (учебный курс) – красота сценического действия. Получение опыта восприятия искусства и  художественного творчества в процессе учебной  работы:   – исполнение творческих заданий по разным предметам  с целью самовыражения, снятия стресса, а не для  «первых мест на выставках»;  – оценка результатов выполнения учебного задания не  только с позиции соответствия цели, но и с позиции  красоты решения, процесса исполнения задания. – классные часы, беседы по примерным темам: «Красота в жизни людей», «Как мы отличаем красивое от  безобразного?», «Что такое некрасивый поступок?»,  «Создание и разрушение красоты – словом, жестом,  действием», «Как сказать правильно?», «Красота  родного языка»;  – занятия в творческих кружках – опыт самореализации  в художественном творчестве;  – встречи­беседы с людьми творческих профессий; – участие вместе с родителями в проведении выставок  семейного художественного творчества, музыкальных  вечеров. Знакомство с художественными идеалами, ценностями в ходе различных добрых дел (мероприятий):  – игры «Красота вокруг нас!», «Красота в привычном»  Труд для себя и для других (погода, дома и т.п.); – посещение театральных представлений, концертов,  фестивалей; экскурсии, прогулки, путешествия по  знакомству с красотой памятников культуры и природы  (художественные музеи, архитектурные и парковые  ансамбли, художественные производства и т.п.) с  рефлексией по примерным темам: «Что прекрасного ты  увидел?; «В каких художественных образах отразилась  красота?»;  Опыт реализации идеалов красоты в значимой для  людей деятельности:  – участие в художественном оформлении помещений,  зданий; – участие в шефстве класса, школы над памятниками  культуры; – опыт следования идеалам красоты, выражения своего  душевного состояния при выборе поступков, жестов,  слов, одежды в соответствии с различными житейскими  ситуациями. Изучение   материала   и   выполнение   учебных   заданий: знакомство с разными профессиями, их ролью и ролью труда, творчества, учёбы в жизни людей. Технология – роль труда и творчества, его различные виды, обучение разным трудовым операциям, важность их последовательности для получения результата и т.п.  Окружающий мир – знакомство с профессиями и ролью труда   (в   т.ч.   труда   учёных)   в   развитии   общества, преобразования природы.  Литературное   чтение,   изобразительное   искусство, музыка   –   роль   творческого   труда   писателей, художников, музыкантов Получение трудового опыта в процессе учебной работы. Настойчивость   в   исполнении   учебных   заданий, доведение их до конца.  Оценивание   результатов   своего   труда   в   рамках использования технологии оценивания.  Творческое   применение   предметных   знаний   на практике,   в   том   числе   при   реализации   различных учебных проектов. Работа   в  группах   и  коллективные   учебные  проекты  – навыки сотрудничества. Презентация своих учебных и творческих достижений. –   экскурсии,   видеопутешествия   по   знакомству   с разными профессиями своего края и мира;   – коллективно­творческие дела по подготовке трудовых праздников и т.п.;  –   встречи­беседы   с   людьми   различных   профессий, прославившихся своим трудом, его результатами;  –   ролевые   игры,   моделирующие   экономические, производственные ситуации; –   совместные   проекты   с   родителями   «Труд   моих родных»  Знакомство   с   правилами   взаимоотношений   людей   в процессе   труда   в   ходе   различных   добрых   дел (мероприятий):  –   праздники­игры   по   теме   труда:   ярмарки,   «Город мастеров» и т.д.; Опыт принесения практической пользы своим трудом и творчеством:  – украшение и наведение порядка в пространстве своего дома, класса, школы, улицы; –   расширение   возможностей   и   навыков   по самообслуживанию   и   устройству   быта   близких, товарищей   дома,   в   школе,   в   поездках,   турпоходах (приготовление пищи, уборка после еды, приведение в порядок одежды, простейший ремонт вещей и т.