Проблема психологии педагогической оценки актуальна и в настоящее время в педагогике и психологии. Анализ научно-методической литературы свидетельствует, что даже в журналах и газетах, не только педагогических, но и общих, довольно много пишут об успеваемости школьников, а в связи с этим — об отметках, экзаменах, о процентах успеваемости.
Нередко понятия «оценка» и «отметка» отождествляются. Однако разграничение данных понятий крайне важно для более глубокого понимания психолого-педагогических, дидактических и воспитательных аспектов оценочной деятельности педагогов.
Педагогическая оценка или школьная отметка_6.doc
Педагогическая оценка или школьная отметка?
Проблема психологии педагогической оценки актуальна и в настоящее время в
педагогике и психологии. Анализ научнометодической литературы свидетельствует, что
даже в журналах и газетах, не только педагогических, но и общих, довольно много пишут
об успеваемости школьников, а в связи с этим — об отметках, экзаменах, о процентах
успеваемости.
Оценка знаний понимается как выражение отношения между тем, что ученик знает
по данным вопросам программы, и тем, что он должен знать по этим вопросам к данному
моменту обучения. Можно встретиться со следующим определением оценки: оценка
успеваемости учащихся есть определение степени усвоения учащимися знаний, умений и
навыков в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним школьными программами.
«Отметка» трактуется как количественная характеристика оценки, которая может
выражаться в баллах (5, 50, 12, 100баллов), цветом, какимлибо символом и т.п. В
толковых словарях (С.И. Ожегов, Д.Н. Ушаков) «отметка» – это установленное
(государством) обозначение степени знаний учащихся.
Оценка включает в себя квалификацию степени развитости определенного свойства
у оцениваемого лица, а также количественную и качественную оценку его действий или
результатов деятельности. Такими являются, например, школьные отметки. Они
характеризуют в баллах абсолютные и относительные успехи ученика: абсолютные в том
смысле, что сама по себе отметка свидетельствует о качестве знаний или поведения
школьника, а относительные потому, что, пользуясь отметками, можно сравнивать по ним
разных детей.
Нередко понятия «оценка» и «отметка» отождествляются. Однако разграничение
данных понятий крайне важно для более глубокого понимания психологопедагогических,
дидактических и воспитательных аспектов оценочной деятельности педагогов.
В первую очередь, оценка это процесс, деятельность (или действие) оценивания,
осуществляемая человеком. От оценки зависит вся наша ориентировочная и вообще любая
деятельность в целом. Точность и полнота оценки определяют рациональность движения
учащегося к намеченной цели. Отметка (балл) является результатом процесса оценивания,
деятельности или действия оценивания, их условноформальным отражением.
Отождествление оценки и отметки, с психологической точки зрения, будет равносильно
отождествлению процесса решения задачи его результату. На основе оценки может
появиться отметка как ее формальнологический результат. Но, кроме того, отметка является педагогическим стимулом, сочетающим в себе свойства поощрения и наказания:
хорошая отметка является поощрением, а плохая наказанием.
Полностью сосредоточенная в руках учителя, «отметочная» система нередко
оказывается орудием манипуляции и психологического давления, которое направлено, с
одной стороны, непосредственно на ребенка, с другой стороны, на родителей. Последние, в
свою очередь, подчас даже непроизвольно, тоже используют это средство для оказания
давления на ребенка. Все это приводит, как известно, к снижению интереса к обучению,
росту психологического дискомфорта учащегося в обучении, его тревожности, и,
возможно, даже к ухудшению его физического здоровья.
Однажды Сухомлинский полушутя сказал: «Прежде чем поставить двойку,
убедитесь, что у школьника нет насморка». Сказано это давно, но школьная отметка так и
остаётся одной из болезненных проблем.
Для многих учащихся оценка перестала быть стимулом стремления к знаниям, а
служит для накопления формального балла для поступления в вуз.
97 % учащихся говорят о том, что отметка нужна и даже необходима, они не хотят
учиться без отметок, аргументируя это тем, что начнётся неразбериха, проблемы с
дисциплиной и т. д. Но современная оценочная система устраивает не всех. 30 % учащихся
видят в ней недостатки. Они предлагают расширить оценочную шкалу. Предлагается 6, 7,
9, 12 баллов, но не более. Почти все ученики высказывают мнение, что нужно отменить
отметку «2» и незнание оценивать както по другому, например отметкой «0», так велик
страх перед двойкой.
Под эффективностью педагогической оценки понимается ее стимулирующая роль в
обучении и воспитании детей. Педагогически эффективной считается такая оценка,
которая создает у ребенка стремление к самосовершенствованию, к приобретению знаний,
умений и навыков, к выработке у себя ценных положительных качеств личности, социально
полезных форм культурного поведения. Мотивация к интеллектуальному и личностно
поведенческому развитию у ребенка может быть внешней и внутренней. Под внешней
мотивацией к учебновоспитательной деятельности понимаются стимулы, побуждающие,
направляющие и поддерживающие ее активность внешне, т. е. такие стимулы, которые
исходят из окружающей ребенка среды и вынуждают его вести себя определенным
образом. Если действие такого рода стимулов прекращается, то активность учения и
общения детей, преследующая учебновоспитательные цели, резко снижается или вообще
сходит на нет. Внутренние стимулы в отличие от внешних сами по себе способны
порождать, направлять и поддерживать такого рода активность. Внутренняя мотивация учебновоспитательной деятельности считается более
сильной, чем внешняя ее стимуляция, поэтому под более эффективной педагогической
оценкой обычно понимают такую, которая создает и поддерживает у ребенка внутреннюю
мотивацию учения и воспитания. Наилучшей, однако, является такая психолого
педагогическая ситуация, которая, порождая внутреннюю мотивацию, одновременно
поддерживает ее соответствующей внешней стимуляцией, т. е. когда стремление ребенка к
психологическому самосовершенствованию подкрепляется созданием благоприятных для
этого внешних условий.
Способы повышения персональной значимости педагогической оценки:
1. Систематическое изучение и учет индивидуальных интересов и потребностей
ребенка.
2. Актуализация тех потребностей и интересов, которые соответствуют имеющимся в
распоряжении педагога стимулам.
3. Варьирование характера педагогических оценок с целью избегания привыкания к
ним ребенка.
4. Применение педагогических оценок, которые дают ребенку значимые для него люди
— те, кого он уважает и кому доверяет, в чьих руках находятся средства,
способные удовлетворить наиболее важные интересы ребенка.
Список источников:
1. Бахмутский А.Е.. Школьная система оценки качества образования.// Школьные
технологии. 2004. №1. с. 136.
2. Герасимова Н. Оценка знаний должна воспитывать// Воспитание школьников. 2003
№6.
3. Немов Р.С. Психология: в трех книгах, кн.2: Психология образования.– 4е изд. –
М.: Владос, 2001.
4. Ксендзова Г. Механизмы самоопределения школьника // Директор школы 2000.
№6. с. 6271
Педагогическая оценка или школьная отметка
Педагогическая оценка или школьная отметка
Педагогическая оценка или школьная отметка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.