Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания в школе
Оценка 4.8
Педсоветы +1
docx
воспитательная работа
1 кл—11 кл
10.02.2017
Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся предусматривает согласование усилий многих социальных субъектов: образовательного учреждения, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.
Планируемые результаты воспитательной деятельности могут быть достигнуты в полной мере, если есть преемственность в работе начальной школы и основной. Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, поставленные на ступени начального общего образования в основной школе расширяются в связи с полученными знаниями и приобретённым опытом обучающихся.
Каждому педагогу современной школы важно осознанно стремиться к собственному духовному росту и оказанию помощи обучающимся в духовном взрослении, поэтому необходимо создават в коллективе атмосферу товарищества, доброжелательности, уважительного отношения к личности и индивидуальности каждого учащегося, признать за ним право на собственную точку зрения, развивать диалоговые формы общения.Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания в школе
Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания в школе.docx
Педагогическая организация процесса духовнонравственного развития и воспитания в школе.
Педагогическая организация процесса духовнонравственного развития и воспитания обучающихся
предусматривает согласование усилий многих социальных субъектов: образовательного учреждения, семьи,
учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.
Планируемые результаты воспитательной деятельности могут быть достигнуты в полной мере, если есть
преемственность в работе начальной школы и основной. Задачи духовнонравственного развития и воспитания
обучающихся, поставленные на ступени начального общего образования в основной школе расширяются в связи с
полученными знаниями и приобретённым опытом обучающихся.
Каждому педагогу современной школы важно осознанно стремиться к собственному духовному росту и
оказанию помощи обучающимся в духовном взрослении, поэтому необходимо создават в коллективе атмосферу
товарищества, доброжелательности, уважительного отношения к личности и индивидуальности каждого учащегося,
признать за ним право на собственную точку зрения, развивать диалоговые формы общения.
Задачи духовнонравственного развития и воспитания обучающихся.
(сравнительная характеристика начальной и основной школы)
Начальная школа
Области
Области
Основная школа
Задачи
Задачи духовнонравственного
развития и воспитания
школьников в ОС «Школа
2100» видятся как присвоение
школьниками определённой
системы ценностей
личностные
ценности
человека
Ценность жизни означает
отношение
к
мирозданию, Земле, природе,
другим людям как носителям
бытия,
признание
человеческой жизни как
величайшей
ценности.
Ценность жизни лежит также в
основе
подлинного
экологического сознания.
Ценность добра означает
направленность человека на
развитие и сохранение жизни,
через
и
милосердие как проявление
высшей
человеческой
способности – любви.
сострадание
Ценность свободы, чести
и достоинства человеческой
личности является базовой
ценностью гуманистического
которой
общества,
современные
основаны
принципы
правила
межличностных отношений.
на
и
природы
Ценность
основывается
на
общечеловеческой ценности
жизни, на осознании себя
частью природного мира –
частью живой и неживой
природы. Любовь к природе
означает,
прежде всего,
бережное отношение к ней как
формирование
личностной
культуры:
o формирование способности к
духовному развитию, реализации
творческого потенциала в учебно
игровой, предметнопродуктивной,
социально ориентированной
деятельности на основе
нравственных установок и
моральных норм, непрерывного
образования, самовоспитания и
универсальной духовно
нравственной компетенции —
«становиться лучше»;
o укрепление
нравственности,
основанной на свободе воли и
духовных отечественных традициях,
внутренней установке личности
школьника поступать согласно своей
совести;
o продолжение
формирования
нравственного
самосознания
личности (совести) — способности
формулировать
школьника
нравственные
собственные
обязательства,
осуществлять
нравственный
самоконтроль,
требовать от себя выполнения
моральных
давать
нравственную оценку своим и чужим
поступкам;
норм,
нравственного
o формирование
смысла учения;
o формирование основ морали —
обучающимся
определённого
осознанной
необходимости а
к среде обитания и выживания
человека,
также
переживание чувства красоты,
гармонии, ее совершенства,
сохранение и приумножение ее
богатства.
Ценность истины – это
ценность научного познания,
разума, понимания сущности
бытия, мироздания. Ценность
проникновения в суть явлений,
понимания закономерностей,
лежащих в основе природных
и социальных явлений.
Ценность
красоты,
гармонии лежит в основе
эстетического
воспитания
через приобщение человека к
разным видам искусства.
Труд
Ценность семьи. Семья
является первой и самой
значимой для развития
ребенка
социальной и
образовательной
средой.
Формирование эмоционально
позитивного, доверительного
отношения к семье есть
ценность любви, благодарения.
Ценность труда и
творчества.
–
условие
естественное
жизни,
человеческой
состояние
нормального
человеческого существования.
Включение
в
непосредственное
бытовое
обслуживание себя, помощь
другим формирует основные
трудовые действия, создает
предпосылки
позитивного
отношения
труду,
вырабатывает
привычку
трудового взаимодействия.