п.);  – занятие народными промыслами;  –   работа   в   творческих   и   учебно­производственных мастерских;  –   отдельные   трудовые   акции,   например   «Мой   чистый двор»   (на   исключительно   добровольной,   сознательной основе);  –   краткосрочные   работы   (по   желанию   и   с   согласия родителей)   в   школьных   производственных   фирмах   и других   трудовых   объединениях   (детских   и разновозрастных); Взаимосвязь направлений, видов и форм воспитания (основная школа) Направления  воспитания Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения  к правам, свободам и обязанностям человека Виды и формы воспитательных мероприятий • Изучают Конституцию Российской Федерации,  получают знания об основных правах и обязанностях  граждан России, о политическом устройстве  Российского государства, его институтах, их роли в  жизни общества, о символах государства — Флаге,  Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской  Федерации, в котором находится образовательное  учреждение. • Знакомятся с героическими страницами истории  России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического  долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед,  экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по  историческим и памятным местам, сюжетно­ролевых  игр гражданского и историко­патриотического  содержания, изучения учебных дисциплин). • Знакомятся с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями,  фольклором, особенностями быта народов России (в  процессе бесед, сюжетно­ролевых игр, просмотра  кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей,  праздников, экскурсий, путешествий, туристско­ краеведческих экспедиций, изучения учебных  дисциплин). • Знакомятся с важнейшими событиями в истории  нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед,  проведения классных часов, просмотра учебных  фильмов, участия в подготовке и проведении  мероприятий, посвящённых государственным  праздникам). • Знакомятся с деятельностью общественных  организаций патриотической и гражданской  направленности, детско­юношеских движений,  организаций, сообществ, с правами гражданина (в  процессе экскурсий, встреч и бесед с представителями  общественных организаций, посильного участия в  социальных проектах и мероприятиях, проводимых  детско­юношескими организациями). • Участвуют в беседах о подвигах Российской  Армии, защитниках Отечества, в проведении игр  военно­патриотического содержания, конкурсов и  спортивных соревнований, сюжетно­ролевых игр на  местности, встреч с ветеранами и военнослужащими. • Получают опыт межкультурной коммуникации с  детьми и взрослыми — представителями разных  народов России, знакомятся с особенностями их  культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально­культурных  праздников). Участвуют во встречах и беседах с выпускниками  лицея, знакомятся с биографиями выпускников,  явивших собой достойные примеры гражданственности  и патриотизма. • Активно участвуют в улучшении  лицейской  среды, доступных сфер жизни окружающего социума. • Овладевают формами и методами  самовоспитания: самокритика, самовнушение,  самообязательство, эмоционально­мысленный перенос в  положение другого человека. • Активно и осознанно участвуют в разнообразных  видах и типах отношений в основных сферах своей  жизнедеятельности: общение, учёба, игра, спорт,  творчество, увлечения (хобби). Воспитание социальной ответственности и  компетентности • Приобретают опыт и осваивают основные формы  учебного сотрудничества: сотрудничество со  сверстниками и с учителями. • Активно участвуют в организации, осуществлении и развитии школьного самоуправления: участвуют в  принятии решений руководящих органов  образовательного учреждения; решают вопросы,  связанные с самообслуживанием, поддержанием  порядка, дисциплины, дежурства и работы в лицее;  контролируют выполнение обучающимися основных  прав и обязанностей; защищают права обучающихся на  всех уровнях управления школой и т. д. • Разрабатывают на основе полученных знаний и  активно участвуют в реализации посильных социальных  проектов — проведении практических разовых  мероприятий или организации систематических  программ, решающих конкретную социальную проблему школы, городского или сельского поселения. • Учатся реконструировать (в форме описаний,  презентаций, фото­ и видеоматериалов и др.)  определённые ситуации, имитирующие социальные Воспитание нравственных чувств, убеждений,  этического сознания Воспитание экологической культуры, культуры  здорового и безопасного образа жизни отношения в ходе выполнения ролевых проектов. Знакомятся с конкретными примерами  высоконравственных отношений людей, участвуют в  подготовке и проведении бесед. Участвуют в общественно полезном труде в  помощь школе, городу, селу, родному краю. • Принимают добровольное участие в делах  благотворительности, милосердия, в оказании помощи  нуждающимся, заботе о животных, живых существах,  природе. • Расширяют положительный опыт общения со  сверстниками противоположного пола в учёбе,  общественной работе, отдыхе, спорте, активно  участвуют в подготовке и проведении бесед о дружбе,  