Педагогическая оценка или школьная отметка
Оценка 4.8

Педагогическая оценка или школьная отметка

Оценка 4.8
Лекции +4
doc
Междисциплинарный 3
Взрослым
24.04.2018
Педагогическая оценка или школьная отметка
Проблема психологии педагогической оценки актуальна и в настоящее время в педагогике и психологии. Анализ научно-методической литературы свидетельствует, что даже в журналах и газетах, не только педагогических, но и общих, довольно много пишут об успеваемости школьников, а в связи с этим — об отметках, экзаменах, о процентах успеваемости. Нередко понятия «оценка» и «отметка» отождествляются. Однако разграничение данных понятий крайне важно для более глубокого понимания психолого-педагогических, дидактических и воспитательных аспектов оценочной деятельности педагогов.
Педагогическая оценка или школьная отметка_6.doc
Педагогическая оценка или школьная отметка? Проблема   психологии   педагогической   оценки   актуальна   и   в   настоящее   время   в педагогике и психологии. Анализ научно­методической литературы свидетельствует, что даже в журналах и газетах, не только педагогических, но и общих, довольно много пишут об успеваемости школьников, а в связи с этим — об отметках, экзаменах, о процентах успеваемости. Оценка знаний понимается как выражение отношения между тем, что ученик знает по данным вопросам программы, и тем, что он должен знать по этим вопросам к данному моменту   обучения.   Можно   встретиться   со   следующим   определением   оценки:   оценка успеваемости учащихся есть определение степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним школьными программами. «Отметка»   трактуется   как   количественная   характеристика   оценки,   которая   может выражаться   в баллах  (5­,  50­, 12­,  100­баллов),  цветом,  каким­либо  символом   и  т.п.  В толковых   словарях   (С.И.   Ожегов,   Д.Н.   Ушаков)   «отметка»   –   это   установленное (государством) обозначение степени знаний учащихся. Оценка включает в себя квалификацию степени развитости определенного свойства у оцениваемого лица, а также количественную и качественную оценку его действий или результатов   деятельности.   Такими   являются,   например,   школьные   отметки.   Они характеризуют в баллах абсолютные и относительные успехи ученика: абсолютные в том смысле,   что   сама   по   себе   отметка   свидетельствует   о   качестве   знаний   или   поведения школьника, а относительные потому, что, пользуясь отметками, можно сравнивать по ним разных детей. Нередко понятия «оценка» и «отметка» отождествляются. Однако разграничение данных понятий крайне важно для более глубокого понимания психолого­педагогических, дидактических и воспитательных аспектов оценочной деятельности педагогов. В первую очередь, оценка ­ это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемая человеком. От оценки зависит вся наша ориентировочная и вообще любая деятельность в целом. Точность и полнота оценки определяют рациональность движения учащегося к намеченной цели. Отметка (балл) является результатом процесса оценивания, деятельности   или   действия   оценивания,   их   условно­формальным   отражением. Отождествление оценки и отметки, с психологической точки зрения, будет равносильно отождествлению   процесса   решения   задачи   его   результату.   На   основе   оценки   может появиться   отметка   как   ее   формально­логический   результат.   Но,   кроме   того,   отметка является педагогическим стимулом, сочетающим в себе свойства поощрения и наказания: хорошая отметка является поощрением, а плохая ­ наказанием. Полностью   сосредоточенная   в   руках   учителя,   «отметочная»   система   нередко оказывается орудием манипуляции и психологического давления, которое направлено, с одной стороны, непосредственно на ребенка, с другой стороны, на родителей. Последние, в свою очередь, подчас даже непроизвольно, тоже используют это средство для оказания давления на ребенка. Все это приводит, как известно, к снижению интереса к обучению, росту   психологического   дискомфорта   учащегося   в   обучении,   его   тревожности,   