ребенка
к
Ценность свободы и прав
социальной
человека,
общественные
ценности
в
обусловленного
поведения,
принятыми
обществе
представлениями о добре и зле,
должном
недопустимом,
и
у обучающегося
укрепление
позитивной
нравственной
самооценки,
самоуважения и
жизненного оптимизма;
o принятие обучающимся базовых
ценностей,
этнических
национальных
национальных
и
духовных традиций;
o формирование
эстетических
формирование
социальной
культуры
потребностей, ценностей и чувств;
чувства
o формирование способности открыто
выражать и отстаивать свою
нравственно оправданную позицию,
проявлять
к
собственным намерениям, мыслям и
поступкам;
критичность
o формирование способности к
самостоятельным поступкам и
действиям, совершаемым на основе
морального выбора, к принятию
ответственности за их результаты;
o развитие трудолюбия, способности к
трудностей,
преодолению
целеустремлённости
и
настойчивости в достижении
результата.
формирование основ российской
гражданской идентичности;
пробуждение веры в Россию, свой
народ,
личной
ответственности за Отечество;
воспитание ценностного отношения
к своему национальному языку и
культуре;
формирование патриотизма и
гражданской солидарности;
развитие навыков организации и
осуществления сотрудничества с
педагогами,
сверстниками,
родителями, старшими детьми в
решении общих проблем;
укрепление доверия к другим
людям;
развитие доброжелательности и
эмоциональной
отзывчивости,
понимания других людей и
сопереживания им;
становление гуманистических и
демократических
ценностных
ориентаций;
формирование осознанного и
уважительного отношения к
традиционным российским религиям
и религиозным организациям, к вере
и религиозным убеждениям; свобода
соотнесена
солидарности
основывается
на понимании цели воспитания
как воспитания свободы.
Достаточно распространенным
является представление о том,
всегда
что
относительна,
она всегда
связана,
с
необходимостью.
Свобода
человека, по определению,
есть осознанная (в той или
иной степени) необходимость
действовать в соответствии с
нормами, правилами, законами
общества, членом которого
всегда по всей социальной
сути является человек.
Ценность
формирование
семейной
культуры
формирование толерантности и
основ культуры межэтнического
уважения к языку,
общения,
культурным,
религиозным
традициям, истории и образу жизни
представителей народов России.
формирование отношения к семье
как основе российского общества;
формирование у обучающегося
уважительного отношения к
родителям, осознанного, заботливого
отношения к старшим и младшим;
формирование представления о
семейных ценностях,
гендерных
семейных ролях и уважения к ним;
знакомство
культурноисторическими
этническими
российской семьи.
с
и
традициями
обучающегося
и
гражданственности
есть
осознание человеком себя как
члена общества,
народа,
представителя страны и
государства.
есть
Гражданственность
чувство
состояние
принадлежности к стране
рождения, воспитания, жизни
человека. Понятие «гражданин
страны», «гражданин России»
означает,
человек
себя
принимает
ответственность
за
происходящее в стране, за ее
будущее.
что
на
Ценность патриотизма.
Патриотизм как любовь к
Родине является стержнем
гражданского
воспитания.
Любовь к Родине – это
активная гражданская позиция
гордости и, может быть,
страдания за то, что не
соответствует представлению
человека о Родине. Любовь к
Родине
означает
неравнодушное отношение к
ее истории,
готовность
защищать Родину от любых
посягательств, служить ей.
Ценность человечества.
Патриотизм не противоречит осознанию того, что человек –
не только гражданин России,
но и часть мирового
сообщества,
для
существования и прогресса
которого необходимы мир,
сотрудничество
народов,
уважение к многообразию их
культур
Организация духовнонравственного развития и воспитания
обучающихся осуществляется по следующим направлениям:
(сравнительная характеристика начальной и основной школы)
Начальная школа/ Направления
Добрые чувства, мысли и поступки
(воспитание нравственного чувства, этического
сознания и готовности совершать позитивные поступки)
Страна граждан (гражданскопатриотическое
Здоровье тела и духа (воспитание здорового
воспитание)
образа жизни)
воспитание)
воспитание)
Природа – наш дом (экологическое
Красота спасёт мир (эстетическое
Труд для себя и для других (воспитание
трудолюбия, способности к познанию)
Основная школа/ Направления
1.Воспитание гражданственности,
патриотизма, уважения к правам,
свободам и обязанностям человека.
2. Воспитание нравственных чувств
и этического сознания.
3. Воспитание социальной
ответственности и компетентности.
4.Воспитание экологической
культуры, культуры здорового и
безопасного образа жизни.
5.Воспитание трудолюбия,
творческого отношения к учению,
труду, жизни.
6.Воспитание ценностного
отношения к прекрасному,
формирование основ эстетической
культуры (эстетическое воспитание)
Взаимосвязь направлений, видов и форм воспитания (начальная школа)
Направления воспитания
Добрые чувства, мысли и поступки
Виды и формы воспитательных мероприятий
Изучение материала и выполнение учебных заданий по
нравственнооценочным линиям развития в разных
предметах.
Литературное чтение (анализ и оценка поступков
героев; развитие чувства прекрасного; развитие
эмоциональной сферы ребёнка и т.д.).
Русский язык – раскрытие воспитательного потенциала
русского языка, развитие внимания к слову и чувства
ответственности за сказанное и написанное и т.д.
Окружающий мир («связь человека и мира», правила
поведения в отношениях «человек –человек» и «человек
– природа» и т.д.).