любви, нравственных отношениях. • Получают системные представления о  нравственных взаимоотношениях в семье, расширяют  опыт позитивного взаимодействия в семье (в процессе  проведения бесед о семье, о родителях и прародителях,  открытых семейных праздников, выполнения и  презентации совместно с родителями творческих  проектов, проведения других мероприятий,  раскрывающих историю семьи, воспитывающих  уважение к старшему поколению, укрепляющих  преемственность между поколениями). • Знакомятся с деятельностью традиционных  религиозных организаций. • Получают представления о здоровье, здоровом  образе жизни, природных возможностях человеческого  организма, их обусловленности экологическим  качеством окружающей среды, о неразрывной связи  экологической культуры человека и его здоровья (в  ходе бесед, просмотра учебных фильмов, игровых и  тренинговых программ, уроков и внеурочной  деятельности). • Участвуют в пропаганде экологически  сообразного здорового образа жизни — проводят  беседы, тематические игры, театрализованные  представления для младших школьников, сверстников,  населения. Просматривают и обсуждают фильмы,  посвящённые разным формам оздоровления. • Учатся экологически грамотному поведению в  школе, дома, в природной и городской среде:  организовывать экологически безопасный уклад  школьной и домашней жизни, бережно расходовать  воду, электроэнергию, утилизировать мусор, сохранять  места обитания растений и животных (в процессе  участия в практических делах, проведения  экологических акций, ролевых игр, школьных  конференций, уроков технологии, внеурочной  деятельности). • Участвуют в проведении школьных спартакиад,  эстафет, экологических и туристических слётов,  экологических лагерей, походов по родному краю.  Ведут краеведческую, поисковую, экологическую работу в местных и дальних туристических походах и  экскурсиях, путешествиях и экспедициях. • Участвуют в практической  природоохранительной деятельности, в деятельности  школьных экологических центров, лесничеств,  экологических патрулей; создании и реализации  коллективных природоохранных проектов. • Составляют правильный режим занятий  физической культурой, спортом, туризмом, рацион  здорового питания, режим дня, учёбы и отдыха с учётом экологических факторов окружающей среды и  контролируют их выполнение в различных формах  мониторинга. • Учатся оказывать первую доврачебную помощь  пострадавшим. • Получают представление о возможном  негативном влиянии компьютерных игр, телевидения,  рекламы на здоровье человека (в рамках бесед с  педагогами, школьными психологами, медицинскими  работниками, родителями). • Приобретают навык противостояния негативному  влиянию сверстников и взрослых на формирование  вредных для здоровья привычек, зависимости от ПАВ  (научиться говорить «нет») (в ходе дискуссий,  тренингов, ролевых игр, обсуждения видеосюжетов и  др.). • Участвуют на добровольной основе в  деятельности детско­юношеских общественных  экологических организаций, мероприятиях, проводимых общественными экологическими организациями. • Проводят лицейский экологический мониторинг,  включающий: • систематические и целенаправленные наблюдения за состоянием окружающей среды своей местности,  лицея, своего жилища; • мониторинг состояния водной и воздушной среды  Воспитание трудолюбия, сознательно го, творческого  отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к  сознательному выбору профессии в своём жилище, лицее, населённом пункте; • выявление источников загрязнения почвы, воды и  воздуха, состава и интенсивности загрязнений,  определение причин загрязнения; • разработку проектов, снижающих риски  загрязнений почвы, воды и воздуха, например проектов  по восстановлению экосистемы ближайшего водоёма  (пруда, речки, озера и пр.). • Разрабатывают и реализуют учебно­ исследовательские и просветительские проекты по  направлениям: экология и здоровье, ресурсосбережение, экология и бизнес и др. • Участвуют в подготовке и проведении «Недели  науки, техники и производства», конкурсов научно­ фантастических проектов, вечеров неразгаданных тайн. • Ведут дневники экскурсий, походов, наблюдений  по оценке окружающей среды. • Участвуют в олимпиадах по учебным предметам,  изготавливают учебные пособия для школьных  кабинетов, руководят техническими и предметными  кружками, познавательными играми обучающихся  младших классов. • Участвуют в экскурсиях на промышленные и  сельскохозяйственные предприятия, в научные  организации, учреждения культуры, в ходе которых  знакомятся с различными видами труда, с различными  