Занятия театральной деятельностью с детьми развивают не только психические функции личности ребёнка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным. Взрослый призван помогать ребёнку открывать черты прекрасного в окружающем мире, приобщать его к доступным видам художественно-эстетической деятельности.
Настоящая статья описывает проект подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возрастастатья
Образовательный проект
«Кукла на ложке - театр в ладошке»
М.А Мауль,
Т.В.Самхарадзе,
Воспитатели ГБОУ «Школа№2098»г. Москвы
«Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь.
Это такая кафедра, с которой можно много
сказать миру добра.»
Н.В.Гоголь
В современном детском саду используется много видов кукол для
театрализованной деятельности. Однако для поддержания интереса детей к
родной культуре и семейным традициям, активизации познавательно-
творческой деятельности и привития нравственных ценностей и доброты
необходимо постоянно обновлять развивающую среду театральных центров
(уголков) детского сада
Для реализации задач духовно - нравственного воспитания и развития
дошкольников нужны куклы-образы, способствующие формированию у детей
ценностно- смысловых представлений о мире, добре, и зле, нравственных
качествах народных идеалов. Эта идея раскрывается в Концепции духовно-
нравственного воспитания личности гражданина России(1), предлагая
национальный воспитательный идеал. Для малышей такими идеалами
являются образы народных сказок и былин(2):добрые молодцы, красны
девицы, богатыри, мастера и рукодельницы, образы доброй матушки,
заботливого и мудрого батюшки. По согласованию с родителями этими
образами могут служить образы русских святых и образы библейских и
евангельских сюжетов.
Кукла на ложке, ложковый театр становится все более популярным в
работе дошкольных организаций. Кукла на ложке, ложка в руке – этот
принцип помогает детям освоить приемы кукловождения. Исторические
корни куклы на ложке можно соотнести с куклами для вертепных театров со
стержневым основанием, на котором закреплялась одежда , украшения. Еще
одно преимущество ложкового театра – широкие возможности его
использования для театрализации для детей от двух до семи лет. В четыре
года ребенок может помогать взрослым в изготовлении кукла, а в пять – даже
сделать ее сам. Для этого нужны ложка, лоскутки и тесемочки. Надо
обратить внимание детей на художественный образ куклы, подбирая
лоскутки для одежды, развивая мелкую моторику при ряжении куклы или
технические навыки в использование клея и сборке мелких деталей для глаз,
волос, бантиков, ротика и носика.Образ куклы на ложке должен быть знаком детям, притягателен и любим,
лишь в том случае он будет стимулировать детское воображение, развитие и
творчество. Такие куклы-образы должны быть легкими в изготовлении и
обязательно нести ценностно – смысловую воспитательную нагрузку. Куклы –
актеры и актрисы должны быть эстетически приятными, яркими, легкими,
доступными и безопасными в управлении для детей.
Высоко оценивая выявленный педагогический потенциал кукол на ложках,
нами разработан образовательный проект «Кукла на ложке – театр в
ладошке». Его цель – развитие личности ребенка средствами
театрализованной деятельности, обеспечение условий для взаимосвязи с
другими видами детской деятельности в целостном педагогическом процессе.
Среди задач выделим наиболее важные.
1. Социально – коммуникативное развитие: усвоение нравственны норм и
ценностей русской культуры, развитие культуры общения и
взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие
социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной
отзывчивости, сопереживания, формирование уважительного
отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу
детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным
видам труда и творчества.
2. Познавательное развитие: знакомство с новым видом кукольного театра
– театром ложек, развитие умение обыгрывания слов куклами; развитие
воображения и творческой активности, интереса к духовно –
нравственной культуре, любознательности и познавательной
мотивации; формирование познавательных действий; формирование
первичных представлений о себе, других людях, объектах
окружающего мира, о малой родине и отечестве, представлений о
социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных
традициях и праздниках.
3. Речевое развитие: обогащение словаря, развитие речевой культуры, в
том числе связной, грамматически правильной диалогической и
монологической речи, речевого творчества, звуковой и интонационной
культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной
культурой, детской литературой.
4. Художественно-эстетическое развитие: становление эстетического
отношения к окружающему миру; формирование элементарных
представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной
литературы, фольклора; формирование предпосылок ценностно –
смыслового восприятия и понимания произведений искусства
(словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; обучение
детей изготовлению кукол для театра ложек, мотивация к
самостоятельным играм с театральными куклами и включению в
самостоятельные игры песенных и танцевальных импровизаций;
стимулирование сопереживания персонажам художественных
произведений; реализация самостоятельной творческой деятельности
( изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
5. Физическое развитие: приобретение опыта в двигательной
деятельности, развитие физических их качеств ( координация игибкость), развитие мелкой моторики обеих рук, привитие ценностей
здорового образа жизни при формировании полезных привычек через
традиции русской культуры.
Проект реализует образовательную программу в формах деятельности,
специфичных для дошкольников, прежде всего в форма игры ,
познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности ,
обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. В проекте
учувствуют воспитанники подготовительной группы, воспитатель, родители.
Проект рассчитан на четыре месяца ( декабрь, январь, февраль, март). Тип
проекта - познавательный, игровой.
Ожидаемые результаты:
Повышения компетентности воспитателей и других участников
образовательного процесса в развитии способностей и творческого
потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой,
другими детьми, взрослым миром.
Развитие ребенка во всех направлениях образовательных областей.
Значительное расширение представлений детей о театральной
культуре.
Повышение уровня общей культуры детей дошкольного возраста.
Создание предметной среды, способствующей развитию у детей
театральной культуры.
Повышение уровня приоритетности и общепризнанности в детском
коллективе ценностей гуманизма, уважения к окружающему миру,
отношения друг к другу, милосердия, готовности прийти на помощь.