Духовнонравственная культура народов России
(«добро и зло», «мораль и нравственность», «долг и
совесть», «милосердие и справедливость» и т.д.).
Риторика (нравственные нормы и правила общения в
разных речевых ситуациях, культура диалога, речевой
этикет). Формирование жизненной позиции личности –
взаимосвязь слова и дела.
Реализация нравственных правил поведения в учебном взаимодействии:
Проблемный диалог (образовательная технология) – это
развитие культуры общения в режимах мозговых
штурмов, полилогов, требующих поступаться своими
интересами и амбициями, слушать и понимать
собеседника, корректно полемизировать.
Продуктивное чтение (образовательная технология) –
интерпретация текста порождает нравственную оценку,
важно и то, в каком стиле проходит обсуждение,
насколько откровенно дети делятся своими взглядами,
суждениями.
Групповая форма работы, требующая помощи и
поддержки товарища.
Знакомство с правилами нравственного поведения,
обучение распознаванию плохих и хороших поступков,
черт характера в ходе различных добрых дел
(мероприятий):
противоречивые
– беседы и классные часы,
– просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов,
представляющих
ситуации
нравственного поведения;
– экскурсии, например, «Добро и зло на полотнах
художников» и др.;
– ознакомление (по желанию детей и с согласия
родителей) с деятельностью традиционных религиозных
организаций: экскурсии в места богослужения,
добровольное участие в подготовке и проведении
религиозных праздников, встречи с религиозными
деятелями
– коллективнотворческие дела
(театральные
постановки, художественные выставки и т.п.) с
примерной тематикой: «Долг и совесть в жизни людей»,
«Что такое «хорошо» в пословицах моего народа» и
т.п.;
– осуществление вместе с родителями творческих
проектов и представление их;
– ролевые игры, моделирующие ситуации нравственного
выбора;
– туристические походы и другие формы совместно
деятельности (в т.ч. вышеперечисленные), требующие
выработки и следования правилам нравственного
поведения, решения моральных дилемм.
Посильное участие в оказании помощи другим людям:
– подготовка праздников, концертов для людей с
ограниченными возможностями;
– строго добровольный и с согласия родителей сбор
собственных небольших средств (например, игрушек)
для помощи нуждающимся;
– решение практических личных и коллективных задач
по установлению добрых отношений в детских
сообществах, разрешение споров, конфликтов.
Страна граждан
Изучение материала и выполнение учебных заданий по
нравственнооценочным линиям развития в разных
предметах.
Окружающий мир, 3–4 кл. – «современная Россия –
люди и государство», «наследие предков в культуре и
символах государства, славные и трудные страницы
прошлого»,
«права и обязанности граждан, демократия», «общечеловеческие правила поведения в
многоликом обществе, права человека и права ребёнка».
Литературное чтение – сказки народов России и мира;
произведения о России, её природе, людях, истории.
Духовнонравственная культура народов России –
равенство и добрые отношения народов России.
Реализация гражданских правил поведения в учебных
взаимодействиях:
– посредством технологии оценивания опыт следования
совместно выработанным единым для всех правилам,
умение отстаивать справедливость оценивания,
приходить к компромиссу в конфликтных ситуациях и
т.п.;
– групповая работа на разных предметах – опыт
оказания взаимной помощи и поддержки, разрешения
конфликтных ситуаций, общения в разных социальных
ролях;
– специфические предметные методики, требующие
коллективного взаимодействия и поддержки товарища.
Например, в математике – методика решения текстовых
задач, ориентированная на совместную деятельность,
взаимопомощь, «сложение интеллектов».
Знакомство с правилами, образцами гражданского
поведения, обучение распознаванию гражданских и
антигражданских, антиобщественных поступков в ходе
различных добрых дел (мероприятий):
– беседы и классные часы по примерным темам: «Что
значит любовь к Родине?», «Что связывает меня с
моими друзьями, моими земляками, моей страной?»,
«Что я могу сделать для своего класса, своих земляков,
своих сограждан?», «Кем из наших предков я
горжусь?», «Что делать, если я столкнулся с
несправедливостью?», «Как разные народы могут жить в
мире друг с другом» и т.д.;
– просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов,
представляющих образцы гражданского и примеры
антигражданского поведения,
в том числе
противоречивые ситуации;
– экскурсии и путешествия по примерной тематике:
«Герои Великой Отечественной войны Дона»,
«Патриотизм в дни мира», «Культурное наследие
предков в музеях нашего края» и т.д.;
– встречибеседы с ветеранами войны и труда, людьми,
делами которых можно гордиться;
– ознакомление с деятельностью этнокультурных
центров разных народов России;
– коллективнотворческие дела
(театральные
постановки, художественные выставки и т.п.) с
примерной тематикой: «Письмо ветерану Великой
Отечественной войны», «Моё Отечество», «Детский
рисунок против войны» и т.п.;
– осуществление вместе с родителями творческих
проектов национальной, гражданской, социальной
направленности;
– ролевые игры, моделирующие ситуации гражданского
выбора,
требующие выхода из национальных,
религиозных, общественных конфликтов;
Участие в исследовательских экспедициях по изучению
и сохранению культурных богатств родного края
Здоровье тела и духа
в
работе
поисковых
(фольклор, народные ремесла и т.п.).