профессиями. • Знакомятся с профессиональной деятельностью и  жизненным путём своих родителей и прародителей,  участвуют в организации и проведении презентаций  «Труд нашей семьи». • Участвуют в различных видах общественно  полезной деятельности на базе школы и  взаимодействующих с ней учреждений дополнительного  образования, других социальных институтов. • Приобретают умения и навыки сотрудничества,  ролевого взаимодействия со сверстниками, взрослыми в  учебно­трудовой деятельности (в ходе сюжетно­ ролевых экономических игр, посредством создания  игровых ситуаций по мотивам различных профессий,  проведения внеурочных мероприятий (праздники труда,  ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации  детских фирм и т. д.), раскрывающих перед  подростками широкий спектр профессиональной и  трудовой деятельности). • Участвуют в различных видах общественно  полезной деятельности на базе лицея и  взаимодействующих с ней учреждений дополнительного  образования, других социальных институтов (занятие  народными промыслами, природоохранительная  деятельность, работа в творческих и учебно­ производственных мастерских, трудовые акции,  деятельность лицейских  трудовых и творческих  общественных объединений, как подростковых, так и  разновозрастных, как в учебное, так и в каникулярное  время). • Участвуют во встречах и беседах с выпускниками  своей школы, знакомятся с биографиями выпускников,  показавших достойные примеры высокого  профессионализма, творческого отношения к труду и  жизни. • Учатся творчески и критически работать с  информацией: целенаправленный сбор информации, её  структурирование, анализ и обобщение из разных  источников (в ходе выполнения информационных  проектов — дайджестов, электронных и бумажных  справочников, энциклопедий, каталогов с приложением  карт, схем, фотографий и др.). • Получают представления об эстетических  идеалах и художественных ценностях культур народов  России (в ходе изучения учебных предметов, встреч с  представителями творческих профессий, экскурсий на  художественные производства, к памятникам зодчества  и на объекты современной архитектуры, ландшафтного  дизайна и парковых ансамблей, знакомства с лучшими  произведениями искусства в музеях, на выставках, по  репродукциям, учебным фильмам). • Знакомятся с эстетическими идеалами,  традициями художественной культуры родного края, с  фольклором и народными художественными промыслами (в ходе изучения учебных предметов, в  системе экскурсионно­краеведческой деятельности,  внеклассных мероприятий, посещение конкурсов и  фестивалей исполнителей народной музыки,  художественных мастерских, театрализованных  народных ярмарок, фестивалей народного творчества,  тематических выставок). • Знакомятся с местными мастерами прикладного  искусства, наблюдают за их работой, участвуют в  беседах «Красивые и некрасивые поступки», «Чем  красивы люди вокруг нас» и др., обсуждают  прочитанные книги, художественные фильмы,  телевизионные передачи, компьютерные игры на  предмет их этического и эстетического содержания. • Получают опыт самореализации в различных  видах творческой деятельности, развивают умения  выражать себя в доступных видах и формах  художественного творчества на уроках  художественного труда и в системе учреждений  дополнительного образования. • Участвуют вместе с родителями в проведении  выставок семейного художественного творчества,  музыкальных вечеров, в экскурсионно­краеведческой  деятельности, реализации культурно­досуговых  программ, включая посещение объектов  художественной культуры с последующим  представлением в образовательном учреждении своих  впечатлений и созданных по мотивам экскурсий  творческих работ. Участвуют в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного   участка,   стремятся   внести   красоту   в домашний быт.  Взаимосвязь направлений, видов и форм воспитания (сводная таблица) Направления воспитания 1.Воспитание  гражданственности,  патриотизма,  уважения к правам,  свободам и  обязанностям  человека. 2.Формирование  нравственных  чувств и этического  Виды и формы воспитательных мероприятий ­ беседа, экскурсия (урочная, внеурочная, внешкольная); ­ классный час (внеурочная); ­ туристическая деятельность, краеведческая работа  (внеурочная, внешкольная); ­ просмотр кинофильмов (урочная, внеурочная,  внешкольная); ­ путешествия по историческим и памятным местам  (внеурочная, внешкольная); ­ сюжетно­ролевые игры гражданского и историко­ патриотического содержания (урочная, внеурочная,  внешкольная); ­ творческие конкурсы, фестивали, праздники,  спортивные соревнования (урочная, внеурочная,  внешкольная); ­ участие в социальных проектах и мероприятиях,  (внеурочная, внешкольная); ­ встречи с ветеранами и военнослужащими (урочная,  внеурочная, внешкольная) ­ беседа, экскурсии, заочные путешествия (урочная,  внеурочная, внешкольная);  ­ театральные постановки (внеурочная, внешкольная); сознания. 