и, возможно, даже к ухудшению его физического здоровья. Однажды   Сухомлинский   полушутя   сказал:   «Прежде   чем   поставить   двойку, убедитесь, что у школьника нет насморка». Сказано это давно, но школьная отметка так и остаётся одной из болезненных проблем. Для многих учащихся оценка перестала быть стимулом стремления к знаниям, а служит для накопления формального балла для поступления в вуз. 97 % учащихся говорят о том, что отметка нужна и даже необходима, они не хотят учиться   без   отметок,   аргументируя   это   тем,   что   начнётся   неразбериха,   проблемы   с дисциплиной и т. д. Но современная оценочная система устраивает не всех. 30 % учащихся видят в ней недостатки. Они предлагают расширить оценочную шкалу. Предлагается 6,  7, 9,   12 баллов, но не более. Почти все ученики высказывают мнение, что нужно отменить отметку «2» и незнание оценивать как­то по другому, например отметкой «0», так велик страх перед двойкой.  Под эффективностью педагогической оценки понимается ее стимулирующая роль в обучении   и   воспитании   детей.   Педагогически   эффективной   считается   такая   оценка, которая создает у ребенка стремление к самосовершенствованию, к приобретению знаний, умений и навыков, к выработке у себя ценных положительных качеств личности, социально полезных   форм  культурного   поведения.   Мотивация   к   интеллектуальному   и  личностно­ поведенческому   развитию   у   ребенка   может   быть   внешней   и   внутренней.   Под   внешней мотивацией к учебно­воспитательной деятельности понимаются стимулы, побуждающие, направляющие и поддерживающие  ее активность внешне, т. е. такие  стимулы, которые исходят   из   окружающей   ребенка   среды   и   вынуждают   его   вести   себя   определенным образом.   Если   действие   такого   рода   стимулов   прекращается,   то   активность   учения   и общения детей, преследующая учебно­воспитательные цели, резко снижается или вообще сходит   на   нет.   Внутренние   стимулы   в   отличие   от   внешних   сами   по   себе   способны порождать, направлять и поддерживать такого рода активность. Внутренняя   мотивация   учебно­воспитательной   деятельности   считается   более сильной, чем внешняя ее стимуляция, поэтому под более эффективной педагогической оценкой обычно понимают такую, которая создает и поддерживает у ребенка внутреннюю мотивацию   учения   и   воспитания.   Наилучшей,   однако,   является   такая   психолого­ педагогическая   ситуация,   которая,   порождая   внутреннюю   мотивацию,   одновременно поддерживает ее соответствующей внешней стимуляцией, т. е. когда стремление ребенка к психологическому самосовершенствованию подкрепляется созданием благоприятных для этого внешних условий. Способы повышения персональной значимости педагогической оценки: 1. Систематическое   изучение   и   учет   индивидуальных   интересов   и   потребностей ребенка. 2. Актуализация тех потребностей и интересов, которые соответствуют имеющимся в распоряжении педагога стимулам. 3. Варьирование характера педагогических оценок с целью избегания привыкания к ним ребенка. 4. Применение педагогических оценок, которые дают ребенку значимые для него люди —   те,   кого   он   уважает   и   кому   доверяет,   в   чьих   руках   находятся   средства, способные удовлетворить наиболее важные интересы ребенка. Список источников: 1. Бахмутский   А.Е..   Школьная   система   оценки   качества   образования.//   Школьные технологии. ­ 2004. ­ №1. ­ с. 136. 2. Герасимова Н. Оценка знаний должна воспитывать// Воспитание школьников. ­ 2003 ­ №6. 3. Немов Р.С. Психология: в трех книгах, кн.2: Психология образования.– 4­е изд. – М.: Владос, 2001. 4. Ксендзова Г. Механизмы самоопределения школьника // Директор школы ­ 2000. ­ №6. ­ с. 62­71

Педагогическая оценка или школьная отметка

Педагогическая оценка или школьная отметка

Педагогическая оценка или школьная отметка

Педагогическая оценка или школьная отметка

Педагогическая оценка или школьная отметка

Педагогическая оценка или школьная отметка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2018