Забота о памятниках защитникам Отечества.
Участие
отрядов,
восстанавливающих имена погибших в годы Великой
Отечественной войны.
Организация для жителей своего района, села, города
национальнокультурных праздников,
фестивалей,
например «Богатство культур народов России».
Участие в восстановлении памятников культуры и
истории родного края.
Участие в детсковзрослых социальных проектах: по
подготовке празднования государственных праздников
России, «Моя улица – без мусора» и т.п.
Изучение материала и выполнение учебных заданий по
знакомству со здоровым образом жизни и опасностями,
угрожающими здоровью людей.
Физкультура – овладение комплексами упражнений,
разнообразными навыками двигательной активности,
спортивных игр, а также понимание их смысла, значения
для укрепления здоровья.
Окружающий мир – устройство человеческого
организма, опасности для здоровья в поведении людей,
питании, в отношении к природе, способы сбережения
здоровья
Риторика – влияние слова на физическое и
психологическое состояние человека («словом может
убить, словом может спасти»).
Технология – правила техники безопасности.
Получение опыта укрепления и сбережения здоровья в
процессе учебной работы:
– осмысленное чередование умственной и физической
активности в процессе учёбы;
– регулярность безопасных физических упражнений, игр
на уроках физкультуры, на переменах и т.п.
– образовательные технологии,
построенные на
личностно ориентированных подходах, партнёрстве
ученика и учителя (проблемный диалог, продуктивное
чтение, технология оценивания учебных успехов –
правила «самооценка», «право отказа от текущей
отметки, право пересдачи контрольных работ» и т.п.), –
обучение в психологически комфортной,
не
агрессивной, не стрессовой среде.
– встречибеседы с интересными людьми, ведущими
активный образ жизни (путешественники, любители
активного отдыха), сумевшими сохранить хорошее
здоровье в сложной ситуации (преклонный возраст,
травма и т.п.), с представителями профессий,
предъявляющих высокие требования к здоровью, со
спортсменами–любителями и профессионалами.
Знакомство с правилами здорового образа жизни,
укрепления
здоровья
физического, психического и здоровья общества, семьи
в ходе различных добрых дел (мероприятий):
– спортивные праздники, подвижные игры (в т.ч. с
родителями);
– занятия в спортивных секциях;
– туристические походы (развитие выносливости,
интерес к физической активности);
взаимосвязи
здоровья, которые
порождают
– классные часы, беседы, коллективнотворческие дела
по примерным темам: «Вредные и полезные для
здоровья привычки», «Человек есть то, что он ест»,
«Убийцы людей – табак, алкоголь, наркотики»,
«Болезни,
увлечения
компьютерными играми, телевидением», «Можно ли
словом помочь человеку (убедить в чемто, отказаться
от вредных привычек т.п.)?» и т.п.;
– экскурсии, видеопутешествия по знакомству с
людьми, их образом жизни, укрепляющим или губящим
здоровье;
Опыт ограждения своего здоровья и здоровья близких
людей от вредных факторов окружающей среды:
– соблюдение правил личной гигиены, чистоты тела и
одежды, корректная помощь в этом младшим,
нуждающимся в помощи;
– составление и следование здоровьесберегающему
режиму дня – учёбы, труда и отдыха;
– организация коллективных действий (семейных
праздников, дружеских игр) на свежем воздухе, на
природе;
– отказ от вредящих здоровью продуктов питания,
стремление следовать экологически безопасным
правилам в питании, ознакомление с ними своих
близких;
– противодействие (в пределах своих возможностей)
курению в общественных местах, пьянству, наркомании.
Природа – наш дом
Изучение материала и выполнение учебных заданий по
изучению правил взаимоотношений человека и природы,
экологических правил.
Окружающий мир – взаимосвязи живой и неживой
природы, природы и хозяйства человека, экологические
проблемы и пути их решения, правила экологической
этики в отношениях человека и природы.
Литературное чтение – опыт бережного отношения к
природе разных народов, отражённый в литературных
произведениях.
Получение опыта бережного отношения к природе в
процессе учебной работы:
– сбережение природных ресурсов в ходе учебного
процесса: выключение ненужного электроосвещения,
экономное расходование воды, упаковочных
материалов, бумаги и т.п.
Знакомство с правилами бережного отношения к
природе в ходе различных добрых дел (мероприятий):
– экскурсии в краеведческие и биологические музеи,
парки, заповедники, видеопутешествия, туристические
походы, знакомящие с богатствами и красотой природы
родного края, страны, мира;
– классные часы, беседы по примерным темам: «Как
помочь природе убрать наш мусор?», «Выезд на пикник
– праздник для человека и беда для природы?» и т.п.;
– встречибеседы с учеными, изучающими природу,
воздействие человека на неё;
– ролевые игры, моделирующие природоохранные
мероприятия;
– проекты по изучению природы родного края, его
богатств и способов их сбережения.
