Педагогическая проблема
Оценка 4.9

Педагогическая проблема

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
технология
5 кл—7 кл
08.06.2017
Педагогическая проблема
Самостоятельная работа обучающегося может служить основой перестройки его позиций в учебном процессе. Во-первых, самостоятельная работа школьника есть следствие правильно организованной его учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное ее расширение, углубление и продолжение в свободное время. Во-вторых, в данной трактовке самостоятельная работа - более широкое понятие, чем домашняя работа, т.е. выполнение заданий, данных учителем в классе на дом для подготовки к следующему уроку. В-третьих, самостоятельная работа должна рассматриваться как специфическая форма (вид) учебной деятельности обучающегося, характеризующаяся всеми перечисленными ее особенностями. Это высшая форма его учебной деятельности, форма самообразования, связанная с его работой в классе.
ПРОБЛЕМА КрыжанковОрг самост работы уч-ся.docx
Организация самостоятельной работы учащихся  на уроках технологии Крыжанков В.Н., учитель технологии Одна   из   главных   задач   воспитания   подрастающего   поколения   ­   формирование самостоятельности   мышления,   подготовка   к   творческой   деятельности.   Это   требование времени, социальная задача, которую призвана решать, прежде всего, школа. России нужны сейчас   не   просто   знающие   люди,   а   люди   творческого   склада,   инициативные   и   пытливые, способные   активно   трудиться,   развивать   науку,   технику,   культуру.   Развитие   творческих способностей и формирование умений самостоятельной работы происходит на основе знаний, приобретаемых   при   изучении   общеобразовательных   дисциплин,   в   процессе   трудового обучения,   а   также   на   основе   жизненного   опыта.   Для   решения   этих   задач   необходима специальная   система   работы   учителя.  Школа   должна   готовить   учащихся   к  непрерывному образованию и самообразованию, вырабатывать у них навыки самостоятельно пополнять свои знания, умело и быстро ориентироваться в потоке научной и политической информации. Самостоятельная работа обучающегося может служить основой перестройки его позиций в учебном процессе. Во­первых, самостоятельная работа школьника есть следствие правильно организованной его   учебной   деятельности   на   уроке,   что   мотивирует   самостоятельное   ее   расширение, углубление и продолжение в свободное время. Во­вторых, в данной трактовке самостоятельная работа ­ более широкое понятие, чем домашняя работа, т.е. выполнение заданий, данных учителем в классе на дом для подготовки к следующему уроку. В­третьих, самостоятельная работа должна рассматриваться как специфическая форма (вид)   учебной   деятельности   обучающегося,   характеризующаяся   всеми   перечисленными   ее особенностями.   Это   высшая   форма   его   учебной   деятельности,   форма   самообразования, связанная с его работой в классе. Самостоятельная работа стимулирует у учащихся произвольное внимание, поскольку при ее выполнении школьники сосредоточиваются на сравнении, сопоставлении непосредственно изучаемых предметов и отвлекаются от других раздражителей. Чем занимательнее основной вопрос полученного задания для изучения и разнообразнее возможности его решения, тем более концентрируется внимание, тем более устойчивым и произвольным оно становится. Это позволяет школьникам не только найти правильный ответ на заданный учителем вопрос, но и обобщить проведенный сравнительный анализ, сформулировать заключительные выводы, т.е. довести самостоятельную работу до логического конца. Элементы   исследования,   включенные   в   содержание   заданий,   значительно   повышают уровень научности самостоятельной работы, выполняемой учащимися, но вместе с тем не снижают ее доступности. Если сопоставить внешние признаки наблюдений за единичными объектами   и   наблюдений   сравнительно­аналитического   характера,   самостоятельно выполняемых учащимися при изучении технических дисциплин, то отчетливо можно увидеть в них общие черты:  усиленное   проявление   чувственно­познавательной   деятельности,   стимулирующей формирование объективных представлений у школьников об изучаемых объектах;  целостное наглядно­образное отражение в сознании школьников изучаемых объектов;  основу   наблюдений   составляет   запас   знаний,   приобретенный   жизненным   опытом   и предшествующим обучением. Анализ видов учебной работы показывает, что самостоятельная работа как деятельность характеризуется   собственной   познавательной   потребностью   учащегося,   самоконтролем, собственным режимом работы, свободой выбора места и времени ее выполнения. Целесообразно, чтобы формой контроля ученик выбрал выполнение конкретного вида работы (чертеж, проект, перевод, реферат и др.), которая кому­то нужна, необходима, т.е. чтобы результаты работы были личностно значимы и для него, и для других. Как известно, первое требование сводится к тому, что внеклассная работа может только углублять, расширять и совершенствовать знания, умения и навыки, полученные учащимися на уроке, но не имеет основной целью сообщение новых знаний, умений и навыков. Вторым требованием является увлекательность самих форм, процесса и материала работы. Третье фиксирует   необходимость   межпредметных,   междисциплинарных   связей.   Важными требованиями   являются   также   добровольность   и   активность   учащихся   в   этой   работе, массовость как форма организации. Здесь увлекательным должно быть само овладение новым материалом, а не только и не столько форма организации, т.е. напряженный, целенаправленный, захватывающий учащегося труд.   Примером   может   служить   самостоятельный   выбор   изготавливаемых   изделий (примерный перечень изделий: 5класс – фартук, нагрудник детский с вышивкой аппликацией, салфетка,   мешочки   для   хранения   пищевых   продуктов;   6   класс   –   юбка   коническая,   юбка клиньевая; 7 класс – платье, ночная сорочка, блузка, ветровка, топик, детская распашонка).  Для успешного развития личности обучение должно включать проблемные ситуации, в условиях   которых   учащиеся   самостоятельно   или   с   помощью   учителя   решают   возникшую проблему.  