3.Воспитание  трудолюбия,  творческого  отношения к  учению, труду,  жизни. 4.Формирование  ценностного  отношения к  природе,  окружающей среде  (экологическое  воспитание). 5.Формирование  ценностного  отношения к  прекрасному, формирование  представлений об  эстетических  идеалах и ценностях  (эстетическое  воспитание). ­ художественные выставки (внеурочная, внешкольная);  ­ классный час (внеурочная); ­ просмотр учебных фильмов (урочная, внеурочная,  внешкольная); ­ праздники, коллективные игры (внеурочная,  внешкольная); ­ акции благотворительности, милосердия  (внешкольная); ­ творческие проекты, презентации (урочная,  внеурочная, внешкольная). ­ экскурсии на производственные предприятия, встречи  с представителями разных профессий (урочная,  внеурочная, внешкольная), ­ беседа (урочная, внеурочная, внешкольная). ­ презентации «Труд наших родных», сюжетно­ролевые  экономические игры (урочная, внеурочная,  внешкольная); ­ праздники труда, ярмарки, (внеурочная, внешкольная); ­ конкурсы (урочная, внеурочная, внешкольная);  ­ работа творческих и учебно­производственных  мастерских, трудовые акции (внеурочная,  внешкольная). ­ предметные уроки (урочная);  ­ беседа, просмотр учебных фильмов (урочная,  внеурочная, внешкольная),  ­экскурсии, прогулки, туристические походы и  путешествия по родному краю, экологические акции, десанты, коллективные  природоохранные проекты  (внеурочная, внешкольная) ­ предметные уроки (урочная);  ­ беседа, просмотр учебных фильмов (урочная,  внеурочная, внешкольная); ­посещение музеев, выставок (внеурочная,  внешкольная); ­ посещение конкурсов и фестивалей исполнителей  народной музыки, тематических выставок (внеурочная, внешкольная); ­ проведение выставок семейного художественного  творчества, музыкальных вечеров (внеурочная,  внешкольная); ­ участие в художественном оформлении лицея  (внеурочная, внешкольная)

Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания в школе

Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания в школе

Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания в школе

Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания в школе

Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания в школе

Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания в школе

Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания в школе

Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания в школе

Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания в школе

Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания в школе

Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания в школе

Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания в школе

Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания в школе

Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания в школе

Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания в школе

Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания в школе

Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания в школе

Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания в школе

Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания в школе

Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания в школе

Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания в школе

Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания в школе

Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания в школе

Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания в школе

Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания в школе

Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания в школе

Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания в школе

Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания в школе

Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания в школе

Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания в школе

Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания в школе

Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания в школе

Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания в школе

Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания в школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017