Красота спасёт мир
Опыт практической заботы о сохранении чистоты
природы:
– каждодневная сортировка бытового мусора для
облегчения его переработки;
– забота (в т.ч. вместе с родителями) о живых существах
– домашних и в дикой природе;
– участие в посильных экологических акциях на
школьном дворе, на улицах, в местах отдыха людей на
природе: посадка растений, очистка территории от
мусора, подкормка птиц и т.п.;
– участие в работе экологических организаций, в
отдельных проектах – экологические патрули, работа
лесничеств и т.п.;
– создание текстов (объявления, рекламы, инструкции и
пр.) на тему «Бережное отношение к природе».
Изучение материала и выполнение учебных заданий,
направленных на приобщение к искусству, красоте,
художественным ценностям в жизни народов, России,
всего мира.
Изобразительное искусство и Музыка – приобщение к
законам изобразительного и музыкального искусства;
опыт творческой деятельности.
Литературное чтение – приобщение к литературе как к
искусству слова, опыт создания письменных творческих
работ.
Технология – приобщение к художественному труду;
осознание красоты и гармонии изделий народных
промыслов; опыт творческой деятельности.
Риторика – красота слова звучащего (коммуникативные
и этические качества речи: «так говорить некрасиво,
плохо, неприлично, нельзя»), гармония слова и дела,
красота слова и внутренний мир человека.
Театр (учебный курс) – красота сценического действия.
Получение опыта восприятия искусства и
художественного творчества в процессе учебной
работы:
– исполнение творческих заданий по разным предметам
с целью самовыражения, снятия стресса, а не для
«первых мест на выставках»;
– оценка результатов выполнения учебного задания не
только с позиции соответствия цели, но и с позиции
красоты решения, процесса исполнения задания.
– классные часы, беседы по примерным темам: «Красота
в жизни людей», «Как мы отличаем красивое от
безобразного?», «Что такое некрасивый поступок?»,
«Создание и разрушение красоты – словом, жестом,
действием», «Как сказать правильно?», «Красота
родного языка»;
– занятия в творческих кружках – опыт самореализации
в художественном творчестве;
– встречибеседы с людьми творческих профессий;
– участие вместе с родителями в проведении выставок
семейного художественного творчества, музыкальных
вечеров.
Знакомство с художественными идеалами, ценностями в
ходе различных добрых дел (мероприятий):
– игры «Красота вокруг нас!», «Красота в привычном»
Труд для себя и для других
(погода, дома и т.п.);
– посещение театральных представлений, концертов,
фестивалей; экскурсии, прогулки, путешествия по
знакомству с красотой памятников культуры и природы
(художественные музеи, архитектурные и парковые
ансамбли, художественные производства и т.п.) с
рефлексией по примерным темам: «Что прекрасного ты
увидел?; «В каких художественных образах отразилась
красота?»;
Опыт реализации идеалов красоты в значимой для
людей деятельности:
– участие в художественном оформлении помещений,
зданий;
– участие в шефстве класса, школы над памятниками
культуры;
– опыт следования идеалам красоты, выражения своего
душевного состояния при выборе поступков, жестов,
слов, одежды в соответствии с различными житейскими
ситуациями.
Изучение материала и выполнение учебных заданий:
знакомство с разными профессиями, их ролью и ролью
труда, творчества, учёбы в жизни людей.
Технология – роль труда и творчества, его различные
виды, обучение разным трудовым операциям, важность
их последовательности для получения результата и т.п.
Окружающий мир – знакомство с профессиями и ролью
труда (в т.ч. труда учёных) в развитии общества,
преобразования природы.
Литературное чтение, изобразительное искусство,
музыка – роль творческого труда писателей,
художников, музыкантов
Получение трудового опыта в процессе учебной работы.
Настойчивость в исполнении учебных заданий,
доведение их до конца.
Оценивание результатов своего труда в рамках
использования технологии оценивания.
Творческое применение предметных знаний на
практике, в том числе при реализации различных
учебных проектов.
Работа в группах и коллективные учебные проекты –
навыки сотрудничества.
Презентация своих учебных и творческих достижений.
– экскурсии, видеопутешествия по знакомству с
разными профессиями своего края и мира;
– коллективнотворческие дела по подготовке трудовых
праздников и т.п.;
– встречибеседы с людьми различных профессий,
прославившихся своим трудом, его результатами;
– ролевые игры, моделирующие экономические,
производственные ситуации;
– совместные проекты с родителями «Труд моих
родных»
Знакомство с правилами взаимоотношений людей в
процессе труда в ходе различных добрых дел (мероприятий):
– праздникиигры по теме труда: ярмарки, «Город
мастеров» и т.д.;
Опыт принесения практической пользы своим трудом
и творчеством:
– украшение и наведение порядка в пространстве своего
дома, класса, школы, улицы;
– расширение возможностей и навыков по
самообслуживанию и устройству быта близких,
товарищей дома, в школе, в поездках, турпоходах
(приготовление пищи, уборка после еды, приведение в
порядок одежды, простейший ремонт вещей и т.п.);
– занятие народными промыслами;
– работа в творческих и учебнопроизводственных
мастерских;
– отдельные трудовые акции, например «Мой чистый
двор» (на исключительно добровольной, сознательной
основе);
– краткосрочные работы (по желанию и с согласия
родителей) в школьных производственных фирмах и
других трудовых объединениях
(детских и
разновозрастных);
Взаимосвязь направлений, видов и форм воспитания
(основная школа)
Направления воспитания
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения
к правам, свободам и обязанностям человека
Виды и формы воспитательных мероприятий
• Изучают Конституцию Российской Федерации,
получают знания об основных правах и обязанностях
граждан России, о политическом устройстве
Российского государства, его институтах, их роли в
жизни общества, о символах государства — Флаге,
Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской
Федерации, в котором находится образовательное
учреждение.
