Педагогическая статья: "Формы работы классного руководителя с семьей учащегося"
Оценка 5
Педсоветы
doc
администрации +1
Взрослым
23.04.2017
«Не думайте, что воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома» (А.С. Макаренко)
Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям.
Семейное воспитание.doc
Формы работы классного руководителя с семьей
учащегося
«Не думайте, что воспитываете ребенка только тогда, когда с ним
разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в
каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома»
(А.С. Макаренко)
Семья и школа – это трудовые коллективы, моральная опора, основа для
всестороннего развития личности ребенка, многообразная система отношений с
родителями, родными, учителями, одноклассниками. Мораль и вкусы, манеры и
привычки, мировоззрение и убеждения, характер и идеалыосновы всего этого
закладывается в семье и в школе. Именно в семье складываются представления
ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к
материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он
переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости…
Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на
повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия
школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала. Процесс
взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в
учебновоспитательный процесс, во внеурочную деятельность, сотрудничество с
детьми и педагогом.
Семья таит в себе и определенные сложности, противоречия и недостатки
воспитательного воздействия. Так наиболее распространенными негативными
факторами семейного воспитания, которые приходится учитывать в учебно
воспитательном процессе, следует считать такие:
избыток (либо недостаток) вещей, приоритет материального благополучия
над реализацией духовных потребностей растущего человека;
бездуховность родителей, отсутствие стремления к духовному развитию
детей;
безнаказанность;
наличие аморального стиля и тона отношений в семье;
отсутствие нормального психологического климата в семье;
безграмотность в психологопедагогическом отношении (отсутствие
целенаправленности воспитания, физические наказания, причинение детям
тяжелых нравственных страданий);
противоправное поведение взрослых и т.д.
Дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности,
любви, счастья;
родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть,
и способствовать развитию в нем лучшего;
личность самих родителей идеальная модель для подражания детей.
Существенным аспектом этой же самой проблемы является соблюдение
и осуществление единой линии требований семьи и школы. Очень важно,
чтобы в семье закрепились навыки и привычки правильного поведения, которые формируются у ребенка в школе. Здесь тоже имеются свои
трудности. Одни родители, не понимая важности согласованных и
целенаправленных усилий семьи и школы, иногда становятся на путь
обвинения учителей в якобы неправильных тех или иных воздействиях на
их детей. В присутствии ребенка они осуждают неверные с их точки
зрения действия педагогов. Другие вообще не поддерживают контактов со
школой и являются туда только по вызову классного руководителя или
администрации школы, третьи вовсе обходят школу своим вниманием.
« Участие родителей в жизни школы должно проявляться не в
формальном присутствии на родительских собраниях, а в постоянном
общении, в чистосердечном, искреннем высказывании своих недоумений, в
волнующих их вопросах. Они могут быть уверены, что школьные учителя
самым внимательным образом прислушаются к их замечаниям, терпеливо
разъяснят и рассеют имеющиеся у родителей неправильные взгляды и
самым добросовестным образом будут стремиться к решению возникших
проблем. У семьи имеется свой жизненный опыт, свои наблюдения,
которых нет у школы; у школы есть знания и опыт, которых нет у семьи, и
поэтому только совместными усилиями, постоянным сотрудничеством
может быть правильно разрешена стоящая перед ними задача: воспитание
достойного поколения». Взаимная поддержка семьи и школы оказывает
заметное влияние на утверждение и поддержание авторитета и родителей,
и учителей, что является одним из обязательных условий эффективности
воспитания.Там, где учителя и родители действуют согласованно, обычно
успешно осуществляется учебно воспитательная работа в школе и
происходит более правильное воспитание детей в семье.
Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно
взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества
школы и семьи играют классные руководители. Система работы классного
руководителя – это совокупность взаимно связанных между собой
воспитательных мероприятий, вытекающих из целей и задач воспитания.
