Педагогическая оценка или школьная отметка

  • Лекции
  • Педсоветы
  • Повышение квалификации
  • Работа с родителями
  • Руководства для учителя
  • doc
  • 24.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Проблема психологии педагогической оценки актуальна и в настоящее время в педагогике и психологии. Анализ научно-методической литературы свидетельствует, что даже в журналах и газетах, не только педагогических, но и общих, довольно много пишут об успеваемости школьников, а в связи с этим — об отметках, экзаменах, о процентах успеваемости. Нередко понятия «оценка» и «отметка» отождествляются. Однако разграничение данных понятий крайне важно для более глубокого понимания психолого-педагогических, дидактических и воспитательных аспектов оценочной деятельности педагогов.
Иконка файла материала Педагогическая оценка или школьная отметка_6.doc
Педагогическая оценка или школьная отметка? Проблема   психологии   педагогической   оценки   актуальна   и   в   настоящее   время   в педагогике и психологии. Анализ научно­методической литературы свидетельствует, что даже в журналах и газетах, не только педагогических, но и общих, довольно много пишут об успеваемости школьников, а в связи с этим — об отметках, экзаменах, о процентах успеваемости. Оценка знаний понимается как выражение отношения между тем, что ученик знает по данным вопросам программы, и тем, что он должен знать по этим вопросам к данному моменту   обучения.   Можно   встретиться   со   следующим   определением   оценки:   оценка успеваемости учащихся есть определение степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним школьными программами. «Отметка»   трактуется   как   количественная   характеристика   оценки,   которая   может выражаться   в баллах  (5­,  50­, 12­,  100­баллов),  цветом,  каким­либо  символом   и  т.п.  В толковых   словарях   (С.И.   Ожегов,   Д.Н.   Ушаков)   «отметка»   –   это   установленное (государством) обозначение степени знаний учащихся. Оценка включает в себя квалификацию степени развитости определенного свойства у оцениваемого лица, а также количественную и качественную оценку его действий или результатов   деятельности.   Такими   являются,   например,   школьные   отметки.   Они характеризуют в баллах абсолютные и относительные успехи ученика: абсолютные в том смысле,   что   сама   по   себе   отметка   свидетельствует   о   качестве   знаний   или   поведения школьника, а относительные потому, что, пользуясь отметками, можно сравнивать по ним разных детей. Нередко понятия «оценка» и «отметка» отождествляются. Однако разграничение данных понятий крайне важно для более глубокого понимания психолого­педагогических, дидактических и воспитательных аспектов оценочной деятельности педагогов. В первую очередь, оценка ­ это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемая человеком. От оценки зависит вся наша ориентировочная и вообще любая деятельность в целом. Точность и полнота оценки определяют рациональность движения учащегося к намеченной цели. Отметка (балл) является результатом процесса оценивания, деятельности   или   действия   оценивания,   их   условно­формальным   отражением. Отождествление оценки и отметки, с психологической точки зрения, будет равносильно отождествлению   процесса   решения   задачи   его   результату.   На   основе   оценки   может появиться   отметка   как   ее   формально­логический   результат.   Но,   кроме   того,   отметкаявляется педагогическим стимулом, сочетающим в себе свойства поощрения и наказания: хорошая отметка является поощрением, а плохая ­ наказанием. Полностью   сосредоточенная   в   руках   учителя,   «отметочная»   система   нередко оказывается орудием манипуляции и психологического давления, которое направлено, с одной стороны, непосредственно на ребенка, с другой стороны, на родителей. Последние, в свою очередь, подчас даже непроизвольно, тоже используют это средство для оказания давления на ребенка. Все это приводит, как известно, к снижению интереса к обучению, росту   психологического   дискомфорта   учащегося   в   обучении,   его   тревожности,   и, возможно, даже к ухудшению его физического здоровья. Однажды   Сухомлинский   полушутя   сказал:   «Прежде   чем   поставить   двойку, убедитесь, что у школьника нет насморка». Сказано это давно, но школьная отметка так и остаётся одной из болезненных проблем. Для многих учащихся оценка перестала быть стимулом стремления к знаниям, а служит для накопления формального балла для поступления в вуз. 97 % учащихся говорят о том, что отметка нужна и даже необходима, они не хотят учиться   без   отметок,   аргументируя   это   тем,   что   начнётся   неразбериха,   проблемы   с дисциплиной и т. д. Но современная оценочная система устраивает не всех. 30 % учащихся видят в ней недостатки. Они предлагают расширить оценочную шкалу. Предлагается 6,  7, 9,   12 баллов, но не более. Почти все ученики высказывают мнение, что нужно отменить отметку «2» и незнание оценивать как­то по другому, например отметкой «0», так велик страх перед двойкой.  Под эффективностью педагогической оценки понимается ее стимулирующая роль в обучении   и   воспитании   детей.   Педагогически   эффективной   считается   такая   оценка, которая создает у ребенка стремление к самосовершенствованию, к приобретению знаний, умений и навыков, к выработке у себя ценных положительных качеств личности, социально полезных   форм  культурного   поведения.   Мотивация   к   интеллектуальному   и  личностно­ поведенческому   развитию   у   ребенка   может   быть   внешней   и   внутренней.   Под   внешней мотивацией к учебно­воспитательной деятельности понимаются стимулы, побуждающие, направляющие и поддерживающие  ее активность внешне, т. е. такие  стимулы, которые исходят   из   окружающей   ребенка   среды   и   вынуждают   его   вести   себя   определенным образом.   Если   действие   такого   рода   стимулов   прекращается,   то   активность   учения   и общения детей, преследующая учебно­воспитательные цели, резко снижается или вообще сходит   на   нет.   Внутренние   стимулы   в   отличие   от   внешних   сами   по   себе   способны порождать, направлять и поддерживать такого рода активность.Внутренняя   мотивация   учебно­воспитательной   деятельности   считается   более сильной, чем внешняя ее стимуляция, поэтому под более эффективной педагогической оценкой обычно понимают такую, которая создает и поддерживает у ребенка внутреннюю мотивацию   учения   и   воспитания.   Наилучшей,   однако,   является   такая   психолого­ педагогическая   ситуация,   которая,   порождая   внутреннюю   мотивацию,   одновременно поддерживает ее соответствующей внешней стимуляцией, т. е. когда стремление ребенка к психологическому самосовершенствованию подкрепляется созданием благоприятных для этого внешних условий. Способы повышения персональной значимости педагогической оценки: 1. Систематическое   изучение   и   учет   индивидуальных   интересов   и   потребностей ребенка. 2. Актуализация тех потребностей и интересов, которые соответствуют имеющимся в распоряжении педагога стимулам. 3. Варьирование характера педагогических оценок с целью избегания привыкания к ним ребенка. 4. Применение педагогических оценок, которые дают ребенку значимые для него люди —   те,   кого   он   уважает   и   кому   доверяет,   в   чьих   руках   находятся   средства, способные удовлетворить наиболее важные интересы ребенка. Список источников: 1. Бахмутский   А.Е..   Школьная   система   оценки   качества   образования.//   Школьные технологии. ­ 2004. ­ №1. ­ с. 136. 2. Герасимова Н. Оценка знаний должна воспитывать// Воспитание школьников. ­ 2003 ­ №6. 3. Немов Р.С. Психология: в трех книгах, кн.2: Психология образования.– 4­е изд. – М.: Владос, 2001. 4. Ксендзова Г. Механизмы самоопределения школьника // Директор школы ­ 2000. ­ №6. ­ с. 62­71