• Знакомятся с героическими страницами истории
России, жизнью замечательных людей, явивших примеры
гражданского служения, исполнения патриотического
долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед,
экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по
историческим и памятным местам, сюжетноролевых
игр гражданского и историкопатриотического
содержания, изучения учебных дисциплин).
• Знакомятся с историей и культурой родного края,
народным творчеством, этнокультурными традициями,
фольклором, особенностями быта народов России (в
процессе бесед, сюжетноролевых игр, просмотра
кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей,
праздников, экскурсий, путешествий, туристско
краеведческих экспедиций, изучения учебных
дисциплин).
• Знакомятся с важнейшими событиями в истории
нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед,
проведения классных часов, просмотра учебных
фильмов, участия в подготовке и проведении
мероприятий, посвящённых государственным
праздникам).
• Знакомятся с деятельностью общественных
организаций патриотической и гражданской
направленности, детскоюношеских движений,
организаций, сообществ, с правами гражданина (в
процессе экскурсий, встреч и бесед с представителями
общественных организаций, посильного участия в
социальных проектах и мероприятиях, проводимых
детскоюношескими организациями).
• Участвуют в беседах о подвигах Российской
Армии, защитниках Отечества, в проведении игр
военнопатриотического содержания, конкурсов и
спортивных соревнований, сюжетноролевых игр на
местности, встреч с ветеранами и военнослужащими.
• Получают опыт межкультурной коммуникации с
детьми и взрослыми — представителями разных
народов России, знакомятся с особенностями их
культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр,
организации и проведения национальнокультурных
праздников).
Участвуют во встречах и беседах с выпускниками
лицея, знакомятся с биографиями выпускников,
явивших собой достойные примеры гражданственности
и патриотизма.
• Активно участвуют в улучшении лицейской
среды, доступных сфер жизни окружающего социума.
• Овладевают формами и методами
самовоспитания: самокритика, самовнушение,
самообязательство, эмоциональномысленный перенос в
положение другого человека.
• Активно и осознанно участвуют в разнообразных
видах и типах отношений в основных сферах своей
жизнедеятельности: общение, учёба, игра, спорт,
творчество, увлечения (хобби).
Воспитание социальной ответственности и
компетентности
• Приобретают опыт и осваивают основные формы
учебного сотрудничества: сотрудничество со
сверстниками и с учителями.
• Активно участвуют в организации, осуществлении
и развитии школьного самоуправления: участвуют в
принятии решений руководящих органов
образовательного учреждения; решают вопросы,
связанные с самообслуживанием, поддержанием
порядка, дисциплины, дежурства и работы в лицее;
контролируют выполнение обучающимися основных
прав и обязанностей; защищают права обучающихся на
всех уровнях управления школой и т. д.
• Разрабатывают на основе полученных знаний и
активно участвуют в реализации посильных социальных
проектов — проведении практических разовых
мероприятий или организации систематических
программ, решающих конкретную социальную проблему
школы, городского или сельского поселения.
• Учатся реконструировать (в форме описаний,
презентаций, фото и видеоматериалов и др.)
определённые ситуации, имитирующие социальные Воспитание нравственных чувств, убеждений,
этического сознания
Воспитание экологической культуры, культуры
здорового и безопасного образа жизни
отношения в ходе выполнения ролевых проектов.
Знакомятся с конкретными примерами
высоконравственных отношений людей, участвуют в
подготовке и проведении бесед.
Участвуют в общественно полезном труде в
помощь школе, городу, селу, родному краю.
• Принимают добровольное участие в делах
благотворительности, милосердия, в оказании помощи
нуждающимся, заботе о животных, живых существах,
природе.
• Расширяют положительный опыт общения со
сверстниками противоположного пола в учёбе,
общественной работе, отдыхе, спорте, активно
участвуют в подготовке и проведении бесед о дружбе,
любви, нравственных отношениях.
• Получают системные представления о
нравственных взаимоотношениях в семье, расширяют
опыт позитивного взаимодействия в семье (в процессе
проведения бесед о семье, о родителях и прародителях,
открытых семейных праздников, выполнения и
презентации совместно с родителями творческих
проектов, проведения других мероприятий,
раскрывающих историю семьи, воспитывающих
уважение к старшему поколению, укрепляющих
преемственность между поколениями).
• Знакомятся с деятельностью традиционных
религиозных организаций.
• Получают представления о здоровье, здоровом
образе жизни, природных возможностях человеческого
организма, их обусловленности экологическим
качеством окружающей среды, о неразрывной связи
экологической культуры человека и его здоровья (в
ходе бесед, просмотра учебных фильмов, игровых и
тренинговых программ, уроков и внеурочной
деятельности).