В   самостоятельной   деятельности   школьников   важным   компонентом   являются   мотивы учения.   Самостоятельную   работу   надо   организовывать   так,   чтобы   учащийся   постоянно преодолевал посильные трудности, но чтобы уровень требований, предъявляемых ученику, не был   ниже   уровня   развития   его   умственных   способностей.   Работа   по   развитию   умений   и навыков   самостоятельного   умственного   труда   проводится   в   системе,   основой   которой является   постепенное   увеличение   самостоятельности   учащихся,   осуществляющееся   путем усложнения заданий для самостоятельной работы и путем изменения роли и руководства учителя при выполнении учащимися этих заданий. При выборе заданий для самостоятельной работы учитываются прежде всего возрастные и индивидуальные особенности.  При подготовке учителем самостоятельной работы учащихся необходимо продумать, как предлагать учащимся задание для самостоятельной работы, как инструктировать их перед работой.   Под   инструктированием   учащихся   перед   началом   самостоятельной   работы подразумевается краткое, но исчерпывающее объяснение учителем того, что надо сделать, зачем нужна данная работа, каким образом ее выполнять. Наряду с устным инструктированием широко используются письменные руководства к работе: дидактические карточки, тетради для самостоятельной работы. правильно организовать изучение той или иной темы.   Рассмотрим систему дифференцированных заданий, которая поможет преподавателю Система дифференцированных заданий. 1. Трехвариантные задания по степени трудности (облегченной, средней и повышенной). При этом выбор варианта предоставляется ученику. 2. Общее для всего класса задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности. 1. Индивидуальные дифференцированные задания. 3. Групповые дифференцированные задания с учетом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель). 4. Равноценные двухвариантные задания по рядам с приложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей трудности. 5. Общие практические задания с указанием минимального и максимального количества задач или примеров для обязательного выполнения. 6. Индивидуально-групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам или примерам. Цели самостоятельной работы.  систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и Самостоятельная работа учащихся проводится с целью: практических умений школьников; правовую,  формирование умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу;  развитие познавательных способностей и активности школьников: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; способностей к  формирования самостоятельности мышления, саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;  развития исследовательских умений. Функции самостоятельной работы  выработка способности работать самостоятельно;  развитие познавательной активности;  стимулирование творческого мышления;  повышение культуры умственного труда, интереса к работе;  осмысление приобретенных знаний ("что сделано самим, лучше запоминается");  формирование умения планировать время;  выработка ответственности и инициативности. Признаки самостоятельной работы  наличие задачи, проблемного вопроса, особого времени на решение;  проявление умственной нагрузки; проявление самостоятельности, сознательности, активности. Работа по формированию у учащихся умений и навыков работы с учебником должна вестись   учителями   на   всех   этапах   обучения:   при   сообщении   нового   материала,   при осмысливании и закреплении знаний, при проверке домашних заданий. За время обучения в школе учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками в работе с учебником: уметь   выделять   главное   в   тексте,   рисунке,   таблице;   устанавливать   логическую   связь   и зависимость между сведениями, изложенными в параграфе учебника; сравнивать изучаемые явления;   делать   обобщения,   выводы   по   одному   или   нескольким   параграфам   учебника; составлять схемы, таблицы, графики по тексту учебника; делать анализ содержания рисунков; составлять словарь по теме; самостоятельно изучать отдельную тему учебника; составлять план   по   тексту   учебника;   уметь   составлять   задачи,   используя   текст   учебника;   писать конспекты, сочинения; выполнять опыты, описанные в учебнике. Перечисленные умения и навыки   могут   быть   сформированы   у   школьников   лишь   при   условии   специально организованного обучения рациональным приемам работы с учебником. В   заключение   следует   отметить,   что   при   всем   многообразии   видов   самостоятельной работы   учащихся   успех   обусловлен   определенными   дидактическими   условиями.   Первое условие – наличие у учащихся знаний, позволяющих понять цель задания, его содержание и последовательность выполнения. Второе условие – присутствие в содержании задания нового материала,   вызывающего познавательный интерес учащихся и требующего самостоятельного решения.  Третье условие –   необходимость   фиксации   результатов   самостоятельной   работы   в   записях,   рисунках, чертежах, схемах. Четвертое условие – работа с учебником должна сочетаться с другими видами самостоятельной работы на уроке. Пятое условие – самостоятельная работа ученика   придающего   заданию   исследовательское   направление, соответственным образом оценивается учителем в конце урока – это стимул для проявления школьниками старательности при выполнении заданий.  Библиографический список 1. Бабанский   Ю.К.   Оптимизация   учебно­воспитательного   процесса.   ­   М.:   Педагогика, 1982. ­ с.251­300. 2. Батышев С.Я. Трудовая подготовка школьников: Вопросы теории и методики. ­ М.: Педагогика, 1981. 3. Временные   требования   к   обязательному   минимуму   содержания   образовательной области “Технологии” (Технология, трудовое обучение, черчение). ­ М.: Дрофа, 2011. 4. Методика   обучения   технологии:   Книга   для   учителя   /   Под   ред.В.Д.   Симоненко.   ­ Брянск; Ишим: НМД “Технология ”, 2011.

Педагогическая проблема

Педагогическая проблема

Педагогическая проблема

Педагогическая проблема

Педагогическая проблема

Педагогическая проблема

Педагогическая проблема

Педагогическая проблема
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2017