Формы трудовой деятельности: оформление кабинета, сбор макулатуры,
посадка памятной аллеи в связи со знаменательным событием в жизни детей и
родителей и др.
Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей,
соревнования, конкурсы, КВН.
Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с
новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями
учителя.
Родительское собрание – основная форма работы родителей, где
обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллектива. Большую
роль играют отзывы учителей об учебной деятельности учащихся.
Диспут – размышление по проблемам воспитания – одна из интересных для
родителей форм повышения педагогической культуры. Проходит в
непринуждённой обстановке и позволяет всем включиться в обсуждение
проблемы.
Посещение семьи — эффективная форма индивидуальной работы педагога
с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и
склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об
успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий
и т.д. Посещение семьи как форма работы с родителями, на сегодня в
педагогике спорная. С одной стороны, классный руководитель лучше узнает
условия, в которых живет ребенок, по возможности может влиять на их
улучшение. А с другой стороны, эту форму работы можно рассматривать как
вторжение в личную жизнь семьи, что может осложнить взаимоотношение
педагога с семьей.
Переписка с родителями — письменная форма информирования родителей
об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей
совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и
пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки —
доброжелательный тон, радость общения.
Организация совместных досуговых мероприятий или вовлечение родителей
в совместную с детьми деятельность – это также одна из функций работы. Все
это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не
известные стороны их интересов, увлечений, таланта. Формы досуга: совместные
праздники, подготовка концертов, спектаклей: просмотр, обсуждение фильмов и
спектаклей; соревнования, конкурсы, КВН.
От успешного взаимодействия выигрывают все стороны. Положительным
результатом сотрудничества для педагогов становится повышение уважения со
стороны родителей и общества в целом, улучшение межличностных
взаимоотношений с ними, повышение авторитета в глазах детей, родителей и
школьной администрации, большая удовлетворённость своей работой, более
творческий подход к ней. Для родителей результатом взаимодействия
становится лучшее знание детей и школьных программ, уверенность в том, что
при обучении учитываются их мнения и пожелания, ощущение своей значимости
в школе, укрепление семьи и улучшение общения с детьми
Огромную роль в работе учителя играет диагностика. Любая информация,
которую классный руководитель может получить от родителей и детей, может
оказать семье и ребенку неоценимую услугу.
Семья и школа играют главную роль в жизни ребенка, и от того, как он себя
в них чувствует, зависит его развитие как личности. Поэтому ни школа без
семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими, сложнейшими
задачами становления школьника. Школа должна пригласить семью к
сотрудничеству, считаясь с её возможностями. Семья же должна рассматривать
школу как своего друга в деле воспитания ученика. Сотрудничество школы и
семьи это результат целенаправленной и длительной работы, которая, прежде
всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи,
особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Взаимодействие
участников педагогического процесса должно быть спланировано и
организовано. Суть взаимодействия учителя и семьи заключается в том, что обе
стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем
лучших качеств.
Кл. часы: Взаимоотношения в семье, Всё начинается с семьи.
Родительские собрания (Адаптация учащихся при переходе из начального звена
в среднее звено. Как избежать конфликтов в общении с детьми?) Анкетирование для родителей:
Сколько времени в день проводите с детьми?
Какие вопросы школьной жизни Вы чаще всего обсуждаете дома со своим
ребенком? ( успехи(неуспехи) ребенка в учебе, взаимоотношения с
учителями(классными руководителями) , отношения детей в классе и школе,
участие ребенка в классных или общешкольных мероприятия, поведение
ребенка в школе) Оказываете ли вы помощь в подготовке дом заданий?
Контролируете ли выполнение дом. заданий?
Педагогическая статья: "Формы работы классного руководителя с семьей учащегося"
Педагогическая статья: "Формы работы классного руководителя с семьей учащегося"
Педагогическая статья: "Формы работы классного руководителя с семьей учащегося"
Педагогическая статья: "Формы работы классного руководителя с семьей учащегося"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.