• Участвуют в пропаганде экологически
сообразного здорового образа жизни — проводят
беседы, тематические игры, театрализованные
представления для младших школьников, сверстников,
населения. Просматривают и обсуждают фильмы,
посвящённые разным формам оздоровления.
• Учатся экологически грамотному поведению в
школе, дома, в природной и городской среде:
организовывать экологически безопасный уклад
школьной и домашней жизни, бережно расходовать
воду, электроэнергию, утилизировать мусор, сохранять
места обитания растений и животных (в процессе
участия в практических делах, проведения
экологических акций, ролевых игр, школьных
конференций, уроков технологии, внеурочной
деятельности).
• Участвуют в проведении школьных спартакиад,
эстафет, экологических и туристических слётов,
экологических лагерей, походов по родному краю.
Ведут краеведческую, поисковую, экологическую работу в местных и дальних туристических походах и
экскурсиях, путешествиях и экспедициях.
• Участвуют в практической
природоохранительной деятельности, в деятельности
школьных экологических центров, лесничеств,
экологических патрулей; создании и реализации
коллективных природоохранных проектов.
• Составляют правильный режим занятий
физической культурой, спортом, туризмом, рацион
здорового питания, режим дня, учёбы и отдыха с учётом
экологических факторов окружающей среды и
контролируют их выполнение в различных формах
мониторинга.
• Учатся оказывать первую доврачебную помощь
пострадавшим.
• Получают представление о возможном
негативном влиянии компьютерных игр, телевидения,
рекламы на здоровье человека (в рамках бесед с
педагогами, школьными психологами, медицинскими
работниками, родителями).
• Приобретают навык противостояния негативному
влиянию сверстников и взрослых на формирование
вредных для здоровья привычек, зависимости от ПАВ
(научиться говорить «нет») (в ходе дискуссий,
тренингов, ролевых игр, обсуждения видеосюжетов и
др.).
• Участвуют на добровольной основе в
деятельности детскоюношеских общественных
экологических организаций, мероприятиях, проводимых
общественными экологическими организациями.
• Проводят лицейский экологический мониторинг,
включающий:
• систематические и целенаправленные наблюдения
за состоянием окружающей среды своей местности,
лицея, своего жилища;
• мониторинг состояния водной и воздушной среды
Воспитание трудолюбия, сознательно го, творческого
отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к
сознательному выбору профессии
в своём жилище, лицее, населённом пункте;
• выявление источников загрязнения почвы, воды и
воздуха, состава и интенсивности загрязнений,
определение причин загрязнения;
• разработку проектов, снижающих риски
загрязнений почвы, воды и воздуха, например проектов
по восстановлению экосистемы ближайшего водоёма
(пруда, речки, озера и пр.).
• Разрабатывают и реализуют учебно
исследовательские и просветительские проекты по
направлениям: экология и здоровье, ресурсосбережение,
экология и бизнес и др.
• Участвуют в подготовке и проведении «Недели
науки, техники и производства», конкурсов научно
фантастических проектов, вечеров неразгаданных тайн.
• Ведут дневники экскурсий, походов, наблюдений
по оценке окружающей среды.
• Участвуют в олимпиадах по учебным предметам,
изготавливают учебные пособия для школьных
кабинетов, руководят техническими и предметными
кружками, познавательными играми обучающихся
младших классов. • Участвуют в экскурсиях на промышленные и
сельскохозяйственные предприятия, в научные
организации, учреждения культуры, в ходе которых
знакомятся с различными видами труда, с различными
профессиями.
• Знакомятся с профессиональной деятельностью и
жизненным путём своих родителей и прародителей,
участвуют в организации и проведении презентаций
«Труд нашей семьи».
• Участвуют в различных видах общественно
полезной деятельности на базе школы и
взаимодействующих с ней учреждений дополнительного
образования, других социальных институтов.
• Приобретают умения и навыки сотрудничества,
ролевого взаимодействия со сверстниками, взрослыми в
учебнотрудовой деятельности (в ходе сюжетно
ролевых экономических игр, посредством создания
игровых ситуаций по мотивам различных профессий,
проведения внеурочных мероприятий (праздники труда,
ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации
детских фирм и т. д.), раскрывающих перед
подростками широкий спектр профессиональной и
трудовой деятельности).
• Участвуют в различных видах общественно
полезной деятельности на базе лицея и
взаимодействующих с ней учреждений дополнительного
образования, других социальных институтов (занятие
народными промыслами, природоохранительная
деятельность, работа в творческих и учебно
производственных мастерских, трудовые акции,
деятельность лицейских трудовых и творческих
общественных объединений, как подростковых, так и
разновозрастных, как в учебное, так и в каникулярное
время).
• Участвуют во встречах и беседах с выпускниками
своей школы, знакомятся с биографиями выпускников,
показавших достойные примеры высокого
профессионализма, творческого отношения к труду и
жизни.
• Учатся творчески и критически работать с
информацией: целенаправленный сбор информации, её
структурирование, анализ и обобщение из разных
источников (в ходе выполнения информационных
проектов — дайджестов, электронных и бумажных
справочников, энциклопедий, каталогов с приложением
карт, схем, фотографий и др.).