Этапы проекта
Цель первого, подготовительного этапа-определение у детей и родителей
уровня знаний о ложечном театре для достижения этой цели мы решаем
следующие задачи: создаем условия для диагностики ( разрабатываем
критерии для оценки знаний и умений, тесты, опросники, анкеты, подбираем
методическую литературу); диагностируем первичный уровень знаний детей
о кукольном театре; побуждаем родителей принять участие в анкетировании;
выбираем методы диагностики уровня творческих способностей детей, в том
числе формализованные ( тесты опросники) и неформализованные
( наблюдения, беседы), выявляем уровень творческих способностей каждого
ребенка.
Успеху первого этапа способствует эмоционально-благополучная
атмосфера в группе детского сада. Наличие специальных педагогических
условий для развития детского творчества и предметно-развивающей среды.
Важно составить перспективный план работы по развитию творческих
способностей у старших дошкольников средствами театрализованных игр,
провести анкетирование родителей « Как вы учите добру?». Мы также ведем
индивидуальные беседы и консультации с родителями. Выявляя их
заинтересованность в пополнении театрального уголка , а также
возможности и способностей в той или иной области рукоделия.Второй этап предполагает организационно – педагогическую работу,
направленную на создание условий для расширения кругозора детей,
воспитание людей, любящих и понимающих искусство, стремящихся к
театральному творчеству.
Задачи основного этапа: познакомить детей с историей возникновения
деревянной ложки и способами ее изготовления; познакомить детей и
родителей с кукольным театром ; познакомить детей и родителей с
кукольным театром на деревянных ложках; рассказать детям о творчестве
С.Я. Маршака (« Сказка о глупом мышонке»), вызвать интерес к театральной
постановке этой сказки , через кукольный театр на деревянных ложках.
Для успешной работы на втором этапе мы предлагаем следующий план:
Занятие №путешествие в прошлое ложки». Обогащаем представление
детей об истории возникновения ложки.
Виртуальное посещение музея(просмотр видео). Приобщаем к
прошлому и настоящему наше культуры. Оформляем альбом «Музейный
стенды».
Занятие «Ах вы ложки, мои ложки». Закрепляем умение детей играть
на ложках, развиваем чувство ритма, слух. Расписываем деревянные
ложки. Знакомим детей с искусствам хохломской росписи, развиваем
чувство цвета и композиции; создаем условия для художественного
творчества детей. Слушаем народную в исполнении ансамбля «
Ложкари». Учим детей узнавать на слух, как звучат деревянные ложки;
вызываем эмоциональный отклик на русские народные мелодии.
Проводим опыты « Какая ложка быстрее нагревается -деревянная или
металлическая?», Какая ложка легче?».
Занятие «Кукольный театр на деревянной ложке». Знакомим детей и
родителей с новым видом кукольного театра, вызываем эмоциональный
отклик, желание участвовать в спектакля.
Знание «Куклы из деревянных ложек». Учим детей создавать образы
животных, используя нестандартный материал - деревянные ложки,
картинки животных; развиваем мелкую моторику. Мастер – класс для
родителей: учим разным способами изготовление кукол на деревянной
ложке.
Занятие « Какую куклу выбрать?». Обсуждаем характеры героев,
договариваемся, кто какую роль хотел бы сыграть. Подбираем музыку к
тексту. Учимся передавать с помощью музыки характер, повадки и
настроение героев. Проигрывание диалогов из сказки. Учимся
передавать с помощью мимики , жестов, интонации, тембра голоса
характера героев сказки.
Репетиция сказки с музыкой и декорациями. Закрепляем навыки
кукловождения за ширмой.
На третьем, заключительном этапе проводим мониторинг проекта,
сравниваем уровень первичного среза знаний с итоговыми результатами.
Важно, что мы диагностируем знания по театрализованной деятельности в
двух аспектах: театральные знания и умения и личностное развитие, затем
анализируем данные и сравниваем результаты. Зрелищности третьему этапу
добавляют выставка «Кукольный театр на деревянных ложках своимируками», альбом фотографий со сценами из спектакля и, разумеется,
кукольный спектакль для родителей и педагогов детского сада. Советуем
также завести книгу отзывов о спектаклях.
В процессе реализации проекта прослеживается значительное расширение
знаний детей о духовно – нравственной культуре, традициях кукольного
театра. Дети научились простейшим способам изготовления театральных
кукол, овладели навыками кукловождения. И дети, и родители довольны
результатами. Обыгрывая этюды с куклами, выступая перед зрителями,
воспитанники совершенствуют культуру речи, обогащают ее интонационный
и грамматический строй. Значительно развивается диалогическая речь.
Повысился уровень общей культуры детей через приобщение их к русской
народной культуре, ценностям гуманизма, уважения к окружающему миру.
У воспитанников также прослеживаются положительная динамика
личностных изменений, повысился уровень коммуникативного развития.
Проект способствует формированию чувства сопереживания,
ответственности за свои поступки, отзывчивость по отношению к
сверстникам, умению мирно разрешать конфликты через коллективные
действия, взаимодействия с другими детьми и взрослыми. Благодаря
совместной деятельности в ходе реализации проекта укрепились
взаимоотношения между детьми, воспитателями, родителями. Дети стали
более общительными, раскрепощенными, уверенными в себе и в своих силах,
не боятся выступать перед зрителями.
В лице родителей мы нашли поддержку не только в подготовительной работе
( изготовлении декораций, атрибутов кукол на деревянных ложках), но и
увидели в них талантливых постановщиков, артистов, воспитателей своих
детей.
Литература
1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-
нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
М.,2009.
Нестеренко А. В. Этнохудожественное образование детей и подростков на
основе русской традиционной культуры. М., 2008.
2.