• Получают представления об эстетических
идеалах и художественных ценностях культур народов
России (в ходе изучения учебных предметов, встреч с
представителями творческих профессий, экскурсий на
художественные производства, к памятникам зодчества
и на объекты современной архитектуры, ландшафтного
дизайна и парковых ансамблей, знакомства с лучшими
произведениями искусства в музеях, на выставках, по
репродукциям, учебным фильмам).
• Знакомятся с эстетическими идеалами,
традициями художественной культуры родного края, с
фольклором и народными художественными промыслами (в ходе изучения учебных предметов, в
системе экскурсионнокраеведческой деятельности,
внеклассных мероприятий, посещение конкурсов и
фестивалей исполнителей народной музыки,
художественных мастерских, театрализованных
народных ярмарок, фестивалей народного творчества,
тематических выставок).
• Знакомятся с местными мастерами прикладного
искусства, наблюдают за их работой, участвуют в
беседах «Красивые и некрасивые поступки», «Чем
красивы люди вокруг нас» и др., обсуждают
прочитанные книги, художественные фильмы,
телевизионные передачи, компьютерные игры на
предмет их этического и эстетического содержания.
• Получают опыт самореализации в различных
видах творческой деятельности, развивают умения
выражать себя в доступных видах и формах
художественного творчества на уроках
художественного труда и в системе учреждений
дополнительного образования.
• Участвуют вместе с родителями в проведении
выставок семейного художественного творчества,
музыкальных вечеров, в экскурсионнокраеведческой
деятельности, реализации культурнодосуговых
программ, включая посещение объектов
художественной культуры с последующим
представлением в образовательном учреждении своих
впечатлений и созданных по мотивам экскурсий
творческих работ.
Участвуют в оформлении класса и школы, озеленении
пришкольного участка, стремятся внести красоту в
домашний быт.
Взаимосвязь направлений, видов и форм воспитания (сводная таблица)
Направления
воспитания
1.Воспитание
гражданственности,
патриотизма,
уважения к правам,
свободам и
обязанностям
человека.
2.Формирование
нравственных
чувств и этического
Виды и формы воспитательных мероприятий
беседа, экскурсия (урочная, внеурочная, внешкольная);
классный час (внеурочная);
туристическая деятельность, краеведческая работа
(внеурочная, внешкольная);
просмотр кинофильмов (урочная, внеурочная,
внешкольная);
путешествия по историческим и памятным местам
(внеурочная, внешкольная);
сюжетноролевые игры гражданского и историко
патриотического содержания (урочная, внеурочная,
внешкольная);
творческие конкурсы, фестивали, праздники,
спортивные соревнования (урочная, внеурочная,
внешкольная);
участие в социальных проектах и мероприятиях,
(внеурочная, внешкольная);
встречи с ветеранами и военнослужащими (урочная,
внеурочная, внешкольная)
беседа, экскурсии, заочные путешествия (урочная,
внеурочная, внешкольная);
театральные постановки (внеурочная, внешкольная); сознания.
3.Воспитание
трудолюбия,
творческого
отношения к
учению, труду,
жизни.
4.Формирование
ценностного
отношения к
природе,
окружающей среде
(экологическое
воспитание).
5.Формирование
ценностного
отношения к
прекрасному,
формирование
представлений об
эстетических
идеалах и ценностях
(эстетическое
воспитание).
художественные выставки (внеурочная, внешкольная);
классный час (внеурочная);
просмотр учебных фильмов (урочная, внеурочная,
внешкольная);
праздники, коллективные игры (внеурочная,
внешкольная);
акции благотворительности, милосердия
(внешкольная);
творческие проекты, презентации (урочная,
внеурочная, внешкольная).
экскурсии на производственные предприятия, встречи
с представителями разных профессий (урочная,
внеурочная, внешкольная),
беседа (урочная, внеурочная, внешкольная).
презентации «Труд наших родных», сюжетноролевые
экономические игры (урочная, внеурочная,
внешкольная);
праздники труда, ярмарки, (внеурочная, внешкольная);
конкурсы (урочная, внеурочная, внешкольная);
работа творческих и учебнопроизводственных
мастерских, трудовые акции (внеурочная,
внешкольная).
предметные уроки (урочная);
беседа, просмотр учебных фильмов (урочная,
внеурочная, внешкольная),
экскурсии, прогулки, туристические походы и
путешествия по родному краю, экологические акции, десанты, коллективные
природоохранные проекты
(внеурочная, внешкольная)
предметные уроки (урочная);
беседа, просмотр учебных фильмов (урочная,
внеурочная, внешкольная);
посещение музеев, выставок (внеурочная,
внешкольная);
посещение конкурсов и фестивалей исполнителей
народной музыки, тематических выставок (внеурочная, внешкольная);
проведение выставок семейного художественного
творчества, музыкальных вечеров (внеурочная,
внешкольная);
участие в художественном оформлении лицея
(внеурочная, внешкольная)
Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания в школе
Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания в школе
Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания в школе
Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания в школе
Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания в школе
Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания в школе
Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания в школе
Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания в школе
Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания в школе
Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания в школе
Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания в школе
Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания в школе
Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания в школе
Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания в школе
Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания в школе
Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания в школе
Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания в школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.